Музейная археологическая школа приглашает ребят от 10 лет, их старших сестер и братишек, родителей и всех интересующихся историей родного края в увлекательное путешествие в древний мир.

Занятия представляет собой эксперимент, разъясняющий ключевые понятия археологии. Под руководством научного сотрудника музея девчонки и мальчишки «превратятся» в настоящих археологов, реставраторов и музейных сотрудников. В ходе занятия ребята смогут увидеть и подержать в руках различные инструменты и шанцевый инвентарь, проверить себя на готовность к жизни в полевых условиях, а в завершении все желающие попробуют самостоятельно расчистить «погребение».

Все занятия построены на игровых методиках, что позволяет детям в доступной форме знакомятся с историей родного края и постичь такую интересную науку – археологию.

Ждем вас в школе юного археолога и надеемся, что познание истории края будет для всех увлекательным и эмоционально насыщенным.

Все мероприятия проводятся для групп от 10 человек.
Запись групп по телефону: 25-30-09

Мероприятия

Главная отличительная особенность археологической площадки - это отсутствие классического музейного запрета «руками не трогать», напротив, всем желающим можно не только посмотреть, но и подержать в руках интересующие их экспонаты. Кроме того, под руководством научного сотрудника музея, дети смогут почувствовать себя настоящими археологами и реставраторами, проверить свою готовность к жизни в полевых условиях и попробовать самостоятельно расчистить «погребение». Археологическая площадка включает в себя имитацию пещеры человека периода каменного века и его захоронения, игровую зону с воссозданной обстановкой жизни древнего обитателя степей Южного Урала, выставочные витрины для коллекционного показа предметов археологии из фондов музея и многое другое. Мы всегда рады видеть Вас.

СМИ о нас

Отзывы посетителей

Очень яркая, интересная, позитивная детская площадка, которая доставляет эстетическое и интеллектуальное удовольствие. Большое спасибо музейным сотрудникам.

Студенты исторического факультета ОГТИ

Мне все очень-очень понравилось. Особенно кости животных. Я даже не верю своим глазам, все супер.

От Кати Д. Школа № 4, 4 класс

Археологическая площадка вызывает интерес и восторг у детей разного возраста и взрослых. Спасибо за душу, вложенную сотрудниками музея в создание детской площадки и возможность прикоснуться к истории родного края.

Школа № 35

Все экспонаты очень интересные, но особенно мне понравились раскопки скелетов древних животных и горшочков. Спасибо, обязательно приду еще.

Настя, 11 лет

Уважаемые сотрудники Орского краеведческого музея, спасибо вам за труд и благодарим за то, что сохраняете и доносите до будущих поколений нашу древнюю историю. Дети в восторге.

Занятия в кружке ставят своей целью знакомство членов кружка, школьников 3 – 4 классов, с одним из интереснейших периодов в истории человечества – с миром древностей.

На занятиях члены кружка будут по археологическим и письменным источникам изучать историю и культуру древних племен, проживавших на территории Евразии. Во время занятий учащиеся будут работать с подлинными предметами из фондов музея, готовить и обсуждать на заседаниях кружка собственные доклады на археологические темы.

В программу занятий включены просмотры учебных видеофильмов и слайдов по истории и археологии; экскурсии по экспозиции музея, а также посещение других музеев; конкурсы и викторины.

Археология - это комплексная историческая наука, изучающая прошлое людей по вещественным материалам. Специфический объект археологии - вещь, предмет - требует особенных методов изучения, отличающихся от общеисторических. Так археология заимствовала у физики спектральный анализ, у химии - качественный, у математики - статистику и аналитические приемы обработки информации, у биологии - приемы классификации видов и так далее.

Изучение археологии считается сферой высшего образования. Это объясняется сложностью изучаемого материала. Несмотря на это в нашей стране давние традиции использования археологии в образовании и воспитании школьников. Первые школьные археологические кружки России появляются уже в 20-х годах прошлого века в городах Сибири. Их инициаторами и руководителями становятся школьные учителя и профессионалы - археологи, которые работают в местных школах, исторических и краеведческих музеях. Среди них мы можем назвать такие выдающиеся фамилии как В.П.Левашова, Н.К.Ауэрбах, В.А.Городцов, П.П. Хороших, Г.П. Сосновский и другие. В 30-е годы, сложные для исторической науки, интерес к школьной археологии напротив возрос. Это связано с ростом интереса к местной истории, краеведению. В 40 - 50-е годы школьникам под руководством своего учителя В.Ф. Шаманского довелось принять участие в работах археологической экспедиции А.П.Окладникова, известного советского археолога. В конце 50 - начале 60-х годов в журнале «Советская археология» существует целая рубрика «В помощь учителю и краеведу». В ней публикуются такие известные ученые как А.А. Монгайт, Д.А. Крайнов, Б.А. Колчин и другие. В это время происходит подъем школьного краеведческого движения, составляющей частью которого становятся археологические кружки. В 70 - 80-х годах прошлого века проведение летних археологических лагерей с участием школьников становиться нормой в отечественных экспедициях. В 90-х годах происходит распад советской системы воспитания, прекращает свое существование пионерская организация, закрываются школьные музеи и детские центры, на базе которых и существовали археологические кружки. Сегодня школьное археологическое движение вновь возрождается как часть туристическо - краеведческого направления дополнительного образования.

Таким образом, мы отмечаем, что педагогический потенциал археологической науки был осознан давно и применялся в течение длительного времени. Опыт использования педагогического потенциала археологии нашел свое отражение в термине «педагогическая археология». Впервые он был введен А.М. Буровским в 1990 году. Д.В. Бровко в своей статье «Феномен педагогической археологии», определяет это понятие как «интегрированную систему технологий, форм, методов организации познавательной, творческой, социальной активности детей, имеющую широкую прогностическую направленность». Автор статьи выделяет следующие, важные для нас, признаки «педагогической археологии» (далее - ПА):

«1. Объект ПА - особая педагогическая система краеведческой работы в дополнительном образовании.

2. Предмет ПА - взаимодействие педагогических технологий и прикладного интегрированного характера археологии.

3. Метод ПА - деятельностный подход к развитию личности, системный характер как антропологического явления».

Термин «педагогическая археология» применим только для системы дополнительного образования. Целью своей работы мы видим в использовании педагогического потенциала археологической науки в учебном процессе на уроках истории общеобразовательной школы. Под «педагогическим потенциалом» мы понимаем способность предмета (в нашем случае - археологии) воздействовать на сознание и эмоции учащихся, стимулируя интерес детей к изучаемому материалу и формируя у школьников нравственные и познавательные, позитивные личностные качества. Археология как никакая другая наука способна привлечь к себе внимание и развить интерес к общечеловеческим ценностям. Во многом этому способствует ореол романтики, окружающей людей этой профессии, как, например, летчиков, моряков и космонавтов.

Всем знакомо чувство, когда случайно находишь старую монету или незнакомую старинную вещь. Это чувство открытия. Всех людей притягивают музейные вещи своей неподдельной реальностью. Человек испытывает неописуемое чувство приобщения к чему-то очень древнему и вечному, к своей истории. Особенно остро это чувство испытывают дети. Взяв в руки археологическую находку, ребенок прикасается к своему прошлому и как бы мысленно переносит себя в давно минувшие века. Важно, чтобы чувство восхищения переросло в интерес, который, в свою очередь, станет основным мотивом познания прошлого на уроках истории.

Давно известно, что обучение, построенное на интересе, а не на принуждении, более целенаправленно и продуктивно. Использование археологических материалов на уроках истории может не только украсить урок, сделать его более интересным, но и поможет учителю достичь желаемой педагогической цели, которая включает в себя познавательный, развивающий и воспитательный компоненты.

Образовательный компонент использования археологического материала на школьных уроках предполагает знакомство учащихся с дополнительными историческими знаниями, что расширит их кругозор и дополнит сведения учебника. Например, большой период истории человечества - каменный век - изучается на основе данных археологии и этнографии, по причине отсутствия других категорий источников. Нам представляется неправильным «умалчивание» первобытной истории в отечественных учебниках. Во-первых, это обедняет наши знания о своем прошлом. Во-вторых, формирует ложное представление о первобытности как о примитивном этапе развития человека. В-третьих, именно этот период истории больше других привлекает внимание учеников и формирует у них устойчивый интерес к последующему изучению предмета. Не менее важны археологические данные при изучении истории древних славян и других народов, обойденных вниманием авторов письменных источников. В процессе изучения истории с привлечением археологических материалов, формируется полная, объемная картина прошлого, которая более понятна учащимся и легче ими усваивается. В ходе работы с археологическими материалами на уроке истории, у учащихся разовьется логика мышления, умения индивидуальной познавательной работы, сенсорная и двигательная сферы, выработаются навыки самостоятельного получения знаний и так далее.

Воспитательный компонент предполагает формирование ценностных ориентиров и убеждений учащихся на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом и настоящем; воспитание патриотизма и уважения к другим людям. Естественно, далеко не каждый учитель может принести на урок музейный раритет. Но этого и не требуется. Вполне можно обойтись репродукциями, копиями и макетами. Причем помощь в их создании могут оказать сами школьники прямо на уроке (педагогическая мастерская). Под использованием археологического материала на уроке истории мы понимаем не только наглядное его оформление. Важно использовать археологические методы исследования и познания предмета. Вещи тоже могут говорить, часто не хуже, чем письмена. Научить детей «слушать» язык вещей означает развить их внимание, ассоциативное и абстрактное мышление, а, главное, научить детей логически мыслить.

Учитель вполне способен разработать задания с привлечением археологического материала по изучаемой теме. Примером этого может служить сборник задач и заданий по истории древнего мира Г.И. Годера, где автор предлагает решить логические задачи, построенные им на данных археологии.

Нам кажется интересным предложить учащимся собрать «развал сосуда». При этом не обязательно бить посуду. Можно нарисовать и расстричь бумажную модель. Главное, чтобы, собирая импровизированные пазлы, учащиеся, решали конкретную историческую задачу. Например, что послужило причиной использования хрупкой и тяжелой керамики вместо легких и эластичных кожаных мешков? Дети рассуждают над тем, когда появляется первая керамика, какие еще изменения происходят в жизни людей и как они связаны с изобретением глиняной посуды? Отвечая на эти вопросы, школьники постепенно сами приходят к выводу: «Переход к оседлому образу жизни и земледелию послужили причиной замены кожаных мешков керамикой!» Другой вопрос, какие изменения в быту человека произошли с изобретением глиняной посуды? Здесь другой алгоритм решения. Вначале учащиеся рассуждают, зачем вообще нужна посуда? Возможные ответы: чтобы что-то хранить, переносить или готовить. Что из этого не подходит для посуды, сделанной из кожи? Вариант один «в кожаной посуде нельзя готовить пищу. Ответ на главный вопрос становится очевиден: с появлением керамики изменился рацион вареная пища - стал разнообразнее домашний инвентарь, новая отрасль ремесленного производства и т.д. Для слабых учеников, правильный ответ можно заранее написать на модели сосуда, собрав которую, ребенок сможет просто его прочитать и, наверняка, запомнит.

Другой пример. Детям показывают археологическую реконструкцию погребения знатного воина. На основании этих данных, учащимся предлагается воссоздать погребальный обряд и религиозные представления исчезнувшего народа. Рассуждая над тем, какие вещи сопровождают человека в загробный мир, учащиеся могут определить род занятий и социальный статус погребенного. Это, в свою очередь, будет способствовать усвоению материала, посвященного социальному устройству древнего общества и существовавших в нем отношений.

Можно предложить учащимся сравнить инвентарь земледельцев и кочевников одной эпохи, с целью выявить сходство и различие, аргументировать, в чем их причина. Здесь дети выполняют сложную комплексную работу. Они должны внимательно рассмотреть предложенные учителем репродукции, сравнить их, выявить сходства и различия, подобрать аргументы для обоснования ответа. Это задание может быть положено в основу мозгового штурма. Главный вывод при этом: образ жизни людей определяет их материальную культуру.

Любой урок представляет собой сложную систему, состоящую из основных компонентов: организационный момент, вводная часть урока, изучение нового материала, его закрепление и контроля усвоения изученного. Рассмотрим более подробно место археологического материала на уроке истории.

Организационный момент урока занимает не так много учебного времени, но играет важную роль в решении поставленных педагогических задач. Археологические находки или их репродукции, безусловно, привлекут внимание учащихся, вызвав их интерес. Это ускорит подготовку детей к занятию и сэкономит время учителю, обычно затрачиваемое на дисциплину. Вводная часть урока предполагает постановку цели и задач занятия, алгоритм их достижения. Хорошо, когда тема урока формулируется в виде вопроса, ответ на который является конечной целью занятия. Например, урок на тему «Первые земледельцы» может начаться с вопроса, рассмотренного нами выше: «Почему люди начинают использовать хрупкую и тяжелую керамику вместо легких и эластичных кожаных мешков?»

Изучение нового материала с привлечением археологических данных оживит урок и дополнит материал учебника. Подбор археологического материала напрямую зависит от цели урока и методов обучения, выбранных педагогом для конкретного занятия. В зависимости от этого, археологический материал на уроке истории выполняет основную роль в решении поставленных учителем задач или иллюстрирует и дополняет текст учебника. Например, урок на тему «Древний Египет» уместно начать с краткой истории изучения этой страны, с расшифровки Розетского камня Шампольоном или с открытия гробницы Тутанхамона и его сокровищ, где археологические данные выступают в роли наглядных пособий. Урок, посвященный устройству египетского общества, можно полностью выстроить на археологических данных с привязкой к тексту учебника. Археологический материал с места строительства пирамид и древних погребений поможет понять учащимся, как жили различные слои древнего общества, как быт людей зависел от их социального положения и образа жизни.

После изучения нового материала идет его закрепление в сознании детей. Здесь важно дать ребенку обдумать услышанное и увиденное на уроке, осознать и углубить полученные знания. Лучше всего дать учащимся задание, выполняя которое, будут реализованы все выше перечисленные условия успешного усвоения новых знаний. Например, такое. Школьникам раздаются репродукции облика людей разных слоев древнего общества, выполненные по археологическим данным. Задача учащихся заключается в том, чтобы разложить иллюстрации согласно их иерархии: представители высших слоев - вверху, низших - внизу, соответственно, и объяснить свой выбор. Или другое. Изображения домов нужно соотнести с теми, кто в них жил: фараон во дворце, ремесленник в хижине и так далее.

Контроль усвоения знаний важный элемент урока. Он может осуществляться в устной, письменной или комбинированной форме. Археологический материал может привлекаться и на этом этапе урока. Детям может быть предложена иллюстрация, где заведомо допущена ошибка. Задача учащихся найти ошибку и обосновать свой выбор. Другой вариант – с карточками. Учитель показывает изображение предмета, а ученик пишет, что это такое и так далее. Использование археологических методов на уроках истории в школе отвечает главным дидактическим принципам научности и наглядности. Важно, чтобы их использование учителем в обучении носило системный характер, а задания усложнялись по мере повышения образовательного уровня учащихся. Здесь уместно вспомнить известную учительскую пословицу: «Скажи - и я забуду, покажи - и я запомню, заставь сделать - и я научусь». Использование археологических данных на уроках истории нам представляется важным и необходимым, на протяжении всего школьного курса начиная с 5 класса и заканчивая 11 классом.

Некоторые школы археологической теории

Можно сказать, что до некоторой степени только что обсуждавшиеся подходы к интерпретации прошлого и сегодня остаются с нами. Вместо того чтобы заменять друг друга, они продолжают существовать - в сегодняшней археологии есть мириады теоретических подходов. Культурно-историческую, процессуальную и постпроцессуальную археологию можно рассматривать как основные, всеобъемлющие парадигмы о том, как должно концептуализироваться прошлое, как оценивать археологические данные, каковыми должны быть цели археологического исследования. Рассматривать четко разграниченные школы было бы неверно, так как практически каждая из них часто берет что-то от другой (обсуждение принципиальных различий в новых пояснительных парадигмах см.: Бинтклифф - Bintcliff, 1991, 1993.)

Чтобы объяснить культуры прошлого, для концептуализации своей работы и моделирования социальных, политических и культурных систем ученые привлекают много других теорий и концепций. Многие из таких теорий относятся к философии и антропологии культуры, но в качестве источников также используются социология, политические науки, эволюционная биология и даже литературная критика. Эти меняющиеся перспективы помогают археологам концептуализировать и моделировать социальные системы прошлого. Хотя некоторые из них могут лучше подходить к процессуальным и постпроцессуальным взглядам на прошлое, но ни одна из них не может быть легко разбита на части. Например, процессуальная археология в большей степени может быть посвящена адаптации человека к среде обитания, а интерпретация идеологий, религий и мировосприятия в прошлом являются главными вопросами когнитивно-процессуального подхода (Флэннери и Маркус - Flannery and Marcus, 1993). А вопрос полов был в центре внимания как процессуальной археологии, так и постпроцессуальной (Хейс-Гилпин и Уитли - Hays-Gilpin and Whitley, 1998). Теоретических подходов к археологии много, среди них можно выделить следующие.

Эволюционные подходы являлись неотъемлемой частью археологии начиная с XIX века. В то время как теория однолинейной эволюции человеческих сообществ была отброшена (глава 2), концепция полилинейной культурной эволюции многогранно связана с современными археологическими исследованиями. Она полезна при концептуализации изменений в сообществах прошлого (см., в частности, Эрл - Earle, 1997).

Некоторые ученые следуют идеям эволюционных процессов при рассмотрении социальной и культурной адаптации и адаптации к окружающей среде. Археологи, придерживающиеся таких убеждений, считают, что естественный отбор ограничивает мысль и действия человека. Следовательно, то, как люди вели себя, может быть понято посредством понимания тех ограничений, что были наложены на разум человека в течение его длительной эволюции. С этой точки зрения естественный отбор произвел культуру путем «дарования» репродуктивных преимуществ ее носителям. Таким образом, мысль и действие были направлены естественным отбором по разным каналам, являвшимся адаптивными для возникновения Homo sapiens. Суть естественного отбора в том, что человек мыслит и действует определенным образом, и никак не другим. В результате проявилась тенденция к конформизму в мыслях и действиях среди разнообразных сообществ с самыми разными институциями и верованиями.

Экологические подходы особое внимание уделяют изучению древних сообществ в естественной среде обитания. Как мы видели при обсуждении экологии культуры, теория изменения культуры как процесса приспособления к среде возникла в середине XX века и сыграла важную роль при зарождении процессуальной археологии, которая изначально рассматривала культуру как экстрасоматическую адаптацию к внешней среде (Крамли - Crumley, 1994).

Марксистские взгляды , развившиеся из работ Фридриха Энгельса и Карла Маркса, давно и сильно влияют на археологические теории. Классические марксистские воззрения особо подчеркивают противоречия между экономическими отношениями (особенно между производством и обменом), классовые противоречия и неравенство как движущую силу социокультурной эволюции. Маркс и Энгельс рассматривали в качестве основной однолинейную эволюционную модель, выдвинутую Льюисом Генри Морганом (глава 2), применительно к эволюции древних сообществ. В своих собственных работах они детально разрабатывали теорию эволюции капитализма, социализма и коммунизма. Марксистские взгляды значительно повлияли на В. Гордона Чайлда, особенно те аспекты, которые затрагивали изменения в обществе при переходе к земледелию и усложнение социополитического устройства, на его понимание изменений общественного устройства (Триггер - Trigger, 1980).

Некоторые исследователи обращались к марксизму для обрамления своих дискуссий и выработки концепций. Многие теории были выдвинуты учеными-марксистами, такими как Антонио Грамши, Анри Лефевр и Клод Мелассо (МакГуайр - McGuire, 1992). Диалектический марксизм, к примеру, подчеркивает понимание взаимосвязанных отношений явлений внутри общества. Следовательно, существование, пол, класс и раса рассматриваются как неотъемлемые части всей социальной системы, а не как независимые конструкции. Марксистские теории и аналитические концепции были очень важны для археологов-историков, исследующих археологию капитализма и экспансию Европы в незападный мир (М. Джонсон - M. Johnson, 1993; Орсер - Orser, 1966). Другая часть марксистской археологии фокусируется на современных контекстах, в которых действуют археологи, и является частью критической археологии.

Критическая археология считает, что поскольку археологи являются актерами в современной культуре, то они должны активно влиять на общество (Шэнкс и Тили - Shanks and Tilley, 1987a, 1987b). Одним из экстремумов является марксистский взгляд на археологию, согласно которому все знание является классовым и поэтому археология формирует историю с классовыми целями (МакГуайр - McGuire,1992). Таким образом, реконструкции прошлого имеют социальную функцию, и, следовательно, археология не может быть нейтральной, объективной наукой. Обращаясь к критическому анализу, археология может исследовать отношения между реконструкцией прошлого и идеологией, которая помогла создать эту реконструкцию.

Критическая археология является процессом, при котором археологи становятся более критичными в отношении собственного места в развивающейся западной научной школе (Триггер - Trigger, 1984, 1989). Большая часть критической археологии сосредоточена на понимании. Другими словами, нас должны беспокоить культурные корни нашей работы.

Культурный материализм вырос из марксистских воззрений, но здесь подчеркивается роль существования и технологии существования как основного источника социокультурных явлений. В основе всех социокультурных явлений лежит инфраструктура, в которую входят средства существования и основные нужды, такие как пища, одежда и кров. Эти явления оказывают выборочное давление на остальные элементы общества, включая структуру семьи, разделение труда, классы, религию, науку, обычаи и идеологии (М. Хэррис - M. Harris, 1968, 1979, 1999). Хотя и другие культурные явления могут влиять на культурную эволюцию, факторы инфраструктуры рассматриваются здесь как намного более важные.

Культурный материализм особенно привлекателен для археологов, потому что в нем подчеркивается важность технологий и окружающей среды, как раз тех аспектов сообществ прошлого, которые хорошо сохраняются в археологическом материале и подвергаются оценке.

Теория мировых систем , разработанная социологом Эммануилом Валлерштайном (1974, 1979, 1980), утверждает, что социоэкономические различия между сообществами являются продуктом взаимозависимой всемирной экономики. Все сообщества размещаются по трем общим категориям: сердцевинные (core) сообщества - это мощные промышленные нации, доминирующие над другими регионами и нациями; полупериферические сообщества также индустриализованы, но у них нет мощи первых; периферические общества находятся вне сердцевины и никак не могут контролировать экономическую экспансию сердцевины. Взаимоотношения развитых и развивающихся стран в современном мире рассматриваются здесь в свете сердцевинно-периферических отношений.

Не удивительно, что теория мировых систем дала археологам-историкам, исследующим пересечение Европы с остальным миром, важную модель (ДеКорс - DeCorse, 2001a, 2001b). Хотя и археологи, изучающие докапиталистические общества, нашли много полезных для себя концепций, рассматривая отношения в старших и меньших «мировых системах», например социополитические усложнения в Месопотамии и Центральной Америке (Chase-Dunn and Hall, 1991).

С археологической точки зрения термин когнитивная археология охватывает широкий спектр поведенческих моделей человека, особенно религию и верования, а также развитие и выражение сознания человека. Иногда ее называют археологией разума.

Некоторые археологи исповедуют когнитивно-процессуальный подход с принципиально новой основой, чтобы сблизить старые и новые модели и методы. В этом подходе подчеркивается тщательная оценка данных, что характерно для процессуальной археологии. «Когнитивные процессуалисты» никогда не станут утверждать, что они знают, о чем думали люди прошлого, но они могут проникнуть в то, как они думали (Ренфрю - Renfrew, 1993a, 1993b; Скибо и другие - Scibo and others, 1995).

Структурные подходы рассматривают человеческие культуры как структуры символов, являющиеся кумулятивными порождениями человеческого разума. Другими словами, люди думают и упорядочивают свои миры посредством «основных, мощных и гибких символов» (Леон и другие - Leone and others, 1987). Целью структурного анализа является обнаружение этих универсальных принципов человеческого разума. Подобный подход ассоциируется, в частности, с французским антропологом Клодом Леви-Стросом. Это попытки добраться до сознательного и подсознательного мышления человека. Леви-Строс утверждал, что мышление основано на бинарных противоположностях (1966), то есть мы все делим на противоположные типы - горячее и холодное, сырое и приготовленное, природа и культура. Такие бинарные противоположности обнаруживаются в любом обществе, и их можно идентифицировать посредством анализа.

Когнитивно-нематериалистическая природа структурализма затрудняет его применение при рассмотрении материального, и, следовательно, структурализм применим ограниченно. Однако некоторые постпроцессуалисты в меньшей степени озабочены культурными универсалиями и больше внимания уделяют когнитивным структурам в отдельных обществах (Кирш и Залинс - Kirch and Sahlins, 1992). Археолог Иан Ходдер изучал нубийских земледельцев Судана и показал, что все аспекты их материальной культуры, включая похоронные обычаи, структуру поселений и стили артефактов, можно понять в контексте набора правил, которые увековечили их веру в «чистоту, ограниченность, деление на категории». Таким образом, нубийское общество является результатом структурированного символизированного поведения и обладает фундаментальной практичностью. Но еще у него есть своя логика, которая и генерировала материальную культуру, которую и изучают археологи.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Любовь к истории (сетевая версия) ч.10 автора Акунин Борис

Некоторые ответы на некоторые вопросы 18 сентября, 10:5На остальные ваши вопросы я ответил в «Почтовом ящике», а на эти коротко не получилось.galinaherissonУваж… то есть лучше дорогой Григорий Шалвович.…Мне нужно разобраться в чем разница, между уважением и вежливостью. Как на

Из книги Апостольское христианство (1–100 г. по Р.Х.) автора Шафф Филип

Две соперничающие школы Принципы и цели двух теорий церковной истории, предложенных Неандером и Бауром, противоположны - их объединяют лишь нравственные узы честного стремления к истине. Одна теория консервативна, она восстанавливает, другая радикальна, она разрушает.

Из книги Курс русской истории (Лекции LXII-LXXXVI) автора Ключевский Василий Осипович

Школы Одним из самых сильных впечатлений, вынесенных Петром из первой заграничной поездки, если не сильнейшим, кажется, было чувство удивления: как там много учатся и как споро работают, и работают споро именно потому, что много учатся! Под этим впечатлением у него,

Из книги Повседневная жизнь средневековых монахов Западной Европы (X-XV вв.) автора Мулен Лео

Школы Капитулярий 789 года гласил: «Каждый кафедральный собор, каждое аббатство… должны иметь свою школу, где дети могли бы научиться чтению, Псалтири, счету, пению и письму». Епископальные школы находились под руководством каноника, кантора и учителя. Во главе

Из книги Повседневная жизнь охотников на мамонтов автора Аникович Михаил Васильевич

Погребения в восточно-европейских памятниках виллендорфско-костенковской археологической культуры Вспомним, что на территорию Восточной Европы эта культура была принесена из Центральной Европы, от берегов Дуная и Моравской возвышенности. Там на ряде стоянок (Дольни

Из книги История Древнего Востока автора Авдиев Всеволод Игоревич

Школы Рассадниками всех этих знаний были школы, которые обычно находились при храмах. В этих школах воспитывались и подготавливались к своей будущей деятельности писцы, которые в то же время были и жрецами. Эти школы давали как общее, так и несколько повышенное

Из книги От тайны к знанию автора Кондратов Александр Михайлович

Две школы В центре Нового завета стоит жизнь, деяния и мученическая смерть Иисуса Христа. Собственно, ни «Иисус», ни «Христос» не являются именами. «Христос» по-гречески означает «мессия», «пророк», а «Иисус» происходит от древнееврейского «иешуэ» - «спасать». Жил ли

Из книги Еврейский мир [Важнейшие знания о еврейском народе, его истории и религии (litres)] автора Телушкин Джозеф

автора Бэгготт Джим

Из книги Тайная история атомной бомбы автора Бэгготт Джим

Некоторые достоинства, некоторые недостатки Всего через два дня после освобождения Рима Союзники начали крупнейшую в историю совместную операцию с высадкой воздушного и морского десанта с целью взятия гитлеровского Атлантического вала. Нормандская операция началась 6

Из книги Археология. В начале автора Фаган Брайан М.

Процессы археологической классификации Как мы подчеркивали, археологическая классификация есть упорядочивание данных на основании общих характеристик. Но как археологи занимаются этим процессом? Традиционно классификация была основана на археологической «концепции

Из книги Хунну и Гунны (разбор теорий о происхождении народа Хунну китайских летописей, о происхождении европейских Гуннов и о взаимных отношениях этих двух на автора Иностранцев К.А.

III. Теория турчизма Хунну и финнизма Гуннов. Абель Ремюза, как сторонник первой части этой теории и разбор его доводов. Клапрот - главный представитель этой теории. Его исследования и разбор их. Другие последователи этой теории. Её общее значение. Следующая по времени за

Из книги Воздушный бой (зарождение и развитие) автора Бабич В. К.

Из книги Феномены древней культуры востока Северной Азии автора Попов Вадим

Глава № 22 Значение выявления европеоидной археологической культуры Нижнего Амура для понимания этногенеза и образования цивилизационных центров Евразии в неолите Судя по современным историческим материалам, затрагивающих неолит Евразии и освещающих его

Из книги Наследник встал рано и за уроки сел… Как учили и учились в XVIII веке автора История Коллектив авторов --

Патриаршие школы 1711 г. 26 мая… Мною собраны подробные сведения об устройстве и положении большой Московской патриаршей школы или гимназии. Школа эта находится возле одного монастыря, в который допускаются только православные монахи польского происхождения.

Из книги Полное собрание сочинений. Том 18. Материализм и эмпириокритицизм автора Ленин Владимир Ильич

Вместо введения. Как некоторые «марксисты» опровергали материализм в 1908 году и некоторые идеалисты в 1710 году Кто сколько-нибудь знаком с философской литературой, тот должен знать, что едва ли найдется хоть один современный профессор философии (а также теологии), который

Археологические институты и археологические школы

Название "Археологический институт" принадлежит учреждениям двоякого рода: 1) ученому обществу, имеющему задачею исследовать древности и распространять добытые о древностях сведения путем различного рода научных изданий, 2) учено-учебному установлению, ставящему себе целью путем преподавания и различных научных работ подготовлять сведущих археологов и архивистов. Образцом А. И. в первом его значении является возникший в 1829 г. в Берлине А. И., официально названный Институтом для археологической корреспонденции (Institut für archäologische Korrespondenz). Он образовался под покровительством тогдашнего кронпринца (впоследствии короля Фридриха-Вильгельма IV) и под непосредственным заведованием герцога Блаказского (Blacas) из Бунзена, Феа, Герхарда, Кестнера, Велькера и др. в виде постоянно действующего установления в Риме, поставившего себе задачею подвергать научному анализу и изучению делаемые в области археологии открытия, в особенности же открываемые памятники греческого, римского, этрусского и древнеиталийского времени (доисторическое время и средние века исключены из задачи). Для ознакомления публики с этими научными работами Институт предпринял ежемесячное издание "Bulletino dell" Instituto di corrispondenza archeologica". Более обширные работы ежегодно печатаются в "Anali dell instituto di correspondenza archeologica", с приложением рисунков. Кроме того, А. И. издает в Берлине археолог. журнал "Archäologische Zeitschrift". В зимние месяцы И. еженедельно устраивает публичные заседания, в которых делаются на итальянском, франц. и латинском языках рефераты о важнейших археологических открытиях. Довольно богатая библиотека А. И. объявлена доступною для ученых археологов всех наций. Для подготовления археологов А. И. располагает 5-ю стипендиями. В 1871 году А. И. сделан прусским государственным установлением; для его помещения построено в Риме новое обширное здание; центральное управление из 11 членов функционирует в Берлине, а в Риме действуют два его секретаря. В 1874 г. устроился подобный этому немецкий А. И. в Афинах для такого же изучения греческих древностей; его центральное управление находится также в Берлине. С 1876 г. этот Институт издает 4 раза в год свои "Mitteilungen des deutschen Archäolog. Instituts in Athen". Несколько иное значение имеет образовавшийся в 1847 А. И. в Люксембурге, так как он поставил себе задачею исследовать всякого рода древности и издавать добытые о древностях данные. В 1878 г. издан указатель обширных изданий этого А. И.: "Institut archéologique du Luxembourg. Table générale des publications insérrées dans les Annales de l"Institut archéologique du Luxembourg depuis sa fondation en 1747 jusqu"a l"année 1877 inclusivement". Совершенно подобен ему А. И. в Люттихе, уже издавший 19 томов. Перечисление его важных изданий находится в капитальной библиографии Де-Тё (De Theux): "Bibliographie liégeoise" (изд. 2-е, 1885, in 4°). А. И. в этом первом его значении являются все археологические общества (см. это сл.), а в Бельгии - "Académie d"archéologie de Belgique" [Указатель первых 20 томов наход. у Торфса (Louis Torfs), издавшего "Table des matières", изд. этой академии (Аньер, 1867)]. В этом же значении Арх. Института действуют французские "Ecole de Rome", "Ecole d"Athenes", "Ecole du Louvre" в (Париже) и "Institut Egyptien du Caïre".

Другое значение Арх. Института как археологической школы представляют учреждения, носящие весьма различные названия. Так, во Франции значение А. И. в этом смысле имеет знаменитая

Парижская "Ecole des Chartes" создалась в 1821 году по плану известного публициста де-Жерандо (de Gérando). Первоначально он представлял в 1806 Наполеону I гораздо более широкий план подобного Института, но этот план не осуществился, и только в 1821 последовал королевский ордонанс (Людовика XVIII) об учреждении "Ecole des Chartes" для приготовления архивистов. На первый раз положено было иметь 12 слушателей, избрать которых поручено было "Académie des inscriptions et belles lettres". Первыми профессорами были назначены люди весьма сведущие: аббат Лепин (Lespine), заведовавший уже в течение 20 лет отделением рукописей в Королевской библиотеке, и Павилье (M. Pavillet), начальник исторической секции королевских архивов. Школа весьма неудачно была разделена на 2 отделения: одно - из 6 слушателей, готовившихся для библиотек, другое также из 6 слушателей, готовившихся для архивов. Слушателям полагалось содержание, и в 1823 определено, что курс должен продолжаться два года. Но через год содержание слушателям прекратили, школа стала клониться к упадку, и преподавание замолкло на пять лет. Предложенный в 1828 г. план для воскресения "Ecole des Chartes", хотя и утвержденный королем, не осуществился, и новая эра для этой школы началась с деятельности Гизо в качестве министра внутренних дел, хотя кратковременной, но достаточной для того, чтобы поставить "Ecole des Chartes" на надлежащую почву. Он тотчас уничтожает двойственность школы, все преподавание сосредоточивает в одной школе при публичной библиотеке; элементарный курс вверяет Лепину, а на кафедру дипломатики и палеографии приглашает опытного в архивном деле Шамполиона-Фижака (М. Champollion-Figeac). Аббат Лепин скоро (1831) скончался, и на его место руководителем элементарного курса был поставлен Герар (M. Guerard), питомец этой школы, окончивший в ней курс в 1822 г. Под влиянием Гизо изменился весь склад школы; в 1839 прежние ее питомцы (их выпущено было до 1839 г. 48) слились в одно научное целое с ее настоящими слушателями, образовав "Société de l"Ecole royale des Chartes" , бюро которого составилось из профессоров школы и членов комиссии, ею управлявших. Это общество стало издавать "Bibliothèque de l"Ecole des Chartes", первый том которой был издан в 1839, и затем издание постоянно продолжается: в 1889 г. уже начались L-тые томы этой великой коллекции исторических документов, обработанных членами этого общества, слушателями "Ecole des Chartes". Герар, сделанный директором школы, удачно повел дело ее развития: состав профессоров стал увеличиваться, 8 слушателям стали назначаться от правительства стипендии по 600 фр. Вступление в школу обусловлено получением предварительно степени bachelier èslettres (соответствующей бывшей у нас ученой степени кандидата историко-филол. факультета); курс устроен трехгодичный, и ежегодно производятся испытания. К концу сороковых годов подъем школы был отмечен компетентными лицами, и когда в министерстве внутренних дел (1850) образовалось центральное управление всеми департаментскими архивами, то декретом 4 февр. 1850 объявлена весьма важная привилегия "Ecole des Chartes": в архивисты, управляющие департаментскими архивами, могут быть определяемы только окончившие курс в "Ecole des Chartes" (с званием archiviste-paléographe ), и только в случае недостатка таковых - посторонние лица, по особому экзамену. Эта привилегия, равно как начала, проведенные директором этой школы Гераром (остав. директором до самой кончины, до 1852; место его занял сначала Натали-де-Вальи, а с 1868 Лакобан), доставили школе особое выдающееся значение в последнее тридцатилетие. Между прочим, питомцы ее приняли деятельное участие в реорганизации (с 1850) всего архивного дела Франции, а возникшее в 1839 г. в ближайшей связи с нею ученое историческое общество (Société de l"Ecole des Chartes), постоянно расширяя свою деятельность, приобрело значение национального учреждения. Развитие этого учреждения заставило и все французское общество обратить внимание на "Ecole des Chartes". В нее потекли пожертвования, особенно книгами и рукописями, и она владеет теперь собственною довольно богатою библиотекою. Пользуясь казенным помещением в этом громадном замке архивов, зарываясь в архивных материалах, имел значительный годовой бюджет, пользуясь всеобщим вниманием и уважением, "Ecole des chartes" может быть почитаема образцовым археологическим институтом в этом втором его значении. См. Вале-де-Виривиль (M. Vallet de Viriville), "l"Ecole des Chartes, son passé, son état présent, son avenir" (Пар., 1867); И. Е. Андреевского, "О Парижской Ecole des Chartes" ("Наблюдатель", 1889, № 2).

Этой цели подготовления сведущих архивистов, для достижения которой во Франции создалась "Ecole des Chartes", в Германии и Италии стремятся достигнуть другими средствами - особым специальным преподаванием при архивах. Так, при центральном государственном архиве Баварии допускаются аспиранты - выдержавшие государственный экзамен по юридическим наукам или по истории и древностям и желающие при архиве подготовиться к специальному испытанию на должность архивиста (это испытание производится в присутствии директора архива). Таким аспирантам производится от казны содержание от 500 до 600 флоринов в год, и для них при архиве читаются лекции по палеографии, по науке об архивах, по истории права, по источникам истории и даются практические упражнения по составлению описей и реестров. Эти лекции при архиве стали в близкую связь с лекциями Мюнхенского университета.

При Неаполитанском , Миланском и Венецианском архивах действуют такие же школы. Особенно удачно действует школа при Венецианском архиве (с 1854 г.). Учение распределяется по двум курсам. До 1863-1864 учебного года учение ограничивалось палеографиею и общею историею, а с этого года введено специальное преподавание венецианской истории. Школа владеет богатым собранием учебных рукописей, увеличенных фотографическим способом. Учащихся средним числом 15.

В России для достижения этой цели - подготовления сведущих архивистов - действует Археологический Институт в Петербурге , состоящий ныне под покровительством Е. И. В. Государя Великого Князя Сергея Александровича , устроен в 1877 г. Н. В. Калачовым (см. это сл.). Посвятив всю жизнь служению науке - истории русского права и архивному делу, - Калачов стал лелеять мысль о создании в России института, который мог бы сослужить такую службу, какую сослужила Франции "Ecole des Chartes". На Втором археологическом съезде в Петербурге (1871) он прочитал статью, в которой представил безотрадное положение русских архивов, что вызвало в членах съезда живое участие к вопросу об улучшении архивного дела в России; от съезда представлено было ходатайство правительству об учреждении временной комиссии из представителей разных ведомств с тем, чтобы они, обсудив все вопросы относительно устройства архивов и хранения в них документов, составили положение о главной архивной комиссии как правительственном учреждении и об ее отношениях к архивам различных ведомств. Ходатайство съезда было уважено: представление министра народного просвещения было высочайше утверждено 3 февраля 1873 г. Под председательством Н. В. Калачова образовалась временная комиссия для устройства архивов. Эта комиссия, действовавшая до самой кончины Калачова (25 окт. 1885), между прочим, остановилась на вопросе о необходимости образования у нас архивистов и полагала, что неотложно требуются два учреждения, из коих одно подготовляло бы специалистов, а другое имело бы в своих руках центральную администрацию всего архивного дела в ведомстве министерства народного просвещения. Ввиду этого комиссия начертала проект правительственного археологического института, соответствующего французской "Ecole des Chartes". Но как весь проект, требовавший значительных затрат, не мог скоро осуществиться, а Калачов горел желанием доставить быстрое осуществление своей идее, то он решился создать Археологический Институт на частные средства, надеясь найти жертвователей. Созданный им план был одобрен комитетом министров, 23-го июля 1877 г. высочайше утверждено положение об Институте, первоначально в виде опыта на 4 года. 15-го января 1878 г. последовало торжественное открытие А. И., вызвавшего большое сочувствие и денежные пожертвования, давшие на первых порах возможность Институту не только открыть преподавание, но и издавать свои труды. С 1886 г. от правительства назначена ежегодная субсидия в 6 тыс. рублей. А. И. - учено-учебное установление, состоящее в ведомстве министерства народного просвещения, вверенное особому директору. определяемому и увольняемому высочайшими приказами по министер. нар. просвещения (первым директором до самой смерти был учредитель Института, сенатор Калачов). Профессора и преподаватели назначаются, по представлениям директора, министром нар. просвещения. Управление педагогическими делами вверено совету, а хозяйственными - правлению. Институт может иметь и почетных членов из лиц, оказывающих нравственные услуги Институту или вносящих ежегодно в его пользу 500 рублей (почетным членам присваивается зауряд и, пока состоят в этом звании, V-й класс по должности и V-й разряд по мундиру ведомства министерства нар. просвещения). Цель А. И. - приготовлять специалистов по русской старине для занятия мест в архивах правительственных, общественных и частных. В А. И. принимаются только лица, окончившие курс наук в высших учебных заведениях; не имеющие таких дипломов допускаются в качестве вольных или посторонних слушателей. Курс учения бесплатный и ограничивается двумя годами. Прослушавшие двухлетний курс подвергаются испытаниям и при успешности таковых получают аттестаты и делаются действительными членами Института, а посторонние слушатели по выдержании испытания получают свидетельства и делаются членами-корреспондентами. В А. Институте преподаются следующие науки: 1) Наука об архивах, с практическими занятиями по разбору архива, составлению карточного инвентаря, регистров и т. д., 2) Палеография общая и в особенности русская, с практическими занятиями по чтению древних актов, 3) Нумизматика, 4) Метрология, 5) Археология общая - древневосточная, 6) Юридические древности, 7) Церковные древности. - При Институте довольно богатая библиотека и музей. Кроме лекций, ежедневно преподаваемых от 10-12 час. утра, в Институте имеются специальные вечерние занятия (еженедельно) для рассмотрения работ исторических и археолог. обществ, критического рассмотрения новых сочинений, бесед о вопросах археологии и истории и т. п. и ежемесячно публичные заседания, в которых читаются рефераты и открываются беседы. Институт издает свой орган, первоначально выходивший под именем "Сборника Арх. Инст.", а теперь под именем "Вестника археологии и истории" (VII вып. изд. 1888). Создавшаяся тесная связь между бывшими слушателями Института, его действительными членами, общие работы, вызываемые строго научными интересами, и установившаяся простота отношений между его деятелями приобрели этому детищу Калачова всеобщее уважение. Располагая весьма недостаточными средствами, не предоставляя никаких льгот или материальных выгод своим питомцам, А. И. не оскудевает в числе слушателей: ежегодно их бывает до 30 и даже более. См. И. Е. Андреевского, "Десятилетие Археологического Института" (пом. в "Русской старине", 1888); Поповского, "L"Institut Archéologique de Saint-Pétersbourg" (пом. в "Bulletin de l"Institut archéologique liégeois", т. XVI, 1882).


Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890-1907 .

Открытие V Международной археологической школы, которая пройдет на базе Болгарского историко-архитектурного музея-заповедника, состоялось 21 августа. Организаторами школы, проводимой при поддержке Фонда «История Отечества», выступают Казанский федеральный университет и Институт археологии им. А.Х.Халикова АН РТ.

В 2018 году в школе примут участие 102 человека. Среди них более 50 учащихся из 16 стран мира - США, Великобритании, Египта, Индии, Турции, Беларуси, Алжира, Филиппин, Польши, Эстонии, Пакистана, Хорватии, Германии, Швеции, Румынии, России, а также 16 преподавателей из США, Канады, Испании, Филиппин, Болгарии, Румынии и России. Кроме того, участие в организации школы принимают волонтеры.

Главной целью школы является консолидация отечественных и зарубежных научных и образовательных ресурсов для внедрения новейших достижений мировой науки в практику изучения и сохранения историко-культурного наследия народов Евразии. Школа ориентирована на потребности молодых учёных в знакомстве с новыми методами, представлении актуальных данных и коллаборации. На площадке школы участники имеют возможность представить свои уникальные творческие проекты, обсудить их, получить экспертную оценку.

«Международная археологическая школа в Болгаре играет очень важную роль в становлении специалистов не только в Российской Федерации, странах СНГ, но и на всем мировом пространстве. Она является площадкой, на которой традиционно взаимодействуют учащиеся и преподаватели из самых разных стран - всего за пять лет деятельности Международной археологической школы в ней приняли участие представители 26 стран мира, - обозначил руководитель школы, директор Высшей школы исторических наук и всемирного культурного наследия КФУ Айрат Ситдиков . - В школе созданы условия для получения знаний от специалистов в условиях практики и, что немаловажно, непосредственно на объекте всемирного культурного наследия - Болгарском историко-археологическом комплексе. Важно и то, что как занятия, так и общение на площадке школы проходит в билингвальном формате, а следовательно возникает возможность не только получить профильные знания, но и практику общения на иностранном языке. Кроме того, школа способствует выстраиванию межнациональных профессиональных контактов как среди молодых ученых, так и их связей с ведущими специалистами мира в той или иной области ».

Программа школы из года в год меняет свой формат, оставаясь интересной и для тех начинающих специалистов, которые уже принимали в ней участие - всего учеными КФУ и АН РТ разработаны 12 разноплановых образовательных курсов, из которых и составляется общий план посредством чередования курсов. Так, в 2018 году работа школы будет организована в рамках четырёх научно-образовательных практико-ориентированных программ: геоархеология, археологический текстиль: реставрация, консервация, реконструкция, экспериментально-трасологические исследования древних орудий труда из некремниевого сырья (кость, рог, камень, металл), палеоантропология.

Так, направление «Археологический текстиль и кожа: реставрация, консервация, реконструкция» разработано для студентов, магистрантов, аспирантов и молодых специалистов в области археологии. Представить любую культуру без людей невозможно, представить людей без костюма невозможно, представить костюм без одежды невозможно, а чтобы представить одежду, надо знать про ткани и кожу всё, что могут дать археологические находки. Но мало найти, надо уметь сохранить и "прочитать" всю информацию, заложенную в данных артефактах. Направление включает отдельный модуль обучения методам исследования, полевой фиксации, консервации, реставрации и реконструкции археологического текстиля и кожи.

В свою очередь направление «Экспериментально-трасологические исследования древних орудий труда из некремниевого сырья (кость, рог, камень, металл)» сосредоточено на расширении у слушателей теоретических и практических знаний, навыков и умений работы с различными артефактами из некремниевого сырья в рамках научно-исследовательских и научно-практических проектов различного характера. Лекционный курс посвящен современным проблемам функционального определения и реконструкциям технологий изготовления орудий из некремниевого сырья. Практические занятия включают моделирования древних технологий и экспериментально-трасологический анализ разнообразных орудий.

А направление «Палеоантропология» обращено на расширение теоретических и практических знаний у слушателей, навыков и умений работы с палеоантропологическим материалом. Лекционный модуль посвящен современным проблемам физической антропологии. Практические модули охватывают основы работы с черепом, зубами и посткраниальным скелетом человека. Учебная программа направления также включает отдельный модуль обучения методам полевой фиксации, консервации и реставрации палеоантропологических материалов. Завершающий обучающий блок посвящен описанию патологических изменений зубов, костей черепа и посткраниального скелета.

И, наконец, «Геоархеология» объединяет широкий спектр направлений современных археологических исследований, использующих подходы и разработки естественнонаучных дисциплин - географии, геологии, ботаники, геоинформатики и т.д. В ходе работы предполагается ознакомление участников как с полевыми, так и с лабораторными методами геоархеологических исследований. Слушатели совместно с преподавателями проведут аэрофотосъемку участков местности с использованием БПЛА, полевые работы на стратиграфических разрезах, отбор и предварительную обработку образцов для получения хронологических и палеоэкологических данных. Лабораторные работы предполагают освоение слушателями базовых навыков проведения спорово-пыльцевых и фитолитных анализов, фотограмметрической обработки данных фотосъемки для получения трехмерных моделей рельефа местности, использования ГИС для пространственного анализа данных.

Наряду с научно-практической работой в рамках лабораторий по направлениям, программа школы предполагает проведение общего курса лекций по вопросам теории и методики сохранения и изучения историко-культурного наследия, а также современных технологий полевых исследований.

Участники школы также получают возможность провести исследовательские проекты на специализированных площадках школы под руководством ведущих российских и зарубежных преподавателей, а также опубликовать результаты своих исследований в сборнике материалов Международной археологической школы, который входит в РИНЦ. По окончании обучения все учащиеся получают удостоверение о прохождении повышения квалификации.

В завершение стоит отметить, что опыт организации международной археологической школы в Татарстане заинтересовал руководство ЮНЕСКО. По заявлению генерального директора ЮНЕСКО Ирины Боковой, посетившей школу в 2017 году, подобная форма интенсивного обучения в непрерывном взаимодействии с ведущими специалистами в области археологии и реставрации непосредственно на объекте всемирного культурного наследия ЮНЕСКО является одной из наиболее эффективных из реализуемых в мире.