27.06.18 44 928 1

История предпринимателя из Санкт-Петербурга

В 2010 году Ксения продала машину и на эти деньги открыла в Петербурге школу английского языка «Лингвоэксперт».

Лена Киселева

поговорила с основательницей школы английского

Сегодня у школы 200 групп, 100 занятий в день и прибыль от 700 000 рублей в месяц.

  1. Начните с небольшого помещения и расширяйтесь по мере роста.
  2. Обставьте помещение, заведите свои учебные материалы.
  3. С самого начала занимайтесь продвижением. На старте главное, чтобы как можно больше людей узнали об открывающейся школе.
  4. Сфокусируйтесь на преподавателях. Хороших свободных преподавателей немного.
  5. Учитывайте сезонность. Открыть школу английского языка лучше к началу сентября.
  6. Ищите корпоративных клиентов.
  7. Делегируйте, не пытайтесь сделать все самостоятельно.
  8. Сами постоянно учитесь языку и методикам преподавания.

Идея

Ксения еще со школы подрабатывала репетитором английского языка. В 2010 году она работала бренд-менеджером в магазине парфюмерии и косметики, а по вечерам продолжала преподавать. Клиентов находила через друзей и знакомых. Тогда и пришла идея открыть собственную языковую школу.

Муж Ксении продал машину - за Хонду-цивик супруги получили 450 000 рублей. Эти деньги и стали стартовым капиталом для школы. В августе 2010 года Ксения уволилась с работы и зарегистрировала ООО «Лингвоэксперт» .

Помещение

Начать решили с помещения. Сначала искали офис в крупном спальном районе - Приморском, но когда там места не нашлось, обратили внимание на Васильевский остров. Он находится рядом с центром, но языковых школ в 2010 году там было мало. Ксения поискала их в интернете и лично обошла потенциальных конкурентов, просто чтобы посмотреть их предложения и цены.

На старте решили не арендовать большое помещение. Сначала нужно было понять, будут ли у школы вообще клиенты, а не вкладываться в ремонт и дорогую аренду. В итоге в августе Ксения сняла небольшой офис на 25 м² в бизнес-центре на Васильевском острове. Залог и первые два месяца аренды обошлись в 75 000 рублей. На первое время такого помещения достаточно.

Подготовка

К началу занятий нужно было обставить помещение и купить учебные материалы. За предоплату, полученную от первых клиентов, купили 6 парт и 12 стульев в Икее - мебель обошлась в 12 000 Р . Еще 50 000 Р потратили на учебные материалы и новую оргтехнику: ксерокс и принтер для подготовки к занятиям обязательны, а магнитофоны нужны для аудирования.

Тогда же сделали первую версию сайта «Лингвоэксперта». За разработку заплатили 50 000 Р , за продвижение в «Яндекс-директе» - 20 000 Р . Еще за 20 000 Р заказали логотип.

50 000 Р

заплатили за разработку сайта в 2010 году

С самого начала стали заниматься продвижением: для школы на старте важнее всего привлечь учеников. Ксения печатала и раздавала листовки, проводила совместные акции с фитнес-клубом по соседству, делала рекламу в бизнес-центрах: развешивала рекламные плакаты в их лифтах. По соседству с офисом был фитнес-клуб - его посетителей Ксения пригласила на бесплатные занятия в разговорном клубе. Параллельно запустили акцию «Приведи друга и получили скидку»: оба ученика платили за занятия на 30% ниже обычной стоимости.

На этом этапе главной задачей было, чтобы как можно больше людей узнали об открывающейся школе. Начинать занятия решили в августе, перед высоким сезоном. Месяц учебы стоил 3000 рублей.

Расходы на запуск - 315 000 Р

Аренда 25 м² (залог + 2 месяца)

75 000 Р

50 000 Р

20 000 Р

Учебные материалы, мебель

50 000 Р

Зарплатный фонд

100 000 Р

Продвижение сайта

20 000 Р

Преподаватели

Ксения окончила филфак СПбГУ, поэтому сначала искала преподавателей среди знакомых по университету. На старте она заложила на заработную плату себе и первым пяти преподавателям 100 000 Р .

Преподавателей с большим трудом удалось переманить из других мест: мало кто хотел уходить из стабильных и зарекомендовавших себя школ в новую, неизвестную на рынке. Совмещать невозможно: самое популярное время занятий - вечер, и все вечера в школах, как правило, расписаны.

100 000 Р

зарплатный фонд на старте для преподавателей английского

Ксения назначила преподавателям почасовую ставку - по 250-300 Р за час . В то время это была средняя ставка на рынке.

Когда знакомые закончились, искать новых педагогов стали на «Хедхантере».

Время занятий

К августу в «Лингвоэксперте» набрали шесть групп разного уровня: от новичков до «аппер-интермедиат» . Почти все группы хотели заниматься вечером, после работы, хотя Ксения специально делала скидку на утренние и дневные занятия. До 19:00 помещение пустовало, а по вечерам желающих было слишком много.

Ксения арендовала несколько соседних с офисом комнат. Стоимость аренды выросла до 60 000 Р в месяц.

Корпоративные клиенты

Через месяц после запуска один из учеников спросил, можно ли организовать курсы английского для сотрудников на территории компании. Так в сентябре 2010 года первым корпоративным клиентом «Лингвоэксперта» стала компания «Ди-эйч-эл» .

Для школы такая схема занятий оказалась очень выгодна: не надо тратиться на аренду своих помещений, достаточно просто отправить преподавателя в офис заказчика. Компании предоставляют нормальные помещения, как правило, там уже есть маркеры, доски и другие материалы, необходимые для занятий.

В «Ди-эйч-эл» сформировали четыре группы сотрудников. Ученики платили за занятия самостоятельно, компания просто предоставляла им помещение в офисе. Занимались два раза в неделю по три академических часа.

Академический час в «Лингвоэксперте» стоил 500 рублей - ценник не высокий для клиента даже по тем временам. Половина из этой суммы - зарплата преподавателю, другая половина - наценка школы. Ксения была уверена, что для начала низкая стоимость занятий подойдет. Расчет был такой: по сарафанному радио о «Лингвоэксперте» узнают другие корпоративные клиенты.

В течение года после «Ди-эйч-эл» в «Лингвоэксперт» пришли учиться сотрудники трех других крупных компаний.


Сезонность

Основная сложность, с которой сталкиваются языковые школы, - сезонность занятий. Летом все разъезжаются в отпуска, а в сентябре резко начинают учиться. В сезон отпусков помещения пустуют, а к сентябрю спрос на них резко повышается. Предпринимателю приходится в мае отказываться от аренды, а в августе снова подписывать договор.

В мае 2011 года Ксения отказалась от аренды дополнительных классов и снова оставила за школой только помещение в 25 м².

Чтобы занять преподавателей на летнее время, в «Лингвоэксперте» заранее, еще весной, запустили акцию с купонным сервисом «Групон». Два месяца интенсивного обучения в летних группах по 4 занятия в неделю продавали со скидкой 75% - за 1990 рублей. На майских праздниках Ксения обрабатывала заявки и обзванивала всех, кто купил купоны. В итоге она продала 500 купонов, вышла в ноль и ничего на этом не заработала. Зато обеспечила занятость преподавателей, чтобы они не разбежались.

Осенью многие ученики, пришедшие по акции, продолжили заниматься в группах уже по обычной цене - 5000 рублей в месяц. Кто-то порекомендовал школу друзьям. Ксении пришлось снять второй офис в бизнес-центре «Петровский форт», потому что ученикам перестало хватать места в старом помещении.

Фокус на корпоративных клиентах

В 2012-2013 годах на Васильевском острове начали открываться новые языковые курсы. Занятия у конкурентов стоили меньше, ученики стали переходить в другие школы. Тогда же в «Лингвоэксперт» пришли крупные корпоративные клиенты: «Пит-продукт», ГК «Транзас» , «Энсто», «Группа “Илим”», «Балтика».

Чтобы привлечь крупных заказчиков, Ксения лично обзванивала компании, сотрудникам которых может понадобиться английский. Обычно это известные зарубежные компании, например «Форд» или «Кока-кола». Потом заработало сарафанное радио. Однажды Ксения узнала о переписке питерских эйчаров в профессиональном чате. Один из них спросил у коллег, где лучше заказать корпоративное обучение английскому. Сразу несколько человек в ответ посоветовали «Лингвоэксперт».

Самое популярное направление для корпоративных клиентов - деловой английский с акцентом на переговоры и презентации. Английский для узких специальностей, например для программистов, вообще не популярен: люди и так понимают специализированную документацию на английском, им важнее разговорный язык.

Сотрудников с нулевым знанием языка компании, как правило, не обучают - это слишком дорого. Самый популярный уровень - «пре-интермедиат» . А заканчивают обычно на «аппер-интермедиат» - для работы его хватает.

Чтобы подтянуть язык от «пре-интермедиат» до «аппер-интермедиат» , потребуется около полутора лет занятий по несколько раз в неделю.

Главная сложность для школы: компании очень долго принимают решение, кто же будет обучать их сотрудников языку. Иногда это длится месяцами, а иногда и годами.


За рубежом корпоративное обучение популярно в больших группах от 10 человек. По опыту Ксении, в России люди любят индивидуальный подход и просят делать маленькие группы по 2-3 человека , поэтому в одной крупной компании могут параллельно заниматься 50-60 групп .

Академический час преподавателя «Лингвоэксперта» в 2018 году стоит 1200-1350 рублей. Цена зависит от удаленности офиса от центра и времени занятий. Например, группа из трех человек обходится компании в 1200 рублей за академический час. В месяц у группы может быть 8 занятий по 2 часа. Значит, месяц обучения трех сотрудников для компании стоит 19 200 рублей.

1350 Р

стоит академический час преподавателя «Лингвоэксперта» в 2018 году

Сегодня у школы 63 корпоративных клиента. Еще 100 периодически обращаются за услугами преподавателей. Чтобы находить новые контакты, Ксения и ее муж вступают в бизнес-ассоциации и участвуют в их мероприятиях, где знакомятся с эйчарами. Например, они вошли в Санкт-Петербургскую международную бизнес-ассоциацию и Американскую торговую палату. Такое участие обходится в 10 000 рублей в месяц.


Команда

Первые два года Ксения обходилась без офис-менеджера. Считала, что должна вести все процессы сама: отвечать на звонки, узнавать, что нужно клиентам. Но количество задач росло, и времени на все не хватало. Сейчас в штате несколько менеджеров и административный директор.

В 2014 году муж Ксении Станислав уволился с работы и присоединился к команде «Лингвоэксперта». Он взял на себя финансы и развитие, а Ксения отвечает за продукт и преподавателей. Группы она больше не ведет.

В штате школы 50 преподавателей. Еще столько же работают по договору подряда в основной сезон занятий - сентябре-октябре. Новых сотрудников Ксения ищет на конференциях для преподавателей, которые регулярно посещает.

преподавателей в штате школы. Еще столько же работают по договору подряда

По статистике, в 2017 году «Лингвоэксперт» проводил интервью с 10-12 кандидатами , чтобы в итоге взять на работу одного. Диплом известного вуза не гарантирует ни хорошего знания языка, ни опыта в разных методиках преподавания. Ксения до сих пор лично собеседует каждого кандидата и выбирает тех, кто сфокусировал свою карьеру на преподавании и развивается в этой сфере.


Сейчас команда «Лингвоэксперта» снимает два офиса. Основной переехал ближе к метро - в бизнес-центр на Васильевском острове. Там остался административный персонал, там же проводят собеседования и обучение новых преподавателей. Аренда обходится в 55 000 рублей в месяц.

Еще два сотрудника, которые продают новый продукт - интернет-обучение , работают в коворкинге. Это удобно, потому что аренда получается гибкой: есть сотрудник - помещение оплачивается. Если Ксения решит уменьшить или расширить команду продаж, ей не нужно второпях искать новое помещение. Аренда коворкинга стоит 30 000 рублей в месяц.


Планы

В 2016 году Ксения со Станиславом начали развивать интернет-обучение в «Лингвоэксперте». Курсы по скайпу купили более 100 человек - Ксения и Станислав заработали на этом запуске 2 млн рублей . Супруги добавили в услуги интернет-школы вебинары и групповые занятия, а вырученные деньги вложили в разработку новых курсов и интернет-маркетинг .

В конце года Ксения и Станислав поняли, что хотят найти решение, которое минимизирует человеческий фактор. Скайп один на один эффективен, если занятия проходят с опытным преподавателем. На поиски таких педагогов уходит время.

Во время поездки в Америку в 2017 году Ксения и Станислав узнали об интернет-платформе «Вокси». На ней можно выполнять языковые упражнения и практиковать разговорный язык с носителями. Для этого ученик подключается к занятию, которое ведет преподаватель из любой точки мира, и общается с педагогом и другими участниками. В 2018 году предприниматели добавили «Вокси» в свою продуктовую линейку и планируют продавать ее в корпоративном сегменте в России. Доступ к «Вокси» стоит для компании около 24 000 рублей в год на одного сотрудника.

В этом же году «Лингвоэксперт» запустил бета-версию нового продукта - чат-бота в Телеграме @lindaexpertbot, который обучает подписчиков лексике и грамматике. Это формат микрообучения, на которое у человека уходит по 5 минут в день. С ботом английский не выучишь, но можно поддерживать текущий уровень языка. Сейчас бета-версия бесплатна. Позже Ксения и Станислав планируют предлагать услуги чат-бота корпоративным клиентам за деньги.

Количество языковых школ в Москве растёт в геометрической прогрессии, дефицита на этом рынке нет, но спрос остаётся довольно устойчивым. Знанием одного английского уже никого не удивишь. Владельцы школ готовы предложить клиентам арабский деловой и разговорный хинди.

Для запуска бюджетных языковых курсов стоимостью 5 000 рублей за 16 академических часов, по подсчётам H&F, понадобится стартовый капитал в размере 300 000 рублей. При грамотном продвижении дело начнет приносить стабильный доход от 100 000 рублей уже через полгода и ещё через столько же окупит вложения.

Помещение

Для небольшой языковой школы хватит помещения площадью 150 кв.м. (примерно пять рабочих аудиторий). Оно должно иметь кабинетную планировку и хорошую звукоизоляцию, иначе вести занятия будет невозможно, если за соседней стенкой решат провести аудирование или посмотреть кино на изучаемом языке.

Лучше не размещаться в офисном здании. Если этого всё же не избежать, следует позаботиться об отдельном входе. Выписывание пропусков на людей, спонтанно решивших заглянуть в школу, и встреча на охране иностранцев, которые поголовно не носят с собой паспорта, отнимает много времени. Занятия и киноклубы могут затянуться до поздней ночи - ученики и преподаватели должны иметь доступ к школе в любое время.

Ещё два желательных условия: близость к метро и расположение в первой линии домов. Впрочем, основной контингент на начальном этапе - те, кто живёт или работает рядом. Поэтому расположение в центре района может быть важнее, чем близость к метро. Хотя открыть школу всё же лучше на видном месте, чтобы оповестить о ней людей в районе, поможет вывеска - самый дешевый вид рекламы.

В среднем аренда помещения со всеми перечисленными характеристиками обойдётся в 90 000-150 000 рублей в месяц. Расплачиваться за аренду директора языковых школ рекомендуют только по безналичному расчёту. В случае проблем с владельцем помещения вы всегда сумеете отстоять свою правоту в суде.

Владельцы школ советуют арендовать помещение, приспособленное для проведения занятий, то есть соответствующее санитарным и пожарным нормам. А в этих делах очень много тонкостей: количество туалетов, раздевалка, количество метров на одного ученика, разные журналы учета, уровень освещенности, сертификаты на мебель, и т.п.

Ремонт

Косметический ремонт, если он вообще потребуется, можно сделать своими силами. На оборудование одного кабинета, по подсчётам H&F, уйдёт 40 000 рублей. Сюда входит стоимость мебели, техники для аудирования, магнитно-маркерной доски и самих маркеров, которые, кстати, очень быстро исписываются. Установка кондиционеров, без которых занятия группами в небольших аудиториях немыслимы, будет стоить ещё 17 000 рублей за класс. Содержание одного кабинета в месяц обходится в 3 000 рублей.

Документы

Единой, подходящей для всех языковых школ организационно-правовой формы деятельности не существует. Её выбор напрямую зависит от целей школы и аудитории, с которой она работает. Для небольших образовательных учреждений с маленьким потоком учеников подойдёт форма ИП. Более крупным компаниям, работающим с корпоративными клиентами, удобней оформиться как НОУ (НОЧУ) - негосударственное образовательное частное учреждение.

НОЧУ требует получения лицензии, а это достаточно длительный процесс (от момента съема помещения до получения лицензии срок составит около полугода), потому что:

1,5 - 2 мес. - регистрация НКО в Минюсте

1-1,5 мес. - получение санитарных и пожарных свидетельств

2 - 2,5 мес. - получение собственно лицензии

Однако здесь есть возможность схитрить, например, начать работу как ИП, пока процесс будет тянуться. В случае отсутствия лицензии, школа имеет право вести консультационную деятельность, а это подразумевает отсутствие чёткого расписания, отсутствие планов занятий и так далее.

Другие расходы

Персонал

Минимальная ставка русскоязычного преподавателя - 700 рублей за академический час. Расплачиваться в большинстве школ принято сразу после урока. Таким образом, за 90-минутное занятие преподавателю нужно отдать 1 400 рублей. Ставка носителей языка варьируется от 1 500 рублей до 2 000 рублей за академический час. Дороже всех стоят британцы, спрос на них среди учеников особенно велик - за полуторачасовое занятие с группой они просят 5 000 рублей.

Обучение иностранным языкам – бизнес перспективный, прибыльный и благородный. Ведь таким образом вы сможете помочь большому количеству желающих повысить свой уровень знания иностранного языка, без которого быть успешным в современном мире сложно. Заработать на предоставлении прогрессивных знаний, которые будут способствовать межкультурной коммуникации, можно, если правильно составить бизнес план.

Актуальность

Возможность изучать иностранный язык сегодня интересна практически каждому. Такие знания понадобятся, даже если у вас в планах нет эмиграции за границу – для повышения на работе, чтения книг в оригинале и просмотра фильмов без дубляжа.

Темпы развития общества привели к тому, что знать только 1 иностранный язык уже недостаточно, а выучить их самостоятельно под силу далеко не каждому. Вместе с тем 46% россиян в планах имеют изучение иностранных языков. Несмотря на разные мотивы, они создают постоянный спрос на услугу.

При этом, чтобы начать бизнес, нужно не так много вложений. Если грамотно разработать план, бизнес быстро окупится.

Анализ рынка

Нельзя сказать, что открыв школу обучения иностранному языку, вы станете пионером бизнеса. Сегодня подобные организации есть повсеместно, а если речь идет о городах с населением от миллиона, там может быть и более десятка разных языковых школ.

При этом школьное обучение иностранным языкам экспертами признается устаревшим, непоследовательным и фрагментарным, а потому, чтобы действительно овладеть английским, немецким, французским и т.д. многим приходится ходить на специальные курсы.

Если конкуренция в бизнесе не страшна, при составлении плана обязательно изучите не только, как построена работа у конкурентов, но также чего не хватает клиентам. Обычно речь идет о следующих недостатках:

  • недостаточный уровень квалификации преподавателей;
  • отсутствие специальных программ обучения, например, английский для бизнеса или подготовки к IELTS, TOEFL;
  • отсутствие экзотических языков.

Также необходимо ознакомиться со списком предлагаемых языков, уровнем подготовки преподавателей, расценками на их услуги и маркетинговой политикой. Это поможет понять, чего именно не хватает клиентам в вашем регионе и составить план ведения бизнеса с выделением вашей особенности, которая отличит языковую школу от конкурентов и привлечет население. Это могут быть экзотические языки для изучения, выгодные расценки, носители языка в качестве преподавателей, уникальные планы уроков и т.д.

Результаты социологического исследования показали следующие результаты того, какие языки люди хотели бы выучить:

  • английский – 25%;
  • немецкий и французский – 5%;
  • испанский – 4%;
  • китайский – 3%;
  • итальянский – 3%;
  • японский – 1%.

В целом в последние годы наблюдается рост интереса к изучению азиатских языков, это обязательно стоит учесть при составлении бизнес плана.

Целевая аудитория

Для определения портрета идеального клиента в плане, сначала необходимо сегментировать аудиторию. Это можно сделать по разным признакам:

— для путешествий;

— для повышения уровня своего образования;

— для поступления в школу или университет;

— в рамках повышения квалификации;

  • по требованиям к урокам иностранного языка:

— обучение в небольших группах (по 4-6 человек);

— желающие получать индивидуальные уроки;

  • по возрасту:

— студенты и школьники;

— работающие люди;

— пенсионеры.

Наибольшую группу по возрасту представляют именно работающие люди, за ними по численности следуют учащиеся и лишь небольшая часть потенциальных клиентов бизнса – пенсионеры. Однако рекомендуется составить план обучения таким образом, чтобы оно было интересным и полезным для разных категорий клиентов, а также предложить хотя бы несколько вариантов программ обучения, чтобы удовлетворить как можно больший объем спроса.

Юридическая сторона вопроса

Прежде чем приступать к бизнесу, нужно не только составить план, но и официально зарегистрировать деятельность. Для школы иностранных языков подойдет АНО (автономная некоммерческая организация) или НОУ (негосударственное образовательное учреждение). Можно зарегистрироваться и в качестве ИП, но тогда вы не сможете выдавать выпускникам дипломы о полученном дополнительном образовании.
С другой стороны, тогда для предоставления услуг не нужна лицензия, то существенно упрощает реализацию бизнес плана. Но обращаться к вам будут только клиенты, которым изучение языка нужно исключительно в личных целях.

Если такого варианта недостаточно, потребуется получить лицензию государственного образца. Сделать это можно в местном отделе образования. Наличие лицензии позволит выдавать выпускникам школы свидетельство владения языком, сертификат о получении дополнительного образования. Такой документ станет отличным дополнением к резюме. Приятная новость в том, что теперь лицензию не нужно подтверждать каждые 5 лет, получив единожды, можно предоставлять услуги бесконечно.

После того, как план бизнеса составлен, приходит время регистрации – без этого начинать свой бизнес незаконно. Языковым школам рекомендуется регистрироваться в качестве негосударственного образовательного учреждения. Для этого понадобится:

  • полное название организации;
  • юридический адрес;
  • контактные телефоны;
  • паспортные данные сотрудников;
  • данные об учредителях;
  • выбранная система налогообложения;
  • устав организации (разрабатывается в соответствии с требованиями закона №3266-1 «Об образовании» ;
  • эскиз печати.

Особе внимание при подготовке плана уделите уставу организации. Он должен включать следующие данные:

  • название организации;
  • адрес;
  • информацию об учредителях бизнеса;
  • типы обучающих программ, предусмотренные в плане;
  • языки обучения;
  • правила приема в школу и критерии отчисления;
  • длительность уроков;
  • порядок владения собственностью, где расположена языковая школа (документы на владение или договор аренды);
  • правила найма работников;
  • порядок ликвидации предприятия.

Полное соответствие документа этому плану позволит без проблем пройти регистрацию в Министерстве юстиции. Не забудьте получить разрешение СЭС на эксплуатацию помещения.

При регистрации, укажите код 85.41.9 «Дополнительное образование детей и взрослых, прочее, не включенное в другие группировки, включающее обучение иностранным языкам» деятельности по ОКВЭД. Можно также добавить «Деятельность по устному и письменному переводу».

Процесс официальной регистрации бизнеса можно упростить, обратившись в агентство по лицензированию. Услуги обойдутся в порядка 100 тыс. р., с учетом оплаты гос. пошлины (7500 р.).

Выбор подходящего помещения для школы

При выборе офиса важно, чтобы у него было удобное место расположения. Он может находиться недалеко от школ и университетов, крупных торговых центров и оживленных улиц. Большим плюсом для бизнеса будет удобное транспортное сообщение с другими районами города, а также наличие парковки. Проверьте офис:

  • на грамотно организованное освещение;
  • на наличие санузлов;
  • на соответствие его состояния санитарным нормам.

На начальном этапе бизнеса оптимальной площадью центра будет 100 м 2 . Этого будет достаточно для размещения 2 отдельных классов и приемной. Можно предусмотреть небольшой кабинет для проведения индивидуальных занятий.
Один из классов будет предназначен для уроков английского – как самого распространенного языка, во втором будут проходить занятия по остальным иностранным.

Необязательно со старта бизнеса открывать офис в центре города. Не меньший результат даст расположение в одном из спальных районов, но в месте, где большая проходимость. Это позволит сэкономить на аренде, которая обойдется в среднем в 15 тыс. р.

Оформление

Специального ремонта помещение не требует, если здание находится в хорошем состоянии, однако в план обязательно войдет школьная отделка. Можно нанять дизайнера для разработки стиля помещения. Поскольку клиенты платят за занятия, они рассчитывают получать их в комфортных условиях. Пускай помещения будут просторными и светлыми. Каждый из классных кабинетов должен иметь доску. На стены можно повесить карты мира на иностранных языках, учебные плакаты. В фойе можно поместить учебные сертификаты и грамоты сотрудников и языковой школы.

Полезной будет покупка проектора или DVD-проигрывателя. Это позволит смотреть с классом обучающие фильмы и видео. Общая стоимость этого пункта плана составит порядка 80 тыс. р.


* В расчетах используются средние данные по России

Дистанционные курсы и школы не конкурируют с традиционными, а занимают отдельную нишу на рынке преподавательских услуг. Возможность учиться, не выходя из дома, - идеальный вариант для деловых людей, женщин в отпуске по уходу за ребенком, жителей небольших городов, где мало возможностей для дополнительного образования. Ведь для проведения занятий достаточно наличия компьютера с высокоскоростным интернетом и бесплатной программой Skype, микрофона, колонок, веб-камеры (в большинстве случаев хватает камеры на компьютере преподавателя, многие обходятся просто наушниками с микрофоном) и определенного количества свободного времени

Распространенное мнение, что затраты на организацию интернет-курсов значительно меньше, чем на открытие традиционной школы, не соответствует действительности. На самом деле, если вы рассматриваете это как вариант для развития собственного перспективного бизнеса, для его старта понадобятся определенные вложения.

Не имеет значения, будете ли вы преподавать самостоятельно или нанимать учителей, начинать придется с создания и продвижения собственного сайта. Чем качественнее сайт и его наполнение, тем выше будет доверие к вам потенциальных клиентов.

Обязательно укажите все необходимые контакты, подробно опишите свою квалификацию, опыт работы, программы, по которым вы преподаете, расценки на свои услуги, способы и реквизиты для оплаты, выложите все необходимые юридические документы: лицензии, если вы зарегистрированы как НОУ (однако чаще регистрируют ИП), тексты договоров и т. д.

Предусмотрите раздел с он-лайновыми тестами, по результатам которых посетители вашего сайта смогут узнать свой уровень владения иностранным языком.

Кроме расходов на создание сайта (от 15-20 т. р., в зависимости от структуры и задач), придется регулярно вкладывать деньги в его продвижение. Этим можно заниматься самостоятельно или обратиться в соответствующее агентство.

Стоимость его услуг будет зависеть от аудитории, на которую вы ориентируетесь, количества и характера запросов в поисковых системах, по которым вы хотите продвигаться, конкуренции в этой области (а она довольно большая) и других факторов.

Зарабатывай до
200 000 руб. в месяц, весело проводя время!

Тренд 2020 года. Интеллектуальный бизнес в сфере развлечений. Минимальные вложения. Никаких дополнительных отчислений и платежей. Обучение под ключ.

Если сайт совсем «молодой», продвижение привычными методами в первое время будет по объективным причинам малоэффективно. Однако терять время не стоит - первых клиентов можно найти, размещая объявления на тематических форумах и сайтах.

Приобретите качественную гарнитуру (наушники или колонки, микрофон и веб-камеру) и подберите подходящий тарифный план у вашего интернет-провайдера. Постоянно обрывающаяся связь, помехи и посторонний шум испортят все впечатление от занятия, несмотря на профессионализм и талант преподавателя.

Обучение в реальном времени обычно предполагает индивидуальное занятие с преподавателем. Во-первых, это намного удобнее и выгоднее для клиента. Во-вторых, для проведения групповых уроков у каждого ученика должна быть стабильная и быстрая связь, что не всегда возможно. И в-третьих, преподавателю сложнее задействовать в обсуждениях всех участников конференции в равном объеме, особенно если уровень владения языком у них различный.

Готовые идеи для вашего бизнеса

Однако если вы преподаете самостоятельно, даже при индивидуальных занятиях старайтесь подбирать учеников с одним уровнем владения языком. Это поможет значительно сэкономить ваше время на подготовку к занятиям, так как вы будете использовать одну программу, внося в нее изменения с учетом целей и интересов каждого ученика.

Дополнительные материалы для обучения выкладывайте на своем сайте. Доступ в этот раздел можно сделать закрытым от случайных посетителей сайта. Для удобства и наглядности процесса обучения можно использовать вспомогательные программы и приложения - электронные доски (к примеру, Dabbleboard), офисные приложения Google Docs, виртуальные миры Second Life и т. д.

Говоря о конкурентах и рынке образовательных услуг в целом, можно смело утверждать, что в России он перенасыщен предложением и является высококонкурентным. Вы можете найти поставщика услуг на любой вкус, в любой ценовой категории.

В то же время рынок перспективен и динамично развивается даже в условиях кризиса. Ведь необходимость изучения иностранного языка осознают и оптимисты, и пессимисты. Первые верят, что всё стабилизируется и не желают менять привычный ритм жизни (фитнес, кафе, курсы иностранных языков), а вторые подумывают уехать из страны (и срочно начинают подтягивать язык).

Поэтому открывать школу иностранных языков выгодно, особенно если учесть, что вложения на старте минимальны. Но из-за высокой конкуренции будет не лишним изучить рынок. Хотя, это не во всех случаях обязательно.

Мы не проводили срез рынка, поскольку на момент открытия просто не имели нужного опыта. Да и, честно говоря, нам это не было нужно, поскольку мы уже имели запросы от потенциальных клиентов.

У нас именно тот случай, когда спрос породил предложение: мы точно знали, что определённое количество студентов у нас будет. Одним словом, ничего общего с теми случаями, когда компания выходит на рынок с каким-то продуктом, не зная, будет ли он вообще востребован.

Кроме того, мы были уже действующими преподавателями, и сказать, что мы открывали бизнес с нуля - не совсем верно. Навыков, непосредственно связанных с ведением бизнеса у нас было мало, но мы имели представление о том, как организовать учебный процесс, имели к моменту открытия собственную клиентскую базу и опыт преподавания в частной школе.

Именно последний и помог нам в самом начале. Мы наблюдали за тем, как ведёт дела директор этой школы, как заключаются договоры, проходит корпоративное обучение, подмечали ошибки, которые не хотелось бы повторить. Можно сказать, что единственный конкурент, которого мы изучали, это школа, в которой мы сами работали.

Также на старте нужно определиться с тем, с какой именно аудиторией работать. Сегодня иностранные языки в частных школах изучают люди всех возрастов, начиная с 3 лет. А значит работать можно с малышами, дошкольниками, школьниками, студентами, работающими людьми и пенсионерами. Для каждой категории нужна своя программа обучения, при том не одна. Нельзя учить первоклассника и выпускника, готовящегося к ЕГЭ, по одному и тому же шаблону. А охватить все слои населения на старте практически невозможно, поэтому лучше начинать работать с категорией, с которой у вас уже есть опыт взаимодействия.

Личный опыт

Мы начинали работать со взрослыми людьми, и до сих пор ни разу в жизни я не работала с детьми. Потому что просто не знаю правильного подхода к ним, только могу наблюдать его со стороны как мама. Поэтому «детский сектор» в своих школах мы запустили гораздо позже, когда я увидела эффект от обучения на своём ребёнке и пригласила специалиста возглавлять соответствующее направление в нашей школе.

Если вы хотите начать бизнес с чего-то, чего совсем не умеете, важно нанять хорошего специалиста. При том, нужно опробовать его метод на себе в качестве клиента, дождаться результатов. Потому что нельзя убеждать людей в том, что ваш продукт хорош, ни разу не попробовав его. На старте нужно делать то, что ты умеешь, к чему ты готов. Только это позволит обеспечить высокое качество услуг.

Это касается и выбора языков, которые будут преподаваться в вашей школе. Если вы, к примеру, подумываете запустить курс испанского языка, не владея информацией о нём и о советующем рынке, ничего не выйдет. Вы даже не сможете нанять хороших специалистов, поскольку они крайне неохотно идут в неизвестные школы.

Лучше всего начать с одного направления, хорошо его проработать и «обкатать», а уже после открывать новые направления: запускать курсы других языков, расширять охват аудитории. Что-то новое в школе иностранных языков должно запускаться регулярно. Пытаться продавать одно и то же 10 лет очень опасно. Периодически рынок проседает в каждом сегменте. Тот же английский иногда выходит на второй план, другие языки периодически становятся более популярными, причём по очереди.

Но палитру нужно расширять постепенно, начинать сразу со всего - то же самое, что распыляться. Это как раз проблема многих школ, которые заявляют много языков, но не могут собрать группы, и в результате недовольные клиенты, так и не дождавшись начала занятий ни через месяц, ни через два, уходят. При этом они не просто забирают свои деньги, у них остаётся негативное впечатление, в эту школу они уже не возвращаются.

Объем инвестиций

Пошаговая инструкция

Чтобы выжить в конкурентном окружении и не демпинговать цены, необходимо самое большое внимание уделять качеству предоставляемых услуг. Поэтому после того, как вы изучили бизнес изнутри и собрали необходимую сумму инвестиций, нужно детально продумать вопрос с учебной программой. В первую очередь она будет зависеть от того, с какой аудиторией вы планируете работать на старте. Например, совсем маленьких детей лучше учить языкам через творчество: музыку, танцы, лепку и т.д.

Со взрослыми в этом плане несколько проще, но и они преследуют разные цели, когда приходят в школу иностранных языков: кто-то хочет эмигрировать, кому-то нужен язык для работы, кому-то для путешествий. Соответственно, желательно дать разные программы под разные цели.

Открывая свою школу, мы написали несколько программ: бизнес-английский, разговорный английский, финансовый, юридический английский, английский для туристов и т.д. Всё это мы преподавали ранее, так что программы были работающими и проверенными на людях.

Сейчас у нас в школе преподаётся приблизительно 65 программ, включая очень узкие направления, такие, как подготовка к собеседованию. Все они написаны профессионалами. И другого метода, кроме как привлечь специалиста к написанию программы, просто нет. Например, у нас сейчас работает методист, которая имеет высшее педагогическое образование и трёхлетний опыт работы по специальности.

Ещё один путь - не писать свою программу, а использовать современные учебные пособия международного класса - учебники таких издательств, как Macmillan, Longman, Cambridge и т.д. Они предлагают свои программы, которые можно просто скачать в интернете и пользоваться представленными пошаговыми инструкциями.

Преподаватель может и самостоятельно составить программу. Но для этого нужно провести уйму занятий, описать их, записав сроки, результаты, использованные учебники. Только тогда это будет действительно нормальная программа обучения.

Личный опыт ​​​​​​​

Именно с помощью своих педагогов мы запустили преподавание немецкого, французского и итальянского языков. Почти все преподаватели в нашей школе имеют образование МГЛУ, все они знают как минимум два языка. Когда мы уже сформировали штат своих педагогов, каждый из них владел ещё одним языком. На этом этапе запустить второй иностранный язык было легко, потому что мы были уверены в профессионализме своих сотрудников.

Вообще, преподаватель - ключевая фигура в этом бизнесе. Это именно тот человек, который будет «держать» вашего клиента. Если вы ошибётесь с педагогом, клиент с вами не останется при всех инвестициях, красивых офисах, шикарных менеджерах по продажам.

Если основатель школы сам имеет профильное образование, «варится» в этой среде, то набрать штат ему будет гораздо легче, просто потому, что можно привлечь к работе своих одногруппников.

В противном случае можно искать преподавателей стандартными способами, например, через сайты с объявлениями. Стоит также «мониторить» студентов и выпускников местных ВУЗов. Например, я постоянно взаимодействую с МГЛУ, знаю все форумы, присутствую на всех сайтах, где сидят студенты, и часто пишу им напрямую, спрашиваю не хотят ли они оформиться после окончания к нам в штат.

Не стоит бояться брать на работу молодых специалистов. С 21-22 лет можно работать, продемонстрировав при этом все таланты и высокий уровень владения языком - С1.

Иногда к нам приходят соискатели, но после собеседования мы им советуем начать обучаться в нашей школе на уровне Intermediate-Upper-Intermediate, поскольку они делают много ошибок в речи. Такое часто можно встретить на рынке Москвы.

Личный опыт

Опытным путём мы выяснили, что для школы важна вывеска. Изначально мы считали, что сегодня люди ищут информацию, в том числе и о курсах, в интернете, а значит и вывески не нужны. Но оказалось, что когда мы сняли офис с фронтальной вывеской, 30% клиентов заходили к нам, просто проходя мимо.

На этапе становления бренда не стоит забывать про PR: публикации, бесплатные мероприятия, розыгрыши призов от партнеров. Старайтесь находить интересных партнеров и обмениваться аудиториями. Это очень полезно.

Даже при самой грамотной стратегии продвижения клиенты не будут заниматься у вас, если это будет неудобно по времени. На старте мы с партнёршей работали с 7 утра до 10 вечера сами, смотрели, в какое время люди наиболее активны. Изучив пики спроса и набрав штат профессионалов, мы установили рабочий день с 10:30 до 19:30. При этом наибольший наплыв происходит вечером: после работы люди приходят на встречи, тестирования, демо-уроки.

Кроме того, для удобства клиента приходится работать и в выходные, с чем поначалу была большая проблема. Поэтому мы разработали режим дежурств. Сейчас у нас есть человек, который работает по субботам, но не работает по понедельникам, а в воскресенье всегда дежурит один из координаторов по обучению. Получается, что сотрудник дежурит один раз в месяц в воскресенье и получает отгул в любой день, когда хочет. Таким образом, офис работает практически всегда, поэтому клиент может приехать в любой момент.

Само собой разумеется, что ещё задолго до открытия необходимо озаботиться поиском подходящего для школы помещения и его оформлением. И здесь также существует ряд правил.

Школа иностранных языков обязательно должна располагаться в месте с хорошей проходимостью. Мы для себя приняли как аксиому, что удалённость от метро составляет не более 6 минут хода. Допустимый показатель для Москвы - до 10 минут от метро.

В других городах также стоит ориентироваться на остановки общественного транспорта. Так или иначе, люди должны иметь возможность спокойно дойти до вас пешком, а не ехать на перекладных. Очень желательно, чтобы у школы была своя парковка, но в центре города с этим могут быть проблемы.

Многим начинающим предпринимателям кажется, что офис должен обязательно находиться в центре. Возможно, определённая доля правды в этом есть. Например, у нас центральный офис всегда забит под заявку. Но выбирая помещение «поцентральнее», важно учитывать один момент:

В центре конкуренты на каждом углу

Кроме того, арендные ставки в центральных районах достаточно высоки и могут различаться в разы. Например, вы можете снимать офис класса А, платя за это соответствующую цену, а конкурент буквально через дорогу арендует офис класса В, который по качеству почти ничем не хуже, но его цена гораздо ниже.

Стоимость аренды в конечном итоге влияет на стоимость курса для ваших студентов. Поэтому нужно адекватно оценивать средний чек, бюджет своего клиента. Даже те студенты, для которых деньги - не проблема, не хотят переплачивать просто за здание. Прежде, чем разоряться на антураж, подумайте, будут ли ваши клиенты за это платить.

При этом по принципу «чем дешевле, тем лучше» офис также выбирать не стоит. Слишком бюджетные варианты могут оказаться не совсем «чистыми» с юридической точки зрения.

Вопрос с помещением желательно решать совместно с юристом, чтобы он проверил договор и здание на «чистоту». Иногда всё выглядит идеально, но через пару месяцев выясняется, что здание принадлежит другим людям, и вас могут выгнать день в день. Это нанесёт вашей репутации серьёзный урон.

Строгих требований к назначению и состоянию помещения, к ремонту в нём, не существует. Желательно избегать формата open space. Стены должны быть возведены изначально, чтобы не пришлось делить помещение самостоятельно. В противном случае пострадает звукоизоляция, а значит и качество занятий.

Количество классов будет зависеть от загрузки школы. На начальном этапе достаточно 4-5 комнат (общая площадь - около 60-80 кв.м с учетом входной и административной зон). Большее количество не имеет смысла, поскольку классы будут пустовать. Это зачастую производит не самое хорошее впечатление на клиентов. Лучше со временем переехать в помещение большего размера в том же территориальном блоке. Перебираться в другой район нежелательно, поскольку многие клиенты - жители соседних домов, которые зачастую не готовы посещать любимую школу после её переезда.

В случае оформления НОУ (негосударственное образовательное учреждение) появляется ряд дополнительных требований к помещению: наличие раздельного санузла, наличие отдельного входа, высота потолков - от 2,6 м, источник естественного освещения в каждом классе и т.п. Также важно обзавестись заключениями от пожарных и СЭС. Они потребуются для оформления лицензии на ведение учебной деятельности.

Документы

Организуя бизнес в России, его, прежде всего, необходимо зарегистрировать в налоговых органах. А для этого обязательно нужно определиться с организационно-правовой формой собственности вашего будущего дела: работать как ООО, НОУ или как ИП (индивидуальный предприниматель)?

Форма ИП, конечно, хороша для новичков. Она позволяет оказывать клиентам услуги на платной основе, арендовать помещения, нанимать персонал, но вы не сможете выдавать своим выпускникам сертификаты, а ваша деятельность с точки зрения закона окажется лишь консультативной, но не образовательной. Вам будут недоступны корпоративные клиенты. И официально вы будете считаться лишь специалистом по иностранным языкам, а не их преподавателем.

Для того, чтобы ваша школа по действующим сегодня в России законам смогла стать полноценным образовательным учреждением, вам следует регистрировать НОУ (негосударственное образовательное учреждение) или коммерческую организацию с формой ООО (общество с ограниченной ответственностью).

Это позволит получить лицензию на осуществление образовательной деятельности. Такой документ оформляется в территориальном органе образования, и чтобы его получить, нужно предоставить определённый набор документов (полный список уточняется в самом органе). Это обычно документация, связанная с помещением, квалификацией преподавателей, качеством учебных методик и планов и т.д.

В конце 2013 года в России приняли поправки к федеральному закону об образовании о том, что частные школы с любой правовой формой имеют возможность получить лицензию на осуществление образовательной деятельности. Это - отличная новость! Но, к сожалению, процесс получения лицензии не стал проще, и требования к лицензиату в лице мелкой частной школы до сих пор завышены.

Для получения лицензии на образовательную деятельность лучше всего воспользоваться помощью специализированных юридических фирм. Но не стоит путать получение лицензии с ее незаконной «покупкой». Это неминуемо приведет к повторным проверкам и выявлению фальсификата.

Весомый довод в пользу оформления лицензии - возможность для ваших клиентов вернуть свой НДФЛ (налог на доходы физических лиц - прямой федеральный налог в России) с уплаченной за образование суммы (а это 13%). Это - существенное конкурентное преимущество.

О нужном для оформления лицензии

Обычно для оформления лицензии требуются.