О.М. ЧУПАШЕВА,
г. Мурманск

А предложение ли это?

(О разграничении обращения, именительного темы и номинативного предложения)

Всем известны строки: 1) Очи черные, очи страстные! Очи жгучие и прекрасные! Как любил я вас! (Е.Гребенка); 2) Вечерний звон, вечерний звон! Как много дум наводит он О юных днях в краю родном!.. (И.Козлов); 3) Утро туманное, утро седое, Нивы печальные, снегом покрытые... Нехотя вспомнишь и время былое, Вспомнишь и лица, давно позабытые . (И.Тургенев). Все три фрагмента начинаются конструкциями, содержащими в качестве главного компонента существительное в именительном падеже. Одинаковы ли они в грамматическом отношении?

Тип синтаксических единиц, как известно, определяется их грамматической формой в единстве с грамматическим значением. Грамматическая форма, как мы установили, во всех трех случаях одинакова – именительный падеж существительного. Обратимся к грамматическому значению.

ОБРАЩЕНИЕ

Именительный падеж существительного во фрагменте 1 ни о чем не сообщает, то есть не выполняет коммуникативной функции, а значит, не формирует предложения. Его грамматическое значение – называние явления (чаще – лица, но может быть предмета, как в анализируемом случае), к которому обращаются с речью. Следовательно, очи черные, очи страстные, очи жгучие и прекрасные – обращение. А вот пример, где обращение обозначает лицо, – Фандорин, к которому обращаются с речью: 4) Фандорин! Да просыпайтесь, утро уже! (Б.Акунин). Еще пример – обращение обозначает предмет (оно выделено): 5) Дух осени , дай силу мне владеть пером! (Н.Заболоцкий).

Обратим внимание: обращение – это и не предложение, и не член предложения.

В предложении 4 обращение не имеет зависимых слов – оно нераспространенное, а вот в предложениях 1 и 5 оно имеет зависимые слова. Распространяется обращение только определениями – согласованными или несогласованными, что и наблюдаем в анализируемых предложениях. Согласованные определения выражаются прилагательными или местоимениями-прилагательными, согласующимися с существительным в роде, числе и падеже, – черные, страстные, жгучие, прекрасные (предложение 1), мой в предложении 6) Мои далекие друзья! В мыслях я снова с вами . Несогласованные определения выражаются существительными в косвенных падежах (с определительным значением!), например, в родительном осени в предложении 5.

Интересно, что обращения могут иметь свои показатели в последующем тексте – это местоимения 2-го лица ты, вы в форме любого падежа: родительного вас в предложении 1, творительного с вами в предложении 6, именительного ты в предложении 7) Ах, фарфор на старом камине! Уж не бюргерский ты отныне. (Н.Матвеева) Показателями обращения служат и притяжательные местоимения, соотносительные с личными 2-го лица: твой – ты, ваш – вы : 8) О, одиночество, как твой характер крут! (Б.Ахмадулина); 9) Астры осенние, грусти цветы, Тихи, задумчивы ваши кусты... (А.Грей)

Местоимение в последующем тексте может отсутствовать, если глагол-сказуемое употреблен в повелительном наклонении во 2-м лице: оно имеет своего «представителя» в самой глагольной форме, что обнаруживается в предложении 4: просыпайтесь – вы – Фандорин , в предложении 5: дай – ты – дух осени . Хотя возможно и словесно выраженное местоимение 2-го лица при глаголе в повелительном наклонении: 10) Не уезжай ты , мой голубчик!

Показателем обращения при отсутствующем местоимении может быть и глагол-сказуемое в изъявительном наклонении во 2-м лице: 11) Девочка моя! Снова уезжаешь – надолго ли? (Уезжаешь – ты – девочка.)

В одном предложении встречается и несколько показателей обращения, ср.: 12) Сентябрь, не отводи твое крыло, твое крыло оранжевого цвета. Отсрочь твое последнее число и подари мне промедленье это. (Б.Ахмадулина) – притяжательное местоимение твое , глаголы в повелительном наклонении отводи, отсрочь, подари .

ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ ТЕМЫ

Иную грамматическую природу имеет изолированный именительный падеж Вечерний звон, вечерний звон! в предложении 2. Как и в предложении 1, он ни о чем не сообщает, то есть, как сказал А.М. Пешковский о подобных построениях, не осложнен идеей существования 1 , а значит, к предложениям не относится. Не является он и членом предложения. В чем же его назначение? Этот именительный падеж существительного называет тему последующего сообщения (он может называть и ту часть сообщения, на которую обращает внимание говорящий), помещая ее, по образному выражению А.М. Пешковского, «в фокусе внимания» 2 , поэтому и называют его именительным темы.

Узнать именительный темы помогают своеобразные сигналы, содержащиеся в последующем тексте, в виде определенных групп местоимений – личных 3-го лица в форме любого падежа или указательного также в любом падеже; это могут быть и соотносительные с указательными местоимениями наречия и даже словосочетания. В нашем примере обнаруживается личное местоимение в именительном падеже (звон – он) , но возможны и косвенные падежи, например, винительный в предложении 13) Теплый, словно весенний ветерок ... – я и теперь его слышу в сердце (И.Шмелев) (ветерок – его) . Отметим, что при существительном в конструкции именительного темы есть зависимые определения-прилагательные: вечерний (предложение 2), теплый (предложение 13). В предложении 14) Изменение нравственного климата – мы с этого начинали (Вл. Максимов) именительный темы «поддерживается» указательным местоимением с этого , а в предложении 15) Владимир Высоцкий... Еще мой папа пытался привить мне любовь к этому, как он считал, «Барду с большой буквы» (А.Городницкий) – словосочетанием с указательным местоимением этому Барду .

Именительный темы называют и иначе – именительный представления, так как он «обозначает изолированное представление того предмета, о котором пойдет речь далее, в предложении» 3 . Оба термина – именительный темы и именительный представления – для обозначения данного синтаксического явления используются в синтаксисе на равных правах.

НОМИНАТИВНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Грамматическое значение изолированного именительного падежа существительного во фрагменте 3 – сообщение о бытии, существовании названного им явления. Следовательно, здесь мы имеем односоставные номинативные, или назывные, предложения, где существительные в именительном падеже являются подлежащими. Предложения распространенные. Распространение и здесь имеет ограничения, обусловленные характером главного члена – подлежащего: при нем, как известно, возможно только определение (согласованное или несогласованное). Во фрагменте 3 оно согласованное, а вот в предложении 16) Ворота с полукруглой аркой . [Холмы, луга, леса, овсы] (Б.Пастернак) – несогласованное, неморфологизированное, с арками .

Часто встречаются цепочки номинативных предложений. Вот примеры: 17) Город. Зимнее небо. Тьма. Пролеты ворот (Б.Пастернак). Город; Тьма – нераспространенные номинативные предложения. Звездное небо; Пролеты ворот – номинативные предложения, распространенные определениями согласованным (звездное) и несогласованным (ворот) .

Позиция подлежащего в номинативном предложении может быть замещена сочетанием количественного числительного с существительным, как, например, три градуса в предложении 18) Три градуса ниже нуля. Продрогшая земля (Б.Пастернак). Позицию несогласованного определения занимает чаще родительный падеж существительного, но возможны и другие формы косвенных падежей, скажем, творительного с аркой в предложении 16, а также словосочетания, например, выше нуля в предложении 18. Подчеркнем: в номинативных предложениях невозможны дополнения и обстоятельства, поскольку они входят в состав сказуемого.

Рассмотрим предложение 19) В воздухе – гул голубиных стай (М.Цветаева). В нем словесно выражен только один главный член – подлежащее гул , однако обстоятельство в воздухе подсказывает, что в предложении есть и позиция сказуемого – значит, анализируемое предложение двусоставное, а не номинативное. Еще примеры аналогичных двусоставных предложений: 20) В залах итальянского искусства XIV–XVI веков в Эрмитаже портреты, портреты, портреты... (Е.Богат); 21) Трава – под конскою подковой, Душа – в коробке костяной ... (А.Тарковский).

Итак, изолированный именительный падеж существительного в тексте (напомним: распространяется он зависимыми словами только с определительным значением!) формирует конструкции двух типов – предложение и не предложение. Если это предложение, то оно номинативное, где именительный падеж занимает позицию подлежащего. Если это не предложение (а значит, и не член предложения), то именительный падеж выступает либо как обращение, либо как именительный темы.

Подчеркнем, что при определении грамматической сути синтаксической конструкции не следует ориентироваться на пунктуацию, поскольку пунктуация обусловлена характером структуры, а не наоборот. К тому же все проанализированные построения могут отделяться от последующего предложения не каким-то строго определенным пунктуационным знаком, а различными знаками препинания – точкой, запятой, восклицательным или вопросительным знаком, многоточием.

Чтобы установить грамматический характер конструкции с изолированным именительным падежом, рассуждаем так.

1. Грамматическая форма конструкций одинакова – независимый именительный падеж. Обращаемся к грамматическому значению, учитывая и последующий текст.

2. Определите, сообщает ли эта грамматическая форма о бытии, существовании предмета, явления. Если да, то это номинативное предложение (оно, кстати, не имеет местоименной поддержки в последующем тексте). Если нет, то это не предложение. См. 3.

3. Называет ли эта грамматическая форма лицо или предмет, к которому обращаются с сообщением (в последующем тексте имеется «подхват» – личное местоимение 2-го лица, соотносительное с ним притяжательное местоимение и/или глагол в повелительном или изъявительном наклонении во 2-м лице)? Если да, то это обращение. Если нет, то см. 4.

4. Обозначает ли грамматическая форма тему последующего сообщения (в последующем тексте есть «подхват» в виде личного местоимения 3-го лица, указательного местоимения, местоименного наречия или словосочетания с одним из указанных местоименных слов)? Если да, то это именительный темы.

Предлагаем упражнение для самостоятельной работы.

Определите грамматическую принадлежность выделенных конструкций, содержащих именительный падеж существительного. Обоснуйте свой ответ .

1. Масленица ... Я и теперь еще чувствую это слово, как чувствовал его в детстве. (И.Шмелев) 2. О, правда, правда! Не на каждом слове Твоя неистребимая печать. Даешься ты ценой горячей крови. (А.Тарковский) 3. Крик, суета, стук по столу, подавление в себе мягкости – разве это сила? (Д.Лихачев) 4. Вдохновенье, розовое небо, черный дым с одним окном огненным . (В.Набоков) 5. О, чудесный, далекий день! Я его снова вижу... (И.Шмелев) 6. Воин слова , по ночам Петь пора твоим мечтам! (Н.Заболоцкий) 7. О, прозорливости орлино-острый взор! Он видит вас насквозь! (Н.Матвеева) 8. Странный гость – он в гостях не гостил, а парил. (Б.Ахмадулина) 9. Февраль . Достать чернил и плакать! (Б.Пастернак) 10. Петровки, самый разгар работы , – отец целый день на стройках. (И.Шмелев) 11. Глубокий вечер . Я сижу в мастерской, пустой и гулкой. (И.Шмелев) 12. Гоголь – его, конечно, причисляют к классикам... (А.Лосев) 13. За окнами – чернота и снег . (И.Шмелев) 14. Большое озеро как блюдо. За ним – скопленье облаков, нагроможденных белой грудой Суровых горных ледников . (Б.Пастернак) 15. Перед глазами – Лавра, разноцветные огоньки . (И.Шмелев) 16. Портрет Андриана (брата Рембрандта. – О.Ч. ) – да это же само понимание! (Е.Богат) 17. Скрипка сумерек! Спой мне повторно: Дай мне Веру, Надежду и Случай! (Н.Матвеева) 18. Ровный белый небосвод, И на зелени прибрежной Белый сумрачный налет, Словно жребий неизбежный . (А.Тарковский) 19. Глупый мой сон, неразумная дрема, Все-то склоняешься около дома, Все-то ко мне заглянуть невдомек, Все-то нужны тебе спрос да подсказка, Чистая совесть да льстивая ласка... (А.Тарковский) 20. В ограде – мрак и холод парка, И дом невиданной красы .(Б.Пастернак) 21. Ветер жасмина, ветер сирени, ветер левкоя, Ветер покоя . (И.Лиснянская) 22. Но фортуна – та ловчее . (Н.Матвеева) .

1 Пешковский А.М. Русский синтаксис в научном освещении. М.: Госучпедгиз, 1938. С. 181.

2 Там же. С. 368.

3 Русский язык. Учебник для 8–9-х классов средней школы / Под ред. М.В. Панова. М.: Реал-А, 2000. С. 158. См. также с. 98.

Именительный падеж существительного, называющий предмет или лицо с целью вызвать представление о них. Такой именительный интонационно обычно выделяется в изолированную синтаксическую единицу, за которой следует предложение, тематически с ним связанное (поэтому именительный представления иногда называют именительным тем ы). Ах, Франция! Нет в мире лучше края! (Грибоедов). Бедная Инеза! Ее уж нет! (Пушкин). см. также сегмент во втором значении.

  • - представляет понятие, выраженное данным именем, как центр действия, означаемого глаголом. Таким образом самое частое употребление И. падежа в роли подлежащего...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - ИМЕНИ́ТЕЛЬНЫЙ: именительный падеж падеж, отвечающий на вопрос: кто...

    Толковый словарь Ожегова

  • - Это прилагательное, использующееся исключительно в сочетании со словом падеж, было образовано по методу кальки с греческого onomastike , произведенного от onoma – "имя"...

    Этимологический словарь русского языка Крылова

  • - То же, что именительный предикативный...
  • - Независимая падежная форма,выполняющая номинативную функцию и в качестие “прямого падежа” противопоставляемая косвенным падежам...

    Словарь лингвистических терминов

  • - 1) Употребление формы именительного падежа в функции присвязочной части составного именного сказуемого. Германн был сын обрусевшего немца...

    Словарь лингвистических терминов

  • - То же, что именительный представления...

    Словарь лингвистических терминов

  • - См. nominativo...

    Пятиязычный словарь лингвистических терминов

  • - имени/тельный...

    Орфографический словарь русского языка

  • - ИМЕНИ́ТЕЛЬНЫЙ, именительная, именительное. В выражении: именительный падеж - падеж, отвечающий на вопрос: кто-что?, или, в других случаях, зависящий от слова, стоящего в этом падеже...

    Толковый словарь Ушакова

  • - ...

    Орфографический словарь-справочник

  • - имен"ительный пад"...

    Русский орфографический словарь

  • - имени́тельный паде́ж – калька лат. nōminātīvus или греч. ὀνομαστικη πτῶσις...

    Этимологический словарь Фасмера

  • - Словообразовательная калька М. Смотрицкого греч. onomastikē , суф. производного от onyma «имя». Буквально - «именующий, называющий имя»...

    Этимологический словарь русского языка

  • - ...

    Формы слова

  • - Специфическая разновидность номинативных предложений, называющая предмет речи с целью вызвать представление о нем в сознании собеседника, читателя: Москва!....

    Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

"именительный представления" в книгах

Пространственные представления. эмоциональные представления. представление о том, чего я не видела

Из книги Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир автора Скороходова Ольга Ивановна

Пространственные представления. эмоциональные представления. представление о том, чего я не видела Как я научилась ходить во дворе школы слепых Я хочу рассказать, как я научилась ходить во дворе школы слепых. От двора этой школы наш сад был отгорожен таким же высоким

2.0. Именительный множественного на – а́

Из книги Язык русской эмигрантской прессы (1919-1939) автора Зеленин Александр

2.0. Именительный множественного на – а? Распространение ударного окончания – а? в формах множественного числа имен существительных справедливо относят к одной из активных морфологических тенденций в сфере имен в языке XX в. Если Ломоносов в «Российской грамматике»

Частная жизнь Александра Пушкина, или Именительный падеж в творчестве Лермонтова

Из книги Девять граммов в сердце… (автобиографическая проза) автора Окуджава Булат Шалвович

Частная жизнь Александра Пушкина, или Именительный падеж в творчестве Лермонтова РассказЭто случилось очень давно.Тогда я был молод, кудряв, легкомыслен и удачлив, и девочки, которым нынче за пятьдесят, кокетничали со мной напропалую. Однако история, о которой я хочу

Представления

Из книги Повседневная жизнь горцев Северного Кавказа в XIX веке автора Казиев Шапи Магомедович

Представления С музыкальным искусством у народов Северного Кавказа были тесно связаны театрализованные представления, без которых не обходился ни один праздник. Это представления масок, ряженых, скоморохов, карнавалы и др. Большой популярностью пользовались обычаи

Представления

Из книги Энциклопедия этикета. Все о правилах хорошего тона автора Миллер Ллуэллин

Представления При представлениях следует прежде всего помнить о трех особых правилах. Из этих правил есть исключения, и они приведены ниже, но любой человек, который следует этим трем правилам, при любых обстоятельствах никогда не уйдет далеко от правил хороших

Именительный темы

Из книги Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник автора Лопатин Владимир Владимирович

Именительный темы точка § 23, § 24восклицательный знак § 23вопросительный знак § 23многоточие § 23тиреесли далее имеется личное или указательное местоимение в качестве слова-отсылки (типа Дорога в дождь - она…) § 23если далее имеется вопросительная конструкция также в

Представления

Из книги Эра Facebook. Как использовать возможности социальных сетей для развития вашего бизнеса автора Ших Клара

Представления Возможность представления людей друг другу является одним из самых ценных аспектов Facebook. В офлайновом мире практически невозможно узнать, кто кого знает, и вы можете попросить о представлении только в очень небольшом числе случаев. С Facebook, LinkedIn, Visible Path вы

16. Именительный падеж множественного числа

Из книги Латинский язык для медиков автора Штунь А И

16. Именительный падеж множественного числа 1. Любые падежные окончания, в том числе и окончания им. п. мн. ч., всегда присоединяются к основе.2. Для образования словоформ им. п. мн. ч. разных склонений надо придерживаться следующих положений.Если существительное относится к

4. Именительный падеж множественного числа (Nominativus pluralis) существительных I, II, III, IV, V склонений и прилагательных

Из книги Латинский язык для медиков: конспект лекций автора Штунь А И

4. Именительный падеж множественного числа (Nominativus pluralis) существительных I, II, III, IV, V склонений и прилагательных 1. Любые падежные окончания, в том числе и окончания им. п. мн. ч., всегда присоединяются к основе.2. Для образования словоформ им. п. мн. ч. разных склонений надо

46. Представления

Из книги Шпаргалка по общей психологии автора Резепов Ильдар Шамильевич

46. Представления Представление – образ предмета или явления, не воздействующего в данный момент на органы чувств. Сравнивая образ представления с образами ощущения и восприятия, можно сказать, что представления – вторичный образ предмета или явления, сохраненный в

Представления

Из книги Сознавание: исследуем, экперементируем, упражняемся автора Стивенс Джон

Представления Замечательный способ познакомить членов группы друг с другом - начать с короткого воображаемого путешествия, такого, как «Куст розы», «Зеркало», «Мотоцикл» или «Памятник себе» , и затем попросить каждого подробно выразить свои переживания от первого лица

Представления

Из книги Основы общей психологии автора Рубинштейн Сергей Леонидович

Представления Воспроизведение чувственных образов восприятия приводит к возникновению новых своеобразных психических образований - представлений. Представление - это воспроизведенный образ предмета, основывающийся на нашем прошлом опыте. В то время как восприятие

5. Представления.

Из книги Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных автора Берн Эрик

5. Представления. Наше истолкование образов, зарядов и представлений основано на фрейдовской концепции представления и катексиса. Мысли Фрейда по этим вопросам рассеяны в его собрании сочинений. Интересное изложение, с некоторыми замечаниями о всемогуществе мысли,

Представления индивидуальные и представления коллективные

Из книги Социология [Ее предмет, метод и назначение] автора Дюркгейм Эмиль

Представления индивидуальные и представления коллективные Хотя аналогия и не является методом доказательства в собственном смысле, она все же представляет собой способ иллюстрации и вторичной верификации, который может оказаться полезным.В любом случае

2.10. Представления

Из книги Феномен науки. Кибернетический подход к эволюции автора Турчин Валентин Фёдорович

2.10. Представления Редупликация различных подсистем нервной сети может породить множество различных групп классификаторов, «повисающих в воздухе». Среди них могут появиться дубликаты целых этажей иерархии, состояния которых в точности соответствуют состоянию тех

"Именительный представления"

Конструкция "именительный представления" (А. М. Пешковский) сходна по форме с обращением. Однако она не содержит обращения к собеседнику. Не заключает она и сообщения. "Именительный представления" только называет предмет или явление, о котором пойдет речь дальше: Труд! Всё сейчас было полно им вокруг (Пауст.). Без последующего предложения, заключающего определенное высказывание, "именительный представления" не имеет и не может иметь самостоятельного значения. В контексте нередко подчеркивается, что "именительный представления" - это лишь слово, а не предложение: Сибирь! Москва! Два эти слова звучали именем страны (Тв.). "Именительный представления" как бы предупреждает о значительности того, что будет сказано о данном предмете. Поэтому употребление "именительного представления" в основном свойственно поэтической речи, где он является экспрессивным и эмоциональным средством: Сибирь! Леса и горы скопом , земли довольно ... (Тв.); Москва! Как много в этом звуке для сердца русского слилось (Л.).

В поэтической речи бывает не просто отличить "именительный представления" от обращения (олицетворения): форма совпадает, обе конструкции эмоциональны и образны. Для их разграничения важно учесть то, что при обращении в контексте есть прямое или косвенное указание на 2-е лицо, а при "именительном представления" - на 3-е лицо. Ср.: Урал! Завет веков и вместе - предвестье будущих времён ... и в наши души, точно песня, могучим басом входит он (Тв.) - "именительный представления"; Урал! Я нынче еду мимо, и что-то сжалося в груди: тебя, как будто край родимый, я оставляю позади (Тв.) - олицетворение; при внимательном анализе видно различие и в их значении: в первом случае Урал! звучит многозначительным предупреждением о последующем высказывании, вызывает представление о соответствующем явлении.

Вводные конструкции

Значение вводных конструкций лишено лексической конкретности, индивидуальности, - оно имеет отвлеченный грамматический характер. Вводные конструкции служат для выражения различного рода оценок содержания предложения. Например: Очевидно , в шкатулке соскочила какая-нибудь пружина (Пауст.) - вводное слово очевидно выражает грамматическое значение предположения.

Вводные конструкции нс входят в структуру предложения, не являются его частью и не представляют собой самостоятельных предложений. Однако это нс означает, что они безразличны для предложения и что их пропуск ничего не меняет (так нередко рассуждают в школьной практике). При устранении вводной конструкции предложение теряет тот грамматический оттенок, который она выражала, и, следовательно, содержание приобретает несколько иной характер. Так, предложение Без тебя , вероятно , я бы погиб (М. Г.) при устранении вводной конструкции, приобретая категорический характер {Без тебя я бы погиб), существенно меняется; но его основное содержание, грамматическая структура, состав членов и отношения между ними остаются неизменными.

Вводные конструкции в предложении интонационно выделяются. Они произносятся обычно пониженным тоном и отделяются паузами от членов предложения. Если вводная конструкция включена в середину предложения, то его интонация "размыкается": Солдатов тягот одиночества , видимо , не чувствовал (Ш.). Па письме вводные конструкции выделяются запятыми, иногда - тире. По составу вводные конструкции могут быть:

  • 1) одиночными словами: Человек , работавший в этой комнате , видимо , был педант (Сим.);
  • 2) словосочетаниями: От него тянуло бензином. Но всей видимости , это был тракторист (Пауст.);
  • 3) предложениями: Бета считалась умницей , носила пенсне и , как говорили , хотела даже когда-то поступить на курсы (Купр.).

Однако разные по составу вводные конструкции выполняют одинаковые функции, поэтому мы будем пользоваться термином "вводные конструкции", объединяющим вводные слова, словосочетания и предложения.

По значению вводные конструкции делятся на следующие группы:

  • 1) указывающие на степень достоверности сообщения;
  • 2) выражающие эмоциональную оценку сообщения;
  • 3) указывающие на источник сообщения;
  • 4) оценивающие способ выражения мысли;
  • 5) указывающие на степень обычности/необычности излагаемых фактов;
  • 6) обращенные к собеседнику с целью привлечь или возбудить его внимание;
  • 7) указывающие на отношения между частями высказывания.
  • 1. Вводные конструкции, указывающие на степень достоверно с т и сообщения, оценивают содержание предложения как бесспорное, как предполагаемое или возможное.

Со значением бесспорности употребляются такие вводные конструкции, как бесспорно, конечно, разумеется, без сомнения, без всякого сомнения, факт, само собой и др.: Музей был, конечно, закрыт (Пауст.); Доктор, действительно, лежал на диване (Купр.); Причиной этому, без сомнения, было нравственное и физическое переутомление (Купр.).

Возможность или предположение выражаются вводными конструкциями видимо. кажется, надо полагать. видать, может быть, возможно, пожалуй, /го всем вероятности и др.: У яв- тобусной стоянки стояла небольшая очередь, кажется, уже отчаявшихся дождаться автобуса людей с чемоданами (Сим.); "Может быть, уже пора продолжать репетицию?" - напомнила Лидочка (М. Г.); Теперь, по всей вероятности, вихри, кружась и увлекая с земли пыль, сухую траву и перья, поднимались под самое небо (Ч.).

  • 2. Вводные конструкции, выражающие змоциональную оценку сообщения, включают слова, называющие чувства: счастье, радость, огорчение, стыд и др. С ними могут сочетаться слова, указывающие, кто испытывает чувство, т.е. кому принадлежит эмоциональная оценка содержания: к стыду моему, к его огорчению, на её счастье и др. В состав вводных конструкций могут также входить слова, обозначающие полноту, степень проявления чувства или его оценку {к моему великому огорчению, к его неожиданной радости и др.): Час назад ему, к его радости, позвонил с нового места один из начальников и сказал, что скоро вернётся сюда с группой работников (Сим.); Я, к сожалению, должен прибавить, что в том же году Павла не стало (Т.); Лошадка его, к истинному моему удивлению, бежала очень недурно (Т.); Наконец, к неописанной нашей радости, Ермолай вернулся (Т.).
  • 3. Вводные конструкции, указывающие на источник сообщен и я, включают слова мнение, предположение, слова и др. С ними могут сочетаться слова, уточняющие, кому принадлежит мнение и т.д. и кому, следовательно, приписывается сообщение {по моему мнению, по его словам, по нашему предположению, как мы полагаем ; по-моему , по-твоему и др.): По-вашему , всё это мелочи, пустяки, //о поймите же, что этих мелочей так много... (Ч.); В каюте Иван Ильич просидел часа три, придумывая, как объяснить Даше свой, по его пониманию , пошлый и навязчивый поступок (А. Т.); О самом Кукушкине, который был, по его мнению, большим прохвостом, Малинин со злостью подумал, что этот выкрутится (Сим.); В молодости, по его словам, он даже плавал на шхунах, возивших херсонские вишни (Пауст.).
  • 4. Вводные конструкции по правде сказать, признаться, откровенно говоря, говоря попросту и др. оценивают способ выражения м ы с л и: Между нами говоря, чуть было уже не законопатили тебя на Карельский [фронт] (Сим.); Ещё, признаться, грунт хорош, а то бывает - камень (Тв.); Строго говоря, дивизией он с мирного времени не командовал (Сим.).
  • 5. Вводные конструкции бывает, как обычно, как обычно бывает, как правило, случается, как водится, как иногда случается и др. указывают на степень обычности излагаемых фактов: Ермолай стрелял, как всегда, победоносно, я - довольно плохо, по обыкновению (Т.); Тем, однако, дорожи, что, случалось, врал для смеха, никогда не лгал для лжи (Тв.); Герасим , ввалился в дом со своей ношей, а Му-му, по обыкновению, осталась его дожидаться (Т.). Вводные конструкции этого типа немногочисленны. Они указывают на повторяемость, периодичность сообщаемых фактов или, наоборот, на их случайность, единичность.
  • 6. Вводные конструкции, обращенные к собеседнику с целью возбудить его внимание, вызвать его отклик на высказывание, отличает наиболее неясное и неопределенное значение. Это такие конструкции: как знаешь, знаете, знаете ли, понимаете, видите ли, изволите видеть (устар.), судите сами, согласитесь и др. Они близки к частицам. Их употребление нередко вызвано взволнованностью говорящего или сбивчивостью его мыслей: Однако, знаете, мне стало грустно... Тяжело как-то (М. Г.); Ведь, судите сами, выкрасть из дел какой-нибудь документ, вексель и прочее - минутное дело! (Ч.); Да, я герой... А он мне даёт комические роли. Нелепо же, согласитесь ! (М. Г.); Слышь, подкинь ещё одну ложечку такую, я вторую, брат, войну на веку воюю (Тв.); ...Сапожника Алёшу в часть отвёз. Лёг, понимаешь, среди улицы, играет на гармонии и орёт... (М. Г.).
  • 7. Вводные конструкции, указывающие на отношения между частями в ы с к а з ы в а н и я, по своему значению сближаются с союзами. Они могут указывать на следование одних фактов за другими при перечислении (во-первых, во-вторых и т.д.; наконец и др.): Краснов от прямого ответа ускользнул, предложив взамен совместный поход на Царицын, для

того , чтобы , во-первых. овладеть крупнейшим стратегическим центром и , во-вторых , удержав его , соединиться с уральскими казаками (III.) ; #о, во-первых , больная , действительно , находилась в отчаянии ; а во-вторых , молодо правду сказать , лели чувствовал к ней расположение (Т.).

Вводные конструкции напротив , наоборот , впрочем и др., правда (с оттенком уступительности) указывают на противопоставление содержания предложения предыдущему высказыванию: Калужская деревня , напротив. большею частью окружена лесом (Т.); [Бобров] тихонько отыскал свою шляпу и осторожно вышел на крыльцо. Его ухода , впрочем. г/ тяк никто бы не заметил (Кунр.); Прошли ровно сутки , и Синцов стоял снова перед тем же самым зданием райкома. Правда , здание было уже не совсем то же самое: в половине окон вылетели стёкла (Сим.).

Вводные конструкции следовательно, значит, выходит, стало быть и др. могут показывать, что содержание предложения логически вытекает из предшествующего высказывания как его следствие: Я уснул в полночь. Значит , зя бел чяса тяк необыкновенно изменилась земля [выпал снег] (Пауст.).

С помощью вводной конструкции может также выражаться вывод, обобщение, заключение (шпак, вообще, таким образом и др.): У иве уже давно вошло в привычку дразнить Боброва его лошадью , к которой он был так привязан. Вообще, в доме Зиненок вечно кого-нибудь и чем-нибудь дразнили (Купр.).

Вводные конструкции имеют сложную систему значений. Их употребление в речи не только оправданно, но и совершенно необходимо. Однако неумеренное и неправильное использование вводных конструкций (например, таких, как скажем , имк сказать , к примеру , понимаешь и т.д.) делает речь неблагозвучной, косноязычной, тусклой, вызывающей раздражение слушателей, а порой и непонятной.

На первом месте которой стоит изолированное имя существительное в именительном падеже , называющее тему последующей фразы. Его функция заключается в вызове особого интереса к предмету высказывания и усилении его звучания:

  1. Зима!.. Крестьянин, торжествуя, на дровнях обновляет путь… (А. С. Пушкин)
  2. Ах, Франция! Нет в мире лучше края! (А. С. Грибоедов)
  3. Москва! Как много в этом звуке для сердца русского слилось, как много в нём отозвалось. (А. С. Пушкин)

Первая часть именительного темы может включать:

  • сочетание слов;
  • несколько предложений .

«Учитель и ученик… Помните, что написал на своём портрете, подаренном юному Александру Пушкину, Василий Андреевич Жуковский : „Победителю-ученику от побеждённого учителя“. Ученик непременно должен превзойти своего учителя, в этом и есть самая высшая заслуга учителя, его продолжение, его радость, его право, пусть даже призрачное, на бессмертие…» (Михаил Дудин).

В данном примере номинативная конструкция «Учитель и ученик…» - название темы дальнейшего рассуждения. Эти слова являются ключевыми словами текста и определяют не только тему высказывания , но и главную мысль самого текста.

Таким образом, подобные конструкции, предшествующие тексту, имеют название именительный представления, или именительный темы. На именительный представления (темы) падает логическое ударение, а в речи такие конструкции выделяются особой интонацией . Эта речевая фигура, несомненно, делает высказывание экспрессивным .

Знаки препинания при именительном темы

Именительный темы (представления) в качестве синтаксической конструкции, изолированной от предложения, тему которого она представляет, отделяется такими знаками препинания, которые соответствуют концу предложения: точкой , восклицательным или вопросительным знаком , многоточием.

Каждый знак препинания вносит соответствующий интонационный и смысловой оттенок:

  1. Слово! Язык! Об этом нужно писать не короткие статьи, а страстные воззвания к писателям, обширные монографии, тончайшие исследования (К. Г. Паустовский);
  2. Москва, Сибирь. Два эти слова звучали именем страны (А. Т. Твардовский);
  3. Журавли… Заваленный работою, вдалеке от сумрачных полей, я живу со странною заботою - увидать бы в небе журавлей (А. И. Солженицын);
  4. Холодные и дикие просторы!.. Как давно были сказаны впервые эти слова и были ли они сказаны кем-то, или они всегда беззвучно и властно, как дух, стояли над Сибирью, ниспуская на человека путешествующего тоску и тревогу? (В. Г. Распутин);
  5. Снегири! Как же я не замечал их раньше! (

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Имени́тельный те́мы (именительный представления, сегмент) - фигура речи , на первом месте которой стоит изолированное имя существительное в именительном падеже , называющее тему последующей фразы. Его функция заключается в вызове особого интереса к предмету высказывания и усилении его звучания:

  1. Зима!.. Крестьянин, торжествуя, на дровнях обновляет путь… (А. С. Пушкин)
  2. Ах, Франция! Нет в мире лучше края! (А. С. Грибоедов)
  3. Москва! Как много в этом звуке для сердца русского слилось, как много в нём отозвалось. (А. С. Пушкин)

Первая часть именительного темы может включать:

  • сочетание слов;
  • несколько предложений .

«Учитель и ученик… Помните, что написал на своём портрете, подаренном юному Александру Пушкину, Василий Андреевич Жуковский : „Победителю-ученику от побеждённого учителя“. Ученик непременно должен превзойти своего учителя, в этом и есть самая высшая заслуга учителя, его продолжение, его радость, его право, пусть даже призрачное, на бессмертие…» (Михаил Дудин).

В данном примере номинативная конструкция «Учитель и ученик…» - название темы дальнейшего рассуждения. Эти слова являются ключевыми словами текста и определяют не только тему высказывания , но и главную мысль самого текста.

Таким образом, подобные конструкции, предшествующие тексту, имеют название именительный представления, или именительный темы. На именительный представления (темы) падает логическое ударение, а в речи такие конструкции выделяются особой интонацией . Эта речевая фигура, несомненно, делает высказывание экспрессивным .

Знаки препинания при именительном темы

Именительный темы (представления) в качестве синтаксической конструкции, изолированной от предложения, тему которого она представляет, отделяется такими знаками препинания, которые соответствуют концу предложения: точкой , восклицательным или вопросительным знаком , многоточием .

Каждый знак препинания вносит соответствующий интонационный и смысловой оттенок:

  1. Слово! Язык! Об этом нужно писать не короткие статьи, а страстные воззвания к писателям, обширные монографии, тончайшие исследования (К. Г. Паустовский);
  2. Москва, Сибирь. Два эти слова звучали именем страны (А. Т. Твардовский);
  3. Журавли… Заваленный работою, вдалеке от сумрачных полей, я живу со странною заботою - увидать бы в небе журавлей (А. И. Солженицын);
  4. Холодные и дикие просторы!.. Как давно были сказаны впервые эти слова и были ли они сказаны кем-то, или они всегда беззвучно и властно, как дух, стояли над Сибирью, ниспуская на человека путешествующего тоску и тревогу? (В. Г. Распутин);
  5. Снегири! Как же я не замечал их раньше! (А. И. Солженицын);
  6. Лунин… Нет, не могу не остановиться здесь на судьбе этого великого соотечественника (Вл. Чивилихин);
  7. Золотая роза Шамета! Она отчасти представляется мне прообразом нашей творческой деятельности (К. Г. Паустовский);
  8. Урал! Завет веков и вместе - предвестье будущих времен, и в наши души, точно песня, могучим басом входит он! (А. Т. Твардовский).

Чаще всего употребляются многоточия (для подчёркивания момента раздумья, паузы) и восклицательный знак (выражает экспрессивность), также часто используется сочетание восклицательного знака и многоточия.

См. также

Напишите отзыв о статье "Именительный темы"

Ссылки

  • www.svetozar.ru/lingvo/syntax/11.shtml
  • www.hi-edu.ru/e-books/xbook142/01/index.html?part-021.htm
  • Симакова Е. С. Русский язык. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. Выразительность русской речи. - М.: АСТ, 2009. - 94 с.

Отрывок, характеризующий Именительный темы

Как только Наташа, сидевшая у изголовья князя Андрея, узнала о приезде княжны Марьи, она тихо вышла из его комнаты теми быстрыми, как показалось княжне Марье, как будто веселыми шагами и побежала к ней.
На взволнованном лице ее, когда она вбежала в комнату, было только одно выражение – выражение любви, беспредельной любви к нему, к ней, ко всему тому, что было близко любимому человеку, выраженье жалости, страданья за других и страстного желанья отдать себя всю для того, чтобы помочь им. Видно было, что в эту минуту ни одной мысли о себе, о своих отношениях к нему не было в душе Наташи.
Чуткая княжна Марья с первого взгляда на лицо Наташи поняла все это и с горестным наслаждением плакала на ее плече.
– Пойдемте, пойдемте к нему, Мари, – проговорила Наташа, отводя ее в другую комнату.
Княжна Марья подняла лицо, отерла глаза и обратилась к Наташе. Она чувствовала, что от нее она все поймет и узнает.
– Что… – начала она вопрос, но вдруг остановилась. Она почувствовала, что словами нельзя ни спросить, ни ответить. Лицо и глаза Наташи должны были сказать все яснее и глубже.
Наташа смотрела на нее, но, казалось, была в страхе и сомнении – сказать или не сказать все то, что она знала; она как будто почувствовала, что перед этими лучистыми глазами, проникавшими в самую глубь ее сердца, нельзя не сказать всю, всю истину, какою она ее видела. Губа Наташи вдруг дрогнула, уродливые морщины образовались вокруг ее рта, и она, зарыдав, закрыла лицо руками.
Княжна Марья поняла все.
Но она все таки надеялась и спросила словами, в которые она не верила:
– Но как его рана? Вообще в каком он положении?
– Вы, вы… увидите, – только могла сказать Наташа.
Они посидели несколько времени внизу подле его комнаты, с тем чтобы перестать плакать и войти к нему с спокойными лицами.
– Как шла вся болезнь? Давно ли ему стало хуже? Когда это случилось? – спрашивала княжна Марья.
Наташа рассказывала, что первое время была опасность от горячечного состояния и от страданий, но в Троице это прошло, и доктор боялся одного – антонова огня. Но и эта опасность миновалась. Когда приехали в Ярославль, рана стала гноиться (Наташа знала все, что касалось нагноения и т. п.), и доктор говорил, что нагноение может пойти правильно. Сделалась лихорадка. Доктор говорил, что лихорадка эта не так опасна.
– Но два дня тому назад, – начала Наташа, – вдруг это сделалось… – Она удержала рыданья. – Я не знаю отчего, но вы увидите, какой он стал.
– Ослабел? похудел?.. – спрашивала княжна.
– Нет, не то, но хуже. Вы увидите. Ах, Мари, Мари, он слишком хорош, он не может, не может жить… потому что…

Когда Наташа привычным движением отворила его дверь, пропуская вперед себя княжну, княжна Марья чувствовала уже в горле своем готовые рыданья. Сколько она ни готовилась, ни старалась успокоиться, она знала, что не в силах будет без слез увидать его.
Княжна Марья понимала то, что разумела Наташа словами: сним случилось это два дня тому назад. Она понимала, что это означало то, что он вдруг смягчился, и что смягчение, умиление эти были признаками смерти. Она, подходя к двери, уже видела в воображении своем то лицо Андрюши, которое она знала с детства, нежное, кроткое, умиленное, которое так редко бывало у него и потому так сильно всегда на нее действовало. Она знала, что он скажет ей тихие, нежные слова, как те, которые сказал ей отец перед смертью, и что она не вынесет этого и разрыдается над ним. Но, рано ли, поздно ли, это должно было быть, и она вошла в комнату. Рыдания все ближе и ближе подступали ей к горлу, в то время как она своими близорукими глазами яснее и яснее различала его форму и отыскивала его черты, и вот она увидала его лицо и встретилась с ним взглядом.
Он лежал на диване, обложенный подушками, в меховом беличьем халате. Он был худ и бледен. Одна худая, прозрачно белая рука его держала платок, другою он, тихими движениями пальцев, трогал тонкие отросшие усы. Глаза его смотрели на входивших.