Открыть дело без вложений интереснее и безопаснее. Посмотрите на создание учебного центра, как на компьютерную игру. Вы начинаете с легкого уровня, переходите к сложному, боретесь с препятствиями и осваиваете новые навыки.

Когда вы научитесь зарабатывать с нулем, в будущем будет проще найти инвесторов для проекта. А с чего начать и что понадобится для запуска первого курса, мы расскажем в этой статье.

Найдите идею

Идея на миллион - это миф.

В историях о великих замыслах обычно умалчивают, сколько проб и ошибок делает предприниматель на пути к успеху. Начать работу в самой занятой нише эффективнее, чем годами разрабатывать уникальный курс. Тематику без ущерба можно сменить в процессе.

Идеи рождаются во время занятий любимым делом. Поделитесь профессиональными навыками, например, ваши знания «Фотошопа» пригодятся начинающим дизайнерам. Если вы пишете картины, то начните с курсов рисования. Хобби может стать стартовой площадкой для онлайн-школы в нише, где еще нет конкурентов.

Создайте портрет аудитории

Личный интерес зажигает энергией. Но без понимания того, что движет другими людьми, сложно продать продукт. Для начала нужно понять: можно ли заработать на учебном центре с вашей идеей.

Перед запуском важно исследовать мотивацию аудитории, чтобы сформулировать преимущества курса и разработать программ занятий. Для каждого типа клиента составьте персональный портрет. Чем он точнее, тем эффективнее будут рекламные материалы.

Если правильно определить интересы покупателей, то вы продадите курсы еще до того, как появится план будущих занятий.

Александра Хохлова перед запуском «Школы наблюдателей птиц» решила протестировать идею и изучить аудиторию. Она составила подробное описание для каждого типа клиентов. Получилось три больших группы:

  • Хотели стать биологами, но жизнь сложилась иначе.
  • Ищут необычный отдых после работы.
  • Увлекаются походами и путешествиями.

Изучив интересы каждой группы, помощник Александры собрал список близких по тематике сообществ «ВКонтакте». По их участникам была запущена таргетированная реклама. Правильный отсев аудитории и цепляющий таргетинг привлекли на курс 15 человек, которые сразу оплатили занятия.

Базовый курс «Школы наблюдения за птицами» рассчитан на новичков. Они узнают, как привлечь пернатых в парк и чем их кормить. Если формат занятий не подойдет, то деньги можно вернуть

Автоматизируйте работу с данными. Чтобы быстрее составить портрет целевой аудитории, используйте парсеры - программы для сбора и анализа данных соцсетей. У большинства из них есть тестовый период, благодаря которому у вас будет время оценить функции и бесплатно составить первые портреты.

Больше всего информации парсеры соберут во «ВКонтакте». Эта соцсеть открывает максимальный доступ к своей базе данных для сторонних приложений.

Функции парсеров для анализа аудитории

1. Поиск сообществ по ключевым словам и параметрам. Количество фильтров зависит от возможностей парсера, например, поиск групп в соцсетях по возрасту участников, полу, профессии, месту жительства, уровню образования, наличию детей.

2. Анализ аудитории. С помощью этой функции вы сможете изучить собранные данные и составить общий портрет клиента. Узнать можно практически все:
увлечения, музыкальные предпочтения, количество детей, профессию, любимые сообщества и посты, почтовые адреса и номера мобильных телефонов. Парсер автоматически уберет из списка ботов и рекламные аккаунты.

3. Анализ сайтов. Если на странице конкурентов есть авторизация через «Вконтакте», то парсер может собрать информацию об аудитории этого ресурса из соцсети.

Все программы разные. Перед началом работы почитайте об их функциях и протестируйте пробные версии.

Изучите контент конкурентов

Перед разработкой учебной программы просмотрите материалы, которые публикуют на аналогичных курсах. Подумайте, что цепляет аудиторию, какие вопросы задают пользователи, когда проявляют наибольшую активность. Используйте эту информацию для составления уроков и написания постов.

Подробно изучить контент поможет сервис - Popsters . Программа самостоятельно отфильтрует материалы по количеству лайков и репостов, степени вовлеченности, комментариям и времени активности пользователей.


Тестовый период включает 10 бесплатных загрузок для каждой соцсети. Этого хватит для начального понимания того, что интересно вашей аудитории. Стоимость платного тарифа - 399 рублей в месяц за одну социальную сеть. Программа поддерживает «ВКонтакте», Facebook, «Одноклассники», Coub, YouTube, Twitter.

Разработайте ценностное предложение

Изучите материалы конкурентов и сразу переходите к созданию пробных уроков. Их можно сделать бесплатными или продавать за символическую сумму. Не концентрируйтесь только на прибыли, на этом этапе важнее протестировать несколько вариантов ярких ценностных предложений.

Ценностное предложение - это то за, что люди готовы платить. Что они получат в конце обучения?

Обычно в начале работы предприниматели формируют слабые предложения. Особенно это заметно в сфере психологических тренингов и мотивационных курсов. Главная проблема - нет измеримого результата. Непонятно, что изменится в жизни клиента после обучения.

Лучшее ценностное предложение должно быть максимально конкретным. Оно отвечает на вопросы что вы получите? кем вы станете? В предложении акцент делается не на процессе, а результате.

Математика для девятого класса → Пятерка в четверти по математике за 3 месяца
Английский язык для профессионалов → Кембриджский сертификат по английскому языку
Театральные курсы → Выход на сцену в спектакле через месяц
Курс программирования → Гарантированное трудоустройство программистом с зарплатой от 70 тыс.
Гармонизация отношений → Вернем страсть в отношениях после 5 занятий.
Курс по инфобизнесу → Как открыть частный учебный центр за неделю

Составьте несколько вариантов ценностного предложения. После чего напрямую спросите у клиентов, какая формулировка им больше нравится и каких результатов они хотят достигнуть. Опубликуйте в тематических группах ссылку на тест с различными вариантами. Таким образом, вы проведете опрос фокус-группы и найдете первых желающих посетить занятия.

При составлении ценностного предложения формулируйте только достижимые цели. Если большинство участников не получат обещанного, то пострадает репутация курсов. Цели должны быть максимально честными и измеримыми. Ваша задача - придумать методы, которые помогут клиентам их достигнуть.

Выберите инструменты

Как только появятся первые желающий купить курс, подумайте об инструментах и формате преподавания. Что нужно, чтобы открыть учебный центр?

Площадка для вебинаров. В первое время можно обойтись «Скайпом» .
Он оптимален для персональных консультаций и трансляций с небольшим количеством зрителей. В бесплатной версии вебинар увидят только 10 человек. Платная версия обойдется в 375 рублей в месяц, но зато вы сможете открыть просмотр для 250 участников.

Второй бесплатный способ провести занятие - использовать трансляции на YouTube. С этим вариантом у вас не будет ограничений по количеству зрителей. После окончания вебинара запись сразу сохранится на вашем канале. Если ограничить к ней доступ, то в будущем ее можно продавать как отдельный материал. Основной минус YouTube - это задержка видео на 30–60 секунд, которая мешает оперативно отвечать на вопросы в чате.


Помимо этого вы можете использовать платные сервисы. Они предлагают дополнительные функции для трансляций, которых нет у YouTube:

  • Автовебинары (записи уроков с работающим чатом);
  • Доступ к вебинару после ввода пароля;
  • Рассылка приглашений;
  • Функция рисования;
  • Создание лендингов:
  • Сбор email подписчиков;
  • Оплата вебинара прямо через сервис.

Сайт. Его разработка - это долгий и дорогой процесс, который включает: создание прототипа, написание текстов, отрисовку дизайна, программирование и тестирование. В начинающем агентстве за такую работу возьмут от 50 тыс. рублей.

Пока вы не узнаете, насколько востребованным будет ваш курс, такой вариант не подходит. Страницу важно запустить в течение трех дней и желательно бесплатно. Для этих целей используют конструкторы сайтов, в которых не требуются знания программирования. Стоимость создания такого ресурса приближается к нулю. Вам придется только оплатить доменное имя и хостинг.

Конструкторы полностью продуманы. Они легко интегрируются с системами аналитики, сервисами рассылок и формами оплаты. Хотя большинство функций доступно только в платных версиях, они не ударят по бюджету. Например, платный тариф Tilda обойдется всего в 500 рублей в месяц, при этом создатели сервиса обещают подарить доменное имя.

Конструкторы предлагают множество шаблонов, которые можно заполнить подходящим контентом. Картинки и иконки вы найдете на бесплатных фотостоках . Но не забывайте при оформлении использовать реальные фотографии, например, с семинаров. Этот прием повысит экспертность в глазах посетителей сайта.

Структуру сайта, как правило, делают по традиционной маркетинговой формуле AIDA: внимание, интерес, желание и действие.

Внимание (Attention) - формулировка проблемы и ценностное предложение.

Интерес (Interest) - подробности занятий, раскрытие преимуществ, информация об авторе.

Желание (Desire) - социальные доказательства, отзывы учеников, кейсы, фото с выступлений

Действие (Action) - стимулирующая покупку информация, скидка с ограничением по времени, форма оплаты и подписки.

Дополнительно на сайте вы можете завести личный блог, чтобы публиковать заметки и видеозаписи прошедших занятий.

Сервис для email-рассылок. В первое время он понадобится для того, чтобы отправлять письма со ссылками на платные вебинары. С ростом базы вы будете использовать его для привлечения новых и удержания старых клиентов. При желании можно создать тематическую рассылку или просто отправлять информацию о новых программах и скидках.

  • Пробный пакет услуг. Многие службы предлагают бесплатно отправить в месяц ограниченное количество писем. Этого будет достаточно для первых контактов с клиентами.
  • Конструктор писем. Для верстки таких сообщений не нужны знания программирования. Как и с конструкторами сайтов с их помощью вы быстро настроите шаблоны для отправки.
  • Поддержка на русском языке. Разобраться с сервисом на английском не составит труда. Но бывают ситуации, когда срочно нужна помощь службы поддержки, например, если сообщения не доходят до пользователей, а до вебинара осталось меньше двух часов.

Популярные сервисы массовых рассылок

Название Бесплатная версия Плюсы Минусы
GetResponse Пробная версия 30 дней Русский языкКонструктор писем и шаблоныКонструктор лендинговВебинарная комната Высокие ценыБесплатная версия ограничена 30 днями
UniSender 100 подписчиков, до 1500 писем в месяц Русский языкПростой интерфейсКонструктор писем и шаблоны Ограничение по темам. Например, запрещены рассылки, связанные с заработком в сети
MailChimp Бесплатно до 2 000 подписчиков, до 12 000 писем в месяц. Конструктор писем и шаблоны Английский языкВысокие цены платные тарифы

Как открыть учебный центр без лицензии

Долгое время считалось, что любые курсы можно вести без лицензии, если не выдавать диплом государственного образца. Но в последнее время государство вплотную взялось за образовательную деятельность, и решения судов не всегда теперь в пользу предпринимателей. Как не попасть под штрафы?

Как работать без лицензии

  1. Вы имеете статус индивидуального предпринимателя и самостоятельно занимаетесь преподаванием - в этом случае лицензия не нужна. В рекламных материалах вы можете использовать образовательную лексику: программа, итоговая аттестация, учебный план и пр. Но если вы возьмете в штат преподавателей, то понадобиться оформить лицензию. При этом, работая без лицензии, можно нанять помощников для написания текстов или проверки домашних заданий.
  2. Как юридическое лицо или индивидуальный предприниматель вы имеете право вести разовые мастер-классы, которые носят ознакомительный характер. В этом случае вы не можете называть такую деятельность учебной и использовать образовательную терминологию в рекламе.

Когда нужна лицензия

  1. Вы в качестве юридического лица оказываете услуги на основе образовательной программы. Главное преимущество такого способа - можно выдавать дипломы о повышении квалификации. Для получения такой лицензии необходимо арендовать помещение, получить ряд справок и утвердить образовательную программу.
  2. Если вы ведете деятельность как ИП, но привлекаете сторонних преподавателей, то должны лицензировать деятельность так же, как и юридическое лицо.

Задумываться о получении лицензии, открытии ИП или ООО нужно только тогда, когда вы протестируете идею на разовых мастер-классах и заработаете первые деньги.

На заметку

  1. Начните с любой идеи. Необычное хобби может стать основой для курса в свободной нише.
  2. Перед тем как открыть учебный центр, создайте несколько портретов целевой аудитории с помощью парсеров соцсетей. Так вы быстрее найдете сообщества с потенциальными клиентами и создадите привлекательные рекламные материалы
  3. Перед запуском курса изучите посты в соцсетях и статьи на сайте конкурентов. Возможно, их материалы стоит переформулировать и применить для продвижения собственных курсов. Чтобы быстрее отфильтровать контент, используйте сервис Popsters.
  4. Подумайте о формулировке ценностного предложения. Концентрируйте сообщение на результате, а не процессе. С помощью онлайн-тестов вы можете проверить предположения в соцсетях, а заодно найти там первых клиентов.
  5. Для открытия онлайн-курсов вам потребуется площадка для проведения вебинаров, сайт и сервис рассылки. Ищите бесплатные варианты, пока у вас не появится первая прибыль.
  6. Чтобы открыть учебный центр без лицензии, вы должны как ИП самостоятельно вести курсы без привлечения сторонних преподавателей.
  7. ИП или ООО открывайте только тогда, когда убедитесь в прибыльности вашей идеи и проведете несколько мастер-классов.

Работодатели нуждаются в сотрудниках, способных подходить к решению проблем оригинально, а также видящих выход из таких ситуаций, перед которыми другие отступают. Высоким спросом на рынке образовательных услуг пользуются курсы повышения квалификации , и они приносят неплохую прибыль. Данная статья посвящена тому, как открывается учебный центр .

Об открытии учебного центра

Во все времена знания признавались наивысшей ценностью. Сегодня в условиях развития и совершенствования новых технологий они востребованы как никогда. Именно грамотные и высококвалифицированные сотрудники являются залогом стабильности любой организации.

Организационные вопросы

Так как открыть учебный центр ? Во-первых, необходимо стать юрлицом, а также выбрать вид деятельности, которым будет заниматься учебный центр . При привлечении дипломированных специалистов (а конкретнее – преподавателей) на постоянной основе требуется сертификат для работы учебного центра . Получить его не так просто: эта процедура займет немало времени и потребует вложений.

Но из такой ситуации есть весьма неплохой выход. Чтобы не требовался сертификат , достаточно при регистрации учебного центра указать вид экономической деятельности «консалтинговые услуги», либо выбрать смежные, близкие по значению виды деятельности. И после этого можно взаимодействовать с преподавателями и лекторами на основании трудового соглашения.

Чтобы открыть учебный центр , необходимо четко понимать, какие образовательные услуги наиболее востребованы, какой сейчас на них спрос и предложение действует на рынке. Что под этим подразумевается? Нужно знать: в какой форме будут проходить занятия, какие преподаватели будут вести их, для какого контингента персонала будут они.

Для того, чтобы учебный центр начал хорошо окупаться, самым лучшим вариантом будет, если его руководитель будет совмещать данную должность с аналогичной, но в какой-либо фирме или крупной организации. Слушателями, которые будут первыми, кто прошел курсы, станут его сотрудники в этой фирме. Это гарантирует вам на начальных этапах минимум аудитории и станет своеобразным «двигателем торговли».

Прибыльность от открытия учебного центра спрогнозировать практически нельзя. Дело в том, что прибыль напрямую зависит от количества читаемых курсов , их стоимости, количества слушателей, а также сопутствующих затрат. Приведем основные из них:

  • стоимость приобретения помещения или аренды плюс затраты на поддержание в нем чистоты;
  • коммунальные платежи, а также оплата услуг связи, телевидения, интернета;
  • затраты на офисную мебель, оргтехнику и комплектующие;
  • выплата зарплаты и материального вознаграждения работникам и преподавательскому составу;
  • стоимость рекламной кампании.

Требования, предъявляемые к помещению

Основной вопрос, который беспокоит будущего руководителя учебного центра , это, конечно же, стоимость аренды. Она может оказаться, как малой, так и довольно значительной. Все зависит от территориального месторасположения и интерьера помещения.

Немаловажное значение также имеет площадь будущего учебного центра . Расчет необходимой площади исходит из количества и частоты проведения занятий, а также предполагаемой аудитории. Также необходимо предусмотреть комнату для работы администратора и проходы в учебные аудитории.

Интерьер аудитории нужно продумать так, чтобы ее можно было легко переделать в помещение для проведения различных заседаний или иного назначения. Современные аудитории принято оснащать видеопроекторами или интерактивной доской. Если запланировано проведение занятий с использованием компьютеров, надо заранее позаботиться о приобретении соответствующего оборудования.

Для того, чтобы обеспечить высокую и стабильную посещаемость предлагаемых курсов, здание, в котором они будут проводиться, должно располагаться вблизи транспортных узлов (метро, остановки общественного транспорта, ж/д станции). Не стоит арендовать помещение в жилом многоквартирном доме, поскольку его жильцы явно будут не в восторге. Занятия, как правило, проходят в свободное от работы время, и их проведение всегда сопровождается бурными обсуждениями и часто затягивается допоздна. Но если есть собственное помещение, вполне подходящее для проведения занятий, то эта статья расходов полностью выпадает.

Заранее также необходимо подумать о том, где будут питаться слушатели курсов . Хорошо, если рядом есть магазин, столовая или буфет. Если поблизости нет ничего подобного, необходимо приобрести кофейный автомат, либо предусмотреть комнату для кофе-брейков.

Кадровый состав

Для нормального функционирования учебного центра помимо преподавательского состава (штатных и внештатных сотрудников) требуется менеджер, бухгалтер, уборщик помещений и другие рабочие . Если помещение не такое большое, то можно и совмещать данные должности. А рабочие профессии, такие как электрики, слесари, уборщицы, можно восполнить за счёт периодического обращения к соответствующим службам.

Лицом учебного центра по праву является его менеджер, который всегда находится на рабочем месте, отвечает на звонки, проводит консультирование и регулирует всю деятельность учебного центра. Также в обязанности менеджера входит организация рекламной кампании и исследования рынка образовательных услуг. Поэтому к кандидату на такую должность предъявляют весьма высокие требования: это должен быть человек способный работать в режиме многозадачности , с нестандартным мышлением, ответственный и открытый для общения. Желательно, чтобы у кандидата был опыт подобной работы.

Система оплаты труда сотрудников должна быть гибкой. Поэтому стоит ее разделить на фиксированный оклад и премию, которая будет зависеть от количества обучающихся . Оптимальный вариант, если они будут заинтересованы в привлечении новых клиентов, и поэтому станут выполнять свою работу с максимальной отдачей.

Продвижение

Вопрос «как открыть учебный центр » также опирается и на маркетинговую стратегию . Она напрямую зависит от того рода деятельности, который выбран. Их может быть несколько. Основные из них:

  • обучение новой профессии, курсы повышения квалификации и переподготовка;
  • дополнительные или факультативные курсы для школьников;
  • организация занятий по личностному росту (например, по тайм-менеджменту);
  • сдача помещений или аудиторий для проведения разных семинаров, лекций и прочих мероприятий.

Если учебный центр предусматривает проведение занятий по профессиональной подготовке и повышению квалификации кадров, то имеет смысл подписание договора о взаимодействии с предприятиями и центрами занятости, которым необходимы такие курсы . При ориентации учебного центра на детскую и юношескую аудиторию, нужно давать объявления в СМИ. Также эффективным будет раздача тематических буклетов в школах и центрах детского и юношеского творчества.

Для продвижения учебного центра весьма эффективны информационные встречи, где люди, прошедшие обучение в данном заведении, будут рассказывать о том, какие положительные изменения произошли в их профессиональной деятельности после курсов или семинара.

Информацию о сдаче в аренду учебных помещений целесообразно размещать на сайтах в интернете, периодических печатных изданиях с соответствующей целевой аудиторией. Чтобы учебный центр поскорее начал приносить прибыль, лучшим вариантом является совмещение разных направлений работы.

Не стоит сразу ждать легкой и быстрой прибыли от открытия учебного центра . Требуется определенное время для его становления на рынке образовательных услуг . Но если все грамотно рассчитать, просчитать все возможные варианты развития событий, то учебный центр кроме достойного заработка принесет своему руководителю новые яркие впечатления и расширит круг деловых знакомств.

«Потребность в образовании лежит в каждом человеке; народ любит и ищет образования, как любит и ищет воздуха для дыхания».
Лев Толстой

Сегодня существует много вариантов организации обучения персонала. Во многих крупных компаниях созданы отделы, занимающиеся развитием персонала, или даже тренинговые центры, в которых одновременно проходят обучение сотни сотрудников. В свою очередь относительно небольшие компании обычно ограничиваются краткосрочными тренингами и семинарами, для проведения которых приглашают профессионалов со стороны либо направляют своих сотрудников на открытые обучающие мероприятия (тренинги, семинары, конференции и т. д.).

Обучение персонала - одна из затратных статей бизнеса любой компании, а его эффект не всегда заметен сразу. Направленность внутрикорпоративного обучения - поддержать и повысить результативность персонала, а через сотрудников увеличить прибыльность и доходность компании. В условиях кризиса многие организации, забывая об этом, предпочли до минимума урезать расходы на обучающие программы.

Могу согласиться с тем, что верный путь сокращения расходов на обучение - определение правильного экономически обоснованного и эффективного подхода в обучении. Я имею в виду следующее: если ваша организация для проведения обучения персонала привлекает внешнюю тренинговую компанию, то эта компания должна быть правильно идентифицирована, а также ей должны быть четко поставлены задачи по обучению вашего персонала, основанные на потребности в обучении отдельных групп специалистов, а не навязанные извне и неприменимы в будущем на практике внутри вашей компании.

Если это открытые тренинги, на которые вы отправляете специалистов-то же самое: необходимо четко понимать, какая компания проводит обучение, соответствует ли заявленная тематика бизнес-потребностям вашей организации и вашему персоналу, какие тренеры проводят обучение, каким сотрудникам оно необходимо. Подходу в выборе внешних обучающих программ можно посвящать отдельные статьи и писать о нем книги.

В данной статье я остановлюсь на альтернативе дорогостоящего обучения с привлечением внешних тренеров и тренинговых компаний, а именно - организации собственной внутрикорпоративной обучающей структуры - создании учебного центра («обучающего», «тренингового» - название можно применить то, которое вам больше нравится).

Учебный центр позволит реализовать основные принципы построения образовательных программ: своевременность, индивидуальность достаточность.

Целью создания и функционирования учебного центра является обеспечение сотрудников (существующих и вновь принимаемых), работающих в компании, качественными обучающими программами и совершенствование уровня знаний для достижения долгосрочного конкурентного преимущества вашей компании.

Задачи, которые будут решены благодаря внедрению учебного центра:

  • - систематизация обучения;
  • - качественное планирование обучающих программ как в краткосрочной перспективе, так и долгосрочно, с учетом развития всего персонала и отдельных категорий/личностей. Данная задача также реализует качественную подготовку кадрового резерва компании;
  • - использование единого стандарта в обучении;
  • - обеспечение сотрудников качественными программами обучения и совершенствования знаний;
  • - предоставление своевременных для бизнеса и персонала данных;
  • - обучение с учетом потребностей и особенностей конкретной бизнес-структуры и ее персонала;
  • - методическое обеспечение для внедрения новых продуктов и услуг;
  • - постоянный анализ и контроль результативности обучения сотрудников;
  • - обучение с учетом корпоративных ценностей, в том числе исторических, культурных и проч.

На схеме 1 показана взаимосвязь учебного центра и составляющих в направлении развития персонала.

Схема 1. Место обучающего центра в системе обучения

Информация, формирующаяся на основании определенных составляющих жизнедеятельности организации, и информация, которая должна поступать в учебный центр, отображены ниже в таблице в виде коротких заметок и направлений для использования в учебном центре.

Таблица 1. Взаимосвязь некоторых аспектов развития персонала и учебного центра

Составляющие
Направление Учебный центр
Отбор персонала
Квалификационное соответствие нового сотрудника должности, на которую его отбирают

  • - Формирование набора недостающих знаний, навыков и умений, на основании которых осуществляется последующее обучение и развитие сотрудника.
  • - Определение потребности в обучении нового специалиста
Адаптация сотрудников Введение новых сотрудников в должность.
Приспособление специалистов к содержанию, условиям трудовой деятельности и непосредственному окружению

  • - Составление «стартовых» обязательных и индивидуальных обучающих мероприятий (об организации, корпоративной культуре, бизнес-процессах, обучающие программы согласно квалификационным требованиям к должности).
  • - Планирование и участие в процессах наставничества и коучинга
Анализ профессиональной деятельности и оценка рабочих результатов Определение соответствия выполнения функциональных обязанностей согласно должностным требованиям.
Аттестация и оценка персонала.
Оценка персонала при необходимости переквалификации или ротации сотрудника
  • - Формирование набора обучающих программ, направленных на улучшение знаний, навыков и умений для успешной работы отдельных сотрудников или групп специалистов.
  • - Подготовка программ в соответствии с новыми поставленными задачами и/или квалификационными потребностями
Планирование развития персонала Определение необходимого количества персонала для выполнения тех или иных задач с учетом развития бизнеса компании или его оптимизаци
  • - Формирование обучающих программ с учетом стратегического развития бизнеса.
  • - Обучение персонала с учетом изменений, перераспределения функций, в условиях адаптации к новым требованиям.
  • - Обучение кадрового резерва

Создание организационной структуры «Учебный центр» на базе управления персоналом (развития персонала, управления человеческими ресурсами) состоит из определенных этапов, которые отображены на схеме 2.

Схема 2. Этапы создания учебного центра

Детально описывать все этапы в рамках данной статьи я не стану. Остановлюсь на этапах формирования обучающей команды (3 этап - Отбор «тренерского состава» и 4 этап - «Обучение тренеров»), а также на самой модели организации обучения в компании.

К огда речь идет о формировании состава внутренних тренеров, то здесь встает ряд вопросов, из них можно выделить следующие:

1) Сколько нужно тренеров для компании?

2) Какими компетенциями, навыками они должны обладать?

Два вопроса очень сильно взаимосвязаны, поскольку математика и экономика всегда идут в ногу с логикой и эффективностью. Частично ответив на второй вопрос, можно понимать первый, и наоборот.

Тем не менее ответом на первый вопрос могут послужить несколько примеров по реализации создания обучающих центров в банковских структурах. Ниже в таблице приведено два примера организации и функционирования учебного центра в очень схожих бизнес-структурах.

Таблица 2. Сравнение вариантов формирование тренерского состава

При этом в первом случае 7 тренеров - это тренеры, задействованные исключительно в учебном центре для создания и проведения обучающих мероприятий, а во втором - тренеры, задействованные в работе структурных подразделений головного банка и выполняющие функцию внутренних тренеров в учебном центре. И в том и другом случаях есть свои недостатки и преимущества.

Таких схем можно приводить в пример большое множество. Но лишь определив цели, задачи для учебного центра, установив логическое и математическое количество мероприятий к проведению в периоде (лучше всего брать год), спланировав тематически направления для развития персонала, можно понимать и организовать оптимальную структуру для компании.

Более важно в вопросе организации тренерского состава - это то, каким должен быть внутренний тренер, как его идентифицировать, какими компетенциями он должен обладать и какие навыки необходимо развивать. Обучающие мероприятия эффективны только в том случае, если они проводятся экспертами в данной сфере. Это сразу ограничивает поле для поиска тренеров только по той причине, что не так много специалистов, счастливо сочетающих экспертный опыт в своей области, и имеющих способности/желание обучать других. Особенно если речь идет о профессиональных тренингах, соответствующих должностным задачам сотрудников компании.

П режде чем начинать поиск внутреннего тренера для компании, нужно определиться, какой уровень тренерского профессионализма необходим? Кажется, чем выше компетентность - тем лучше? Это не всегда так. Профессионалов в любой сфере найти сложно, их услуги, как правило, стоят дорого. Кроме того, «суперстар» высоко ценит свою квалификацию, для него важны сложные нестандартные задачи, поэтому перспектива неделями проводить тренинги может его и не вдохновить.

При организации учебного центра с нуля лучше привлечь специалистов (1–2 человека) высокого профессионального уровня, которые смогут на первых этап помогут руководителю организовать работу и обучить тренеров-новичков.

Е сли в компании планируется привлечение единственного тренера, который будет проводить различные тренинги для сотрудников разных уровней и направлений функциональной деятельности, тогда этот тренер-профессионал должен быть еще более профессионален. Чем сложнее задачу перед внутренним тренером ставит компания, тем профессиональней должен быть сотрудник. Когда в компании уже есть учебный центр, в котором заняты несколько тренеров, разработаны корпоративные стандарты обучения, тогда эффективнее привлечь перспективного тренера-новичка с высокой мотивацией к работе и развитию. Из него можно вырастить профессионала, который будет соответствовать специфике компании.

Приведу несколько вариантов переквалификации сотрудника в тренера из других подразделений.

Таблица 3. Переквалификация сотрудников в тренера из других подразделений

Плюсы
Минусы
Рекомендация
Специалист становится тренером учебного центра Получаем носителя профессионального опыта, который, получив обучение для тренера, будет передавать свой опыт другим Теряем хорошего сотрудника определенного направления Необходимо четко взвесить, на какой позиции выгоднее использовать данного сотрудника
Специалист остается работать на своей должности и при этом привлекается к проведению обучения Организация не теряет специалиста и при этом получает тренера профессионала в своем деле. Он всегда в бизнесе и может делиться опытом, приобретенным в реальном времени Сотрудник может не выдержат нагрузку, перегореть либо относиться к тренерским задачам безответственно. Если тренинг проводится для других структурных подразделений, прямой руководитель может быть против отсутствия своего сотрудника для обучения других структурных подразделений Позиция тренера в компании должна быть престижной. Для этого нужно разработать систему мотивации для тренера. Качественно планировать и регулировать нагрузку тренера с учетом функциональной загрузки и понимания того, что в таком режиме тренеру нужно больше времени на подготовку обучающих мероприятий. Руководство компании должно всячески поддерживать тренера
Руководитель работает тренером Обучение проходит под четким пониманием самого руководителя, какие знания, навыки необходимы специалистам на их рабочих местах. Никто не будет обвинен в неэффективности обучающих мероприятий.
Проходит как постоянная оценка рабочих результатов, так и прогресс в обучающем процессе
Нехватка времени.
Сбой в проведении запланированных мероприятий
Пусть руководитель обучает своих подчиненных общим и обязательным знаниям и навыкам, а для остального необходимо привлечение внешних тренеров

Создавая учебный центр, каждая компания выбирает свой метод подбора тренера. Как сделать оптимальный выбор? Принимая решение об обучении собственного специалиста по профессии бизнес-тренера, HR-директор должен тщательно подобрать подходящего кандидата. Прежде чем обучать других, будущий тренер сам обязан пройти качественное обучение (тренинг для тренеров), поработать под руководством наставника, пройти стажировку у более опытного коллеги (в качестве со-тренера).

О сновные модули для обучения по программе «Тренинг для тренеров» приведены в таблице ниже.

Таблица 4. Тематические направления в обучении внутренних тренеров

Чтобы не ошибиться с выбором тренера для компании, необходимо тщательно подготовиться к поиску подходящего кандидата.

  • - Нужно заранее четко определить требования, которым должен соответствовать корпоративный тренер, составить его «идеальные» профили (компетентностей и личности).
  • - Необходимо также определить критерии отбора.
  • - Надо оценить всех кандидатов по выбранным критериям.
  • - Нужно сравнить профили кандидатов с «идеальным» профилем тренера.

Основные критерии для отбора - профессионализм, стремление к развитию, лояльность, готовность разделять корпоративные ценности. Но самое важное, на мой взгляд, условие - тренер должен быть фанатом своей профессии, иметь огромное желание обучать людей.

Ниже на схем е показана модель обучения сотрудников разных структурных подразделений с учетом последовательности формирования любого обучающего проекта.

Схема 3. Модель обучения сотрудников разных структурных подразделений

Единых рецептов «стандартизированных учебных программ» для компании, по моему мнению, не существует, так как различная бизнес-направленность компаний предполагает свои особенности.

О днако можно выделить важнейшие элементы, которые могут быть включены в комплекс стартовых/стандартных обучающих мероприятий. Ниже в таблице представлены некоторые из них.

Таблица 5. Стандартные обучающие мероприятия

Обучающие программы Основные моменты Метод обучения
Адаптация новых сотрудников Ознакомление с кругом функциональных обязанностей, изучение организационной структуры и способов взаимодействия внутри компании (схема внутреннего документооборота, иерархическая структура организации, круг должностных лиц, с которыми сотрудник будет контактировать по работе, и сфера их профессиональной ответственности).
Также в программу адаптации обязательно следует включить ознакомление с корпоративной культурой компании, миссией и стратегическими планами развития фирмы
Тренинги; семинары; рабочие группы; дистанционное обучение
Профессиональные программы для различных должностей Организованные обучающие блоки, содержащие теоретическую часть, практическую тренировочную часть в соответствии с должностью и тесты для проверки знаний Тренинги; семинары; дистанционное обучение
Бизнес-тренинги общей направленности В этот блок входят тренинги лидерства, командообразования, работа над развитием управленческих, коммуникативных навыков, навыков проведения презентаций, умения продавать товары (продукты, услуги) и работать в конфликтных или стрессовых ситуациях и т. п. Тренинги; семинары
Информационная база Передача знаний по нормативным документам, должностным инструкциям, справочникам и т. п.
Данный обучающий блок может быть реализован силами специалистов различных подразделений (то есть не обязательно внутренними тренерами)
Дистанционное обучение; семинары; тренинги

Обучающие курсы и программы должны быть сформированы модульно, с использованием различной компоновки учебных курсов (очное обучение в сочетании с электронным дистанционным обучением), что позволит существенно разнообразить процесс обучения, а также эффективно использовать рабочую нагрузку персонала.

В окончание статьи хочется отметить, что создание учебного центра - эффективный инструмент развития персонала и один из важнейших составляющих единой системы кадрового менеджмента компании.

Открывать новые учебные центры стало выгодно в связи с увеличением потребности населения в получении дополнительных сертификатов по краткосрочным образовательным курсам.

Капитальные вложения в учебный центр, площадь которого будет составлять до 200 квадратных метров, и который рассчитан на от 100 до 150 учеников, составят от 13.000 до 15.000 условных единиц. Окупится учебный центр в течение от 6 до 10 мес. Уровень рентабельности составляет порядка 30%.

Ежемесячная оборачиваемость составляет от 10.000 до 15.000 условных единиц.

В Санкт-Петербурге открыто около 200 учебных центров. Эти учебные центры предоставляют услуги краткосрочных курсов. Основными конкурентами учебного центра являются:

  • Высшее учебное заведение (ВУЗ);
  • Средне специальное учебное заведение (техникум);
  • Колледж;

Также зачастую все учебные заведения создают на своей базе вспомогательные учебные дисциплины.

Высоким уровнем спроса в последние годы пользуются факультативы, длительность которых составляет 20-60 занятий. Один курс, длительностью в 40 учебных часов расценивается от 3.000 до 4.000 рублей.

Привлечением учащихся можно заняться с помощью открытия и внедрения дополнительных оригинальных курсов и программ. Примерами могу быть эксклюзивные курсы по рекламе, для маркетинга. Разработкой курсов занимаются педагоги. О самых востребованных и новых учебных курсов, учебные центры получают информацию от работодателей.

Основным критерием успешного ведения бизнеса является грамотный и квалифицированный штат сотрудников (преподаватели).

Существует возможность организовать учебный комплекс на базе некоторой компании, в качестве дополнительного подразделения. К тому же, открыв учебное заведение, имеется хорошая возможность для экономии финансовых средств, заключая договор аренды помещений на некоторое время, а не целиком на весь день.

Следовательно, открывая новый учебный центр существует возможность миновать основные затраты на аренду и оборудование для помещений. Капитальные вложения в бизнес будут составлять от 2.000 условных единиц.

Этап 1. Концепция и регистрация

Формирование и прибыльность компании будут зависеть от идеи и задумки. В первую очередь необходимо, что бы эти идеи отличались от других учебных центров.

Существуют следующие идеи и концепции учебных центров:

  • Учебные центры со стандартными курсами: бухгалтерский учет, налоги и налогообложение, дизайнерские курсы, курсы персональных компьютеров и другие;
  • Автоматизированные учебные центры (офисные приложения; 1С: Конфигуратор, Бухгалтерия, Предприятие);
  • Тренинговый учебный центр;
  • Учебный центр с преподаванием индивидуального и специфического направления (женщина-охранник и другие оригинальные курсы);

Регистрация юридического лица осуществляется как регистрация негосударственного образовательного учреждения. При регистрации необходимо указать основную деятельность. В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, основной деятельностью негосударственного образовательного учреждения получение чистого дохода являться не может, полученная прибыль должна идти на усовершенствование и рост учебного центра.

Помощь юрисконсульта и адвоката обойдётся учебному центру в 200 условных единиц.

При оказании услуг, лучше всего избрать упрощённую систему налогов. В таком случае выплаты будут составлять 6 процентов от прибыли.

Доходность учебного центра зависит от концепции.

Этап 2. Персонал и заработная плата

Штат сотрудников для учебного заведения и их оплата труда

Штат сотрудников состоит от 7 до 11 человек.

Этап 3. Помещение

Что бы организовать учебный центр для обучения от 100 до 150 учащихся на протяжении целого дня (4х сменный график; утренняя смена, 2 смены днём и одна смена вечером) необходимо заняться подбором помещения от 200 квадратных метров:

  • Учебные классы (2 шт.) по 50 квадратных метров каждый (в помещении 50 квадратных метров проводить обучение допускается для групп до 10 учащихся);
  • Учебное помещение, оснащенное компьютерной техникой (60 квадратных метров). Проходить обучение также могут до 10-ти учащихся;
  • Оставшиеся 40 квадратных метров отводятся для приемной и кабинета руководителя;

Итог: арендная плата за 200 квадратных метров с учетом стоимости одного квадратного метра от 30 условных единиц – 6.000 условных единиц ежемесячно. Однако на практике, учреждения образования имеют возможность получить помещение в аренду у комитета по управлению государственным имуществом. В этом случае учебный центр имеет возможность получить аренду помещения по меньшей цене – от 15 условных единиц за 1 квадратный метр.

Для организации учебного центра необходимо помещение порядка 200 квадратных метров. Арендная плата будет составлять 6.000 условных единиц ежемесячно.

Этап 4. Оборудование и оснащение

Оборудование для учебного центра и его стоимость

Итог – от 6.500 условных единиц.

Для закупки полного комплекта оборудования и необходимого оснащения учебного центра понадобится порядка 6.500 условных единиц.

Этап 5. Лицензирование

Что бы получить лицензии на осуществление образовательной деятельности необходимо предоставить следующий комплект документов:

  • Заявка с указанием разработанных образовательных программ, которым будут обучаться клиенты;
  • Информация о персонале, о количестве персонала и квалификации сотрудников, а также информация о ожидаемой посещаемости учреждения;
  • Информация об аудиториях, классах и размещении;
  • Информация о снабженности курсов необходимой материально-технической базой и необходимой литературой (предоставляются выписки из балансовых ведомостей, а также список литературы для каждой учебной программы и дисциплины);
  • Информация о педагогах (предоставляется информация по каждой дисциплине с преподавателем);
  • Дополнительная информация (учредительские сведения и данные, регистрационное удостоверение и др.);

Решение о предоставлении лицензии и рассмотрение всей документации длится порядка 4 недель.

Для получения лицензии нужно предоставить в соответствующий орган пакет документов и подождать решения на протяжении 1 месяца.

Этап 6. Учащиеся

Прибыльный класс должен состоять порядка из 10 учащихся.

Ежемесячно учебным центром должно набираться от 10 различных классов по различным направлениям.

Основным способом привлечь учащихся является размещение рекламы.

Как открыть учебный центр - от идеи до запуска

Времена глобальных перемен всегда предоставляют дополнительные возможности для людей, которые умеют нестандартно мыслить и видят перспективы там, где остальные сходят с дистанции, отступают перед трудностями. Одной из таких возможностей является создание учебного центра, который будет предоставлять услуги по обучению дополнительным видам деятельности население и показывать широкие горизонты в новых условиях жизни.

Организация учебного центра

Для организации такого дела необходимо иметь статус юридического лица. D зависимости от планируемых масштабов выбираются виды деятельности предприятия. Если в штате будут числиться постоянные преподаватели, то необходимо получить сертификат на деятельность учебного заведения, что повлечет за собой лишние траты и задержки времени на выполнение бюрократических процедур. Проще в процессе открытия предприятия будет указать, как вид деятельность «консалтинговые услуги», «помощь в проведении и организации мероприятий» или другие обтекаемые формулировки КВЕД. И работать с несколькими независимыми тренерами или преподавателями по соглашению.

Начиная такой бизнес, необходимо хорошо себе представлять соотношение спроса и предложения на предоставление подобных услуг. Что означает, иметь четкое понимание о том, откуда будут приходить люди, заинтересованные в обучении и заранее определиться с предполагаемым тренерским составом: преподавателями, психологами, коуч-тренерами или ведущими семинаров и т.п. Лучше всего для рентабельности учебного центра, такой вид деятельности совмещать с руководящей должностью в какой-либо сетевой компании или, вращаясь в среде людей, жаждущих профессионального, духовного и финансового роста. Это позволит на первых порах иметь минимальное количество будущих слушателей и обеспечить необходимую рекламу предприятию.

Рентабельность деятельности учебного центра просчитать заранее невозможно. Доходы будут прямо зависеть от объемов проводимых занятий, стоимости за обучение и расходов на поддержание работы центра.
Расходная часть состоит из следующих статей:
-арендная плата или разовая выкупная стоимость помещения и затраты на его содержание;
- оплата за коммунальные услуги и телекоммуникационные каналы связи;
- стоимость необходимой мебели, оборудования и аппаратуры;
-заработная плата сотрудников и обучающего персонала;
- затраты на рекламу.
Требования к помещению учебного центра

Арендная плата за помещение учебного центра или его выкупная стоимость может варьироваться в широких пределах. Это зависит от места расположения здания и внутреннего состояния помещений.

Площадь заведения рассчитывается исходя из планируемой насыщенности графика занятий и количества слушателей. В учебном центре обязательно должна быть общая комната, где находиться рабочее место администратора и выходы в два и более изолированных учебных помещения. Классы для занятий лучше всего оформлять так, чтобы они легко трансформировалось в зал для конференций, обстановка должна быть мобильной. Желательно оборудовать зал проектором, рабочим местом преподавателя с возможностью установить компьютер, доской или флип-чартом. Если планируется проведение компьютерных курсов или обучение работы с 1:С, необходимо оборудовать компьютерный класс, где установить не менее 5 ПК.

На увеличение посещаемости сильно влияет расположение центра вблизи от транспортных коммуникаций. Еще стоит помнить, что учебный центр, который расположен в жилом доме, может в дальнейшем вызвать негативное отношение жителей. Это связано с возможностью проведения семинаров в нерабочее время. Такие мероприятия часто затягиваются допоздна и сопровождаются бурным обменом эмоций слушателей.

Если в наличии имеется собственное, подходящее помещение, расходы существенно уменьшатся.

Также стоит заранее подумать о питании будущих абитуриентов. При отсутствии по близости кафе, столовой или магазина, стоит установить в здании учебного центра хотя бы кофе аппарат или оборудовать специальное помещение для кофе-пауз.

Штат учебного центра

В штате кроме постоянных, или работающих по совместительству, преподавателей обязательно должен быть администратор, бухгалтер, разнорабочий, уборщица. При небольших объемах некоторые должности можно совмещать. А функции постоянных уборщицы и разнорабочего (электрик, сантехник, слесарь) можно возложить на соответствующие службы, к которым обращаться по необходимости.

Ключевой фигурой учебного центра является администратор, который должен постоянно находиться на территории, давать консультации и осуществлять всю организационную работу центра. Кроме того, реклама и маркетинговые исследования тоже ложатся на плечи этого работника. Поэтому к кандидатурам на должность администратора предъявляют особенные требования. Это должен быть коммуникабельный, креативный, ответственный человек. Опыт работы в МЛМ структурах для администратора учебного центра послужит отличную службу.

Заработная плата сотрудников , для увеличения рентабельности центра и заинтересованности в притоке новых слушателей, должна быть гибкой. Состоять из четко определенного оклада и премиального процента, который зависит от количества учеников.

Способы продвижения учебного центра

Маркетинговая политика центра зависит от выбранного направления деятельности.

Основными видами деятельности могут быть:
- специализация на различных курсах повышения квалификации и переподготовки кадров, обучение новым профессиям;
- различные вспомогательные курсы, ориентированные на детскую и юношескую аудиторию;
- проведение семинаров на тематику личностного роста;
- сдача в аренду площадей для проведения различных мероприятий.

При ориентации на профессиональную подготовку имеет смысл заключать договор сотрудничества с центрами занятости и крупными предприятиями, нуждающимися в профессиональном росте сотрудников.

При акценте деятельности учебного центра на детской специализации можно дать рекламу в средствах массовой информации и раздавать листовки в местах скопления родителей. например, в Домах творчества.

Как показывает практика, самая продуктивная реклама деятельности в области духовного и финансового роста – это личный пример и выступление людей, которые прошли такого рода обучение. Поэтому при этой специализации учебного центра маркетинговые мероприятия можно ограничить проведением информационных встреч.

Информацию о сдаваемых в аренду учебных площадях и конференцзала можно размещать в различных печатных изданиях и интернет ресурсах, ориентированных на предпринимателей.

Для оптимального использования площадей учебного центра и скорейшей окупаемости вложений лучше совмещать несколько направлений видов деятельности. В любом случае, ожидать быстрых и больших доходов от деятельности предприятия не стоит. Такой бизнес сможет приносить прибыли через некоторое время, которое понадобится на его становление. Но, при правильной организации дела и увлеченности своим занятием, учебный центр может стать для своего хозяина источником прибылей, привнесет новые, интересные события в жизнь и поможет завести полезные знакомства.