ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Что такое наука, каковы её главные функции?

Наука - область человеческой деятельности, направленная на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности. Главными функциями науки выступают: культурно-мировоззренческая и социально-производственная функции. Культурно-мировоззренческая функция науки связана с её способностью систематизировать знания и представлять их в определённых картинах мира. Социально-производственная функция науки стала особенно значимой со второй половины XX в. Именно в это время были совершены важные технологические прорывы, в основе которых лежали достижения науки.

2. Каковы основные черты большой науки?

Основными чертами большой науки являются:

Универсальность (проверенные, обоснованные, систематизированные знания обо всём, что подвергается исследованию);

Безграничность наука не ограничена ни временем, ни пространством);

Дифференцирована (современная наука дифференцируется с каждым днём, в настоящее время насчитывается около 15 тыс. научных дисциплин).

3. Почему для развития науки необходимо сочетание индивидуального творчества и деятельности крупных научных коллективов?

Действительно для продуктивного развития научных знаний необходимо оптимальное сочетание индивидуального поиска и деятельности крупных творческих коллективов. Новые фундаментальные проблемы нередко решались в одиночку крупными учёными (например, теория относительности А. Эйнштейна), а иногда и небольшой группой исследователей. Здесь особенно важна инициатива учёного, его озарение. Поиск нового, соединённый с талантом, - важный фактор продвижения в науке. Но подавляющее большинство научных исследований современной эпохи требует создания больших коллективов и вдумчивой координации всех проводимых исследований, а также это необходимо для большей объективности научных знаний.

4. Приведите примеры, характеризующие современное сближение науки с потребностями общества.

Современное общество нельзя вообразить без научных знаний. Практически каждый человек на сегодняшний день так или иначе касается науки в повседневной жизни: телевидение, интернет, бытовая техника и т.д. Наука подстраивается под потребности современного общества.

5. Почему наука является «локомотивом» научно-технического прогресса?

Науку можно назвать «локомотивом» научно-технического прогресса потому, что она является двигателем прогресса, т.к. наука продвигает за собой весь технический прогресс.

6. Каковы основные положения этики учёных?

Этика учёных, науки складывается на основе моральных ценностей, ориентации на высшее благо; профессионально-специфических научных норм; понимания свободы и социальной ответственности учёных в условиях возрастания роли науки во всех сферах жизни, в решении глобальных проблем.

7. В чём состоит взаимосвязь науки и образования?

Взаимосвязь науки и образования заключается в том, что образование, подобно науке, является социальным институтом и выполняет важные общественные функции. Ведущая среди них - социализация личности, передача накопленных знаний, культурных ценностей и норм.

8. Какова роль образования в современном обществе?

Роль образования в современном обществе очень велика, она заключается в том, что образование выступает важнейшим каналом социальной мобильности: хорошее образование и профессиональная подготовка помогают человеку достичь высоких социальных позиций и, напротив, недостаток образования может послужить сдерживающим фактором социального роста. Нельзя не отметить и того, что образование служит мощным средством самореализации личности, помогает раскрыть её способности и таланты.

9. Почему самообразование - непременное условие успешной профессиональной деятельности и овладения культурой?

В современном обществе с большим успехом преуспевают люди, которые вместе с основным образованием занимаются и самообразованием. Особенно актуальной проблема самообразования современного человека стала в условиях информационного общества, где доступ к информации, умение работать с ней являются ключевыми. Информационное общество характеризуется как общество знания, где особую роль играет процесс трансформации информации в знание. Поэтому современные условия требует от человека постоянного совершенствования знаний. Знания можно получать разными способами. На сегодняшний день предлагается огромный спектр услуг повышения квалификации. Но, ни для кого не секрет, что большинство новых знаний и технологий утрачивает свою актуальность в среднем уже через пять лет. Поэтому наиболее эффективный способ повышения мастерства – это самообразование. Постоянное самообразование – вот тот определяющий актив жизни современного человека, который поможет не отстать от «поезда современности». Самой характерной особенностью профессиональной деятельности является ее подвижность, связанная с изменением информационных ресурсов и технологий и мы отчетливо осознаем, что прежние профессиональные умения и навыки быстро устаревают, требуются иные формы и методы работы, теоретические знания смежных наук и многое другое. Чтобы успеть за этими процессами, для человека возникает необходимость постоянно учиться.

ЗАДАНИЯ

1. Принято деление науки на фундаментальную и прикладную. В чём вы видите взаимозависимость и взаимосвязь этих наук? Правы ли учёные, считающие, что это членение носит условный характер?

Фундаментальная наука ищет ответы на фундаментальный вопросы. В основном она занимается углублением и расширением знания ради самого знания, ищет новые нестандарнтные пути решения проблем. Но главное тут - именно отношению к знанию и к информации как к самоцели, то есть - новое знание ради него самого.

Прикладная наука ищет способы решения совершенно конкретных проблем и вовсе не обязательно чтобы эти способы были новыми. Знание тут не главное, а главное - найти эффективный способ разрешить существующие затруднения.

В некоторых случаях деление действительно носит условный характер, так как чаще всего в затеваемых учеными исследованиях присутствуют и задачи, направленные на расширение и углубление знаний, и задачи, направленные на решение проблем.

2. Благодаря открытию антибиотиков были спасены жизни десятков миллионов людей. Но медицинская практика выявила и их отрицательное действие: уничтожаются не только вредные микробы, но и необходимые человеку микроорганизмы; одна болезнь сменяется другой, подчас не менее тяжкой. Перед биологией, химией встала задача создания новых препаратов. В результате были созданы пробиотики. Они вытесняют болезнетворные микроорганизмы, но не губят нормальную микрофлору. Проанализируйте приведённый факт, покажите на его примере действие названных в параграфе функций и особенностей науки.

Прогресс и наука не стоят на месте и появляются более усовершенствованные лекарства (социально-производственная функция науки).

3. Профилирование школ нередко понимается по-разному. Одна из точек зрения такова: профилирование должно быть жёстким, в старших классах необходимо полное размежевание на гуманитариев и естественников. Другая точка зрения: профилирование должно быть мягким; у гуманитариев должно в соответствующем объёме продолжаться преподавание и естественно-научных дисциплин, а у естественников - гуманитарных дисциплин. Обсудите обе точки зрения и аргументируйте своё мнение.

Современный мир диктует свои правила для развития успешного человека. И в первую очередь необходимо быть разносторонней личностью, поэтому важнее 2-я точка зрения. Современный человек должен разбираться не только в гуманитарных науках, но и в естественных.

4. А. Печчеи писал: «Ещё несколько десятилетий назад мир человека можно было представить тремя взаимосвязанными элементами. Этими элементами были Природа, сам Человек и Общество. Теперь в человеческую систему вошёл четвёртый элемент - основанная на науке...». Завершите мысль учёного. Покажите связь этого элемента с тремя другими, названными выше.

В настоящее время в человеческую систему властно вошел четвертый...элемент – основанная на науке - техника. По мнению А. Печчеи, «техника... зиждется исключительно на науке и ее достижениях». Ведь никогда не существовало техники и даже самых элементарных орудий производства, изготовлению которых не предшествовало бы какое-нибудь знание, по крайней мере, о свойствах материалов, из которых они изготовлены.

Каждый конкретный этап в развитии техники есть отражение опредмеченных в ней знаний. Технические средства, исторически появившиеся до и вне строго сформулированных научных законов и закономерностей, не опровергают сказанного, поскольку и они отражают наличное знание – обыденное, эмпирическое, интуитивное.

О таком многофункциональном явлении как наука можно сказать, что это: 1) отрасль культуры; 2) способ познания мира; 3) специальный институт (в понятие института здесь входит не только высшее учебное заведение, но и наличие научных обществ, академий, лабораторий, журналов и т. п.).

По каждой из данных номинаций наука соотносится с другими формами, способами, отраслями, институтами. Для того, чтобы эти взаимоотношения прояснить, нужно выявить специфические черты науки, прежде всего те, которые отличают ее от остального. Каковы они?

1. Наука УНИВЕРСАЛЬНА - в том смысле, что она сообщает знания, истинные для всего универсума при тех условиях, при которых они добыты человеком.

2. Наука ФРАГМЕНТАРНА - в том смысле, что изучает не бытие в целом, а различные фрагменты реальности или ее параметры, а сама делится на отдельные дисциплины. Вообще понятие бытия как философское не применимо к науке, представляющей собой частное познание. Каждая наука как таковая есть определенная проекция на мир, как бы прожектор, высвечивающий области, представляющие интерес для ученых в данный момент.

3. Наука ОБЩЕЗНАЧИМА - в том смысле, что получаемые ею знания пригодны для всех людей, и ее язык - однозначный, поскольку наука стремится как можно более четко фиксировать свои термины, что способствует объединению людей, живущих в самых разных уголках планеты.

4. Наука ОБЕЗЛИЧЕННА - в том смысле, что ни индивидуальные особенности ученого, ни его национальность или место проживания никак не представлены в конечных результатах научного познания.

5. Наука СИСТЕМАТИЧНА - в том смысле, что она имеет определенную структуру, а не является бессвязным набором частей.

6. Наука НЕЗАВЕРШЕННА - в том смысле, что хотя научное знание безгранично растет, оно все-таки не может достичь абсолютной истины, после которой уже нечего будет исследовать.

7. Наука ПРЕЕМСТВЕННА - в том смысле, что новые знания определенным образом и по определенным правилам соотносятся со старыми знаниями.

8. Наука КРИТИЧНА - в том смысле, что всегда готова поставить под сомнение и пересмотреть свои даже самые основополагающие результаты.

9. Наука ДОСТОВЕРНА - в том смысле, что ее выводы требуют, допускают и проходят проверку по определенным, сформулированным в ней правилам.

10. Наука ВНЕМОРАЛЬНА - в том смысле, что научные истины нейтральны в морально-этическом плане, а нравственные оценки могут относиться либо к деятельности по получению знания (этика ученого требует от него интеллектуальной честности и мужества в процессе поиска истины), либо к деятельности по его применению.

11. Наука РАЦИОНАЛЬНА - в том смысле, что получает знания на основе рациональных процедур и законов логики и доходит до формулирования теорий и их положений, выходящих за рамки эмпирического уровня.

12. Наука ЧУВСТВЕННА - в том смысле, что ее результаты требуют эмпирической проверки с использованием восприятия, и только после этого признаются достоверными.

Эти свойства науки образуют шести диалектических пар, соотносящихся друг с другом: универсальность - фрагментарность, общезначимость - обезличенность, систематичность - незавершенность, преемственность - критичность, достоверность - вне-моральность, рациональность - чувственность.

Кроме того, для науки характерны свои особые методы и структура исследований, язык, аппаратура. Всем этим и определяется специфика научного исследования и значение науки.

Наука и религия

Остановимся более подробно на соотношении науки и религии, тем более, что существуют различные точки зрения по данной проблеме. В атеистической литературе пропагандировалось мнение, что научное знание и религиозная вера несовместимы, и каждое новое знание уменьшает область веры, вплоть до утверждений, что поскольку космонавты не увидели бога, то стало быть его нет.

Водораздел между наукой и религией проходит в соответствии с соотношением в этих отраслях культуры разума и веры. В науке преобладает разум, но и в ней имеет место вера, без которой познание невозможно - вера в чувственную реальность, которая дается человеку в ощущениях, вера в познавательные возможности разума и в способность научного знания отражать действительность. Без такой веры ученому трудно было бы приступить к научному исследованию. Наука не исключительно рациональна, в ней имеет место и интуиция, особенно на стадии формулирования гипотез. С другой стороны, и разум, особенно в теологических исследованиях, привлекался для обоснования веры, и далеко не все церковные деятели соглашались с афоризмом Тертуллиана: «Верую, потому что абсурдно».

Итак, области разума и веры не разделены абсолютной преградой. Наука может сосуществовать с религией, поскольку внимание этих отраслей культуры устремлено на разные вещи: в науке - на эмпирическую реальность, в религии - преимущественно на внечувственное. Научная картина мира, ограничиваясь сферой опыта, не имеет прямого отношения к религиозным откровениям, и ученый может быть как атеистом, так и верующим. Другое дело, что в истории культуры известны случаи резких конфронтации между наукой и религией, особенно в те времена, когда наука обретала свою независимость, скажем, во времена создания гелиоцентрической модели строения мира Коперником. Но так не обязательно должно быть всегда.

Существует еще и область суеверий, которая не имеет отношения ни к религиозной вере, ни к науке, а связана с остатками мистических и мифологических представлений, а также с различными сектантскими ответвлениями от официальной религии и бытовыми предрассудками. Суеверия, как правило, далеки и от подлинной веры и от рационального знания.

Наука и философия

Важно правильно понимать и взаимоотношения науки с философией, поскольку неоднократно, в том числе и в недавней истории, различные философские системы претендовали на научность и даже на ранг «высшей науки», а ученые не всегда проводили границу между своими собственно научными и философскими высказываниями.

Специфика науки не только в том, что она не берется за изучение мира в целом, подобно философии, а представляет собой частное познание, но также и в том, что результаты науки требуют эмпирической проверки. В отличие от философских утверждений они не только подтверждаемы с помощью специальных практических процедур или подвержены строгой логической выводимости, как в математике, но и допускают принципиальную возможность их эмпирического опровержения. Все это позволяет провести демаркационную линию между философией и наукой.

Ученых порой представляли в качестве так называемых «стихийных материалистов» в том плане, что им присуща изначальная вера в материальность мира. Вообще говоря, это не обязательно. Можно верить, что Некто или Нечто передает людям чувственную информацию, а ученые считывают, группируют, классифицируют и перерабатывают ее. Эту информацию наука рационализирует и выдает в виде законов и формул вне отношения к тому, что лежит в ее основе. Поэтому ученый может вполне быть как стихийным материалистом или идеалистом, так и сознательным последователем какой-либо философской концепции. Такие ученые, как Декарт и Лейбниц, были также и выдающимися философами своего времени.

Рассматривая такое многогранное явление, как наука, можно выделить три его функции: отрасль культуры; способ познания мира; специальный институт (в это понятие входит не только высшее учебное заведение, но и научные общества, академии, лаборатории, журналы и т.п.).

Как и другим сферам человеческой деятельности, науке присущи специфические черты.

Универсальность — сообщает знания, истинные для всего универсума при которых они добыты человеком.

Фрагментарность — изучает не бытие в целом, а различные фрагменты; сама же делиться на научные дисциплины.

Общезначимость — получаемые знания пригодны для всех людей; язык науки — однозначный, фиксирующий термины и понятия, что способствует объединению людей.

Систематичность — наука имеет определенную структуру, а не является бессвязным набором частей.

Незавершенность — хотя научное знание безгранично растет, оно не может достичь абсолютной истины, после познания которой уже нечего будет исследовать.

Преемственность — новые знания определенным образом и по строгим правилам соотносятся со старыми знаниями.

Критичность — готовность поставить под сомнение и пересмотреть свои, даже основополагающие, результаты.

Достоверность — научные выводы требуют, допускают и проходят проверку по определенным сформулированным правилам.

Внеморальность — научные истины нейтральны в морально-этическом плане, а нравственные оценки могут относится либо к деятельности по получению знания, либо к деятельности по его применению.

Рациональность — получение знаний на основе рациональных процедур и законов логики, формирование теорий и их положений.

Чувственность — научные результаты требуют проверки с использованием восприятия и только после этого признаются достоверными.

Кроме того, науке характерны свои особые методы и структура исследований, язык, аппаратура.

Характерные черты науки

О таком многофункциональном явлении как наука можно сказать, что это: 1) отрасль культуры; 2) способ познания мира; 3) специальный институт (в понятие института здесь входит не только высшее учебное заведение, но и наличие научных обществ, академий, лабораторий, журналов и т.

По каждой из данных номинаций наука соотносится с другими формами, способами, отраслями, институтами.

Для того, чтобы эти взаимоотношения прояснить, нужно выявить специфические черты науки, прежде всего те, которые отличают ее от остального. Каковы они?

2. Наука ФРАГМЕНТАРНА - в том смысле, что изучает не бытие в целом, а различные фрагменты реальности или ее параметры, а сама делится на отдельные дисциплины.

Вообще понятие бытия как философское не применимо к науке, представляющей собой частное познание. Каждая наука как таковая есть определенная проекция на мир, как бы прожектор, высвечивающий области, представляющие интерес для ученых в данный момент.

4. Наука ОБЕЗЛИЧЕННА - в том смысле, что ни индивидуальные особенности ученого, ни его национальность или место проживания никак не представлены в конечных результатах научного познания.

Наука СИСТЕМАТИЧНА - в том смысле, что она имеет определенную структуру, а не является бессвязным набором частей.

6. Наука НЕЗАВЕРШЕННА - в том смысле, что хотя научное знание безгранично растет, оно все-таки не может достичь абсолютной истины, после которой уже нечего будет исследовать.

Наука КРИТИЧНА - в том смысле, что всегда готова поставить под сомнение и пересмотреть свои даже самые основополагающие результаты.

9. Наука ДОСТОВЕРНА - в том смысле, что ее выводы требуют, допускают и проходят проверку по определенным, сформулированным в ней правилам.

Всем этим и определяется специфика научного исследования и значение науки.

Наука и религия

В науке преобладает разум, но и в ней имеет место вера, без которой познание невозможно - вера в чувственную реальность, которая дается человеку в ощущениях, вера в познавательные возможности разума и в способность научного знания отражать действительность. Без такой веры ученому трудно было бы приступить к научному исследованию. Наука не исключительно рациональна, в ней имеет место и интуиция, особенно на стадии формулирования гипотез.

С другой стороны, и разум, особенно в теологических исследованиях, привлекался для обоснования веры, и далеко не все церковные деятели соглашались с афоризмом Тертуллиана: «Верую, потому что абсурдно».

Научная картина мира, ограничиваясь сферой опыта, не имеет прямого отношения к религиозным откровениям, и ученый может быть как атеистом, так и верующим.

Другое дело, что в истории культуры известны случаи резких конфронтации между наукой и религией, особенно в те времена, когда наука обретала свою независимость, скажем, во времена создания гелиоцентрической модели строения мира Коперником. Но так не обязательно должно быть всегда.

Наука и философия

Вообще говоря, это не обязательно. Можно верить, что Некто или Нечто передает людям чувственную информацию, а ученые считывают, группируют, классифицируют и перерабатывают ее. Эту информацию наука рационализирует и выдает в виде законов и формул вне отношения к тому, что лежит в ее основе.

Поэтому ученый может вполне быть как стихийным материалистом или идеалистом, так и сознательным последователем какой-либо философской концепции. Такие ученые, как Декарт и Лейбниц, были также и выдающимися философами своего времени.

Характерные черты (свойства) науки

1. У ниверсальна — она сообщает знания, которые являются истиной для всех, с учетом условий, при которых они получены

2. Фрагментарна — она изучает бытие не в целом/общем, а отдельные свойства/параметры, делится на отдельные дисциплины

Общезначима — получаемые ею знания пригодны для всех людей, а язык науки однозначен

4. Наука обезличена — на конечный результат личные качества ученого не влияют

Систематична- имеет определенную структуру, не является несвязным собранием каких-либо частей

6. Не завершена — научное знание полученное на определенном этапе не может достичь абсолютной истины

Преемственна- новые получаемые знания согласуются со старыми знаниями, полученными ранее

8. Критична — она всегда готова поставить под сомнение и пересмотреть свои даже самые основополагающие результаты

Достоверна — её выводы требуют, допускают и проходят проверку, по определенным правилам, которые ею сформулированы

10. Внеморальна -научные истины нейтральны в морально этическом плане, а нравственные оценки относятся к самому ученому

11. Рациональна — она получает знания на основе рациональных подходов и законов логики и доходит в конечном итоге до формулирования теорий и положений, выходящих за рамки эмпирического уровня (Предмет исследования науки характеризуется со стороны внешних связей и проявлений, которые доступны живому созерцанию, а также экспериментальных данных) эмпирич.-факт

12. Чувственна — её результаты требуют эмпирической проверки с использованием восприятия, только после этого они признаются достоверными

Для науки характерны свои особые методы и структура исследований, также характерны язык, аппаратура.

Именно этим определяется специфика научного познания и значение науки. Наука отличается от мифологии, мистики, религии, философии, искусства, идеологии, техники — она представляет собой теоретическое познание действительности.

Естествознание — это раздел науки, основанный на воспроизводимой эмпирической проверке гипотез и создание теорий или эмпирических обобщений, которые описывают природные явления.

Предмет естествознания-это факты и явления, которые воспринимаются органами чувств

Основной принцип естествознания заключается в том, что знания о природе должны допускать, предполагать эмпирическую проверку, то есть решающим аргументом в принятии или непринятии истины является опыт

Предыдущая1234567Следующая

ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

Характерные черты науки

О таком многофункциональном явлении как наука можно сказать, что это: 1) отрасль культуры; 2) способ познания мира; 3) специальный институт (в понятие института здесь входит не только высшее учебное заведение, но и наличие научных обществ, академий, лабораторий, журналов и т. п.).

По каждой из данных номинаций наука соотносится с другими формами, способами, отраслями, институтами. Для того, чтобы эти взаимоотношения прояснить, нужно выявить специфические черты науки, прежде всего те, которые отличают ее от остального.

Каковы они?

1. Наука УНИВЕРСАЛЬНА - в том смысле, что она сообщает знания, истинные для всего универсума при тех условиях, при которых они добыты человеком.

2. Наука ФРАГМЕНТАРНА - в том смысле, что изучает не бытие в целом, а различные фрагменты реальности или ее параметры, а сама делится на отдельные дисциплины. Вообще понятие бытия как философское не применимо к науке, представляющей собой частное познание. Каждая наука как таковая есть определенная проекция на мир, как бы прожектор, высвечивающий области, представляющие интерес для ученых в данный момент.

Наука ОБЩЕЗНАЧИМА - в том смысле, что получаемые ею знания пригодны для всех людей, и ее язык - однозначный, поскольку наука стремится как можно более четко фиксировать свои термины, что способствует объединению людей, живущих в самых разных уголках планеты.

Наука ОБЕЗЛИЧЕННА - в том смысле, что ни индивидуальные особенности ученого, ни его национальность или место проживания никак не представлены в конечных результатах научного познания.

5. Наука СИСТЕМАТИЧНА - в том смысле, что она имеет определенную структуру, а не является бессвязным набором частей.

Наука НЕЗАВЕРШЕННА - в том смысле, что хотя научное знание безгранично растет, оно все-таки не может достичь абсолютной истины, после которой уже нечего будет исследовать.

7. Наука ПРЕЕМСТВЕННА - в том смысле, что новые знания определенным образом и по определенным правилам соотносятся со старыми знаниями.

8. Наука КРИТИЧНА - в том смысле, что всегда готова поставить под сомнение и пересмотреть свои даже самые основополагающие результаты.

Наука ДОСТОВЕРНА - в том смысле, что ее выводы требуют, допускают и проходят проверку по определенным, сформулированным в ней правилам.

10. Наука ВНЕМОРАЛЬНА - в том смысле, что научные истины нейтральны в морально-этическом плане, а нравственные оценки могут относиться либо к деятельности по получению знания (этика ученого требует от него интеллектуальной честности и мужества в процессе поиска истины), либо к деятельности по его применению.

Наука РАЦИОНАЛЬНА - в том смысле, что получает знания на основе рациональных процедур и законов логики и доходит до формулирования теорий и их положений, выходящих за рамки эмпирического уровня.

12. Наука ЧУВСТВЕННА - в том смысле, что ее результаты требуют эмпирической проверки с использованием восприятия, и только после этого признаются достоверными.

Эти свойства науки образуют шести диалектических пар, соотносящихся друг с другом: универсальность - фрагментарность, общезначимость - обезличенность, систематичность - незавершенность, преемственность - критичность, достоверность - вне-моральность, рациональность - чувственность.

Кроме того, для науки характерны свои особые методы и структура исследований, язык, аппаратура.

Всем этим и определяется специфика научного исследования и значение науки.

Наука и религия

Остановимся более подробно на соотношении науки и религии, тем более, что существуют различные точки зрения по данной проблеме. В атеистической литературе пропагандировалось мнение, что научное знание и религиозная вера несовместимы, и каждое новое знание уменьшает область веры, вплоть до утверждений, что поскольку космонавты не увидели бога, то стало быть его нет.

Водораздел между наукой и религией проходит в соответствии с соотношением в этих отраслях культуры разума и веры.

В науке преобладает разум, но и в ней имеет место вера, без которой познание невозможно - вера в чувственную реальность, которая дается человеку в ощущениях, вера в познавательные возможности разума и в способность научного знания отражать действительность.

Без такой веры ученому трудно было бы приступить к научному исследованию.

Наука не исключительно рациональна, в ней имеет место и интуиция, особенно на стадии формулирования гипотез. С другой стороны, и разум, особенно в теологических исследованиях, привлекался для обоснования веры, и далеко не все церковные деятели соглашались с афоризмом Тертуллиана: «Верую, потому что абсурдно».

Итак, области разума и веры не разделены абсолютной преградой. Наука может сосуществовать с религией, поскольку внимание этих отраслей культуры устремлено на разные вещи: в науке - на эмпирическую реальность, в религии - преимущественно на внечувственное.

Научная картина мира, ограничиваясь сферой опыта, не имеет прямого отношения к религиозным откровениям, и ученый может быть как атеистом, так и верующим. Другое дело, что в истории культуры известны случаи резких конфронтации между наукой и религией, особенно в те времена, когда наука обретала свою независимость, скажем, во времена создания гелиоцентрической модели строения мира Коперником.

Но так не обязательно должно быть всегда.

Существует еще и область суеверий, которая не имеет отношения ни к религиозной вере, ни к науке, а связана с остатками мистических и мифологических представлений, а также с различными сектантскими ответвлениями от официальной религии и бытовыми предрассудками.

Суеверия, как правило, далеки и от подлинной веры и от рационального знания.

Наука и философия

Важно правильно понимать и взаимоотношения науки с философией, поскольку неоднократно, в том числе и в недавней истории, различные философские системы претендовали на научность и даже на ранг «высшей науки», а ученые не всегда проводили границу между своими собственно научными и философскими высказываниями.

Специфика науки не только в том, что она не берется за изучение мира в целом, подобно философии, а представляет собой частное познание, но также и в том, что результаты науки требуют эмпирической проверки.

В отличие от философских утверждений они не только подтверждаемы с помощью специальных практических процедур или подвержены строгой логической выводимости, как в математике, но и допускают принципиальную возможность их эмпирического опровержения. Все это позволяет провести демаркационную линию между философией и наукой.

Ученых порой представляли в качестве так называемых «стихийных материалистов» в том плане, что им присуща изначальная вера в материальность мира.

Вообще говоря, это не обязательно. Можно верить, что Некто или Нечто передает людям чувственную информацию, а ученые считывают, группируют, классифицируют и перерабатывают ее.

Эту информацию наука рационализирует и выдает в виде законов и формул вне отношения к тому, что лежит в ее основе. Поэтому ученый может вполне быть как стихийным материалистом или идеалистом, так и сознательным последователем какой-либо философской концепции. Такие ученые, как Декарт и Лейбниц, были также и выдающимися философами своего времени.

Функции науки. Специфические черты науки

2. Мировоззренческая
3.

Прогностическая

Суть прогностической функции науки состоит в том, чтобы предвидеть последствия изменения окружающего мира. Наука позволяет человеку не только изменять окружающий мир сообразно своим желаниям и потребностям, но и прогнозировать последствия таких изменений. При помощи научных моделей ученые могут показать возможные опасные тенденции развития общества и дать рекомендации по их преодолению.
5. Социальная сила

Специфические черты науки:

Универсальность

Фрагментарность - наука изучает не бытие в целом, а различные фрагменты реальности или ее параметры; сама же делится на отдельные дисциплины. Понятие бытия как философское не применимо к науке, представляющей собой частное познание. Каждая наука как таковая - это определенная проекция на мир, как бы прожектор, высвечивающий области, представляющие интерес для ученых в данный момент.

Общезначимость

Безличность

Систематичность

Незавершенность

Преемственность

Критичность

Достоверность

Внеморальность

Рациональность

Чувственность

Всем этим и определяется специфика научного исследования и значение науки.

Естествознание и его роль в культуре

Культура выражается в типах и формах организации жизни и деятельности людей.Именно естествознание и функционирующие на его основе технические науки в значительной мере обеспечивают человека базовыми знаниями о том, как в современных условиях достигается удовлетворение физиологических и защитных потребностей.

Естествознание является не только составной частью культуры, но и важнейшим ее источником.Именно естествознание во все века создавало условия для формирования и сохранения цивилизации, передачи добытых знаний — и во временной перспективе, и внутри современного ему общества. Именно естествознание вместе с техническими науками решало все насущные задачи человечества в процессе его развития. Главным фактором обновления производства в настоящее время и получения прибыли становится человек, его интеллектуальные (интеллект — способность рационального мышления) и творческие возможности.

Как следствие, в обществе повышается роль естественнонаучных знаний, способных воздействовать на производство.

Уровни научного исследования

Два уровня познанияэмпирический и теоретический. Они осуществляются с помощью наблюдений и экспериментов, а также гипотез, законов и теорий.

Существуют еще метатеоретические уровни научного познания в философии, которые представлены философскими установками научных исследований и зависят от стиля мышления ученого. Эмпирический ур .-. на первом месте-фактический материал, который тщательно изучается и анализируется и на этой основе делаются систематизации и обобщения полученных результатов.

Этот уровень оперирует чувственными методами и изучаемый объект отображается, прежде всего, во внешних проявлениях, которые доступны созерцанию. Признаки- сбор фактов, их описание, систематизация и обобщение данных в виде классификации. Теоретический ур .- делает свои выводы на основании отражения явлений со всех сторон, включая и внутренние связи и закономерности, а также внешние показатели, получаемые эмпирическим путем.

Научное познание в этом случае осуществляется с помощью понятий, умозаключений, законов, принципов и т.д. и получается объективным и конкретным, более полным и содержательным. Приемы абстрагирования, создания идеальных условий и мыслительных конструкций, анализа и синтеза, дедукция и индукция вместе взятые делают познание направленным на достижение объективной истины, существующей вне зависимости от деятельности познающего субъекта.

Понятие «псевдонаука»

Псевдонаука - совокупность убеждений о мире, ошибочно рассматриваемая как основанная на научном методе или как имеющая статус современных научных истин».

Следует отличать псевдонауку от неизбежных научных ошибок и от паранауки как исторического этапа развития науки. Главное отличие науки от псевдонауки (ненауки) - повторяемость результатов. Характерными отличительными чертами псевдонаучной теории являются:

  • Игнорирование или искажение фактов , известных автору теории, но противоречащих его построениям
  • Нефальсифицируемость (несоответствие критерию Поппера), то есть невозможность поставить эксперимент (хотя бы мысленный), один из принципиально возможных результатов которого противоречил бы данной теории;
  • Отказ от попыток сверить теоретические выкладки с результатами наблюдений при наличии такой возможности, замена проверок апелляциями к «интуиции», «здравому смыслу» или «авторитетному мнению»
  • Использование в основе теории недостоверных данных (т.е.

не подтверждённых рядом независимых экспериментов (исследователей), либо лежащих в пределах погрешностей измерения), либо недоказанных положений, либо данных, возникших в результате вычислительных ошибок. К данному пункту не относится научная гипотеза, чётко определяющая базовые положения;

  • Введение в публикацию или обсуждение научной работы политических и религиозных установок .

Этот пункт, впрочем, требует внимательного уточнения, так как иначе Ньютон, например, попадает в разряд лжеученых, причём именно из-за «Начал», а не из-за позднейшей теологии.

Более мягкой формулировкой этого критерия «ненаучности» могла бы быть принципиальная и сильная невычленимость научного содержания работы из прочих её составляющих. Впрочем, для современной науки принято, как правило, автору самостоятельно вычленять научную составляющую и публиковать её отдельно, не смешивая явно с религией или политикой.

Типы научных теорий.

1)Логико-математические — не опирающиеся на опыт.

В частности, неинтерпретированные аксиоматические теории ничего о мире не утверждают. Например, понятия «точка», «прямая», «плоскость» ничего не значат сами по себе. А, например, в физике, получив интерпретацию, они имеют некий смысл.

Наример, прямая — луч света.

2)Эмпирические — опирающиеся на опыт.

3)Описательные — упорядочение, систематизация фактов. Описывают определенную группу объектов. Теория Дарвина, Павлова и т. д.

4)Гипотетико-дедуктивные — основанные на общих положениях, из которых выводятся частные.

Пример: механика Ньютона.

Материя и её свойства

Все на свете состоит из материи. Материя образована из атомов. Полное отсутствие материи называется вакуумом. Материя существует в трех основных состояниях- твердом, жидком и газообразном.

Состояние материи способно изменяться: твердое тело может стать жидкостью, а жидкость - газом и т.д. Одно из главных свойств материи - ее состояние.

Другое свойство- это вид атомов, из которых она состоит. Атомы одного вида называются химическим элементом. Третье свойство- плотность-это количество материи, содержащееся в определенном объеме.

Функции науки. Специфические черты науки

1. Познавательно-объяснительная заключается в том, чтобы познать и объяснить, как устроен мир и каковы законы его развития.
2. Мировоззренческая помогает человеку не только объяснить известные ему знания о мире, но и выстроить их в целостную систему, рассмотреть явления окружающего мира в их единстве и многообразии, выработать свое мировоззрение
3. Прогностическая Суть прогностической функции науки состоит в том, чтобы предвидеть последствия изменения окружающего мира. Наука позволяет человеку не только изменять окружающий мир сообразно своим желаниям и потребностям, но и прогнозировать последствия таких изменений.

При помощи научных моделей ученые могут показать возможные опасные тенденции развития общества и дать рекомендации по их преодолению.

4. Производственная(катализатор развития) Непосредственная производительная сила Ускоряет процесс совершенствования производства.
5. Социальная сила Наука включена в процессы социального развития и управления им при взаимодействии гуманитарных и технических наук (решением глобальных проблем, разработка ЕЭС)

Специфические черты науки:

Универсальность - научные знания истинны для всего универсума при тех условиях, при которых они добыты человеком.

Научные законы действуют во всей Вселенной, как, например, закон всемирного тяготения.

Фрагментарность - наука изучает не бытие в целом, а различные фрагменты реальности или ее параметры; сама же делится на отдельные дисциплины.

Понятие бытия как философское не применимо к науке, представляющей собой частное познание. Каждая наука как таковая - это определенная проекция на мир, как бы прожектор, высвечивающий области, представляющие интерес для ученых в данный момент.

Общезначимость - научные знания пригодны для всех людей; язык науки - однозначно фиксирующий термины, что способствует объединению людей.

Безличность - ни индивидуальные особенности ученого, ни его национальность или место проживания никак не представлены в конечных результатах научного познания.

Например, в законе всемирного тяготения нет ничего от личности Ньютона.

Систематичность - наука имеет определенную структуру, а не является бессвязным набором частей.

Незавершенность - хотя научное знание безгранично растет, оно не может достичь абсолютной истины, после которой уже нечего будет исследовать.

Преемственность - новые знания определенным образом и по определенным правилам соотносятся со старыми знаниями.

Критичность - наука готова поставить под сомнение и пересмотреть свои (даже основополагающие) результаты.

Внутринаучная критика не только возможна, но необходима.

Достоверность - научные выводы требуют, допускают и проходят в обязательном порядке проверку по определенным сформулированным правилам.

Внеморальность - научные истины нейтральны в морально-этическом плане, а нравственные оценки могут относиться либо к получению знания (этика ученого требует от него интеллектуальной честности и мужества в процессе поиска истины), либо к его применению.

Рациональность - наука получает знания на основе рациональных процедур.

Составными частями научной рациональности выступают: понятийность, т.е. способность определять термины путем выявления наиболее важных свойств данного класса предметов; логичность - использование законов формальной логики; дискурсивность - способность раскладывать научные утверждения на составные части.

Чувственность - научные результаты требуют эмпирической проверки с использованием восприятия и только после этого признаются достоверными.

Эти свойства науки образуют шесть диалектических пар, соотносящихся друг с другом: универсальность - фрагментарность, общезначимость - безличность, систематичность - незавершенность, преемственность - критичность, достоверность - внеморальность, рациональность - чувственность.

Кроме того, для науки характерны свои, особые методы и структура исследований, язык, аппаратура.

Всем этим и определяется специфика научного исследования и значение науки.

Современная наука имеет очень сложную организацию. С точки зрения предметного единства, все ее многочисленные дисциплины объединяются как комплексы наук – естественных, общественных, технических, гуманитарных, антропологических.

Георг Гегель (1770-1831), немецкий философ, основоположник диалектики, сформулировал основные признаки, определяющие науку :

1) существование достаточного объема опытных данных;

2) построение модели, систематизирующей и формирующей опытные данные;

3) возможность на основе модели предсказать новые факты, лежащие вне первоначального опыта.

Перечисленные признаки содержатся и в современном определении науки : наука - сфера человеческой деятельности, функция которой – выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности.

Выделяют следующие функций науки :

1. описательная - выявление существенных свойств и от­ношений действительности;

2. систематизирующая - отнесение описанного по классам и разделам;

3. объяснительная - систематическое изложение сущности изучаемого объекта, причин его возникновения и развития;

4. производственно-практическая - возможность примене­ния полученных знаний в производстве, для регуляции обще­ственной жизни, в социальном управлении;

5. прогностическая - предсказание новых открытий в рам­ках существующих теорий, а также рекомендации на будущее,

6. мировоззренческая - внесение полученных знаний в су­ществующую картину мира, рационализация отношений чело­века к действительности.

Как другим сферам человеческой деятельности, науке присущи специфические черты:

Характерные черты науки:

УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ - сообщает знания, истинные для универсума при тех условиях, при которых они добыты человеком.

ФРАГМЕНТАРНОСТЬ - изучает различные фрагменты реальности или ее параметры; сама же делится на отдельные дисциплины.

ОБЩЕЗНАЧИМОСТЬ - получаемые знания пригодны для всех людей; язык науки- однозначный, фиксирующий термины и понятия, что способствует объединению людей.

ОБЕЗЛИЧЕННОСТЬ - ни индивидуальные особенности ученого, ни его национальность или место проживания никак не представлены в конечных результатах научного познания.

СИСТЕМАТИЧНОСТЬ- наука имеет определенную структуру, а не является бессвязным набором частей.

НЕЗАВЕРШЕННОСТЬ - хотя научное знание безгранично растет, оно не может достичь абсолютной истины, после познания которой уже нечего будет исследовать.

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ- новые знания определенным образом и по строгим правилам соотносятся со старыми знаниями.

КРИТИЧНОСТЬ - готовность поставить под сомнение и пересмотреть свои, даже основополагающие, результаты.



ДОСТОВЕРНОСТЬ - научные выводы требуют, допускают и проходят проверку по определенным сформулированным правилам.

ВНЕМОРАЛЬНОСТЬ - научные истины нейтральны в морально-этическом плане, а нравственные оценки могут относиться либо к деятельности по получению знания (этика ученого требует от него интеллектуальной честности и мужества в процессе поиска истины), либо к деятельности по его применению.

РАЦИОНАЛЬНОСТЬ - получение знаний на основе рациональных процедур и законов логики, формирование теорий и их положений, выходящих за рамки эмпирического уровня.

ЧУВСТВЕННОСТЬ - научные результаты требуют эмпирической проверки с использованием восприятия и только после этого признаются достоверными.

Эти черты науки образуют шесть диалектически взаимосвязанный пар:

универсальность - фрагментарность, преемственность - критичность,

общезначимость - обезличенность, достоверность - внеморальность,

систематичность - незавершенность, рациональность - чувственность.

Кроме того, для науки характерны свои особые формы, методы исследований, язык, аппаратура. Всем этим и определяется специфика научного исследования и значение науки.

4. Структура, уровни и формы научного познания.

За 2,5 тыс. лет своего существования наука превратилась в сложное, системно организованное образование с четко просматриваемой структурой. Основными элементами научного знания являются:

ü твердо установленные факты;

ü закономерности, обобщающие группы фактов;

ü теории, как правило, представляющие собой знания сис­темы закономерностей, в совокупности описывающих не­кий фрагмент реальности;

ü научные картины мира, рисующие обобщенные образы реальности, в которых сведены в некое системное един­ство все теории, допускающие взаимное согласование.

Главная опора, фундамент науки - это, конечно, установлен­ные факты. Если они установлены правильно (подтверждены многочисленными свидетельствами наблюдения, эксперимен­тов, проверок и т.д.), то считаются бесспорными и обязатель­ными. Это - эмпирический, т. е. опытный базис науки. Коли­чество накопленных наукой фактов непрерывно возрастает. Есте­ственно, они подвергаются первичному эмпирическому обобще­нию, систематизации и классификации. Обнаруженные в опыте общность фактов, их единообразие свидетельствуют о том, что найден некий эмпирический закон, общее правило, которому подчиняются непосредственно наблюдаемые явления.

Но фиксируемые на эмпирическом уровне закономер­ности обычно мало что объясняют. Кроме того, эмпирические закономерности обычно малоэв-ристичны, т.е. не открывают дальнейших направлений науч­ного поиска. Эти задачи решаются уже на другом уровне по­знания - теоретическом .

Эмпирический уровень научного познания предполагает необходимость сбора фактов и информации (установление фактов, их регистрацию, накопление), а также их описание (изложение фактов и их пер­вичная систематизация).

Теоретический уровень научного познания связан с объяснением, обобщени­ем, созданием новых теорий, выдвижением гипотез, открыти­ем новых законов, предсказанием новых фактов в рамках этих теорий. С их помощью вырабатывается научная картина мира и тем самым осуществляется мировоззренческая функ­ция науки.

Кроме того, принято различать еще один уровень научного познания, который носит прикладной характер - производственно-технический - проявляет себя как непосредственная производственная сила общества, проклады­вая путь развитию техники.

К формам научного знания обычно относят проблемы, гипотезы, теории , а также идеи, принципы, категории и законы важнейшие элементы теоретических систем.

Проблема определяется как «знание о незнании», как осознанный учеными вопрос, для ответа на который имеющихся знаний недостаточно. Уметь правильно выбрать и поставить научную проблему очень важно.

Решение любой научной проблемы включает выдвижение различных догадок, предположений, а чаще всего более или менее обоснованных гипотез , с помощью которых исследова­тель пытается объяснить факты, не укладывающиеся в старые теории. Гипотезы возникают в неопределенных ситуациях, объяснение которых становится актуальным для науки. Кроме того, на уровне эмпирических знаний (а также на уровне их объяснения) нередко имеются противоречивые суждения. Для разрешения этих проблем требуется выдвижение гипотез.

Гипотеза представляет собой всякое предположение, до­гадку или предсказание, выдвигаемое для устранения ситуации неопределенности в научном исследовании. Поэтому гипотеза есть не достоверное знание, а вероятное, истинность или лож­ность которого еще не установлены. Гипотеза выдвигается не произвольно, а при соблюде­нии ряда правил - требований:

1. Предлагае­мая гипотеза не должна противоречить известным и проверен­ным фактам.

2. Соответствие новой гипотезы надежно установленным теориям (так, после открытия закона сохранения и превраще­ния энергии все новые предложения о создании «вечного дви­гателя» просто не рассматриваются).

3. Доступность выдвигаемой гипотезы практической, экс­периментальной проверке (хотя бы в принципе).

4. Максимальная простота гипотезы.

Таким образом, любая гипотеза должна быть обязательно обоснована либо достигнутым знанием данной науки, либо новыми фак­тами (неопределенное знание для обоснования гипотезы не используется). Она должна обладать свойством объяснения всех фактов, которые относятся к данной области знания, сис­тематизации их, а также фактов за пределами данной области, предсказывать появление новых фактов (например, квантовая гипотеза М. Планка, выдвинутая в начале XX в., привела к созданию квантовой механики, квантовой электродинамики и др. теорий). При этом гипотеза не должна противоречить уже имеющимся фактам.

Гипотеза должна быть либо подтверждена, либо опро­вергнута. Для этого она должна обладать свойствами фальсифицируемости и верифицируемости. Фальсификация - про­цедура, устанавливающая ложность гипотезы в результате экспериментальной или теоретической проверки. Требование фальсифицируемости гипотез означает, что предметом науки может быть только принципиально опровергаемое знание. Неопровержимое знание (например, истины религии) к науке отношения не имеет. При этом сами по себе результаты экс­перимента опровергнуть гипотезу не могут. Для этого нужна альтернативная гипотеза или теория, обеспечивающая даль­нейшее развитие знаний. В противном случае отказа от пер­вой гипотезы не происходит.

Верификация - процесс установ­ления истинности гипотезы или теории в результате их эмпи­рической проверки. Возможна также косвенная верифицируемость, основанная на логических выводах из прямо вери­фицированных фактов.

По­сле того, как гипотеза проверена и доказана, она приобретает характер теории - систе­мы истинного, уже доказан­ного, подтвержденного знания о сущности явлений. Теория – это высшая форма научного знания, всесторонне раскрывающая структу­ру, функционирование и развитие изучаемого объекта, взаимо­отношение всех его элементов, сторон и связей. Например, утверждение об атомном строении материи было долгое время гипотезой. Подтвержденная опытом, эта гипотеза превратилась в достоверное знание, теорию атомного строения материи.

Для понимания специфики теории как формы знания очень важно учитывать, что все теории оперируют не реальными объ­ектами, а их идеализациями, идеальными моделями, которые неизбежно абстрагируются от каких-то реальных сторон объек­тов и поэтому всегда дают неполную картину действительнос­ти. Это обязательно надо учитывать на стадии перехода от раз­работки или усвоения теории к се применению на практике.

Главные элементы теории - ее принципы и законы . Прин­ципы - наиболее общие и важные фундаментальные положе­ния теории. Как обобщающий результат предыдущего позна­ния в данной теории принципы всесторонне раскрываются и обосновываются. При самом построении и изложении теории принципы играют роль исходных, основных и первичных по­сылок, закладываются в сам фундамент теории. Основные ас­пекты содержания каждого принципа раскрываются в совокуп­ности законов и категорий теории. Законы конкретизируют принципы, раскрывают «механизм» их действия, взаимосвязь вытекающих из них следствий. Законы науки отражают в фор­ме теоретических утверждений объективные законы (т.е. об­щие и необходимые связи изучаемых явлений, объектов, про­цессов). Категории науки - наиболее общие и важные поня­тия теории, характеризующие существенные свойства объекта теории, ее предмета. Принципы и законы выражаются через соотношение двух и более категорий.

Раскрывая сущность объектов, законы их существования, взаимодействия, изменения и развития, теория позволяет объяснять явления, предсказывать новые, еще не известные факты и характеризующие их закономерности, прогнозировать (более или менее успешно) закономерное поведение изучае­мой системы в будущем. Таким образом, теория выполняет две важнейшие функции: объяснение и предсказание, научное предвидение.

Теория - одна из наиболее устойчивых форм научного зна­ния. Такая стабильность обеспечивается и ее системностью, и в большей или меньшей степени ее общим характером. Чем более общим является знание, тем оно устойчивее. Но и тео­рии подвержены количественным и качественным изменени­ям. Вслед за изменением фактического, эмпирического бази­са теории, накоплением новых фактов ее законы уточняются или дополняются новыми. В конце концов, изменения затра­гивают и фундаментальные принципы теории. Переход к но­вому принципу - по существу переход к новой теории. Все теоретическое знание выражается не в одной теории, а в сово­купности ряда, вернее множества теорий. Изменения в наибо­лее общих теориях, приводят к качественным изменениям всей системы теоретического знания; в результате происходит науч­ная революция. Известные научные революции связаны с име­нами Н. Коперника, И. Ньютона, А. Эйнштейна.

  • Каковы основные черты большой науки?
  • Основные черты современной большой науки: 1)
    наличие разделения и кооперации научного труда; 2)наличие научных учреждений, экспериментального и лабораторного оборудования; 3)наличие методов научно-исследовательской работы; 4)наличие понятийного и категориального аппарата (в каждой науке свои понятия и категории); 5)наличие стройной системы научной информации; 6)наличие базы ранее полученных и накопленных научных знаний.
  • 1)Охарактеризуйте социальный, национальный и конфессиональный состав населения в нашей стране(Беларусь).
    2)Назовите основные черты белорусской социально-экономической модели развития. Каковы приоритеты социально-экономического развития Республики Беларусь начале 21 в. ? Назовите основные факторы устойчивого развития нашей страны.
    3)каковы основные направления инновационного развития Республики Беларусь на современном этапе? Какие факторы обеспечивают успешное инновационное развитие нашей страны? Охарактеризуйте вклад науки и образования в инновационное развитие страны.
  • 1. В нашей стране проживает около 9, 6 млн. человек. По численности населения Республика Беларусь занимает пятое место среди стран СНГ. Средняя плотность населения 48 человек на 1 кв. км. – примерно такая же, как и во многих других европейских странах.
    Примерно 74% населения нашей страны проживает в городах, соответственно 26% – это сельское население. Городское население сосредоточено в 112 городах и 96 поселках городского типа. 13 городов имеют население более 100 тысяч человек; в столице нашей страны г. Минске проживает около 1 млн. 800 тысяч граждан. На 1000 мужчин приходится около 1145 женщин; в группах старше 50 лет эта разница возрастает.
    Наша страна является этнически неоднородной. По данным переписи 1999 года в стране проживают представители более 130 национальностей. 81% граждан Республики Беларусь признали себя белорусами, 11% – русскими, почти 4% – поляками, 2% украинцами, 0, 3% – евреями
  • . В каком веке зародилась современная наука? Какие науки тогда появились?
    2. Классификация наук
    1-По предмету и методу познания- науки о природе, об обществе, о познании, технические науки, математика
    2-По связи с практикой- фундаментальные (отсутствует прямая ориентация на практику) и прикладные (результаты научного познания применяются для решения производственных и социальных проблем)
    3. Что, по мнению А. Смита, является вершителем всех действий учёного?
    4. Приведите пример вреда научного открытия?
    5. Каковы основные черты большой науки?
    6. В чём состоит связь науки и образования?
    7. Цель общенациональной образовательной программы в России в нач. 21 века
    8. Почему образование является национальным богатством страны?
    9. В чём заключается особенность непрерывного образования?
    !
  • 4. Пример вреда-создание атомной бомбы. С одной стороны-это был прорыв в науке, а с другой-эта бомба представляла (да и представляет сейчас) огромную угрозу всему человечеству.
    8. Образованный человек в наше время-очень важный для государства ресурс. (Интеллектуальный ресурс). Образованный человек способен с помощью своих способностей внести свой вклад в развитие любой сферы деятельности, например, в науку или экономику и т. д. И для государства очень плохо, если страну покидают образованные люди.
    9. Непрерывное образование-это образование через всю жизнь. То есть в наше время образование не ограничивается только школой или университетом. В наше время у человека есть достаточно возможностей для самообразования, поэтому люди могут получать знания не только в молодости, а на протяжении всей жизни. Допустим, посещать какие-нибудь курсы, изучать иностранный язык и т. д.
  • 1. Какие признаки характерны для нации как наиболее развитой формы общности людей?
    2. Что такое толерантность в межнациональных отношениях?
    3. Раскройте функции исторической памяти и национального самосознания в формировании и сплочении в современной жизни нации.
    4. Oxaрактеризуйте основные черты cовpeмeннoгo межнациональнoгo сотрудничества.
    5. Каковы наиболее типичные причины межнациональных конфликтов?
  • 1) Кореная территория, общий язык, культура, экономическая и политическая деятельность, схожесть менталитета, осознание себя как общность.

    2) принятие, понимание иного образа жизни, поведения, обычаев, чувств, мнений, идей, верований без чувства дискомфорта

    3) Посмотрите в интернете, сейчас не могу найти книгу, откуда бы точно ответила.

    5) неравномерное развитие, несовпадение территориальных границ, социальные противоречия, ущимление прав малых народов,

  • ! Вопрос: Что такое свободная торговля и каковы ее основные черты.
  • Свободная торговля - торговля без импортных тарифов и количественных ограничений, за исключением строго определенных случаев, когда они могут вводиться.

    1)массовое распространение продуктов.

    2)ассортимент любых товаров.

    3)вмешательсво государственных органов не такое большое, как в командной торговле.

  • Что означает свободная торговля и каковы ее основные черты?
  • Свободная торговля-направление в экономической теории, политике и хозяйственной практике,
    провозглашающее свободу торговли и невмешательство государства в частно-предпринимательскую сферу жизни общества. На практике свобода торговли обычно означает отсутствие высоких экспортных и импортных пошлин, а также немонетарных ограничений на торговлю, например, квот на импорт определённых товаров и субсидий для местных производителей определённых товаров. Сторонниками свободной торговли являются либеральные партии и течения; к противникам относятся многие левые партии и движения (социалисты и коммунисты), защитники прав человека и окружающей среды, а также профсоюзы.
    2-как противники свободной торговли, конкуренции и политики укрепления внутреннего рынка. (импорт был
    предельно ограничен)
    3Цена выше, качество лучше, упаковка прочнее и эстетичнее (товары не Китая и Турции). Предпочтение-импорт.

    Свободная торговля-направление в экономической теории, политике и хозяйственной практике,

    Провозглашающее свободу торговли и невмешательство государства в частно-предпринимательскую сферу жизни общества. На практике свобода торговли обычно означает отсутствие высоких экспортных и импортных пошлин, а также немонетарных ограничений на торговлю, например, квот на импорт определённых товаров и субсидий для местных производителей определённых товаров. Сторонниками свободной торговли являются либеральные партии и течения; к противникам относятся многие левые партии и движения (социалисты и коммунисты), защитники прав человека и окружающей среды, а также профсоюзы.

  • ОТВЕТЬТЕ ХОТЯ БЫ НА ОДИИН. . ОЧЕНЬ
    1. Почему человек вынужден выбирать способы использования ресурсов для удовлетворения своих потребностей?
    3. Что помогает производителю рационально решать основные вопросы экономики? В чем состоит принцип "невидимой руки" рынка?
  • На 4 вопрос

    Наличие основной доли частной собственности на средства производства в национальном хозяйстве страны (более 50%);
    спрос на товары, продукты и услуги со стороны потребителей;
    предложение товаров, продуктов и услуг со стороны производителей;
    свободные цены на товары и услуги;
    конкуренция на основе взаимодействия спроса и предложения;
    правовое (законодательное) обеспечение рыночных механизмов;
    демократизация общества, предоставление всем гражданам права на предпринимательскую деятельность в любой сфере экономики.

  • 1. Почему человек вынужден выбирать способы использования ресурсов для удовлетворения своих потребностей?
    2. Какая экономическая система обеспечивает более эффективное распределение ограниченных ресурсов и почему?
    3. Что помогает производителю рационально решать основные вопросы экономики? Вчем состоит принцип "невидимой руки" рынка?
    4. Каковы характерные черты рыночной экономики?
  • 1. Для того, чтобы не исчерпать эти ресурсы, чтобы человек не остался без своих портебностей. нужно выбирать такие способы, чтобы и удолетворить человеческое благо и не исчерпать русурсы. Таким образом, получается, что специальные оюди выроботали такую туктику: что делать некоторые (которые действильно ценные) вещи, дорогими, чтобы не каждый человек мог себе такое позволить, и вот так ресурсы не исчерпываются.

    2. Товарная экономика

  • Русский историк и философ Л. П. Карсавин о философии истории.

    Философия истории определяется тремя основными своими задачами. Во-первых, она исследует первоначала исторического бытия, которые вместе с тем являются и основными началами исторического знания, истории как науки. Во-вторых, она рассматривает эти основоначала в единстве бытия и знания, т. е. указывает значение и место исторического в целом мира и в отношении к абсолютному Бытию. В-третьих, задача ее заключается в познании и изображении конкретного исторического процесса в его целом, в раскрытии смысла этого процесса. Поскольку философия истории ограничивает себя первою задачею, она является «теориею» истории, т. е. теориею исторического бытия и теориею исторического знания. Поскольку она преследует решение второй задачи, она -философия истории в узком и специальном смысле термина «философия». Наконец, в области, определенной третьей задачей, она предстает перед нами как метафизика истории, причем, конечно, в термине «метафизика» мною не мыслится отвлечение от конкретной эмпирии, но - конкретное познание исторического процесса в свете наивысших метафизических идей.
    С первого же взгляда очевидна глубокая органическая, нерасторжимая связь проблем теории истории и философии истории. Невозможно определить основоначала истории иначе, как чрез отношение их к основоначалам бытия и знания вообще, а следовательно - и без уяснения связи их с Бытием абсолютным. Всякий теоретик истории, если только он искусственно не замыкает себя в круг вопросов так называемой технической методологии, неизбежно должен выяснить: в чем заключается специфичность исторического бытия и существует ли эта специфичность, каковы основные категории исторического познания, основные исторические понятия, те же ли они, что и в области познания природы, или другие, и т. д. Все это делает настоятельно необходимым рассмотрение теоретико-исторических и философско-исторических проблем во взаимосвязи.
    Вопросы и задания: 1) В чем, по мысли автора, состоят задачи философии истории? Как вы понимаете смысл каждой из задач? 2) Как соотносятся историческое бытие и историческое знание? 3) Какую задачу призвана решать философия истории в узком смысле? 4) Почему автор объединяет рассмотрение теоретических и философских проблем истории? 5) Какова связь изучения конкретного исторического процесса и философии истории? 6) К какой из задач философии истории можно отнести вопросы, рассмотренные в данном параграфе?

  • Узнать то с чего всё началось мыслено решить разобрать решение и дать истину такой какова на самом деле а не с каких либо точек задача же сего лишь для того что мир на столько смешан и не каждому сие понравится но истина есть истина она не меняется сама меняется лишь её прочтение