Михаил Иосифович Кацнельсон (род. 10 августа 1957, Магнитогорск, СССР) - советский и российский физик-теоретик, доктор физико-математических наук (1985), профессор Университета Радбауда (Нидерланды, 2004).

Лауреат премии Ленинского комсомола (1988), почётный доктор Уппсальского университета (Швеция, 2012), рыцарь ордена Нидерландского льва (2011), лауреат премии Спинозы (2013).

Биография

Родился 10 августа 1957 года в Магнитогорске в еврейской семье. В 1972 году закончил физико-математическую школу № 53 в Магнитогорске. В 1977 году закончил Уральский государственный университет.

Работал заведующим лабораторией квантовой теории металлов Института физики металлов УрО РАН, доктор физико-математических наук (1985), профессор (1992-2001).

В 2002-2004 годах был приглашённым профессором в Уппсальском университете, с 2004 года живёт и работает в Нидерландах.

В 2013 году награждён премией Спинозы (названной в честь Бенедикта Спинозы) за разработку базовой концепции и понятий, которыми оперирует наука в области графена. В 2014 году избран членом Нидерландской королевской академии наук.

Основные результаты в области теории сильно коррелированных систем, физики магнетизма, графена. Участвовал в открытии киральных квазичастиц в однослойном и двуслойном графене, рипплов на графене, гидрогенизированного графена (графана), создании первого графенового транзистора. Предсказал «клейновское туннелирование», определяющее особенности электронного транспорта в графене и подтверждённое экспериментально.

Женат, имеет двоих детей. Православного вероисповедания.

Награды

  • Премия Ленинского комсомола (1988)
  • Рыцарь ордена Нидерландского льва (2011)
  • Премия Спинозы (2013)
  • Hamburger Preis fr Theoretische Physik (2016)

Библиография

  • Квантовая физика твёрдого тела (в соавторстве с С. В. Вонсовским). М.: Наука, 1983
  • S. V. Vonsovsky, M. I. Katsnelson. Quantum Solid State Physics. Берлин: Springer, 1989
  • С. П. Шубин (1908-1938). Избранные труды по теоретической физике: очерк жизни, воспоминания, статьи. Составители С. В. Вонсовский и М. И. Кацнельсон. Свердловск: Академия наук СССР, Уральское отделение, 1991
  • Магнетизм коллективизированных электронов (в соавторстве с Ю. А. Изюмовым, Ю. Н. Скрябиным). М.: Наука, 1994
  • Введение в теорию относительности (в соавторстве с Б. Х. Ишмухаметовым). Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 1996
  • Механика (в соавторстве с Б. Х. Ишмухаметовым). Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 1999
  • Уставы небес: 16 глав о науке и вере (совместно с В. Ю. Ирхиным). Екатеринбург: У-Фактория, 2000.
  • Крылья Феникса. Введение в квантовую мифофизику (совместно с В. Ю. Ирхиным). Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2004.
  • Динамика и термодинамика кристаллической решётки (в соавторстве с А. В. Трефиловым). М.: Энергоатомиздат, 2002
  • Введение в теорию элементарных частиц и атомных ядер (в соавторстве с Б. Х. Ишмухаметовым). Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2011
  • Katsnelson M. I. Graphene: Carbon in Two Dimensions. - New York: Cambridge University Press, 2012. - 366 p. - ISBN 978-0-521-19540-9.

Научно-популярные статьи

  • Теория Гинзбурга - Ландау // ТрВ № 42, 24 ноября 2009 года
  • Проблема Кондо // ТрВ № 51, 13 апреля 2010 года
  • Физика конденсированного состояния: 10 ключевых утверждений // ТрВ № 79, 24 мая 2011 года

Заранее оговорился: то, чем он занимается, понимают вполне едва ли несколько сотен человек в мире. От себя добавим, что он еще и настоящий рыцарь ордена Нидерландского льва. И лауреат премии Ленинского комсомола. Ну и как по-вашему, чем занимается Михаил Кацнельсон? Ну конечно графеном!

Михаил Кацнельсон - физик, родом он из Магнитогорска, там и учился в школе. А в Челябинске мы пересеклись на церемонии вручения премии «Светлое прошлое» (ее, напомним, вручают нашим знаменитым землякам, которые трудятся на чужбине).

Итак, обсуждать графен на обывательском уровне с профессором, конечно, не нашего ума дело. Кто не в курсе, графен - это, так сказать, двумерный материал. Углерод становится графеном, когда он «размазан» слоем толщиной ровно в один атом. И тогда у материала проявляется множество удивительнейших свойств, которые вообще не свойственны углероду. Из графена планируется изготавливать сверхминиатюрные электронные компоненты. Все, больше в этом интервью ни разу слово графен вы не встретите!

А поговорили мы о деятельности Кацнельсона-популяризатора науки. В соавторстве с Валентином Ирхиным наш собеседник написал удивительно непохожую на учебник физики книгу: «Уставы небес. 16 глав о науке и вере». В «Уставах» ученые-физики «топ-уровня», если можно так выразиться, пытаются примирить понятийный аппарат религий и естественных наук. Что такое «чудо» с точки зрения ученого-наблюдателя? А не противоречат ли друг другу законы природы и религиозные законы? Отрицает ли Евангелие эволюционный процесс? Книга в открытом доступе, можете для начала пробежать глазами.

Михаил Иосифович, скажите, как в своем графике вы нашли время для написания книги, которая вряд ли принесет дивиденды, материальную выгоду? Или принесет?

Нет конечно… История такая. Это был 2000 или 2001 год, я тогда был в Екатеринбурге. В 1998 году умер мой учитель, человек очень важный для меня, академик Сергей Васильевич Вальцовский, и после него осталась рукопись книги «Современная естественно-научная картина мира», своего рода учебник по естествознанию для гуманитарных специальностей. Родственники Сергея Васильевича обратились ко мне и моему сотруднику Валентину Ирхину с просьбой дописать книгу, там остался незаконченным раздел про соотношение естествознания и религии, искусства… Я, конечно, страшно удивился, ведь я считал и считаю себя гуманитарно очень малообразованным человеком. Но Валя Ирхин убедил меня: давай попробуем.

Мы пропустили через себя безумное количество книжек, дописали главу, а пока занимались этим, втянулись и решили написать целую книгу.

Сейчас бы я время на это не нашел! Не то, чтобы я никаких дивидендов не получил, но к нашей деятельности коллеги отнеслись с подозрением, не очень это поощрялось. Тогда, в начале 2000-х, трудно было в России заниматься наукой, и я тогда думал, что раз я не могу заниматься на должном уровне научной работой, то я буду заниматься популяризацией, преподаванием. Сейчас я ничего подобного написать не смогу, времени нет, но тогда я этим занимался с большим энтузиазмом.

В «Уставах небес» цитируется так много различных источников - от Библии и других религиозных текстов до современной научной фантастики, Урсула Ле Гуин, например. За фантастику именно вы отвечали?

Валя Ирхин - совершенно уникальный специалист. Он по профессии физик, но прекрасно разбирается в канонических текстах разных религий. У него всегда можно получить консультацию по любому переводу Библии на любой язык любой эпохи. Он и индийские тексты изучал, и самые разные… вот он готовил подборку цитат из канонических текстов. А научную фантастику, песни Высоцкого и так далее - это я готовил. Вот так совместно писался текст, чисто литературно больше писал я.

Вам приходили отзывы на книгу: «Что эти физики себе позволяют?! Как могут они судить о подобных вещах?». Может, сумасшедшие вам писали?

Нет, сумасшедшие не писали. Но коллеги-физики отнеслись с большим подозрением. От гуманитариев я серьезных отзывов не слышал, но некоторые присмотрелись к нашим писаниям даже, может быть, более подробно, чем они заслуживают. В частности профессор Мирошников (прим.ред. Юрий Иванович Мирошников - в то время заведующий кафедрой философии Института философии и права УрО РАН) написал две глубокие рецензии и приглашал нас участвовать в сборниках научных работ его кафедры. И даже я немножко лекции читал для аспирантов по философии науки. А кому-то наоборот показалось, что это все легковесно, но люди деликатные, до меня эти отзывы не доходили.

У меня глаз зацепился за главу «Чудо». Я понял, что вы, как ученый, имеете в виду под этим словом: очень маловероятные события. А вы в настоящие чудеса верите?

Сложный вопрос, как относиться к чудесам. Семь миллиардов людей живет на Земле, с каждым каждый день происходят десятки и сотни событий. Является ли чудом, что во время дождя отдельная капелька падает аккурат на шляпку какого-то гвоздя, торчащего из забора? Ну капель много, какая-то точно попадет! Можно относиться более глубоко. В частности, знаменитый психолог Юнг разработал концепцию синхронистичности, в отличие от причинности. Подавляющее большинство моих коллег плохо относится к таким идеям, потому что чудеса не встраиваются в современную картину мира. Для физика это бессмысленно, не знаю, что с этим делать. Но как человек… многие события можно интерпретировать как чудеса. А надо ли?

Что в 2017 году вас больше всего поразило в мире науки, техники, технологии?

Есть такой анекдот, что чукча не читатель, чукча писатель! Я в этом смысле поглощен собственной работой, поэтому я тут пристрастен. Есть какие-то вкусы, любимые темы… Трудно взглянуть беспристрастно. Но в частности у меня было несколько визитов, несколько разговоров, после которых я пересмотрел свое отношение к квантовым компьютерам. Сейчас мне кажется, что за этим стоит что-то серьезное.

Прим. ред: квантовый компьютер - гипотетическое устройство, использующее принципиально иную, отличающуюся от современных компьютеров логику вычислений, основанную на постулатах квантовой физики. Некоторые задачи он (теоретически) будет выполнять в триллионы раз быстрее нынешних суперкомпьютеров

К чему обязывает звание нидерландского рыцаря? А может быть льготы какие-то есть, ну, без очереди в магазине или аптеке можно пройти?

Нет, льгот никаких нет! Но при торжественных случаях надо носить орденскую планку. Я, может быть, отношусь к рыцарству слишком серьезно. Я российский физик, гражданин России, но при этом я член Европейской академии, вот значок. И в таком качестве, я считаю, это обязанность, которую я на себя возложил: способствовать улучшению отношений между Россией и Европой, особенно в сфере научного сотрудничества. Хотя я не дипломат, не политик, в меру своих сил. Иногда у меня берут интервью нидерландские газеты, это же хорошо: вот, российский физик, с ним можно о том, о сем поговорить.

А что вы отвечаете, когда спрашивают, почему вы не живете в России?

Понимаете, к сожалению, я не могу работать на Родине на нужном уровне. Я посещаю Россию постоянно, я работаю с Уральским Федеральным Университетом, и не на бумаге, а действительно работа у нас идет. Как физик я расцвел именно в Нидерландах. Конечно, очень жаль, но работа держит меня. Что я буду делать там, когда на пенсию пойду? Пока не знаю.

Заместитель художественного руководителя, продюсер

По окончании в 1976 году института имени Гнесиных, поступил в один из лучших оркестров мира – Большой Симфонический Оркестр Гостелерадио СССР, впоследствии БСО им. П.И.Чайковского, которым вот уже 40 лет руководит выдающийся российский дирижер Владимир Федосеев.

За 15 лет работы в БСО встретился с известными музыкантами и журналистами, что помогло в его дальнейшей продюсерской работе, которой он занимается последние 25 лет.

Ещё скрипач...

С В. И. Федосеевым работал почти 20 лет в качестве скрипача, директора, продюсера

Рудольф Баршай после долгого отсутствия продирижировал в России, продюсером был М. Кацнельсон.

С 1991 по 1994 год работал в Российском Национальном Оркестре – первом частном отечественном оркестре – под управлением Михаила Плетнева, сделавшего блистательную карьеру пианиста и дирижера.

С оркестром Плетнева играли только лучшие солисты (Михаил Плетнев и Виктор Третьяков)

Слева М. Кацнельсон с женой Еленой, справа журналист, телеведущий С. Николаевич с первым продюсером РНО Т. Сухачевой, в центре молодой американский дирижер

В этом оркестре М. Кацнельсон перестал быть скрипачом-исполнителем и стал директором этого коллектива. Оркестр был только что создан, его связи в артистическом и журналистском мире стали востребованы и началась его административная и продюсерская деятельность. Работа в частном оркестре научила сотрудничать со спонсорами и инвесторами. Именно в РНО он получил неоценимый опыт работы с банками и крупными компаниями, готовыми вкладывать деньги в творческие проекты.

Теперь в руках не скрипка, а документы

С австрийским скрипачом Юлианом Рахлиным на фестивале «Скрипач на все времена»

С Юрием Башметом в артистической Большого зала Консерватории после премьеры концерта для альта, виолончели и камерного оркестра Алексея Рыбникова


С Николаем Петровым. На его фестивале «Кремль музыкальный» был директором
Зубен Метта с супругой, встреча в Шереметьевском аэропорту
Екатерина Мечетина - первая исполнительница произведений А. Рыбникова: Concerto Grosso No. 1,2 и сонаты для фортепиано No. 1

Этот опыт помог ему, когда он несколько лет работал с Борисом Беленьким над проектом «Хрустальная Турандот», Александром Краутером в артистическом агентстве "Краутерконцерт" и Народным артистом СССР Николаем Петровым в международном фестивале «Кремль музыкальный». В эти проекты ему удалось привлечь не только финансы, но и дизайнеров, администраторов, многих музыкантов и артистов с которыми он сотрудничал раньше.

В 2004-м году Кацнельсон создал артистическое агентство «Концерт-сити» и провел несколько крупных проектов, в том числе международный фестиваль к 80-летию выдающегося скрипача Юлиана Ситковецкого «Скрипач на все времена», на который были приглашены мировые звезды: Юлиан Рахлин (скрипка, Австрия), Жаннин Йенсен (скрипка, Голландия), Алена Баева (скрипка, Россия), Лиана Исакадзе (скрипка, Грузия), Александр Рудин (виолончель, Россия), Бэлла Давидович (фортепиано, США), Дмитрий Ситковецкий (дирижер, скрипка, Великобритания).

В агентстве «Краутерконцерт», он получил возможность встретиться и сотрудничать с такими личностями, как Джеймс Ливайн, художественный руководитель Метрополитен опера, Зубен Метта – главный дирижер Израильского филармонического оркестра, Кэтлин Бэттл – блистательное сопрано Метрополитен Опера, Евгением Кисиным – пианистом мира и конечно сотрудничать с фестивалем «Черешневый лес» и его основателем Михаилом Куснировичем, который создал самый креативный московский художественный проект.

На фестивале «Черешневый лес» началось его сотрудничество с Алексеем Рыбниковым. Была исполнена премьера Симфонии No. 5 «Воскрешение мертвых» под управлением дирижера Теодора Курентзиса, позже удалось выпустить диск на фирме «Мелодия» с видеозаписью этого концерта. И концерт в зале им. Чайковского и DVD имели успех у публики и у критиков, а он получил предложение от Алексея Рыбникова начать работать с его симфоническими проектами в качестве продюсера. За последние годы было проведено несколько значительных концертов, аудио и видеозаписей с музыкой Алексея Рыбникова в лучших залах Москвы и с лучшими дирижерами и солистами: дирижеры Валерий Гергиев, Владимир Федосеев, Александр Сладковский, Марк Горенштейн, солисты – Юрий Башмет, Александр Князев, Алена Баева, Екатерина Мечетина, Борис Андрианов, и многие другие.

Кэтлин Бэттл - звезда Метрополитен Оперы

С Евгением Кисиным после триумфального концерта

С Майей Плисецкой на фестивале Р. Щедрина «Автопортрет» к семидесятилетию композитора

С 2008 года начал работать с «Театром Алексея Рыбникова» и за эти годы удалось организовать гастроли театра в Израиль, Страны Балтии, Финляндию, США и Канаду, провести несколько авторских концертов Рыбникова с музыкой для театра и кино (дирижер Сергей Скрипка), а также два юбилейных концерта в Большом Зале Московской Консерватории с участием ГАСО им. Светланова и Симфоническим оркестром Москвы «Русская Филармония».

С австрийским дирижером и пианистом Юстусом Францем и виолончелистом Александром Князевым, первым исполнителем концерта Рыбникова

С Владимиром Спиваковым на Фестивале «Черешневый лес»

С Мстиславом Ростроповичем и литавристом Валерием Поливановым на Фестивале «Автопортрет» к 70-летию Р. Щедрина

Благодаря давнишнему контакту с фирмой «Мелодия» М. Кацнельсону удалось выпустить несколько дисков с записью сочинений Рыбникова: Concerto Grosso No. 1 «Синяя птица» и Concerto Grosso No. 2 «Северный сфинкс», симфония No. 5 «Воскрешение мертвых», концерт для виолончели с оркестром (солист – Александр Князев, дирижер – Александр Сладковский), антология фортепианной музыки советских композиторов, а так же римейки двух знаменитых рок-опер «Юнона и Авось» и «Звезда и смерть Хоакино Мурьеты» на виниловых дисках.

С Александром Сладковским, сделавшим блистательную карьеру дирижера и художественного руководителя

С пианисткой Ириной Шнитке на концерте Евгения Кисина

С Зоей Богуславской на вручении Алексею Рыбникову премии «Триумф»

С 2017 М.Н.Кацнельсон входит в Совет директоров Российского Авторского Общества (Председатель - Кричевский Андрей Борисович).

1976-1991 – Большой симфонический оркестр Гостелерадио, впоследствии БСО им. П.И.Чайковского (художественный руководитель, Народный артист СССР – Владимир Федосеев) – артист оркестра

1991-1994 – Российский Национальный Оркестр (художественный руководитель, Народный артист РФ – Михаил Плетнёв) – артист оркестра, директор

1994-1996 – «Музы Свободы» – «Хрустальная Турандот» (театральная премия, художественный руководитель – Борис Беленький) – исполнительный директор

1994-1999 – БСО им. Чайковского (художественный руководитель, Народный артист СССР – Владимир Федосеев) – директор

1999-2001 – Государственный симфонический оркестр «Молодая Россия» (художественный руководитель, Народный арстист РФ – Марк Горенштейн) – директор

2002-2004 – «Краутерконцерт» (Генеральный директор – Александр Краутер) – продюсер

2004-2006 – «Кремль музыкальный» – международный фестиваль (художественный руководитель, Народный артист СССР – Николай Петров) – директор

2006 по настоящее время Мастерская под руководством Алексея Рыбникова, Театр Алексея Рыбникова – заместитель художественного руководителя, продюсер

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

«Темы»

«Новости»

Российский ученый стал лауреатом премии Спинозы

Профессор теоретической физики из голландского Университета Неймегена Михаил Кацнельсон стал лауреатом наиболее престижных из научных наград Нидерландов, премии Спинозы. Высокой оценки коллег удостоились работы Кацнельсона по исследованию графена. Я хочу попытаться решить целый ряд фундаментальных для физики проблем. Финансирование для исследований такого рода обычно найти невозможно, но премия Спинозы дает вам свободу», — рассказал журналистам ученый.
ссылка: http://www.utro.ru/news/2013/ 06/11/1124522.shtml

Премию Спинозы по физике получил выходец из России

«Михаил Кацнельсон, профессор физики в институте Молекул и материалов при университете Неймегена в Нидерландах, удостоен награды за использование идей физики элементарных частиц в исследовании графена. В соавторстве с Андреем Геймом и Константином Новоселовым он доказал, что графен, ассоциируемый с физикой твердого тела, можно описать рядом концепций теоретической физики», — сообщает портал.

Ученый показал, как можно описать поведение заряженных частиц графена при помощи моделей релятивистской квантовой механики.В статье, написанной в сотрудничестве с Андреем Геймом, Кацнельсон предсказал эффекты клейновского туннелирования в графене и растяжение графеновой мембраны, вскоре продемонстрированные в опытах.
ссылка: http://www.ukrinform.ua

Полит.ру: «Физику Михаилу Кацнельсону вручена премия Спинозы»

Выходец из России, доктор физико-математических наук, профессор теоретической физики Университета Радбоуда Михаил Кацнельсон стал лауреатом высшей награды Нидерландов – премии Спинозы 2013 года. Она ежегодно присуждается Научным обществом Нидерландов (Netherlands Organization for Scientific Research). «Михаил – один из отцов-основателей исследований в области графена.

Его теоретические изыскания лежат в основе практически всех открытий и предсказаний о свойствах графена», – говорится в аннотации к премии. Объявление об именах лауреатов 2013 года было сделано 10 июня, а сама церемония награждения состоится осенью. Об этом сообщается на сайте этой организации.
ссылка: http://www.nanometer.ru/2013/ 06/11/mihail_kacnelson_332273. html

Покинувший Россию ученый удостоился премии в 2,5 млн евро

Покинувший Россию ученый удостоился премии в 2,5 млн евроПрофессор теоретической физики из голландского Университета Неймегена Михаил Кацнельсон стал лауреатом наиболее престижных из научных наград Нидерландов, премии Спинозы. Высокой оценки коллег удостоились работы М.Кацнельсона по исследованию графена.

В сообщении фонда AlphaGalileo, учредителя премии Спинозы, отмечается, что посвященные исследованию свойств графена публикации М.Кацнельсона были процитированы другими учеными более 12 тыс. раз, а написанную им книгу «Графен: Углерод в двух измерениях» даже называют «графеновой Библией».Еще в начале 2000гг. М.Кацнельсон предсказал ряд свойств графена, в том числе растяжение графеновой мембраны и так называемое клейновское туннелирование в графене. Оба эффекта затем были обнаружены экспериментально.
ссылка:

https://www.сайт/2018-01-22/vydayuchiysya_fizik_mihail_kacnelson_stal_laureatom_chelyabinskoy_premii_olega_mityaeva

«Если наука загнётся, мы все умрём»

Выдающийся физик Михаил Кацнельсон стал лауреатом челябинской премии Олега Митяева

Михаил Кацнельсон

В воскресенье в челябинском театре драмы им. Наума Орлова состоялась XIV церемония награждения лауреатов премии «Светлое прошлое» — уникальное мероприятие, аналогов которому нет в других регионах России. Уникален и приз — каждый номинант (а ими становятся уроженцы Южного Урала, добившиеся выдающихся успехов) получает статуэтку кентавра работы Эрнста Неизвестного. Лишь две работы скульптора послужили прототипом для наград: отечественный телевизионный «Оскар» — ТЭФИ и… челябинское «Светлое прошлое». Основателем и главным вдохновителем премии является народный артист России Олег Митяев, чей «Изгиб гитары жёлтой» стал негласным гимном всей бардовской песни.

В этом году, помимо известных и всеми любимых деятелей культуры, в число номинантов вошли и люди, практически неизвестные за пределами своего профессионального круга..

— Олег Григорьевич, скажите честно: следующая, 15-я премия состоится?

— У меня нет никаких сомнений. Она состоится при любой погоде и при любых раскладах. Прости нас, Господи, если что, но мне кажется, премия будет продолжаться всегда, её судьба уже от нас не зависит. Было бы глупо прекращать вручение премии, имея четырнадцатилетний опыт проведения этого праздника и принесения пользы землякам. Этот опыт должен только расширяться.

— Насколько я понимаю, это не только 14 лет праздника, но и 14 лет борьбы. Насколько нынешние власти региона помогают вам по сравнению с предыдущими администрациями?

— Надо сказать, что обстановка в области меняется вместе с ситуацией в стране. Было другое время, были спонсоры, мы прилетали и привозили всех гостей на чартерном самолёте. Потом ситуация изменилась. Власть подключилась не сразу, но всё-таки теперь её помощь вполне ощутима. Однако без спонсоров не обойтись, а их, к сожалению, всё меньше и меньше.

— А вы не думали о краудфандинге? Это модное слово обозначает открытый сбор средств. У нас так джазовые концерты организуют.

— (с интересом) Пока не думал, но это тема. Знаете, сейчас Пускепалис (Сергей, звезда фильма «Как я провёл этим летом», один из номинантов на премию «Светлое прошлое» — прим. авт.) рассказывал, что когда был главным режиссёром Магнитогорского драмтеатра, то, обращаясь к мэру города, говорил: «Дайте нам на театр одну зарплату хоккеиста команды…» Какая там команда?

— «Металлург».

— «Металлург»! Одну зарплату хоккеиста на весь театр, и ему бы вполне хватило! Я думаю, что нам бы тоже хватило одной зарплаты хоккеиста (смеётся). Потому что работа же идет не только в эти два дня [когда вручается премия]. Работа ведётся весь год. Люди ищут знакомых, родственников, готовят материалы, ищут деньги, в том числе. Это довольно серьёзная работа для всего нашего фонда.

В Челябинске с аншлагом прошла церемония премии «Светлое прошлое»

— Скажите, а состав тайного конклава, который решает, кому вручить премию, а кому — нет, меняется год от года? Или это некий стабильный костяк?

— К сожалению, мы теряем людей. Нет уже с нами замечательной женщины Татьяны Леонидовны Ишуковой (легендарный челябинский синоптик — прим. авт.), она была украшением конкурсной комиссии и известным человеком, которому можно было доверять. А так, да… Были несколько раз какие-то предложения пролоббировать кого-то, но они не прошли.

Понимаете, мы не можем принимать решения, исходя из популярности того или иного человека. Если бы мы ориентировались на этот параметр, мы бы никогда не сделали лауреатом физика-теоретика.

— Кстати, да, этот вопрос вертится на языке. Понятно, почему номинированы тот же Пускепалис или Паль (звезда фильма «Горько!» — прим. авт.), но как в эту компанию попал физик Кацнельсон?

— К сожалению, это решение пришлось объяснять и комиссии. Потому что без физики мы… Никуда. Знаете, если мы не понимаем чего-то, то мы должны хотя бы знать, что мы не понимаем. Фраза прошлой недели у нас была такой: «Ты должен запомнить одно: у тебя склероз».

— Вручение премии проходит на фоне довольно безрадостного информационного шума. Челябинцы последние пару лет уезжают из города кто куда. В основном из-за экологических проблем

— Во-первых, они правильно делают. Это голос разума. После всяких выбросов и даже той информации, которую мы имеем, оставаться в городе невозможно. Другое дело, что у многих нет возможностей уехать. И что им остаётся? Им остаётся только бороться за экологию города. Я вполне понимаю этих людей и готов им всячески содействовать.

— Вы из года в год приезжаете в Челябинск, увидели ли вы какие-либо изменения в этот раз?

— Ну… (после раздумий) пока не увидел ничего, кроме температуры воздуха, скажем так. Сейчас стоит настоящая зима. Накануне мы выступали в Сочи, это такой унылый город зимой (смеётся)! А у нас снег хрустит. Пельмени. Челябинские мужики настолько суровы, что шнуруют ботинки арматурой.

сайт поговорил с одним из самых серьёзных и неожиданных (на фоне звёзд театра и кино) номинантов — физиком-теоретиком Михаилом Кацнельсоном . Он родился в Магнитогорске, недолго жил в Челябинске, окончил Уральский госуниверситет в Свердловске и сегодня является одним из светил европейской теоретической физики, с 2004 года живёт и работает в Нидерландах. В 2013 году награждён премией Спинозы (названной в честь Бенедикта Спинозы) за разработку базовой концепции и понятий, которыми оперирует наука в области графена. В 2014 году избран членом Нидерландской королевской академии наук.

— Михаил Иосифович, скажите прямо: как объяснить рядовому челябинцу, чем вы вообще занимаетесь?

— Это хороший вопрос. Давайте, я вместо ответа расскажу историю. Когда я жил в Швеции, за полярным кругом, в Лапландии, в одном местечке на границе с Норвегией дважды были школы. Это горнолыжный курорт. Мы с Сашей Лихтенштейном, с которым мы не только работаем, но и дружим с первого курса, он сейчас профессор в Гамбурге, пошли там в сауну. В это время там как раз проходил чемпионат мира по каким-то там специальным видам этого горнолыжного спорта, и там были эти спортсмены. Они задали нам точно такой же вопрос «чем вы занимаетесь?», и я не смог ответить на этот вопрос, а Саша Лихтенштейн смог.

Он сказал: «У вас есть такие чёрные электрические печки?» — Есть. — «Там такая стеклянная штука?» — Да. — «Когда ты включаешь печку, здесь горячо, а здесь холодно, так?» — Да. — «А она не трескается». — Да. — «А почему она не трескается? Потому что у неё нулевой коэффициент теплового расширения». Спортсмены сказали: «Ааа» (смеётся). Вот я — тот человек, который объяснил, почему у этого материала нулевой коэффициент теплового расширения. Иногда мы, физики, делаем что-то такое, что действительно идёт в быт.

Я много занимаюсь графеном, много занимаюсь магнитными материалами, но всё-таки пока ещё не до такой степени, чтобы то, что я сделал, пошло в быт, чтобы это непосредственно касалось каждого человека. Наша цель всё-таки — добиться более глубокого понимания свойств материалов. Я изучаю глубинные физические механизмы, которые определяют: почему этот материал хорошо проводит электрический ток, а этот — плохо, почему этот — прозрачный, а этот — чёрный, а вот этот — жёлтый, почему этот — хрупкий, а этот — пластичный и так далее. В этом цель нашей профессии. Не знаю, будет ли это понятно всем челябинцам, но это то, чем мы занимаемся.

— Вы выросли и сформировались здесь, на Урале. При этом вы повидали мир и теперь работаете за рубежом. Скажите, уральский характер — это миф, или он действительно существует?

— Я не знаю. Урал же тоже очень большой, и люди тут разные. Я вырос в Магнитогорске и частично в Челябинске, у нас тут жили родные, и я часто у них бывал. Когда мама болела и меня невозможно было оставить в Магнитогорске, я даже несколько месяцев проучился тут в школе. Потом учился в Свердловске. Это, конечно, некоторая обстановка… Не знаю, связано ли это с природой, но это — суровые пролетарские города рядом с крупными комбинатами, города с активной и не всегда безопасной уличной жизнью. Потом, я с пятнадцати лет живу вне дома, я жил в общежитии, где тоже надо было… (показывает кулак) выживать и ещё и получать от этого удовольствие. Это, конечно, меня сформировало. В хорошую сторону или в плохую, я не знаю. Боюсь, что я, наверное, немножко более агрессивен в результате, чем мне бы хотелось. Мне бы хотелось быть немного более мягким, расслабленным, уметь радоваться жизни. А вот эта жизнь, в общем-то, привела к тому, что ты должен быть постоянно собран, постоянно находиться в некотором напряжении, быть готовым постоять за себя и за своих близких. Не знаю, специфично ли это для Урала? Думаю, это специфично для городов такого типа по всему миру. Но люди, которые через эту школу жизни в детстве и юности прошли, их сразу можно заметить. И я, до некоторой степени, сам такой.

— В интервью вы довольно чётко разделяете понятия «моя страна» и «страна, в которой я работаю».

— Вы чувствуете себя в Нидерландах как в командировке? Или для вас это всё же второй дом?

— Понимаете, мне нравится жить в Нидерландах. Во-первых, это намного комфортнее. Мы с женой Мариной просто гуляем вечерами, и это очень приятно, мы получаем удовольствие. Мы приезжаем в Екатеринбург — мы очень часто бываем там — выходим на улицу, а там и машины, и шум, и грязь, и дышать трудно… Конечно, в Нидерландах в бытовом отношении комфортно. Но если это исключить, то в Нидерландах я всё-таки работаю. Физика играет огромную роль в моей жизни, без неё я был бы совершенно другим человеком, и работать в этой стране очень хорошо. В этом смысле моя профессиональная жизнь связана с моим университетом, с нидерландским научным сообществом, я там себя чувствую как рыба в воде.

Но я не могу себя заставить интересоваться нидерландской политикой, нидерландской жизнью, их культурой, мне до сих пор всё это не очень близко. Я всё время читаю новости из России и переживаю, хотя это глупо, потому что я не могу на что-либо повлиять. Потом я пишу стихи, ещё что-то — всё это на русском языке. Я обсуждаю разные вопросы, в основном связанные с русской литературой. Русский язык, русская культура, русская литература — для меня всё это бесконечно важно, и, конечно, в этом смысле я не могу сказать, что Нидерланды — моя страна. Это всё-таки место, где я работаю. Но надо сказать, что это всё-таки идеальное место для работы (смеётся). Я получил идеальные условия для работы, и я, конечно, за это очень благодарен.

— Я советский человек, окончивший советскую школу, и для меня парадоксальным и абсурдным является тот факт, что креационизм (теологическая концепция, объясняющая мир как нечто, сотворённое богом — прим. авт.) может в современном мире на полном серьёзе рассматриваться как теория, равноправная научным теориям происхождения Вселенной, жизни на Земле и так далее. Как вы полагаете, научная картина мира устоит или падёт под ударами мракобесов?

— С моей точки зрения, креационизм — это глупость, я с ним не согласен, это очевидно. Но это частный случай гораздо более общей проблемы — проблемы взаимодействия научного сообщества и общества в целом. Люди не понимают, что мы делаем. Это действительно непросто объяснить. К моему великому сожалению, многие мои коллеги — поскольку для науки нужны деньги, нужна какая-то популярность — идут по лёгкому пути, преувеличивают достижения, преуменьшают трудности, иногда запугивают: «на нас летит метеорит, немедленно дайте нам денег на исследования, и мы объясним вам, что делать, когда он упадёт». Мне это совершенно не нравится.

Есть огромный разрыв между научной картиной мира, сформированной в научном сообществе, и той картиной мира, которую общая публика воспринимает как «научную».

И здесь дело не сводится к мракобесию в том смысле, какой вы вложили в свой вопрос. Есть крайне антирелигиозные люди, искренне почитающие науку, искренне верящие в неё, но если поговорить с ними о том, что они понимают под термином «наука», становится понятно, что в голове у них такая жуткая каша, что она вообще не имеет никакого отношения к реальной науке.

Это огромная проблема. Я не знаю, как её решать. Я лично стараюсь заниматься популяризацией в разной форме, писать какие-то статьи и книжки, читать лекции и так далее. Но если общество совершенно перестанет понимать, что такое настоящая наука, как она работает и что для неё необходимо, будет питаться какими-то иллюзиями не только мракобесными, но и антимракобесными… Некоторые борцы ведь так борются с мракобесами, что вспоминается советский анекдот: «Войны не будет, но будет такая борьба за мир, что камня на камне не останется». Если эти иллюзии будут укрепляться, то совершенно деформируют представления общества о науке, в науку пойдут не те люди, которые должны туда идти, наука не будет получать необходимых ресурсов и, в конце концов, наука загнётся.

А если наука загнётся, мы все умрём. Потому что мало кто понимает, что при традиционном способе ведения хозяйства Земля семь миллиардов жителей не прокормит. На Земле живут миллиарды, потому что мы используем лекарства. Может быть, это и было глупостью начать эту гонку с бактериями и антибиотиками, но мы уже с этой иглы не соскочим. Если мы не будем разрабатывать новые лекарства — мы умрём. Если мы откажемся от всех достижений «зелёной революции» — мы умрём от голода, и так далее. Понимаете, это — очень больной вопрос.

Я чувствую, как увеличивается щель между тем, что есть наука как таковая, и тем, как её воспринимает общество. Причём это не чисто российская проблема, это — мировая проблема. Просто в России, как обычно, некоторые проблемы доводятся до конца и до абсурда.