Накануне Дня Победы мы спросили у самых молодых (до 25 лет) сотрудников нашей группы компаний, что для них значит день 9 Мая.

Специалисты, работающие в разных компаниях холдинга «Социум», поделились своими мыслями о грядущем празднике.

Владислав Глездов, 22 года, электромеханик линейных сооружений связи в линейно-техническом отделе, СОЦИУМ-ТЕЛЕКОМ

Ч то для Вас, как для представителя молодого поколения, сегодня значит Победа?

Ушли в прошлое дни 50-х годов, когда Победа 1945 года ознаменовалась безудержной радостью мирной жизни. Жизни без страха бомбёжек, голода, разрухи. Сегодня великая победа наших прадедов и дедов чувствуется и сопереживается нами, последующими поколения, как праздник свободы и добра.

Для молодого поколения 9 мая - великий праздник. Праздник, который подарили нам сильные люди. И мы им обязаны тем, что живём сейчас благополучной, спокойной жизнью, не зная тех чудовищных унижений и лишений, которые выпали на долю наших предков на полях сражений и в концлагерях, в голодном тылу и на передовой. Мы можем наслаждаться мирным небом над головой. Мы, то есть всё наше молодое поколение, бесконечно долго будем помнить и чтить память великих воинов и с благодарностью желать всем участникам, ветеранам, труженикам тыла здоровья и долгих лет жизни.

Отмечают ли в Вашей семье День Победы, вспоминают ли воевавших родных? Как Вы считаете, не прерывается ли с уходом из жизни фронтовиков традиция праздновать 9 Мая? И надо ли, на Ваш взгляд, ежегодно отмечать его так широко?

Праздновать или нет этот праздник - это дело каждого человека, каждой семьи. Но вспоминать о нём нужно обязательно!

День Победы - один из любимых, трогательных, великих праздников. В нашей семье этот праздник обязательно отмечают. Мы смотрим парад Победы; ходим на концертные площадки в парки. А ещё поздравляем ветеранов и участников Великой Отечественной войны: дарим гвоздики, говорим тёплые слова благодарности за мир, который они нам подарили. И, конечно, возлагаем цветы у мемориала «Вечный огонь» и у памятников героев - участников войны. За праздничным столом вспоминаем наших дедов и прадедов, живших в то время. Одни воевали на передовой, а другие «ковали» победу в тылу. Кто-то погиб на полях сражений, кто-то вернулся домой победителем. Наши героические бабушки и прабабушки работали в тылу, в голоде и холоде, перенесли вражескую оккупацию, болезни, потерю близких. И все вместе они выстояли и победили врага!

Традиция празднования 9 мая ни в коем случае не должна прерываться с уходом из жизни этого стойкого поколения. Этот праздник - благодарность тем людям, которые отдали жизни, выстояли и подарили нам светлое будущее. Считаю, что этот день просто необходимо вспоминать ежегодно. Он показывает солидарность поколений. Когда старшее поколение окружено особым вниманием, когда вся страна отдаёт честь воинам, которые сражались за нашу свободу не только на полях этой войны.

9 мая в России - это большой и смысловой праздник. Мы будем обязательно его праздновать всей семьёй; как всегда смотреть парад Победы, фильмы о Великой Отечественной войне.

В этом году тоже постараемся отметить его. За праздничным столом послушаем рассказы наших дедушек и бабушек о послевоенном времени. Если их не будет рядом с нами, позвоним и поздравим. Будем смотреть документальные и художественные фильмы об этой войне; пойдём гулять в парки, а уж если по дороге встретим ветеранов и участников войны, то непременно поздравим и поблагодарим.

Всё, чему нас учили в школе, что мы узнали из фильмов и книг, мы расскажем следующему поколению - нашим детям и внукам. Вспомним некоторые свидетельства, которые рассказали нам родители, дедушки и бабушки. Ведь это их ближайшие родственники - отцы, матери, деды и бабушки - были участниками тех великих побед на фронте, в тылу, в послевоенные годы, в тяжкий период преодоления разрухи и голода.

Мы хотим сказать сердечное спасибо и пожелать здоровья тем, кто подарил нам жизнь без войны, - ветеранам и труженикам тыла. Обязательно это нужно делать всем, независимо от того, воевали их предки на этой войне или нет. Воины-освободители, вы всегда останетесь примером для подражания.

Празднуя эту победу, мы отдаём дань признательности своему народу, перед всеми героями склоняем головы за все предшествующие победы на протяжении существования нашего великого народа.

Виктор Титов, 21 год, студент 3-го курса колледжа связи №54 имени П. М. Вострухина. В настоящее время проходит практику в отделе корпоративных сетей, СОЦИУМ-ТЕЛЕКОМ

Разгром гитлеровской Германии и её союзников в Европе достигнут в резуль-тате со-вместных действий Советского Союза и его западных союзников. Отдавая дань уважения всем борцам против фашизма, следует признать, что главная заслуга в разгроме гитлеровской Германии принадле-жит СССР.

Несомненно, для каждого благоразумного жителя нашей страны 9 Мая - это великий день, Праздник с большой буквы. Победа, доставшаяся такой высокой ценой, ценой в 25 миллионов жизней, для меня значит многое. Историческое и миро-вое значение Победы СССР в Великой Отечествен-ной войне заключается не только в освобож-дении своей территории и сохранении це-лостности своей Родины, но и в освобождении наро-дов Европы от фашистского пора-бощения. В результате победы неизмеримо вырос международный авторитет СССР, ставшего ми-ровой державой, без которой теперь не мог решиться ни один важный вопрос. Это поводы для гордости за Родину.

В нашей семье, к сожалению, не так широко отмечается День Победы, возможно, потому, что воевавшие родственники не достигли значимых успехов в плане медалей. Знаю только про прадеда: был танкистом и погиб в 1941 году, точное место не припомню. Пока идеи нашего руководства относительно Дня Победы совпадают с мыслями народа, и пока живы ветераны, то традиция празднования Дня Победы не прервётся, и 9 Мая ежегодно будет так широко отмечаться. На мой взгляд, ежегодно и столь широко в тяжёлых экономических условиях, наверное, не стоит.

Последние пару лет 9 Мая и майские праздники у меня были связаны с написанием курсовых работ. Эти майские праздники, видимо, уйдут под написание ВКР.

Но о Победе, естественно, расскажу в первую очередь, если не будет новых побед. Сделать это, конечно же, стоит.

Александр Тюменев, 20 лет, студент 3-го курса колледжа связи №54 имени П. М. Вострухина. В настоящее время проходит практику в отделе корпоративных сетей, СОЦИУМ-ТЕЛЕКОМ

9 мая - Великий день. Это неисчерпаемая гордость за многие народы, которые объединились против угрозы и смогли одержать победу. Благодаря их подвигу мы живём свободной жизнью и наслаждаемся мирным небом над головой. У нас есть будущее! И я благодарен за это.

В моей семье мы всегда празднуем День Победы, вспоминая нашего прадедушку, который воевал на границе Украины и России. И есть небольшая история про его подвиги. Он начал служить, когда ему было около 25 лет; война же началась, когда ему было 27. Во время боевых действий его с сослуживцами взяли в плен и посадили в сарай, поставили охрану и ушли. Все мы знаем наши ветхие сараи, в которых обычно хранится много всякого хлама, к счастью, этот был как раз таким. Ему удалось с товарищами выбраться через крышу, обезвредить всех врагов и идти дальше в наступление. Об этом моей прабабушке написал один из его товарищей. К сожалению, больше писем не поступало.

Почти у каждого есть родственник, воевавший на войне, и для каждого он является примером, героем, который дал нам то, что мы имеем.

Отмечать широко, конечно, нужно! Очень важно напоминать людям историю войны и победы, а такой большой праздник - это как дань уважения ко всем людям, которые рисковали своей жизнью ради нас.

Утром 9 мая я пойду на Красную площадь, чтобы посмотреть на парад техники и авиации. Там будет показана новейшая техника, которая в ближайшем времени сможет защитить нашу страну от возможных атак. Также посмотрю на красочный салют. Уверен, что будет интересно и нескучно.

Главное - никогда не забывать о подвигах наших героев, и обязательно будем воспитывать это же чувство уважения к ним у наших детей и внуков!

Сергей Филимонов, 21 год, студент 4-го курса НИУ МАИ, дежурный инженер службы технической поддержки, СОЦИУМ-ТЕЛЕКОМ

Для меня 9 мая всегда был, есть и будет Великим Днём. По рассказам бабушек и дедушек я знаю, через что им пришлось пройти, что они пережили. Для меня 9 мая не просто день Победы, это день, в который завершилась самая крупная война, и в которой погибли миллионы людей, благодаря им мы сейчас живём.

В моей семье День Победы отмечается сбором всей семьи за столом, рассказами и обсуждением каких-либо моментов, связанных с семьёй, а после обеда дедушка рассказывает про войну… Я считаю, что традиция не проходит и не пройдёт, и этот праздник надо отмечать так широко!

Утро и день 9 мая провожу в кругу семьи, вечером еду гулять в центр с девушкой, а в 21.00 обычно бываю на смотровой площадке Воробьёвых Гор.

Своим детям я буду рассказывать о том, какой ценой была добыта эта победа. Безусловно, это стоит делать, я не могу выразить словами почему, просто знаю для себя, что надо.

Иван Чапкин, 24 года, системный администратор отдела корпоративных сетей, СОЦИУМ-ТЕЛЕКОМ

Что для Вас, как для представителя молодого поколения, сегодня значит Победа?

Праздник победы Красной армии и советского народа над нацистской Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Я благодарен всей той России, которая мужественно отстаивала свои границы, несмотря на численное превосходство противника, одержав столь значимую для нас победу.

Отмечают ли в Вашей семье День Победы, вспоминают ли воевавших родных?

Конечно, это единый праздник для всех нас; мой прадедушка воевал, и к счастью, вернулся домой.

Как Вы считаете, не прерывается ли с уходом из жизни фронтовиков традиция праздновать 9 Мая?

9 Мая будет актуальным до тех пор, пока мы будем оставаться людьми. Нужно помнить о тех, кто завоевал нам мирное небо над головой.

И надо ли, на Ваш взгляд, ежегодно отмечать его так широко?

Кроме нас их помнить некому. Более того, их сознательно вычеркнут из истории. Так что, если не хотите, чтоб от вашего дедушки остался в кадре только край рукава, празднуйте что есть мочи. Кто кроме нас?

Навещу бабушку с дедушкой; планирую посетить любые праздничные мероприятия, организованные в Москве.

Что Вы будете рассказывать своим детям о войне, о Победе? И стоит ли, по Вашему мнению, это делать?

Постараюсь ненавязчиво и правдиво рассказать, как всё было на самом деле, не искажая историю.

Работу подготовила Шобанова Дарья Валерьевна, 1992 г.р., студентка 2 курса ВСТГУ.

Людская память вечно помнит милых

Отцов, мужей, любимых, сыновей,

Забыть она солдат войны не в силах,

Что жизнь отдали Родине своей.


В очередной раз приближается великий праздник - 67-я годовщина Победы в Великой Отечественной войне. В этот день по-особому будут биться наши сердца. Низко поклонимся и отдадим почести ветеранам, дожившим до наших дней. Первым делом вспомним бойцов, отдавших свои жизни в борьбе с врагом. И очень важно, чтобы эти воспоминания не канули в лету, а навсегда остались для нас, потомков. Я хотела бы рассказать о своём дедушке - Дрянове Филиппе Васильевиче.

Его судьба, как и вся жизнь, интересна, необычна, полна жизненных испытаний. Для меня дедушка всегда был и остается самым родным человеком. В семье его все уважали и любили. Хотя я совсем не помню своего деда, но по рассказам своих родственников я знаю, что он был хорошим человеком. Он был строгим, но не злым. Он никогда не повышал голос на свою жену, всегда переживал за своих детей.

Дрянов Филипп Васильевич родился в селе Урлык, Кяхтинского аймака в 1920 году. В село Сахарный завод он приехал после Великой Отечественной войны. Всю жизнь дедушка слыл у окружающих его людей трудолюбивым и честным человеком. На его долю выпало много горя и страданий, но он ценил жизнь и стремился жить. Его спутницей стала простая деревенская девушка Домна Прокопьевна. Они создали большую и дружную семью, в которой росло и воспитывалось шестеро детей - Елизавета, Борис, Сергей, Анатолий, Константин, Зоя. Бориса, к сожалению, уже нет в живых. Филипп Васильевич и Домна Прокопьевна старались помочь всем своим детям. Это были отзывчивые люди, скромные и строгие, а иначе, и быть не могло.

О том, что дедушка был в плену, я узнала, когда была еще совсем маленькая. Тогда я не придавала этому никакого значения. Теперь, уже повзрослев, мне многое становится понятным. Плен и пленение противника - неизбежный исторический фактор любой войны. Эта тема - чрезвычайно деликатная и тонкая. Она касается чести и достоинства человека, испытавшего все невзгоды, унижения и ужасы фашистской неволи.

Не сохранила память дедушки названия лагерей, куда его кидала беспощадная судьба. Три трофейных карточки, из трёх лагерей, в которых он был, сохранили немногие подробности. Первым был лагерь для военнопленных в городе Тельни. С 1942 года дедушка с другими пленными был переброшен в лагерь Ахен, где находился до октября 1944 года. После открытия второго фронта дедушка был освобождён и 9 мая 1945 года, в День Победы, был зачислен в сапёрную часть №708 отдельного сапёрного батальона, где служил вплоть до 1946 года.

В послевоенные годы о плене даже друг с другом остерегались говорить. Настолько это была тонкая тема, что некоторые участники войны, побывавшие в плену, хранили эту тайну долгие годы, хотя и были реабилитированы. Не всегда заговаривал об этом и дедушка. Вот, что вспоминает старшая дочка Елизавета Филипповна, моя тётя: «Отец никогда не вспоминал эти страшные годы.

Даже если просто спрашивали о войне, как там было, отец плакал и молчал. Разговор на эту тему в семье старались избегать. Уж очень трудно было ему, тяжело что-либо говорить о том страшном испытании. А отца мы все не только любили, но и уважали. О том, что отец прошел весь ад плена, мы узнали из книги Нелли Дмитриевны Коробенковой «Чёрное крыло плена». Это надо же было всё хранить и переживать в тайне! Плакали все, жалко было отца. Так и умер он с этой болью в сердце.

Отец запомнился мне строгим человеком, но не злым. Он почти всем помог поставить свои дома. А это не так-то просто. Мы задумали построить дом по осени. Но вышла заминка: построили дом до пола, а мастер отказался. Так отец молчком сходил, нашёл другого мастера, и дом достроили в задуманный срок. Не любил откладывать намеченные дела в долгий срок».

А вот что воспоминает моя мама - Зоя Филипповна: «Мой отец был очень переживательным человеком. Всегда рассуждал: вот зачем эта война? Сколько горя приносят войны любому человеку? Ведь одному Богу известно, что пришлось пережить русскому народу: солдатам, жёнам, матерям, старикам, детям».

Я полностью согласна с рассуждениями моего деда. Нет места в человеческой жизни фашизму и любому его проявлению, нельзя этого допускать. Примером для меня является мой дедушка, который все это время нес в себе груз печали, унижения, горя. Я считаю, что современная молодёжь не совсем хорошо воспитана родителями. Главное, нужно приучать детей к труду, заботиться о них, об их здоровье, воспитывать в них любовь и уважение к родителям. Да и самих детей нужно не только любить, но и беречь.

Я считаю, наша семья на самом деле уникальна и проста в одно и то же время. Мои дедушка и бабушка, тёти и дяди, родители выстояли в житейских невзгодах и безденежье. Ведь в послевоенные лихолетья работали за трудодни в колхозе, не знали, сколько и что заработано. Не боялись работать и в перестройку, когда за труд не платили, не выплачивались пенсии. Не боятся трудностей и в настоящее время экономических кризисов, считают, что главное - работать. Не сидеть без дела.

Достойно своих дедов будут жить и в другие времена, так как приучены к труду и труд этот в крови рода Дряновых. Все дети в семье дедушки работящие: Елизавета Филипповна всю жизнь проработала в колхозе «Рассвет» дояркой, ныне хорошая домохозяйка, моя мама работает в магазине продавцом. Сыновья Константин и Анатолий живут в Бичуре, в селе Покровка живёт сын Сергей, был еще сын Борис, ныне покойный. Всего шестеро детей. Семья очень большая, много детей и внуков. На значимых семейных праздниках собирается до ста пятидесяти родственников. В нашей школе хорошо учились много внуков дедушки. Сейчас учусь я, внучка, Шобанова Дарья.

Я считаю, что в современном мире главное - получить знания, жить по-человечески и оставаться человеком до конца жизни, помогать людям, приносить пользу государству, обществу. Ну, а пока моя главная задача - учёба. Сейчас я учусь в 11 классе, скоро придёт пора выбирать свою дорогу, свой путь в жизни. Я постараюсь не подвести своих родственников.

Проходят годы, но раны у людей где-то там, в груди, не заживают. И снятся им всё те же сны: как стреляют и убивают, как получают ранения, как попадают в плен, как голодают. Если б это можно было стереть из памяти!

Как было бы хорошо, если бы дедушка сейчас был жив. У меня нашлось бы для него много вопросов, ответы на которые интересны не только для меня, но и для истории нашего посёлка. Ведь люди, которые были в плену, отличаются от людей, воевавших на фронте. В них много таинственности. В таких людях много строгой мудрости и в то же время доброты, жизненного опыта и яростной непримиримости к неоправданной жестокости, которую в свое время испытал на себе мой дедушка.

Умер Филипп Васильевич 21 февраля 1996 года. В его доме сейчас живу я и моя семья. Жизнь продолжается.

Мы, молодое поколение России, всегда будем помнить героические подвиги нашего народа в годы Великой Отечественной Войны. Навечно останутся в наших сердцах имена героев, отдавших свою жизнь за наше будущее. Никогда не забудем мы тех, кто, не жалея своей жизни, завоевал свободу и счастье для грядущих поколений. День Победы - один из самых святых праздников для всех нас. Очень важно, чтобы молодые представляли величие и значение этой Победы.

На этом снимке ветераны войны и труженики тыла посёлка Швейная фабрика празднуют 45-летие Великой Победы в Великой Отечественной войне. Дрянов Филипп Васильевич в числе участников.

Пока мы помним своих дедов и прадедов, подвиг героев будет жить…

Руководитель:

учитель русского языка и литературы Колодежная Г.Л.

МОУ Бичурская средняя общеобразовательная школа №5

Чтобы ребенок сумел по-настоящему прочувствовать весь трагизм и героизм истории Великой Отечественной войны, необходима плодородная почва, в которую будут посеяны эти семена, - развитый культурный слой. Культура не дается ребенку по факту рождения, она прививается путем правильного воспитания. Поэтому необходимо приложить максимум усилий для того, чтобы воспитать в ребенке настоящего человека - мыслящего, сопереживающего, доброго...

Рассказ, оставшийся в сердце

Эту историю-быль о событиях времен Великой Отечественной войны рассказала мне моя бабушка - единственный раз в жизни и только мне.

На территории оккупированного Донбасса обосновались нацистские военные формирования, состоявшие в том числе из итальянцев и румын. Обустраиваясь на захваченной территории, они выгнали мирных жителей из их домов. Никто с местными не церемонился - жилища захватывались, а скромные пожитки хозяев просто вышвыривались в окна. В результате люди вынуждены были ютиться по несколько семей в одной комнате, разделенной занавесками, - такое жилье называлось «угол».

Дедушка ушел на фронт в начале войны, бабушка осталась единственной кормилицей семьи. Семья была бедная, и вскоре все мало-мальски приличные вещи в доме были обменяны на продукты, потому что начался голод. Ели лебеду и картофельные очистки… Моей маме было три года, когда началась война, а ее младшая сестренка недавно родилась. Дожив до середины войны, она так и не научилась ходить из-за систематического недоедания… Однажды, уйдя на поиски хоть какой-нибудь еды, бабушка не смогла вернуться: во время облавы ее поймали полицаи и отправили в концлагерь. Дети остались на попечении старушки свекрови.

Через три месяца работы в концлагере в нечеловеческих условиях была назначена отправка в Германию. Бабушка умоляла оставить ее, жестами объясняя, что у нее двое детей. И над ней сжалились (а ее младший брат, который был вместе с ней в концлагере, был отправлен в Германию, где сгинул без следа). Вот только когда она вернулась домой, оказалось, что детей уже не двое - младшая дочка умерла от голода, не дождавшись всего трех дней до возвращения мамы…

Раздавленная горем мать отправилась на кладбище и стала рыть мерзлую землю могилы. Она достала гроб, открыла его и стала оплакивать своего погибшего ребенка. Пережить боль от потери ребенка почти невозможно. Еще горше было оттого, что, уходя, бабушка обещала скоро вернуться и малышка ждала маму долгие дни, вздрагивая от каждого хлопка входной двери. Но так и не дождалась…

История не для слабонервных, не правда ли? А теперь представьте, что историю эту я услышала маленькой девочкой. Я родилась под мирным небом, посмотрела немалое количество героических фильмов о войне, и эта, рассказанная бабушкой история моей семьи казалась мне такой странной и страшной… Но, став взрослой, я обнаружила, что бабушкин рассказ навсегда остался в моей памяти в виде шрама на сердце, который начинает болеть всякий раз, когда речь заходит о той страшной войне.

Сегодня, когда я смотрю, как едят мои дети, я думаю о том, какой это ужас для матери, когда твой голодный ребенок просит кушать, а дать ему нечего. И мне внутри очень больно, хотя я родилась после войны и голода не знала. А еще порой всплывают в памяти фото замученных во время войны детей - и я содрогаюсь от ужаса.

Кто-то может сказать: «Ну и зачем все эти отрицательные эмоции в нашей, сегодня мирной жизни?»

Восприятие боли войны как своей собственной - это прививка против искажений истории. Пусть на сердце будут шрамы от пережитой боли, зато это не позволит никому сбить ваш внутренний нравственный компас, никогда не заставит сомневаться в героизме бабушек и дедушек! Пропустив боль войны через себя, начинаешь единственно верно воспринимать историю своего народа и идентифицируешь себя с ним. И исчезает желание уехать за тридевять земель в поисках счастья, а наоборот, появляется желание отдать все свои таланты и умения на благо родной страны и русского народа.


Успеть не опоздать

Пока ребенок мал, мы оберегаем его от слишком жестокой информации о мире и людях. Но надо помнить, что база воспитания человека - возраст до пубертата. Вступив в сложный переходный возраст, ребенок перестает быть ребенком - он постепенно превращается во взрослого и отрывается от родителей. У подростков формируется своя «стая», в которой мнение сверстников, а тем более вожака, становится на порядки значимее, чем мнение взрослых - родителей дома, учителей в школе.

Кажется, что вот наконец-то с подросшим ребенком можно говорить на равных. Но может оказаться, что он откажется вас слушать, более того, выскажет свое мнение, которое может оказаться диаметрально противоположным вашему. Подростки могут быть упрямы и трудны в общении, поэтому фундамент воспитания необходимо создавать до вступления в сложный возрастной период. Конечно, сам воспитатель должен обладать всеми теми прекрасными качествами, которые стремится привить своему воспитаннику.

Преемственность поколений

В последние годы предпринимаются многочисленные попытки переписать историю Второй мировой войны и пересмотреть ее итоги. Можно говорить о том, что баланс в мире, возникший после победы Советского Союза в Великой Отечественной войне, пошатнулся… Поэтому именно сегодня особенно важно передать детям и внукам настоящие знания и память о Победе в самой страшной войне в истории человечества, о героизме наших предков, которым мы обязаны нашим настоящим и будущим, самой жизнью.

Однако в современном мире психологический, интеллектуальный, духовный разрыв между поколениями оказывается настолько велик, что общество, пожалуй, впервые в истории сталкивается с ситуацией, когда опыт предшественников и историческую память народа передать молодому поколению оказывается очень непросто. Давайте рассмотрим более подробно, как лучше передавать память о Великой Отечественной войне нашим детям.

Наша героическая история

Очень важный вопрос: как преподавать историю детям? Фактическая история всегда содержит и предательство, и вероломство, и море крови... Однако, чтобы дети захотели быть частью народа, идентифицировали себя с ним, надо показывать самые героические страницы истории, которые вызывают настоящую гордость за своих предков. Именно так и делают в разных странах мира, и даже если гордиться нечем, то придумывают легенды. В одном герое концентрируют все самое лучшее.

История русского народа и государства - по-настоящему героическая. Однако сегодня, когда отсутствует государственная идеология, а против нашей страны ведется непрекращающаяся информационная война, нам пытаются преподнести совсем … Такое положение дел продолжается уже третье десятилетие и в результате привело к тому, что даже в школе детям рассказывают не о героизме наших предков, а о самых слабых и трудных моментах истории: о тяжелейших потерях и бездарном военном руководстве в первые дни и месяцы войны, о заградотрядах, гнавших солдат в атаку под страхом смерти и т. п.

Такая неправильная подача информации, когда факты истории порой искажаются до неузнаваемости - об одних важных вещах и событиях умалчивается, а другие, напротив, преподносятся в излишне утрированной форме, - в итоге приводит к тому, что у детей возникает не гордость за Победу народа, а желание оправдаться. В худшем случае школьники вообще не идентифицируют себя с народом-победителем и готовы отречься от Родины и покинуть страну.

Поэтому воспитание наших детей в духе любви к Родине, передача им исторической памяти русского народа - это вопрос «Быть или не быть?» для всего русского мира! Сегодня всем нам необходимо приложить все усилия для того, чтобы не потерять целое поколение, ведь сегодня это дети, а завтра - русский народ. Как помочь им ощутить всем своим существом гордость за подвиги героических предков? Знанием настоящей неискаженной истории, формированием исторической памяти о подвигах нашего народа.

Праздник со слезами на глазах

Конечно, начинать надо с праздника - великого Дня Победы. Активно вовлекать в это важное событие можно даже маленьких детей, начиная с дошкольного возраста. В преддверие праздника познакомьте малыша с историей георгиевской ленточки, приобретите флажки и значки с символикой 9 мая. Покажите фото из семейного архива и расскажите о родных, которые участвовали в Великой Отечественной войне, адаптируя эти семейные истории для восприятия их маленьким ребенком.


В настоящее время в школах и детских садах организуются праздничные концерты, парады военной техники, встречи с ветеранами, куда могут прийти все желающие, - обязательно принимайте в них участие. Вместе смотрите Парад Победы на Красной площади и праздничный салют, которые транслируются на всю страну.

Последние несколько лет в День Победы по улицам российских городов и всего мира шествует - примите участие в шествии вместе с ребенком, желательно всей семьей. Память об этом знаменательном событии сохранится надолго, возможно, на всю жизнь. В этом вам помогут фото и видео вашего участия в шествии. Но еще важнее то особое ощущение единения, когда, следуя в многочисленной колонне людей, несущих портреты героических предков, вы можете почувствовать себя частью большого целого - русского народа.

Расскажите ребенку о смысле Вечного огня, вместе возложите цветы к Вечному огню и памятнику Неизвестному солдату, что можно сделать неподалеку от дома. Когда ребенок подрастет, можно организовать экскурсию в Парк Победы на Поклонной горе в Москве, к мемориальному комплексу «Героям-панфиловцам» в Московской области, посетить Мамаев курган и увидеть величественную скульптуру «Родина-мать зовет!» в Волгограде и другие памятники, посвященные героизму нашего народа, победившего в Великой Отечественной войне.

Вот только если остановиться на этом, то День Победы останется для детей, родившихся спустя десятилетия, только праздником. И мы не увидим у них те самые слезы на глазах, о которых поется в песне «День Победы»… Чтобы пропустить Великую историю русского народа и его Победы через сердце, необходимо получить чувственные впечатления - вовлечься эмоционально, почувствовать боль тяжелых утрат, гордость за героизм и радость долгожданной Победы как свою собственную.

Священная боль

Сколько бы мы ни давали детям информации о Великой Отечественной войне и как бы ни вовлекали их в различные мероприятия, посвященные Дню Победы, часто эти сведения остаются формальными. Без подлинной вовлеченности, без чувственного проживания не получается привить детям историческую память народа. Флажки, георгиевские ленточки, гимнастерки и пилотки с красными звездочками, воздушные шары триколор - это красиво, радостно и приятно. А должно «пробрать до костей», ранить в самое сердце, стать прививкой на всю жизнь - от зверства, от фашизма, от ужасов войны. Это значит, что необходимо пройти через душевные испытания, увидеть и услышать то, что смотреть и слышать невыносимо больно, но совершенно необходимо.

Младшему школьнику предложите для чтения серию книг «Пионеры-герои», рассказывающую о подвигах детей во время Великой Отечественной войны. Подберите другие книги о войне, рассказывающие о ней правдиво, без искажения истории. Вместе послушайте военные песни, которые мало кого оставляют равнодушными. Посмотрите с ребенком фильмы о войне - как старые, так и новые, обсудите увиденное. О том, как массово уходили добровольцами на фронт, как ловили шпионов и диверсантов, как подростки стояли у станков, делая детали для танков и самолетов… Как всей огромной страной жили одной надеждой, одной целью - Победой! Как каждый отдавал от себя максимально, чтобы победу приблизить.

Познакомьте ребенка постарше с документами времен Второй мировой войны - фото, видео, текстами. В последние годы были открыты и стали публично доступными архивы времен Великой Отечественной войны. Загляните с ребенком на эти сайты - почитайте описания проявленного в ходе боев героизма в представлениях к наградам. Загляните с ним в лица детей войны на документальных фотографиях - голодных, испуганных, лишенных родителей и крова, замученных до смерти. Вместе прочитайте блокадный дневник Тани Савичевой или дневник еврейской девочки Анны Франк. Прочитайте письма фронтовиков.

Со старшими детьми, кто уже психически созрел и готов к восприятию взрослой информации, можно посмотреть документальные кадры военной хроники, свидетельствующие как о кровопролитных боях по освобождению наших городов от фашистов, так и о жестоких издевательствах фашистов и тех, кто их поддерживал, над мирным населением…

Фильм-потрясение, который смотреть очень больно, но необходимо. Для любого, кто увидит этот фильм и пропустит его через себя, жизнь разделится на до и после. Фильм - вакцина от жестокости, нацизма и ужасов войны.

Сегодня мы живем под мирным небом, наши дети не знают голода и лишений - они едят сладкие пирожные и смотрят американские мультфильмы. Однако подлинные знания о самой жестокой и кровопролитной войне в истории человечества, в которой наш народ сумел победить, совершенно необходимы: как минимум - чтобы сохранить себя, как максимум - чтобы уважать свои корни, любить свою Родину и вместе создавать будущее.


Чтобы семена воспитания взошли

Занявшись патриотическим воспитанием ребенка, современные родители могут столкнуться с проблемами… Ребенок может не захотеть слушать о войне - такая информация ощущается для них трудной, болезненной, требующей выхода из зоны комфорта. Или даже если ребенок слушает и смотрит, то остается безучастным, не вовлеченным в происходящее на страницах книги или на экране. Он не идентифицирует себя с героями этой войны и русским народом. Но не стоит отчаиваться.

Чтобы ребенок сумел по-настоящему прочувствовать весь трагизм и героизм истории Великой Отечественной войны, необходима плодородная почва, в которую будут посеяны эти семена, - развитый культурный слой. Культура не дается ребенку по факту рождения, она прививается путем правильного воспитания. У маленького ребенка культурный слой пока не развит - приобщение к культуре продолжается вплоть до подросткового возраста. Поэтому необходимо приложить максимум усилий для того, чтобы воспитать в ребенке настоящего человека - мыслящего, сопереживающего, доброго.

Происходит это в основном за счет , которая создает психологически очень здоровые и правильные ассоциативные ряды, дает верные ориентиры в жизни, наращивает и укрепляет внутренний нравственный стержень. Ведь культура - это безусловная ценность человеческой жизни, это внутренний запрет на проявления жестокости по отношению к другим людям. «Девочка со спичками» Ганса Христиана Андерсена, «Дети подземелья» Владимира Короленко или «Без семьи» Гектора Мало - такие произведения подбираются в соответствии с возрастом ребенка и уровнем его эмоционального развития, и таким образом работает и развивается душа ребенка.

Если культурный слой у человека развит, то со временем семена воспитания взойдут. И тогда вы обнаружите, что «никто не забыт и ничто не забыто». И наши дети и внуки будут тоже плакать в День Победы.

Если мы будем по-настоящему заниматься нашими детьми, только в этом случае у нас будет будущее: мы сможем со спокойной душой передать нашим подросшим детям страну и государство с уверенностью, что Россия для них - настоящая Родина, что они сохранят нашу великую страну и уверенно поведут ее в будущее.

Корректор: Наталья Коновалова

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология »

СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «Посмотрим памяти в глаза».
Светлана Дмитриевна Колесник, учитель начальных классов МОУ «РСОШ№9»

Вот пролетают за вехой вехи.

И мир уже в двадцать первом веке,

Но будут помнить потомки свято

Подвиг солдат века двадцатого!

Пусть память хранить помогут эти

70 ШАГОВ К ПОБЕДЕ.
Год 1945... Год 2015.
Между ними 70 лет мира и памяти.

Память - это благодарность.

Память – это долг.

Память – это жизнь.

Я помню, значит, я живу

Вспомним всех поименно,

Горем вспомним своим…

Это нужно – не мертвым!

Это надо живым!

Роберт Рождественский.
Посвящаем всем генералам,
Всем полковникам,
Всем подполковникам,
Всем майорам и капитанам,
Всем старшинам и сержантам,
Всем рядовым,
Всем труженикам тыла,
Которым их дети,
Их внуки, их правнуки
Обязаны вечно
Зеленой травой, голубой речкой
Синим небом, серебряным воздухом
Всем, что называется жизнь.



Цели проекта:


  • Образовательные:

  • Пробуждать интерес у детей к изучению истории своей семьи.

  • Изучать историческое прошлое нашей страны.

  • Расширить знания младших школьников о событиях 1941-1945 годов.

  • Познакомить с земляками, кто ковал победу на фронте, кто шел к ней и пал
в борьбе за Отечество во время Великой Отечественной войны.

Воспитательные:


  • Воспитывать чувство гордости за членов своей семьи

  • Воспитывать уважение к подвигам героев Великой Отечественной войны, признательность за их жертвы во имя мира на нашей Земле.

  • Формировать чёткое представление о той страшной опасности, которую несут фашизм, война, преступления против человеческой жизни.

  • Учить детей ценить мир и осознавать свою роль в сохранении мира на Земле.

  • Формировать чувство патриотизма.
Развивающие: Расширять область знаний, обогащать словарный запас обучающихся.;

Развивать интерес к изучению истории.

Гипотеза: для того, чтобы жить в мире сегодня, мы не вправе забывать ветеранов Великой Отечественной Войны 1941-1945года.
Описание проблемы

Наше время- время бурных социальных и экономических перемен, преобразования общества - требует от каждого человека утверждения активной гражданской позиции. Сила нашего государства, процветание его граждан, стабильная экономическая ситуация прежде всего зависят от творческого и интеллектуального потенциала подрастающего поколения, знания исторического прошлого, героика- патриотических традиций нашей Родины, формирования у младших школьников чувства гордости за величие страны, уважения к старшему поколению.

В 2015 году вся страна отмечает 70-летие Великой Победы, что позволяет по-новому обратиться к истокам и истории гражданско-патриотического воспитания на примерах истинного мужества, глубокой любви к Родине. Многовековая история нашего народа свидетельствует, что без патриотизма немыслимо создать сильную державу, невозможно привить людям понимание их гражданского долга и уважения к закону.
Актуальность

Младший школьный возраст - период, когда закладываются предпосылки гражданских качеств. Идея патриотизма всегда порождала невиданную энергию, позволявшую решать вопросы исторической важности. Сегодня патриотизм - важнейший фактор мобилизации страны, необходимый для ее охранения и возрождения. Мероприятие призвано способствовать формированию чувства патриотизма, уважения к героическому прошлому нашей Родины, учит ценить мир.

Организовывая воспитательную работу, я, как классный руководитель должна учесть, что наше прошлое включает огромный идейный, нравственный заряд, помогающий делать человеческую личность гордой за нашу Родину, наших людей, которые в смертельных схватках с врагами отстояли свободу и независимость государства. Священна память о народных героях, бессмертен подвиг советского человека, солдата и труженика, в Великой Отечественной войне.

Именно поэтому в работе по патриотическому воспитанию в школе важно показать самоотверженность и героизм нашего народа в борьбе за свободу, показать на конкретных примерах, на фактах из биографий родственников обучающихся.

Время неумолимо. С каждым годом все меньше и меньше остается ветеранов той страшной войны. Но воспоминания об этих людях должны сохраниться.
Проект «Посмотрим памяти в глаза» предполагает сформировать гражданские качества у учащихся, воспитать патриота своей страны, развить познавательную активность, углубить знания детей об историческом и героическом прошлом Родины, Великой Отечественной войне 1941-1945года. Знакомит с земляками, ктоковал победу на фронте, кто шел к ней и пал в борьбе за Отечество во время Великой Отечественной войны.

ФормированиеУУД:
Личностные действия: учебно-познавательный интерес к новому материалу, самоанализ и самоконтроль результата,
Регулятивные действия: определять цель учебной деятельности, план выполнения заданий, определять правильность выполненного задания на основе образца, учиться корректировать выполнение задания в соответствии с планом, оценка своего задания, коррекция.

Познавательные действия: уметь извлекать информацию, представленную в виде текста, иллюстрации, уметь добывать информацию из дополнительных источников, ставить проблему и решать ее.
Коммуникативные действия: уметь работать в группе, договариваться друг с другом, участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, слушать и понимать других, аргументировать свое мнение.

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТА


Этапы проекта

Темы занятий

Практическая деятельность

I .Подготовительный

1.Конкурс рисунков «Память эту мы храним »

2. Мозговой штурм

« Что я знаю о войне»

3.Мастер-класс на тему «Изготовление открытки

для ветерана»


Рисование на тему
Ответы на вопросы викторины.

Распределение по группам, обсуждение общего плана проекта, планирование работы над проектом в группах.


I I . Поисково-исполнительный

(проектировочный)


3. Библиотечный урок.

4. Внеклассное чтение

5. «Наши земляки-герои».
6. Мини-проекты

«История войны в моей семье»
7. «Страничка Книги Памяти».

8.Экскурсия в Зал Боевой Славы, школьный музей.


Экскурсия в библиотеку.
Декламация стихов о Великой Отечественной войне, чтение произведений о войне.

Экскурсия в школьный музей.

Практическое занятие, работа в группах, написание сочинений.

Защита мини-проектов

(рассказ о защитнике Родины своей семьи)

Оформление странички совместно с родителями.

Работа в группах.


III .Обобщающий (проверка качества проекта)

9.Репетиционные занятия.

Во время исследования происходит обмен информацией, ее анализ, редактирование текстов, проводится консультация по сбору и обработке материала. Ведется работа по оформлению работ.

IV. Защита проекта

Заседание музыкально-литературной гостиной «И в памяти,и в сердце.»

Организация и проведение внеклассного мероприятия.

V . Итоговый

(рефлексивный)


Подведение итогов проекта.

Викторина, выводы.

Источники информации:

  1. Авторская разработка
Материалы, фотографии из архивов школьного музея, школьной библиотеки, рассказы родственников.

Ход Урока Мужества «Посмотрим памяти в глаза».

Вступительное слово классного руководителя:

Дорогие ребята, вы родились, и живете в мирное время и не знаете, что такое война. Но не все могут испытывать такое счастье. Во многих местах нашей Земли происходят военные конфликты, в которых погибают люди, разрушаются жилые дома, промышленные здания и т.д. Но это не идет ни в какое сравнение с тем, какой была Вторая мировая война.
Лето 1941 года началось замечательно. Лето обещало свои радости.
«Слушайте все – начинается лето!» –
Первые горны пропели про это!
Первые тапочки, кеды, ботинки
Снова топочут по каждой травинке…

Было мирное время, дети играли, росли и ни каких забот!

Папа был рядом. Мама была рядом. Они играли на улицах своего города. У них было веселое детство. И они не знали, что их ждёт… Война …

НАЧАЛО ВОЙНЫ
Ученик 1. На рассвете 22 июня 1941 года фашистская Германия вероломно напала на Советский Союз. Люди мирно спали, когда на их головы посыпались бомбы и снаряды. Враг рассчитывал на молниеносную войну. Вражеская авиация нанесла массированные удары по аэродромам, железнодорожным узлам, военно-морским базам, воинским частям и многим городам нашей страны.
Звучит запись Левитан «О начале войны».
ЗАДАЧИ ФАШИСТКОЙ ГЕРМАНИИ

Ученик 2. Фашисты решили уничтожить наше государство, захватить земли и богатства СССР, истребить как можно больше советских людей, а выживших – обратить в рабов. Вступив на советскую землю, гитлеровцы совершали чудовищные зверства, проводили массовые расстрелы.
НА ЗАЩИТУ РОДНОЙ ЗЕМЛИ

Ученик 3. Вся страна поднялась. Встали все, кто мог держать в руках оружие, кто мог защищать Родину. Вчерашние школьники осаждали военкоматы, просились на фронт, прибавляя себе год-два. И уходили, чтобы не вернуться.

В ходе Великой Отечественной войны наша армия провела шесть гигантских битв и около 40 крупных наступательных операций.
Звучит запись песни «СВЯЩЕННАЯ ВОЙНА»

Учитель: Ребята, почему война называется Великой Отечественной?(ответы учащихся)
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННА ВОЙНА- самая крупная война в истории человечества. Слово «великий» означает, очень большой, громадный, огромный. В самом деле, война захватила огромную часть территории нашей страны, в ней участвовали десятки миллионов людей, она длилась долгих четыре года, а победа в ней потребовала от нашего народа громадного напряжения всех физических и духовных сил.
Отечественной войной она называется потому, что эта война - справедливая, направленная на защиту своего Отечества. На борьбу с врагом поднялась вся наша огромная страна! Мужчины и женщины, пожилые люди, даже дети ковали победу в тылу и на передовой.

ПЕРВЫЕ СРАЖЕНИЯ

Ученик 4: Первыми приняли на себя удар пограничники. Несмотря на огромный перевес врага, герои-пограничники держались до последнего патрона, до последней гранаты, мужественно защищая каждую пядь родной земли.

ВЕТЕР ВОЙНЫ

Как было много тех героев,

Чьи неизвестны имена.

Навеки их взяла с собою,

В свой край, неведомый, война.

Они сражались беззаветно,

Патрон последний берегли,

Их имена приносит ветром,

Печальным ветром той войны.

БРЕСТСКАЯ КРЕПОСТЬ

Учитель:

С началом обстрела Бреста на рассвете 22 июня находившиеся в городе подразделения были подняты по тревоге. В 7 часов противник ворвался в город. Началась героическая оборона Бреста, которая продолжалась свыше месяца и явилась примером легендарной доблести и отваги советских патриотов. Ее защитники больше месяца вели непрерывные бои. Немцы рассчитывали на эффект внезапности, они попытались одним броском захватить Брестскую крепость с ходу. В первые минуты артиллерийским обстрелом были разрушены мосты, многие сооружения и склады, военные городки. Советские бойцы стали оказывать сопротивление. План молниеносного захвата Брестской крепости провалился.

Начиная с 23 июня, гитлеровцы стали прибегать к тактике изнурения. Окружив крепость со всех сторон, немцы держали под обстрелом все подходы к воде. Для защитников крепости тяжелым испытанием стала жажда, голод, не хватало бинтов и лекарств. Было много убитых и раненых бойцов.

Разрозненные небольшие группы защитников крепости оказывали врагу сопротивление в течение месяца, оттягивая силы противника на себя. В ночь, на 5 июля, солдаты, оставшиеся в живых, попытались вырваться из крепости. В бою часть бойцов погибли, из крепости удалось выйти четверым.

На 32-ой день войны еще то тут, то там раздавались отдельные выстрелы, уже по одиночке защитники Брестской крепость боролись с фашистами.

Казематы Брестской крепости сохранили свидетельства мужества и стойкости ее защитников. На стене казармы была найдена надпись: «Я умираю, но не сдаюсь. Прощай, Родина. 20 июля 1941 год»

ПЕРВЫЕ МЕСЯЦЫ ВОЙНЫ

Ученик 1:

В первые месяцы войны наша Армия отступала. К 10 июля немцы уже захватили Прибалтику, Белоруссию, Молдавию, большую часть Украины. За три недели наши войска потеряли 3500 самолетов, 6000 танков, более 20000 орудий и минометов. Много погибло наших солдат.
БИТВА ПОД МОСКВОЙ

Учитель:

Гитлер придавал исключительное значение захвату Москвы. Он полагал, что стоит только его войскам войти в Москву – и советский народ будет покорён. « Я сотру этот чёртов город с лица земли, а на его мете построю искусственное озеро». Свой план захвата гитлеровцы назвали “Тайфун”. Но этим планам не суждено было осуществиться.

К концу сентября 1941 года немцы сосредоточили на центральном фронте половину своих солдат. Большое количество артиллерии, танков и самолётов. Советские солдаты вели тяжёлые оборонительные бои. Вся страна поднялась на защиту столицы нашей родины. За три месяца боёв враг был отброшен на десятки километров от Москвы. Были освобождены города Тверь, Клин, Калуга, тысячи сёл и деревень. Это была первая с начала войны победа Красной Армии. Битва под Москвой показала, что фашистов можно разгромить.
БЛОКАДА ЛЕНИНГРАДА

Учитель

8 сентября 1941 года гитлеровцам удалось замкнуть блокадное кольцо вокруг Ленинграда. Началась блокада города, самая длительная и чудовищная в мировой истории. 900 дней и ночей длилась она. Фашисты сбрасывали на город бомбы, обстреливали из дальнобойных орудий. Жителям города нечего было есть, было мало воды. Только зимой по льду Ладожского озера проходила дорога жизни, по которой в Ленинград везли продукты. Но этих продуктов было очень мало. В декабре 1941 года рабочий мог получить лишь 250 граммов хлеба в день, а дети и старики и того меньше по 125 граммов хлеба. Осенью 1941 г. люди начали умирать каждый день от голода. Запасы продовольствия быстро заканчивались. Всё, что можно было найти, - варили опилки, разрезали и ели кожаные ботинки…

Многие от слабости падали и умирали прямо на улице. Все выше и выше становились братские могилы на Пискаревском кладбище. В ноябре 1941 от голода погибло 11 тыс. человек, в декабре 53 тыс. За январь и февраль 1942 г.- 200 тыс. ленинградцев.

Осень зима 41 и 42 годов самое страшное время блокады. Зима принесла не только голод, но и холод. Отопления и горячей воды не было, не было и электричества в домах. Люди стали жечь мебель, книги. Перестал ходить транспорт. От голода и дистрофии люди умирали тысячами. Но жизнь в непокоренном городе продолжалась. На заводах работали женщины, старики, 13-14-летние подростки, они заменили ушедших на фронт отцов и братьев. Ленинград помогал Армии, выпускал военную продукцию, старики, женщины и дети рыли окопы, ленинградцы принимали участие в отрядах противовоздушной обороны города - сбрасывали фугасные бомбы с крыш домов, оповещали людей о налетах вражеской авиации. Советские войска неоднократно пытались прорвать кольцо Блокады, но добились этого лишь в январе 1943 года.

От голода и обстрелов погибло свыше 641 тысячи жителей осажденного Ленинграда (по другим источникам, не менее миллиона человек).

Но ленинградцы выстояли и не пустили врагов в свой город. Дети блокадного Ленинграда сейчас старенькие бабушки и дедушки. Они никогда не забудут тех страшных дней и тот кусочек хлеба размером со спичечный коробок и кружку кипятка – это было их питание на целый

http://www.urfo.org/pmr/376718.html
Текст песни «День Победы» -

Зачем нам помнить о войне? Затем, что подвиг каждого из переживших эти годы должен жить в наших душах вечно. Подвиг солдата, смело идущего навстречу смерти; подвиг тружеников тыла, работавших днями и ночами и в поле, и у станков; подвиг детей, которые наравне со взрослыми трудились, забросив детские игры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Почему важно помнить о войне

Празднование Дня Победы уже давно стало традицией в нашей стране. Как всем известно, любые традиции имеют свой психологический смысл. Именно через традиции из поколение в поколение передаются установки, морально-нравственные ценности, знания и убеждения.

Празднование 9 мая дает нам почувствовать принадлежность к стране, оно дает нам почувствовать себя членом российского общества, почувствовать, что ты не один. Через этот праздник прививается чувство патриотизма, любви к родине, понятие того, что есть «хорошо», а что «плохо».

Никто не должен забывать всех ужасов Великой Отечественной войны . Ту цену, которые отдали сотни людей в этой борьбе. Забыть - это значит предать настоящее и прошлое. Наша задача сейчас - это помнить и чтить память тех людей, благодаря которым мы можем находиться здесь.

У времени есть своя память- история. И мы должны помнить…
Наши солдаты защитили не только страну – множество самых разных народов они спасли от угрозы уничтожения. И заплатили за это спасение страшную цену. Нельзя забывать то, что было сделано ради тебя, чтобы ты мог жить на Земле. Важно, чтобы слова от частого повторения не стёрлись, не потеряли своей остроты. Чтобы в нынешних детях, которые, может, и живого фронтовика не видели (у многих прадедушки ушли ещё до их рождения) продолжала жить эта память прошлого. Поэтому так нужны нам сейчас свидетельства каждого очевидца, каждого человека, который вживую, из первых уст, может рассказать, как всё было тогда…
Мы счастливый народ: мы родились под мирным небом, не слышали воя бомб и грохотов канонады, не видели ужасов войны.

Война… Как много боли принесла она людям. И только те люди, которые сумели пережить ее, могут понять, какое же страшное на самом деле значение имеет это слово. И даже невозможно передать весь тот ужас, который несет за собой война. Ее события не могут оставить равнодушным ни одного человека на свете, каким бы он не был и, безусловно, все те люди, которые прошли через все ее тяжкие испытания не просто имеют право, они должны зваться героями.

Эта война была самой страшной, самой жестокой и разрушительной и самой масштабной по количеству жертв во все века – 26,6 миллионов человек.

Эта война была самой трудной: против Советского Союза воевала не только Германия, но едва ли ни вся Европа. Вслед за Гитлером в июне 1941 года войну СССР объявили Италия, Румыния, Финляндия, Венгрия, Словакия и Хорватия. Тесно сотрудничали с Германией Испания, Болгария. На стороне Германии дрались соединения и части, укомплектованные гражданами Испании, Франции, Бельгии, Нидерландов, Дании, Норвегии, Чехии, Югославии, Албании, Люксембурга, Швеции, Польши. По сути дела это был «Крестовый поход всего Запада против СССР».

И всё же мы одолели многократно превосходящие силы врагов. И потому победу в этой Великой войне именуем тоже Великой.

Победа над фашизмом принесла спасение всей Европе, всему миру. Но сейчас – не об этом. Победа принесла спасение русскому народу. Я выделяю сейчас русских, потому что из 8 млн. 600 тысяч погибших на фронте советских солдат и офицеров 5 млн. 756 тысяч человек – русские; потому что русские являются титульной нацией, составляют 84% населения нынешней России, чтобы сказать: в той войне спасена была жизнь огромной и великой нации, спасена была великая культура. А это значит, что историю Великой Отечественной войны и Великую Победу надо рассматривать не только с точки зрения потерь и страданий, но также в категориях Радости и Счастья «со слезами на глазах»… Да, это была трагедия, но трагедия оптимистическая. Мы победили – и это самое главное.

Уроки прошлого нельзя забывать, чтобы не допустить повторения всенародного горя в настоящем. Нужно уметь быть благодарными ветеранам за величайшую Победу, нужно воспитывать достойное отношение к своей истории и к её урокам у молодого поколения. Ведь дети - наше будущее, они должны передать память о грозных событиях своим детям, чтобы они жили в мире и согласии.

Давайте сообща ответим на этот вопрос: помним ли мы? Поднимите руки только те, у кого в Великой Отечественной войне погибли отец, мать, брат или сестра, дед или бабушка, прадед или прабабушка и другие близкие родственники, о которых вы помните. Пожалуйста, поднимите руки!

Помним!.. Помним родных, помним их друзей и товарищей – знакомых и незнакомых, помним Неизвестного солдата! Смертью смерть поправ, они обрели вечную жизнь!.. День Победы для них – это День Воскресения из мёртвых. Они живы, пока мы их помним.

Низко поклонимся ветеранам войны и труда нашего университета! Когда-то их были сотни, теперь живы двадцать человек, четырнадцать из которых сегодня стоят рядом с нами!..

И праздник Победы 9 мая будет иметь значение для многих поколений наших потомков, и они тоже будут смотреть парад и военные фильмы, петь военные песни, гордиться предками и страстно желать, чтобы те страшные четыре года, которые нашим семьям и ближайшим соседям пришлось пережить, никогда не повторились.