25 июня 2016 года совершил первый выход в море головной корабль проекта 11711 «Иван Грен». Данное событие ознаменовало успешное воплощение проекта 11711 в жизнь. «Иван Грен» является первым кораблём, выпущенным в рамках данного проекта.

Хотя изначально в рамках проекта 11711 планировалось выпустить 5-6 больших десантных кораблей (БДК), после спуска на воду корабля «Иван Грен» стало окончательно известно, что проект будет завершён после спуска на воду второго корабля – «Пётр Моргунов». Подобное изменение первоначальных планов произошло из-за длительности разработки БДК проекта 11711, которая длилась с 1998 года. Толчком к началу проекта послужил отказ Франции передать два десантных корабля типа «мистраль», которые изначально строились по заказу России.

История появления БДК проекта 11711

Так как большинство современных войн являются локальными, то армии больших стран должны быть высокомобильными и профессиональными. Именно это послужило основой для разработки ВМФ России военных кораблей нового типа. Так как роль морского флота в настоящее время заключается, в том числе и в высадке десанта, России срочно были нужны десантные корабли, способные перевозить большое количество морских пехотинцев, вместе с их боевыми машинами.

Все старые десантные суда, которые были сделаны ещё в СССР, не могли вместить достаточное количество морских пехотинцев, поэтому в 1998 году Невское проектно-конструкторское бюро получило техническое задание на разработку судов подобного типа. Изначально, специальное десантное судно предполагалось сделать небольшим. Использовать его предполагалось на Чёрном и Балтийском морях.

Вскоре планы по созданию десантного корабля были существенно откорректированы. Создание небольшого корабля было признано несоответствующим современной концепции ведения войн, поэтому было принято решение значительно увеличить водоизмещение будущего военного корабля. Новый план предполагал создание большого десантного корабля, который cмог бы решать военные задачи в любой точке мирового океана.

Хотя новый план был признан, в ходе разработок проекта ещё 3 раза пришлось вносить значительные изменения. Конструкторские разработки продолжались в течение 6 лет. В конечном итоге проект стал называться проектом 11711, а большое десантное судно, согласно новой конструкторской разработке, должно было обладать следующими характеристиками:

  • Водоизмещение корабля было увеличено до 5 000 тонн, что значительно увеличило полезную площадь для размещения личного состава и специализированной военной техники;
  • Характеристики десантного судна позволяли кораблю свободно перемещаться в любой точке мирового океана;
  • Судно было оборудовано самыми современными средствами погрузки-выгрузки;
  • На его палубе могли размещаться два вертолета и целый комплект различного вооружения.

Кроме того, в комплекте нового корабля предусматривалось место для размещения целого ряда погрузочно-разгрузочных машин и специальных морских понтонов.

Строительство больших десантных кораблей проекта 11711

Первый десантный корабль проекта 11711 «Иван Грен» был заложен только в 2004 году. Назван первый корабль серии был в честь советского вице-адмирала и учёного Ивана Грена. Хотя ещё на стадии проектирования в проект постройки три раза вносились серьёзные изменения, за годы постройки, которые растянулись практически на 14 лет, конструкторы внесли ещё более 20 изменений.

Проект 11711 в полной мере испытал на себе последствия экономического кризиса в России. Заказчик проекта и подрядчик долго не могли придти к согласованному решению. Главной проблемой было недостаточное финансирование проекта. Хотя необходимые деньги на очередной этап работы часто выделялись в полном объёме, последствия инфляции значительно уменьшали эти суммы.

Интересна ситуация, когда, не решив все проблемы, связанные со строительством первого корабля, в 2010 году было начато строительство второго корабля из этой серии. Вероятнее всего это было связано с необходимостью как можно быстрее «освоить» дополнительные средства, выделяемые бюджетом на этот проект. Конструкторы прекрасно понимали, что за 6 лет, которые прошли после начала строительства первого корабля серии, появились новые технологии, и первый БДК «Иван Грен» не станет образцом совершенства и воплощением современных технических решений. Как показало время, конструкторы оказались правы. Проект 11711 было решено закрыть после окончания строительства второго корабля серии.

В 2012 году большой десантный корабль «Иван Грен» был спущен на воду. После этого события на его испытания и доработки было отведено 2 года. Большие проблемы, касающиеся доработки корабля, произошли из-за неготовности военной промышленности России в срок поставить кораблю необходимое вооружение. Не отставали от военной промышленности и другие предприятия, которые также не успевали с производством необходимых узлов и агрегатов, необходимых для завершения постройки первого корабля проекта 11711.

Хотя корабль «Иван Грен» должен был быть готов в конце 2013 года, свой первый полноценный выход в море он совершил только летом 2016 года.

Особенности конструкции БДК «Иван Грен»

Корабль «Иван Грен» был заложен в декабре 2004 года на судостроительном заводе «Янтарь» в городе Калининграде. При начале строительства ему был присвоен номер 01301.

Проект 11711 был разработан в ОАО «Невское Проектно-конструкторское бюро». Данный проект пришёл на смену проектам 775 и 1171, которые разрабатывались до него. Кстати, большие десантные корабли этих проектов, которые выпускались ещё в СССР с 1964 по 1975 годы (БДК проекта 1171) и с 1974 по 1991 годы (БДК проекта 775), находятся на вооружении военно-морского флота России до сих пор.

Корабли проекта 11711 предназначены для следующих действий:

  • Высадка десанта на побережье;
  • Срочная переброска грузов военного значения;
  • Участие в миротворческих операциях;
  • Патрулирование территории с последующим выбросом десанта в местах, где появляется необходимость.

Помимо этого, корабль может принимать участие в поимке нарушителей территориальных вод Российской Федерации.

Так как большие десантные корабли, кроме десанта личного состава, способны десантировать и боевую технику, корабль «Иван Грен» применяет для этого следующие способы:

  • Непосредственно на необорудованный для высадки берег;
  • Высадка на плав;
  • Высадка с помощью специально оборудованного вертолёта КА-29.

Для выгрузки техники используется кормовая аппарель или специальное носовое высадочное устройство.

Интересным способом высадки является высадка с помощью системы инженерных понтонов, из которых собирается мост от корабля до берега. Хотя данный метод давно уже используется за рубежом, в России он применяется впервые. Многие скептики сомневаются, что лёгкий понтонный мост сможет выдержать тяжёлую бронетехнику.

Также впервые на отечественных кораблях подобного типа применена система перевозки 20-тонных морских контейнеров на верхней палубе. С помощью кран-балки эти контейнеры можно выгружать как на причальную стенку, так и на другие корабли.

Что представляет собой корабль «Иван Грен»

Большой десантный корабль «Иван Грен» имеет следующую конструкцию:

  • Сам корабль двухпалубный и двухвальный;
  • Машинное отделение расположено на корме, имеется бак и ют;
  • На корабле есть две надстройки и огромный десантный трюм, который идёт от кормы до носа корабля. В этом трюме размещается бронетехника;
  • Корпус корабля и две его надстройки сделаны из стали;
  • Так как данный корабль рассчитан на длительное патрулирование с большим количеством личного состава на борту, каюты для десантников весьма комфортабельные. На борту есть даже спортивный зал;
  • Имеется специальная вентиляционная система в отсеке для бронетехники. Она поддерживает комфортную температуру для запуска двигателей имеющейся на борту бронетехники;
  • Хотя в кормовой надстройке корабля «Иван Грен» есть ангар, рассчитанный на размещение одного вертолёта, при использовании специальной выдвижной площадки там можно разместить два вертолёта;
  • Водоизмещение корабля составляет 6 000 тонн;
  • Длина корабля – 120 метров, ширина – 16,5 м, осадка – 5 м;
  • Экипаж корабля составляют 100 человек.

При этом корабль может совершать длительные рейсы, так как его автономность составляет 30 суток. Для обнаружения надводных и воздушных целей используется радиолокационная станция МР-352 «Позитив».

Изменения в конструкции корабля «Иван Грен» и его грузовая вместимость

Так как первый корабль проекта 11711 несколько раз подвергался процедуре корректировки по части вооружения, изменения ТТХ и прочих характеристик, сроки его окончательной готовности переносились несколько раз. Изначально корабль планировалось укомплектовать следующим вооружением:

  • Артиллерийской системой А-190М калибра 100 мм;
  • Двумя зенитными ракетно-артиллерийскими комплексами «Палаш», которые хоть и были созданы в начале 1990-х годов, до сих пор являются достаточно редким вооружением;
  • Двумя реактивными системами залпового огня «Град-М» калибра 122 мм. Данная система была сделана на базе 9К51 «Град» и предназначена специально для огневой поддержки десанта при высадке.

В результате проблем с финансированием проекта, от данного комплекса вооружения пришлось отказаться. Новое вооружение корабля «Иван Грен» состоит из следующих систем:

  • На носу теперь расположена артиллерийская установка АК-630М-2 калибра 30 мм;
  • На корме имеются две артиллерийские установки АК-630М, которые совмещены с системой управления огнём 5П-10-03 «Ласка», которая в данное время отлично себя зарекомендовала;
  • Два крупнокалиберных пулемёта МПТУ «Жало» калибра 14,5 мм;
  • Переносные ПЗРК.

Как видно из последнего списка, изначальное, достаточно мощное вооружение, заменили на более лёгкое, что значительно снизило боевую мощь корабля.

Что касается грузоподъёмности корабля «Иван Грен», то корабль может взять на борт до 1 500 тонн груза. Это до 380 человек десанта в полной боевой экипировке. Кроме десанта, десантный корабль может взять на борт 13 боевых танков или 36 БМП.

В качестве силовой установки на большой десантный корабль «Иван Грен» установлены два мощных дизельных двигателя ДРРА-3700, имеющие систему турбонаддува СУТН-10060. Каждый из силовых агрегатов способен развивать мощность до 5 200 л/с. В каждом машинном отделении имеются по два мощных дизельных генератора, которые обеспечивают потребности корабля в электроэнергии, как в стояночном режиме, так и в режиме боя.

БДК проекта 11711 на сегодняшний день

Так как проект 11711 на сегодняшний день частично реализован, можно с уверенностью сказать, что постройки запланированных 5-6 больших десантных кораблей в рамках этого проекта не предвидится. Корабль «Иван Грен», который сейчас проходит комплекс испытаний, должен войти в состав флота (скорее всего Балтийского) в конце декабря 2017 либо в начале 2019 года.

Второй корабль, который начали строить в 2010 году, должен быть построен в запланированные сроки. После постройки корабля «Пётр Моргунов» проект 11711 будет, скорее всего, закрыт. Это связано с тем, что за прошедшие годы появилось множество новых разработок, в результате чего корабли проекта 11711 кажутся уже достаточно устаревшими.

В настоящее время крупные мировые державы заняты строительством более крупных десантных кораблей, называющихся «судно-док». Можно сказать с уверенностью, что следующий российский проект будет напрямую связан с разработкой и постройкой больших десантных кораблей именно такого класса.

Несмотря на то, что большие десантные корабли проекта 11711 не являются передовыми в своём классе, теперь у России есть опыт в строительстве судов подобного класса. Можно с уверенностью сказать, что в случае достаточного финансирования последующих проектов подобного масштаба, Россия сможет в короткие сроки разработать и выпустить более современные большие десантные корабли класса «судно-док».


БОЛЬШОЙ ДЕСАНТНЫЙ КОРАБЛЬ «ИВАН ГРЕН» ПРОЕКТА 11711

LARGE LANDING SHIP «IVAN GREN» PROJECT 11711

16.04.2019


Два больших десантных корабля (БДК) проекта 11711, о закладке которых 9 апреля объявил министр обороны Сергей Шойгу, получат названия «Владимир Андреев» и «Василий Трушин». Об этом в понедельник сообщил ТАСС источник в оборонно-промышленном комплексе.
«Решением заказчика два новых БДК проекта 11711, о закладке которых недавно сообщил министр, будут носить имена «Владимир Андреев» и «Василий Трушин», — сообщил собеседник агентства.
9 апреля на селекторном совещании в военном ведомстве министр обороны сообщил, что 23 апреля на судостроительном заводе «Янтарь» (входит в Объединенную судостроительную корпорацию, ОСК) в Калининграде будут заложены два больших десантных корабля проекта 11711 типа «Иван Грен». По словам Шойгу, новые корабли «планируется ввести в состав ВМФ до 2025 года».
Владимир Андреев — советский адмирал, участник Великой Отечественной войны. С апреля 1943 года командовал Северо-Тихоокеанской военной флотилией. Отличился успешной десантной операцией по захвату Южного Сахалина и Курильских островов в августе-сентябре 1945 года, проведенной под его руководством.
Василий Трушин — советский военачальник, генерал-майор, Герой Советского Союза. В августе 1945 года отличился во время успешной десантной операции по захвату города и японской военно-морской базы Сейсин на территории нынешней КНДР. 14 сентября 1945 года за мужество и героизм, проявленные в боях с японскими войсками, удостоен звания Героя Советского Союза.
ТАСС

18.04.2019


Первый экспедиционный корабль на базе большого десантного корабля «Иван Грен» должен быть построен к 2024 году, однако его необходимо перепроектировать. Об этом в среду журналистам сообщил президент Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Алексей Рахманов на экспертном заседании по экспортному потенциалу российской судостроительной продукции.
«Нас торопят, мы хотим закончить все в 2024 году. Но это такая тяжелая история, потому что его придется перепроектировать», — сказал Рахманов, отметив, что речь идет именно о постройке экспедиционного корабля на базе «Ивана Грена».
ТАСС

24.04.2019


В Калининграде, на Прибалтийском судостроительном заводе (ПСЗ) «Янтарь» прошла торжественная церемония закладки двух больших десантных кораблей (БДК) проекта 11711 получивших имена «Владимир Андреев» и «Василий Трушин».
В торжественных мероприятиях, которые состоялись в одном из эллингов судостроительного предприятия приняли участие заместитель главнокомандующего Военно-Морским Флотом по вооружению вице-адмирал Игорь Мухаметшин, командующий Балтийским флотом адмирал Александр Носатов, работники завода, представители ВМФ РФ, Объединённой судостроительной корпорации, духовенства и органов власти Калининградской области.
Вице-адмирал Игорь Мухаметшин и адмирал Александр Носатов под звуки военного оркестра прикрепили закладные таблички на секции будущих кораблей.
Десантные корабли проекта 11711 предназначены для высадки десанта, перевозки техники и оборудования. На них могут поместиться 13 основных танков, 36 БТР или БМП, либо 300 военнослужащих десанта. На вооружении стоят шестиствольные автоматические пушки калибра 30 миллиметров. Длина корабля — 120 метров, ширина — 16,5. Головной корабль «Иван Грен» вошёл в состав ВМФ РФ в июне 2018 года.
Владимир Андреев — советский адмирал, участник Великой Отечественной войны. Он командовал Северо-Тихоокеанской военной флотилией и провел успешную десантную операцию по захвату Южного Сахалина и Курильских островов в августе-сентябре 1945 года.
Под руководством Героя Советского Союза генерал-майора Василия Трушина в августе 1945 года прошла десантная операция по захвату города и японской военно-морской базы Сейсин на территории нынешней КНДР.
Пресс-служба Западного военного округа

БДК проекта 11711 предназначены для высадки десанта, перевозки военной техники и прочих грузов. Внутренние объемы достаточны для размещения батальона морской пехоты с приданной ему техникой. Разработчик - «Невское проектно-конструкторское бюро» (НПКБ). Его специалисты с гордостью отмечают, что «Иван Грен» - первый тип десантного корабля, созданный в истории современной России. Проектирование велось на рубеже веков на основе современных технологических решений и единой информационной базы проектных данных, трехмерного макетирования корабля в целом и всех основных помещений и постов, высадочных устройств и конструкций, технологической цепочки обработки информации с использованием новейших прикладных и специализированных программных пакетов.«Корабль имеет паспорт экспортного облика и может предлагаться на экспорт», - рассказал сайту телеканала «Звезда» генеральный директор НПКБ Сергей Сергеевич Власов. Судя по официальному каталогу Объединенной судостроительной корпорации, речь идет о проекте 11711Э полным водоизмещением 6600 тонн.Завод «Янтарь» За выпуск кораблей проекта 11711 отвечает Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь». Головной корпус заложили в 2004 году и спустили на воду в мае 2012 года. В ходе строительства чертежи «Ивана Грена» дорабатывались, отражая изменения взглядов руководства ВМФ России на роль и место десантных средств. Швартовные испытания корабля начались осенью 2015 года. Затем «Ивана Грена» поставили в док для окраски подводной части и иных работ. В начале следующего года корпус прошел размагничивание.Заводские ходовые испытания стартовали прошлым летом и, после доработок корабля, возобновились ранее в нынешнем году. По словам генерального директора ПСЗ «Янтарь» Эдуарда Александровича Ефимова, предприятие рассчитывает сдать «Иван Грен» флоту до конца текущего года. Корабль прошел доработки и в настоящее время готовится к очередной фазе испытаний в море.Осенью 2014 года принято решение на строительство второго корабля. Корпус БДК «Петр Моргунов» заложили позапрошлым летом. Спуск на воду ожидается в течение следующих нескольких недель, а ввод в строй - в течение 2018 года. Будущее программы остается туманным. Ранее заявлялись планы на серию четыре-шесть кораблей, однако они могут быть пересмотрены в ходе продолжающегося процесса разработки и корректировки новой редакции Государственной Программы Вооружений (ГПВ). Пока что ГПВ-2025 существует лишь в проекте, которому нужно получить одобрение высшего политического руководства страны.Сложившиеся к настоящему моменту условия располагают к увеличению заказа на корабли проекта 11711. Дело в том, что в конструкции «Ивана Грена» использование иностранных комплектующих сведено к минимуму и, поэтому, строительство таких судов не зависит от «внешних факторов».
С 2009 года на «Янтаре» осуществляется комплексная реконструкция производственных мощностей, результатом которой должно стать увеличение объема выпускаемой продукции более, чем в пять раз, при сокращении сроков строительства в два раза с одновременным снижением стоимости единицы продукции. Без размещения госзаказа достаточного объема усилия по модернизации производства потеряют смысл.За советский период «Янтарь» построил полтысячи гражданских судов и более 160 военных кораблей. Среди них - большие противолодочные и десантные корабли, фрегаты и корветы. В новом веке ВМФ России получили созданные местными судостроителями сторожевые корабли, выполненные по проектам 11540 и 11356, причем последние также поставлялись и на экспорт - Индийской Республике.На площадке, где ныне находится ПСЗ «Янтарь», еще в 1828 году образовалось судостроительное производство «Унион Гиссерай» (Union Giesserei), откуда во второй половине 19 века по заказам царского правительства осуществлялись поставки цельностальных пароходов и паровозов-локомотивов. Затем местный завод перешел фирме «Шихау» (Schihau), которая вошла в историю благодаря постройке для нашего флота самого быстроходного (развиваемая скорость - 25 узлов) для того времени (1901 год) бронепалубного крейсера-разведчика «Новик».Особенности проекта Считается, что «Иван Грен» является развитием советского проекта 1171 «Тапир», по которому с 1964 по 1975гг. калининградские судостроители собрали 14 корпусов. Четыре из них сохранились до настоящего времени. БПК «Николай Вилков» остается в составе Тихоокеанского флота, «Саратов», «Орск» и «Николай Фильченков» - Черноморского. По сути, проект 1171 представлял военный вариант гражданского сухогруза, отличаясь наличием лацпорта, доковой камеры и усиленной носовой аппарели (у «Ивана Грена» имеется носовая и кормовая аппарели). Заметим, что в 2004 г. Украина переделала доставшийся ей БДК-104 в сухогруз «Горлiвка».Корабли проекта 1171 стали первыми отечественными БДК океанской зоны с дальностью плавания до 4800 морских миль. Они предназначены для высадки морских десантов на необорудованном побережье, и способны транспортировать различные виды техники, включая танки, общим весом одна тысяча тонн.Сохранив основное предназначение, проект 11711, тем не менее, серьезно отличается от 1171. Во-первых, полное водоизмещение увеличено более, чем на две тысячи тонн. Длина корпуса увеличилась на семь метров, ширина - почти на метр. Если у «тапиров» - небольшая кормовая надстройка, то «Иван Грен» имеет развитую надстройку с пятью ярусами в носовой и четырьмя в кормовой части.У старых кораблей вооружение ограничено артиллерийской установкой ЗИФ-31Б калибра 57 мм, а поздней постройки дополнительно получили пару пусковых установок реактивной системы залпового огня «Град-М». На новом корабле вооружение стало как бы «более оборонительным», и представлено одной артиллерийской установкой АК-630М-2 «Дуэт» (рекордсмен по темпу стрельбы среди 30-мм автоматов - десять тысяч выстрелов в минуту!), парой зенитных автоматов АК-630М (4-5 тыс. выстрелов в минуту каждый) и пулеметов «Жало».Максимальная скорость хода возросла на один узел, до 18, благодаря главной энергетической установке из пары дизелей 10Д49 (16ЧН26/26) мощностью 5200 лошадиных сил производства «Коломенского завода». Они отличаются 16-ти цилиндровым V-образным исполнением и газотурбинным наддувом. «Иван Грен» оснащен современными бортовыми системами, включая новейшую радиоэлектронику. Большое внимание уделено улучшению условий обитания как экипажа (сто человек), так и морской пехоты (до трехсот). Для них на борту судна оборудован спортзал, столовая, каюты и кубрики.Важно, что корабль обладает возможностью брать на борт современные образцы бронетехники, включая основные боевые танки массой до 60 тонн, максимальным количеством до тринадцати штук. Если численность перевозимой морской пехоты - как у проекта 1171, максимальное значение перевозимого груза выросло в полтора раза.Авиационное вооружение Отдельные источники отмечают, что БДК проекта 11711 якобы представляют замену построенным во Франции, но так и не переданным России вертолетоносцам - универсальным десантным кораблям-докам типа Mistral.
Подобные утверждения являются большой натяжкой из-за огромной разницы в водоизмещении (более чем в четыре раза) и численности авиационной группы (в пятнадцать раз). Вместе с тем, «Иван Грен» вполне подходит в качестве носителя новейшего вертолета Ка-52К «Катран». Причем для хранения авиатехники у него имеется просторный палубный ангар.Более корректно сравнивать новый российский БДК с китайскими Тип 072-III, класс «Yuting-II». Они представляют большие танкодесантные суда, считающиеся основными в составе Военно-морского флота Народно-освободительной армии Китая.
При близких размерениях и основных характеристиках, наш проект отличается наличием полноценного вертолетного ангара, в котором размещается пара транспортно-боевых Ка-29 либо один «Катран».Отметим, оба типа винтокрылой техники принимали участие в воздушной части парада 30 июля. Они пролетели над палубами БДК проекта 775, причем «Минск» находился в строю кораблей на Неве, а «Александр Шабалин» следовал в кильватерной колонне, прошедшей морским каналом у острова Котлин. Начиная с 2012 года, БДК проекта 775 активно используются для доставки грузов в Сирийскую Арабскую Республику, снабжая размещенную там российскую группировку и правительственные войска. В «сирийском экспрессе» участвуют корабли трех флотов, доставляя в военно-морскую базу Тартус главным образом вооружение и боеприпасы, которые затем используются против незаконных бандформирований.Хотя БДК проекта 775 справляются с поставленной перед ними задачей, они действуют на пределе своих технических возможностей, вырабатывая остатки моторесурса. Пополнение «сирийского экспресса» значительно более современными кораблями проекта 11711, обладающих более высокими показателями грузоподъемности, скорости и ресурса, позволит улучшить ситуацию со снабжением сил, действующих на антитеррористическом фронте.

Вооружение

Построенные корабли

Большие десантные корабли проекта 11711 - серия из двух кораблей, спроектированных в Невском ПКБ и строящихся для ВМФ РФ на ПСЗ “Янтарь” . Предназначены для перевозки и высадки десанта и боевой техники.

История создания

К началу 2000-х годов в боевом составе ВМФ России находилось около 20 больших десантных кораблей проектов 1171 и 775, большинство из которых имело срок эксплуатации более 15 лет и требовало замены в ближайшее время. По результатам научных исследований и обоснований оптимальным в существовавших на тот момент экономических реалиях для отечественного флота был признан большой десантный корабль проекта 11711, предложенный Невским ПКБ.

Проектирование

Проектирование корабля начато по техническому заданию ВМФ России в 1998 году. По первоначальному замыслу предполагалось создание корабля небольшого водоизмещения, способного осуществлять переходы внутренними водными путями. Это требование было снято ВМФ на этапе эскизного проектирования с одновременным переводом корабля в класс больших десантных кораблей (БДК) водоизмещением более 5000 тонн с возможностями транспортировки усиленной роты морской пехоты с техникой, а также с базированием на корабле двух десантно-транспортных вертолетов Ка-29 и приданием ему способности высадки техники без подхода к береговой кромке посредством перевозимых на корабле понтонов. Техническое задание на проектирование менялось трижды, проектирование велось 6 лет. Генеральный конструктор проекта - А.Виглин, главный конструктор - В.Н.Суворов.

Программа строительства

По состоянию на 2008 год в российских СМИ озвучивалась серия из пяти единиц БДК проекта 11711. Газета "Коммерсантъ" со ссылкой на источник в Министерстве обороны России 7 февраля 2012 года сообщила, что в измененной программе развития вооружения до 2020 года предусмотрено строительство шести кораблей проекта. В начале лета 2016 года эта цифра снизилась до двух кораблей.

Описание конструкции

Корпус

Погрузка техники на ко­рабль выполняется двумя способами: самостоятельно посредством использования аппарелей, либо при помощи пор­тальных или палубного грузового кранов через четырёхстворчатый грузовой люк в верхней палубе. Эти люки позволя­ют, также, вентилировать подпалубное пространство, когда непосредственно перед выходом двигатели машин работа­ют на холостых оборотах и заполняют десантное отделение выхлопными газами. Для погрузочно-разгрузочных опера­ций в районе грузового люка имеется грузовой кран грузоподъемностью 16 т и два шлюпочных крана для работы со шлюпками и моторными лодками (последних на корабле три - две большие и одна малая).

Энергетическая установка и ходовые качества

Главная энергетическая установка корабля проекта 11711 состоит из двух агрегатов ДРРА3700, работающих на винты фиксированного шага. В состав ДРРА3700 входят шестнадцатицилиндровый дизель 10Д49 мощностью 3700 кВт, реверс-редуктор РРП6000 (производства ОАО «Звезда») и электронная цифровая система управления всей установкой «Пурга-11» (производства НПО «Аврора»). В состав установки также входит интерактивное техническое руководство, которое позволяет проводить обучение и тренировки личного состава по эксплуатации установки, обеспечивать диагностику работы двигателя и редуктора.

Запасы топлива на корабле по расчетам обеспечивают ему дальность плавания 3 500 миль экономичным ходом. Автономность - 30 суток.

Вспомогательное оборудование

В качестве источников электроэнергии на кораблях проекта 11711 применяются судовые дизель-генераторы АДГ-1000НК производства ООО «УДМЗ».

Экипаж и обитаемость

Средства связи, обнаружения и управления

Вооружение

Артиллерийское вооружение

Согласно одному из "промежуточных" технических проектов в состав артиллерийского вооружения БДК "Иван Грен" входила 100-мм АУ А190. 31 мая 2010 года МО РФ в лице главкома ВМФ было принято решение № 704/4/НК/112-10 (том 1, листы дела 96-99) по оптимизации состава вооружения корабля проекта 11711. Данным решением из состава артиллерийского вооружения корабля исключены 100-мм АУ А-190-01 и МС-73М. Высказывалось мнение, что это было сделано по предложению завода-строителя, не укладывавшегося в выделенные по ГОЗу деньги. Для самообороны корабля были оставлены три АУ "Дуэт".

Десантно-высадочные возможности

Десантовместимость - до 36 БТР или 13 ОБТ (массой до 60 тонн). На борту также может перевозиться до 300 полностью экипированных и вооруженных десантников.

На кораблях проекта 11711 реализована идея неконтактной выгрузки десанта и техники из корабля на необорудованное или пологое побережье за счет использования серийных понтонных средств. Корабль несет в трюме комплекс серийных понтонов, которые монтируются в понтонный мост, соединяющий БДК и побережье или используются как отдельные плавающие средства.

На корабле предусмотрен ангар и ВПП для постоянного базирования двух вертолета типа Ка-29.

Построенные корабли

Головной большой десантный корабль проекта 11711 заложен 23 декабря 2004 года. Приказом Главнокомандующего ВМФ кораблю было присвоено имя «Иван Грен».

Название Зав. № Завод-строитель Закладка Спуск на воду Подъем флага Примечание
Иван Грен 01301

По сообщению ТАСС июньским днем, 25 числа 2019 года свой первый выход в море совершил новый большой десантный корабль проекта 11711 — «Иван Грен». Судно вышло из военно-морской базы Балтийск на первые в своей истории ходовые испытания. По сообщению информационных источников корабль во время испытаний, которые должны продлиться несколько дней, должен пройти несколько сотен миль для отладки рабочих узлов двигательной и рулевой установки.

Большой десантный корабль должен стать первым в Российском военно-морском флоте полноценным боевым судном, способным осуществлять весь спектр десантных операций на море. Сложившая на сегодняшний день сложная внешнеполитическая обстановка в мире требует от Российского военно-морского командования спешить с вводом в строй подобных кораблей. Отказ Франции от передачи российскому флоту двух десантных кораблей типа «Мистраль» послужил толчком к форсированию строительства БДК проекта 11711. Заложенный еще в 2004 году корабль долгое время стоял на стапелях Калининградского судостроительного завода «Янтарь» без движения. Сказалось недостаточное финансирование проекта и неопределенность, царившая в высших военно-политических кругах страны по поводу целесообразности строительства судов данного класса. Сегодня кажется, что ситуация сдвинулась с мертвой точки и отечественный флот наконец начнет получать долгожданные корабли.

История с рождением проекта 11711 — Иван Грен

Увеличение роли морских десантных операций в современной стратегии усиления военного присутствия послужило сигналом для начала разработки проектной документации на новые боевые корабли. Морская пехота представляет в структуре военно-морского флота один из самых боеспособных инструментов, способных быстро и эффективно решать задачи тактического плана. Боевая оснащенность и высокая энерговооруженность подразделений морской пехоты потребовали увеличение транспортных возможностей флота. Имеющиеся в наличии десантные суда старой советской постройки не в полной мере отвечали поставленным задачам. Флоту был нужен корабль, который бы стал не только средством доставки десанта, но и выполнял бы функции штабного узла — передвижной военно-технической базой.

Техническое задание на разработку проекта получило в 1998 году Невское ПКБ, находящееся в Санкт-Петербурге. Это предприятие уже имело опыт проектирования судов подобного класса и могло представить уже имеющиеся разработки в этом плане. Первоначально в основе технического задания лежала идея создания десантного корабля с небольшим водоизмещением, способного осуществлять десантные перевозки на внутренних акваториях. Предполагался и основной регион плавания нового судна. Это должны были стать акватория Балтийского и Черного морей. В дальнейшем концепция создания корабля с небольшим водоизмещением была пересмотрена. Высшее военно-морское командование решило остановиться на варианте строительства Большого Десантного Корабля увеличенного водоизмещения, способного решать широкий спектр оперативно-тактических задач в любой точке мирового океана.

Следует отметить, что в ходе разработки проекта изменения в основную идею вносились трижды. Результатом длившихся почти 6 лет конструкторских разработок и изысканий стало появление судна совершенно другого класса — БДК проекта 11711. Проектное водоизмещение было увеличено до 5000 тонн. Боевые возможности корабля значительно увеличились. Предполагалось, что на судне должно свободно разместиться усиленное подразделение морской пехоты со всем комплектом пехотного и тяжелого вооружения. Для высадки десантных групп корабль должен быть оснащен двумя вертолетами и другими средствами доставки, включая морские понтоны и подъемно-разгрузочные механизмы.

Местом строительства выбран Калининградский ССЗ «Янтарь», предприятие которое на сегодняшний день является одной из основных верфей, занимающейся постройкой боевых судов океанского класса.

Ход строительства БДК Иван Грен нового поколения

Головной корабль проекта 11711 заложили под занавес 2004 года, 24 декабря. Первоначально проектом предусматривалось последующее строительство пяти серийных судов этого класса. Корабль назван в честь известного советского вице-адмирала и ученого теоретика в области морской артиллерии И.И. Грена. Несмотря на то, что проект уже нес в себе ряд существенных изменений, в ходе строительства корабля конструкторами и судостроителями было внесено еще до двух десятков изменений. Новый БДК получил в классификации НАТО шифр «Ivan Gren».

Последующий ход строительства корабля сопровождался чередой несогласованных действий между подрядчиком и заказчиком, а также в части финансирования. Строительство затянулось на долгие годы. Государственный оборонный заказ неоднократно перекраивался, перенося даты спуска корабля на воду. Имея готовность по основным корабельным системам и корпусу на 70%, БДК «Иван Грен» был спущен на воду только весной 2012 года. Следует отметить, что еще в ходе того, как решились технические и экономические проблемы со строительством головного корабля, в 2010 году были начаты проектные работы второго однотипного корабля. Постройку первого серийного корабля планировалось начать не раньше 2014 года, только тогда, когда головной корабль пройдет все этапы доработки и текущей модернизации.

Решение о серийном производстве и количестве судов этого класса и будет приниматься по результатам испытаний головного корабля.

Реальный ход строительства боевого корабля вызвал немало кривотолков, как со стороны военно-морского руководства, так и в среде военных экспертов. Большой Десантный Корабль «Иван Грен» испытал на себе финансовый кризис, коснувшийся судостроительной отрасли и неготовность отечественной оборонной промышленности поставить необходимое оборудование и вооружение.

По словам руководства Калининградского ССЗ «Янтарь», финансирование в достаточной мере началось только с началом 2014 года. Результатом многочисленных проверок состояния верфи и соблюдения планов строительства стали перезаключение старого контракта на постройку судна. Новый документ уже нес в себе информацию о другой, более высокой стоимости строительства, установлены более конкретные и приемлемые сроки сдачи объекта. По данным ряда специальных источников контрактная стоимость десантного корабля «Иван Грен» составила на 2012 год более 5 млрд. рублей.

После спуска корабля на воду наметились четкие контуры и направления дальнейших работ. Вместе с корпусными работами идет монтаж распределительного щита, осуществляется установка на свои места дизельных генераторов.

От темпов строительства судна сильно отставили смежные предприятия. Основную двигательную установку ДРРА3700 должен был поставить питерский завод «Звезда», однако по последним данным, готовые двигатели могли поступить на верфь для последующей установки на корабль только в 2012 году. Сдвинувшаяся с мертвой точки ситуация дала обильную почву для слухов о том, что головной корабль станет последним и последующее серийное производство однотипных кораблей не планируется.

Головной БДК проекта 11711 «Иван Грен» в мае 2012 года был заведен в спусковой док Калининградской верфи. Ожидалось, что уже в конце 2013 или в начале 2014 года корабль будет передан флоту.

Основные особенности конструкции БДК проекта 11711

Новый корабль имеет длину корпуса 120 метров, ширину 16,6 метров. При этом осадка корабля составляет всего 3,6 м. Полное водоизмещение судна варьируется в пределах 5 тыс. тонн. Большой Десантный Корабль имеет мореходную форму корпуса и стремительные обводы корпуса, позволяющие совершать дальние морские переходы и ходить в условиях штормовой погоды.

Мощность дизельного двигателя реверсного типа составляет 4000 л.с, обеспечивая кораблю скорость хода 18 узлов. Дальность плавания БДК «Иван Грен» составляет 3500 миль, что вполне достаточно для осуществления оперативной деятельности в закрытых акваториях Балтийского и Черного морей. Судно имело экипаж 100 матросов и офицеров и могло автономно находиться в море до 30 суток. По всем заявленным тактико-техническим характеристикам корабль отвечал современным требованиям, однако в процессе строительства остро встал вопрос эффективной замены импортных комплектующих, электронного оборудования и отдельных узлов силовой установки.

По вопросам комплектации системы вооружений особых проблем не возникло. На судне предполагалось в дальнейшем установить только артиллерийские системы. Главный калибр был представлен автоматическими установками АК-176 калибра 76 мм. Противовоздушная оборона Большого Десантного Корабля обеспечивалась двумя артиллерийскими зенитными установками АК-630М с орудиями калибра 30 мм.

Огневую поддержку десантируемым подразделениям могла обеспечить морская версия ракетных систем залпового огня «Град-М» ракетная установка А-215. Воздушную разведку в районе действия судна обеспечивали два вертолета Ка-26.

Десантная функция и грузовая вместимость судна

Отдельно стоит остановиться на технических особенностях десантного судна этого проекта. Подразделения, предназначенные для последующей транспортировки и десантирования, размещаются на закрытой танковой палубе. Десантный корабль проекта 11711 мог разместить в своих недрах до 300 человек личного состава подразделения морской пехоты. Просторный и вместительный трюм корабля в состоянии был принять 30 танков или такое же количество другой бронированной техники. Внутренний полезный объем грузовых трюмов судна был рассчитан на погрузку двадцати 20-ти фунтовых грузовых контейнера.

Новый корабль имел два способа погрузки-разгрузки десантируемых грузов. В отличие от традиционно используемой в советском и российском флоте выгрузке десанта через открытую аппарель, Большой Десантный Корабль мог предложить два варианта погрузки-выгрузки. Судно могло произвести погрузку и выгрузку техники через аппарель, расположенную в носовой части корпуса или при использовании портовых и собственных подъемно-погрузочных механизмов. Для этой цели в верхней палубе боевого корабля имелся створчатый люк. На судне имелась техническая возможность сделать открытый доступ сверху на танковую палубу, обеспечивая хорошую вентиляцию трюмов корабля при работающих двигателях бронетехники. Грузоподъемность собственного крана составляет 16 тонн. По бокам судна имеются так же два шлюпочных подъемных устройства, позволяющих быстро опускать или поднимать на борт катера и десантные шлюпки.

Десантный корабль «Иван Грен» имел на оснащении две большие и одну малую моторную шлюпки.

Новая история с БДК проекта 11711

Получив достаточно приемлемые результаты и темпы строительства головного корабля, Министерство Обороны РФ приняло решение о начале строительства второго десантного корабля проекта 11711. Контракт в рамках нового Государственного оборонного заказа был подписан осенью 2014 года. Новый Большой Десантный Корабль еще на стадии проекта получил название «Петр Моргунов» и существенно отличался от прототипа. Местом базирования нового БДК планируется сделать Черноморский флот. Не случайно название кораблю присвоено в честь героя обороны Севастополя 1941-42 гг., генерала Петра Моргунова.

Строительство решено вести там же, на верфях Прибалтийского ССЗ «Янтарь» в Калининграде. В соответствии с ГОЗ новое судно планировалось спустить на воду в 2019 году и в течение последующих двух лет передать флоту. Позже предполагаемые сроки ввода корабля в строй снова сдвинулись. Официальная закладка судна состоялась в июне 2019 года. Корабль «Петр Моргунов», получивший заводской номер 01302, должен войти в строй флота не ранее 2019 года.

На сегодняшний день на стапелях завода «Янтарь» стоит сформированный корпус корабля, ведется загрузка на него основных узлов, агрегатов и коммуникационных систем. Спустя два года после закладки судно готовиться к спуску на воду, где будет идти дальнейшая работа.

Для нового корабля характерно наличие существенных изменений в сравнении с базовым проектом. Несмотря на то, что конструкторы попытались оставить без изменения типовой проект, на втором корабле постарались учесть результаты испытаний головного корабля.

Сегодня конструкторам и кораблестроителям приходится комплексно решать задачи импортозамещения. Требуется сократить до минимума в конструкции корабля присутствие компонентов и деталей иностранного производства. Проект 11711 снова проходит доработку с учетом новых обстоятельств и требований. Во время постройки головного судна корабелы опирались в основном на отечественные узлы и комплектующие, тогда как на втором корабле была сделана ставка на использование зарубежных технологий. Сегодня этот вопрос решается быстрыми темпами, несмотря на то, что постоянно возникают определенные трудности. На данный момент есть различные варианты технических решений силами отечественных предприятий. Качество сборки будет уже выявляться в процессе пусковых и сдаточных испытаний.

БДК Иван Грен сегодня

В настоящее время ситуация с судьбой Больших Десантных Кораблей проекта 11711 более менее определена. Идут полным ходом сдаточные испытания головного БДК «Иван Грен». На судне проверяется работа всех систем на ходу в различных режимах. Ведется проверка работы рулевого и навигационного оборудования. Ходовые испытания планируется завершить в сентябре 2019 года, после чего на корабле будут проведены регламентные работы. Начало государственных испытаний запланировано на осень 2019 года, после чего корабль, вероятно, войдет в строй Балтийского флота.

Сравнение с иностранными судами этого класса в данном случае некорректно. Несмотря на огромное количество изменений в проекте, БДК «Иван Грен» и его младший собрат являются скорее промежуточным классом кораблей, нечто среднее между средними десантными судами и крупными десантными кораблями типа «судно-док».

Положение дел со строительством второго корабля БДК «Петр Моргунов» позволяет говорить о том, что судно будет построено и спущено на воду в установленные сроки. Трудности, возникшие в результате программы импортозамещения, поставили под вопрос дальнейшую судьбу проекта 11711. По данным некоторых СМИ, Высшее военно-морское руководство склоняется к мысли о прекращении в дальнейшем строительства судов этого класса. С момента закладки и до ходовых испытаний головного корабля прошло уже более 13 лет. За это время несколько изменилась военно-морская стратегия государства, и на сегодняшний день флоту требуются более мощные и универсальные десантные суда, способные автономно решать оперативно-тактические задачи.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них