Какой вклад Макаренко в развитие педагогики, Вы узнаете из этой статьи.

Макаренко вклад в педагогику кратко

— знаменитый педагог, который разработал принципы и методику воспитания в труде и коллективе. Его основной вклад в педагогику состоит в следующем:

  • Основная идея А. С. Макаренко была в воспитании детей в коллективе и через него. Коллектив согласно педагогу — это объединение людей, желающих достичь в общем труде общих целей. Он отличается системой ответственности и полномочий, взаимозависимостью и соотношением своих отдельных частей.
  • Главнейшее условие семейного воспитания — наличие полной семьи . Она являет собой стабильный крепкий коллектив, родители это авторитет для деток.
  • Макаренко подчеркивал, что значение игры в роли метода воспитания и обучения достаточно велико. Дети играя, обучаются.
  • Важно воспитывать в учеников гражданские качества.
  • Каждый обучающийся должен находиться на уровне самовоспитания.
  • Дисциплина является результатом системы воспитания.
  • Разработал закон трудового воспитания.
  • Разработал собственные принципы дисциплинированного воспитания — требование и уважение, открытость и искренность, принципиальность, внимание и забота, знание, закалка, упражнение, труд, коллектив, семья, детская радость, игра, наказание и награда.

Публикации педагога — «Педагогическая поэма», «Флаги на башнях», «Честь», «Книги для родителей», «Марш 30 года», «Методика организации воспитательного процесса», «Пути поколения», «Лекциях о воспитании детей», «О Воспитании».

Макаренко - гениальный педагог. Свидетельством международного признания А. С. Макаренко стало известное решение ЮНЕСКО (1988), касающееся всего четырёх педагогов, определивших способ педагогического мышления в ХХ веке. Это - Джон Дьюи, Георг Кершенштейнер, Мария Монтессори и Антон Макаренко.

А.С. Макаренко известен тем, что организовал и возглавил колонии для несовершеннолетних нарушителей и беспризорных детей. К Макаренко приходили дети, которые настолько уже были испорчены, что не могли жить в нормальном обществе: воры, хулиганы, девочки-проститутки. Родители привозили своих детей, когда уже сами не могли с ними справиться. А Макаренко - мог. Он достиг такого мастерства в воспитании детей, что мог с уверенностью сказать: «Воспитание - легкое дело». Настолько это стало легко для Макаренко, что в колонии им. Дзержинского он полностью отказался от воспитателей, и на его попечении оказалось 600 бывших правонарушителей. Были учителя в школе, инженеры на заводе, но детский коллектив в 500-600 человек жил в известной степени самостоятельно. Макаренко был уверен, что дети самостоятельно по сигналу вовремя встанут с постели, приведут в порядок себя и все помещения коммуны. В коммуне никогда не было уборщиц. Воспитанники все убирали сами, притом так, что все должно было блестеть, ведь в коммуну приходило по 3-4 делегации в день. Чистоту проверяли белым носовым платком .

Сегодня, в наши дни, по данным Генпрокуратуры РФ только 10 % выпускников российских государственных детских домов и интернатов адаптируются к жизни, 40 % совершают преступления, ещё 40 % выпускников становятся алкоголиками и наркоманами, 10 % кончают жизнь самоубийством.

Педагогическая деятельность А. С. Макаренко впитала в себя лучшие достижения классической и новой педагогики. Его наследие - достижение всего прогрессивного человечества, которое стремится-к гуманного образования. Он решал сложные педагогические проблемы, которые волнуют нас и сейчас. Поэтому мы уверенно говорим "А. С. Макаренко - наш современник", "С А. С. Макаренко - в XXI век". Его разработки в педагогике не утратили своего значения и сегодня.

Первая стратегическая линия его мировоззрения - вера в педагогику, ее опережающего функцию в развитии ребенка, подростка, юноши. Он постоянно подчеркивал, что настоящая педагогика питается самой жизнью. Говоря о результатах своей работы, он говорит: "... не-я это создаю и не кучка педагогов, создает это" чудо "вся атмосфера жизни". Воспитывает каждый квадрат земли. Единство воспитания и жизни красной нитью проходит через все творчество педагога.

Большое значение трудов А. С. Макаренко в разработке целей воспитания. Для каждой эпохи и для каждого поколения, считал А. С. Макаренко, цель воспитания должна определяться диалектически, то есть ее нужно находить в требованиях общества в настоящее время. А. С. Макаренко с предельной точностью определил цели воспитания, выполнил задачу формирования человека-бор-это, патриота, труженика, коллективиста с высоким чувством социальной ответственности и дисциплины.

А. С. Макаренко обосновал взаимосвязь воспитания и изучения личности ребенка, коллектива и личности, обучения и воспитания; показал соотношение педагогики с другими науками, раскрыл пути согласования школьного, семейного и внешкольного воспитания. Проблеме создания гармонии общественной и личной интереса в воспитании Антон Семенович посвятил много лет педагогической деятельности и многие страницы своих произведений. В этой гармонии он видел счастье человека и суть воспитания. Воспитание в коллективе он рассматривал как метод, общий для всех и который в то же время дает возможность развиваться каждому.

Важным уроком для нас вывод выдающегося педагога о том, что гуманизм заключается не в красивых словах и декларациях, а в ответственности, повседневной реальной работе по созданию нормальных условий для здорового быта, учебы, труда, освоения профессии, физического роста и духовного роста молодого человека. Именно на настоящем заботе о наших детях, их развитие мы должны сегодня проверять гуманизм и демократизм руководителей воспитательных заведений, организаторов народного образования, ученых, педколлективов и педагогов.

Теория педагогического коллектива, разработана и воплощена в жизнь А. С. Макаренко, и сегодня помогает обновить воспитательную работу в учебных заведениях. Модель ученического коллектива, созданная А. С. Макаренко, является непревзойденной. Это коллектив, который возникает на основе совместной деятельности и общих целей, четкой демократии жизни детей. "Коллектив учителей и коллектив детей, - писал Макаренко, - это не два коллектива, а один коллектив, и прежде всего коллектив педагогический". Высокий динамизм жизни коллектива, тесные связи между его членами, открытое, демократическое обсуждение всех вопросов на общем собрании, в других органах ученического самоуправления постепенно становятся залогом здорового общественного мнения; периодическая замена актива, уровне требования к каждому и обязательный отчет за работу перед коллективом становятся перегородкой для чванства, зазнайства, бюрократизма.

Понятно, что конкретные формы организации самоуправления, которые существовали в колонии им. М.Горького, в коммуне им. Ф.Э.Дзержинского, не все и не всегда могут быть перенесены в практику современной школы. Но дух дискуссии, коллективной выработки решений и сознательной дисциплины, атмосфера, формировала чувство хозяина в своем коллективе и стране, - все это должно тщательно изучаться нашей школой, детскими организациями в новых условиях. По Макаренко, "дисциплина - это прежде всего не средство воспитания, а результат, и уже потом она становится средством". Дисциплина формируется уважением к коллективу, увлеченностью обучением, работой.

А. С. Макаренко, продолжая работу прекрасных педагогов 20-30-х гг., Разработал методы воспитания детей, доказал необходимость всех педагогических средств, направленных на реализацию целей воспитания. Благодаря А. С. Макаренко в теорию воспитания и в практику нашей школы широко вошли такие методы воспитания, как: организация коллектива, формирование общественного мнения, сочетание уважения с требовательностью, создание позитивных традиций, использование соревнования, умных и мотивированных видов поощрений. Не утратила актуальности и в современных условиях макаренковская идея перспективных линий, как метода развития коллектива и личности. "Воспитать человека, - писал А. С. Макаренко, - значит воспитать перспективные пути достижения завтрашней радости».

А. С. Макаренко подчеркивал значение игры как метода обучения и воспитания: "Нужно идти навстречу постоянному стремлению детей к игре".

Вклад Макаренко в разработку методики воспитания мы видим и в том, что он не только показал, что должен делать воспитатель, но и раскрыл, как это следует делать: "Воспитание детей - это легкое дело, когда она делается без нервов, на основе здорового, спокойного, нормального, умственного и веселой жизни ". / т. VИИ, с.157 /. К этому должен стремиться каждый воспитатель, особенно молодой.

В основу воспитания коллектива и личности А. С. Макаренко ставил коллективный труд, органично совмещенную с учебой, игрой, спортом. Центральное место в его системе отводится сочетанию полноценного среднего образования с производительным трудом на технически хорошо оборудованной базе. Главное для Макаренко - не "игра в труд", а организация детского производства на хозрасчетной основе, как на настоящем предприятии. Системе профтехобразования нужно смело включать учащихся в систему производственных отношений, ибо только сфера производства формирует чувство ответственности за качество продукции, за результат труда, при сохранении оборудования, своевременную поставку.

Вклад Макаренко в современную педагогическую науку невозможно переоценить, его система прошла через огонь жизненного опыта. Дела и идеи Антона Семеновича изучаются и распространяются во всем мире. Много внимания уделял Макаренко вопросам физического и эстетического воспитания детей и молодежи. На первом месте должно стоять задача - выпустить здоровое поколение. "Дохлые производители и строители нам не нужны, неврастеники только испортят наше дело", - писал Антон Семенович / т. И, с.190 /,

В коммуне им. Ф. Э. Дзержинского каждый день начинался утренней зарядкой на свежем воздухе, независимо от погоды, колонисты любили спорт: лыжи, коньки, футбол теннис и др. Каждый коммунар должен был сдавать нормы значков БГПО и ГТО. Проводились занятия по спортивной и художественной гимнастике, по акробатике. Наиболее эффективным средством физического воспитания Антон Семенович считал игру, он сам направлял работу по разработке и внедрению игр, которые все время менялись. Занятия военным спортом дисциплинировало колонистов, облагораживало их физически и эстетически. Большое значение придавалось туристическим походам. Коммунары прошли весь Крым, Кавказ, Украина, совершили путешествие по Волге - это способствовало укреплению здоровья, физическому развитию детей.

Физическое воспитание сочеталось с эстетическим. Это проявлялось прежде всего в элементах военизации и символики (сигналы, рапорты и др.), В ритуальных мероприятиях и действиях. Сильным средством эстетического воспитания был хор, оркестр, театр, кино, клубная работа, чтение художественной литературы, занятия изобразительным искусством, большое количество цветов как в помещениях, так и на всей территории колонии и коммуны. В коммуне был гектар прекрасного цветника, лучшая в Харькове оранжерея. С большим эстетическим вкусом проводились в колонии праздник первого снопа и праздник труда. А. С. Макаренко хорошо играл на скрипке, неплохо рисовал, был талантливым режиссером и актером, для годовщины коммуны он писал сценарии и пьесы. В спектаклях "Ревизор", "Лес" он играл роль городничего и Несчастливцев. Он заботился об эстетической образованность своих воспитанников. Заинтересовавшись "Евгением Онегиным", коммунары провели теоретическую Онегинську конференцию. Профессор-литературовед прочитал лекцию о романе, музыковед дал характеристику одноименной опере Чайковского. Оркестр изучил ряд произведений композитора. Коммунары в полном составе прослушали оперу в театре, был проведен конкурс на лучшее чтение "Евгения Онегина". Антон Семенович знал весь роман наизусть, любил поэзию, мог без конца декламировать стихи А. Тютчева, А. Пушкина, Т. Шевченко, И. Крылова, К. Чуковского. Макаренко был обаятельным человеком, общение с ним доставляло людям положительные эмоции. Он был достаточно эрудированным и интеллигентным.

Поучительна организована А. С. Макаренко работа по культурному обслуживанию населения соседних сел. В коммуне было много кружков, клубов, главным был кружок изобразительного искусства, в котором насчитывалось 120 человек. Рисовали и писали в коммуне очень много, например, в праздника 1 Мая однажды было написано лозунгов общей длиной в три километра четыреста метров, и сделали это 11 воспитанников за одну ночь.

Родным братом этого кружка был, как писал А. С. Макаренко, ребусника, который включал до 100 коммунаров. В программу эстетического воспитания А.С.Макаренко включал и красоту одежды, речи, движений, быта, труда, отдыха. Он высоко ценил художественную простоту, естественность, чувство меры, не мог терпеть грубости, бестактности, расхлябанности, хвастовства в работе, движениях, разговоре, поступках. Он постоянно пытался обеспечить единство внутренней и внешней красоты человека, единство этики и эстетики. Шлифовка эмоционально-волевой сферы формировало у воспитанников хорошие эстетические вкусы и высокие человеческие идеалы, к которым они стремились не только в период пребывания в коммуне или колонии, но и всю свою жизнь.

Теоретические основы семейного воспитания детей и подростков

В первые годы советской власти царило негативное отношение к семье как средства воспитания, но уже в 20-30-х годах появилось новое отношение и к ней. А. С. Макаренко исходил из того, что семья является человеческим коллективом. Он критиковал парную семейную педагогику, педагогические беседы в семье, когда родители и дети попадают в ситуацию прямого противостояния. А. С. Макаренко на первое место в воспитании ставил родителей и педагогов, которые направляют и руководят воспитанием. Для правильного воспитания ребенка "совсем не нужен какой-то особый время и не нужно много времени. Воспитание требует значительно больше души, внимания, чувство ответственности, а не времени. И чем ребенок старше, тем меньше требуется время, тем напряженнее ответственность" / т. ИИИ, с.471-473 /.

Решающим фактом семейного воспитания является выполнение родителями их гражданского долга перед обществом. Родители воспитывают детей в каждый момент жизни, даже тогда, когда их нет дома. "Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и как говорите о других людях, как вы радуетесь, грустите, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газету - все это имеет для ребенка большое значение» (т.IV, с.63).

Значительным вкладом в педагогическую науку является учение Макаренко о родительский авторитет, основой которого является жизнь и труд родителей. Он дал глубокий анализ различных типов авторитета (подавление, расстояния, чванства, педантизма, резонерства, любви, доброты, дружбы, подкупа).

А. С. Макаренко считал, что хороших людей могут воспитать только счастливые родители. Если до шести лет ребенок воспитывался правильно и в ней воспитаны определенные привычки активности и торможения, то на такого ребенка никто не повлияет плохо. Очень вредно влияют на детей ссоры и раздражительность в семье - признак распущенности, отсутствия дисциплины, недостатков в мировоззрении. Должна быть не только четкая цель воспитания, но и продуманная детализированная программа воспитания.

В небольшом городке Белополье Харьковской губернии 1(13) марта 1888 года в простой семье железнодорожного работника родился мальчик, которому суждено было вписать свое имя в историю мировой педагогики.

Антон рос очень болезненным мальчиком, и дворовым забавам предпочитал чтение книг. Авторитета у местной детворы не прибавляли ни близорукость юного Макаренко, ни его образ «всезнайки».

Переехав со всей семьей в Крюков, Антон поступил в Кременчугское училище, которое блестяще окончил в 1904 году. Всерьез задумавшись о будущей профессиональной деятельности, Антон записался на педагогические курсы, успешное окончание которых давало право на преподавание в начальных классах.

Педагогическая деятельность

Макаренко сразу же приступил к работе в родном Крюкове, но очень быстро осознал, что ему не хватает полученных знаний. В 1914 году он был зачислен в Полтавский учительский институт, который окончил с отличием.

Одновременно с учебой в институте Антон Семенович стал пробовать свои силы на литературном поприще, написав рассказ «Глупый день». Начинающий писатель отправил свое произведение на рецензию Максиму Горькому , но в ответ получил лишь безжалостную критику. Столь неудачная попытка надолго отбила у него тягу к творчеству.

В краткой биографии Макаренко указано, что педагог стал развивать собственную методику перевоспитания, выбрав для этих целей трудовую колонию для несовершеннолетних. В работе с беспризорниками и трудными подростками он использовал способ, основанный на разделении детей на отдельные группы и самостоятельном обустройстве их быта. Под руководством педагога они занимались изготовлением фотоаппаратов «ФЭД».

Однако представители власти, внимательно следившие за педагогическими экспериментами Макаренко, не дали ему возможность реализовать их в полной мере. В результате Антон Семенович был переведен в Киев на “бумажную” работу.

Писательский труд

Понимая, что ему не дадут заниматься любимым делом, Макаренко с головой ушел в написание книг. Благодаря своей «Педагогической поэме» он быстро влился в ряды Союза советских писателей.

Переехав в Москву, Антон Семенович продолжил свою деятельность. Вместе с супругой он написал знаменитую «Книгу для родителей», в которой подробно описал основные педагогические идеи.

Согласно этой книге, для лучшей адаптации ребенка в социуме ему, словно воздух, с ранних лет нужен коллектив. Большую роль играет и возможность свободной реализации своих способностей и талантов. Каждый подросток должен уметь самостоятельно зарабатывать на свои нужды.

Выдающиеся достижения Макаренко в области воспитания и, в частности, перевоспитания беспризорников и трудных подростков, позволили ему стать одной из значимых фигур в мировой педагогике. После кончины Антона Семеновича на основе его литературных трудов были созданы картины «Большие и маленькие», «Флаги на башнях», «Педагогическая поэма».

Личная жизнь

Со своей супругой, Галиной Стахиевной, Макаренко познакомился во время работы в колонии. После регистрации брака в 1935 году он усыновил сына своей супруги, Льва. Также он заменил родного отца своей племяннице Олимпиаде. Родных детей у Антона Семеновича не было.

Род деятельности:

писатель, педагог

Годы творчества: Направление:

педагогика, художественная литература

Язык произведений: Награды: www.makarenko.edu.ru в Викитеке.

Анто́н Семёнович Мака́ренко (1 (13) марта , Белополье , Сумский уезд, Харьковская губерния , Российская империя - 1 апреля , станция Голицыно , Московская область) - советский педагог и писатель.

Свидетельством международного признания А. С. Макаренко стало известное решение ЮНЕСКО (1988), касающееся всего четырёх педагогов, определивших способ педагогического мышления в ХХ веке. Это - Джон Дьюи , Георг Кершенштейнер , Мария Монтессори и Антон Макаренко.

Биография

Антон Семёнович Макаренко родился 13 марта 1888 года в городе Белополье Сумского уезда Харьковской губернии в семье рабочего-маляра вагонных железнодорожных мастерских. У него были младшие сестра (умерла в детстве) и брат Виталий (1895-1983), впоследствии поручик, участник Брусиловского прорыва , получивший там ощутимые ранения и отмеченный за храбрость наградой, после чего некоторое время помогал А.С. Макаренко (именно он предложил ввести, в частности, элементы игры в военизацию в занятия старшего брата). После Октябрьской революции 1917 г., как белый офицер, вынужден был оставить родину и ушёл с белогвардейцами за границу. Остаток жизни провёл во Франции, где его младшего брата Виталия в 1970 г. разыскали западноевропейские макаренковеды Г. Хиллиг (ФРГ) и З. Вайц (Франция) и убедили его оставить о старшем брате воспоминания .

  • В 1897 году поступил в начальное железнодорожное училище.
  • В 1901 году с семьёй переехал в Крюков, (в настоящее время район города Кременчуга Полтавской области).
  • В окончил четырёхклассное училище в Кременчуге и одногодичные педагогические курсы ().
  • В 1905 году работал там же учителем в железнодорожном училище, затем на станции Долинская .
  • -1917 годах - учёба в Полтавском учительском институте, который он закончил с золотой медалью. Тема диплома была весьма «щекотливой» - «Кризис современной педагогики».
  • В был призван в армию, но по слабости зрения демобилизован.
  • В - был заведующим железнодорожной школой при Крюковских вагонных мастерских.

По поручению Полтавского Губнаробраза организовал трудовую колонию для несовершеннолетних правонарушителей в селе Ковалёвка, близ Полтавы, в 1921 году колонии было присвоено имя М. Горького , в 1926 году колония была переведена в Куряжский монастырь под Харьковом ; заведовал ею ( -), с октября 1927 года до июля 1935 года был одним из руководителей детской трудовой коммуны ОГПУ имени Ф. Э. Дзержинского в пригороде Харькова, в которых продолжил на практике воплощать разработанную им педагогическую систему. М.Горький интересовался педагогической деятельностью А.Макаренко, оказывал ему всяческую поддержку. Педагогические достижения выдвинули Макаренко в число известных деятелей советской и мировой культуры и педагогики.

Скоропостижно скончался в вагоне пригородного поезда на станции Голицыно 1 апреля 1939 года . Похоронен на Новодевичьем кладбище .

Почтовая марка СССР с изображением А. С. Макаренко

Происхождение Макаренко

Один из ведущих зарубежных макаренковедов проф. Гётц Хиллиг посвятил вопросу национального происхождения и национального самосознания А. С. Макаренко отдельное исследование, итоги которого представлены в докладе «К вопросу национального самосознания А. С. Макаренко». , где в целом подтверждаются как утверждение брата, так и русское самосознание Антона Семёновича.

В то же время указывается, что по тактическим соображениям (в целях уменьшить для некоторых чиновников число поводов для разгона колонии им. М. Горького) он с определённого года перестаёт указывать в графе национальность слово «русский» (как это ещё было в Крюкове), а начинает писать «украинец» .

Национальность Макаренко не была тайной и для его современников. Так, в прощальном слове от Союза советских писателей БССР прямо сказано:

Союз советских писателей БССР выражает своё глубокое соболезнование по поводу безвременной смерти талантливого русского писателя, орденоносца Антона Семёновича Макаренко, автора выдающихся произведений, широко известных белорусскому читателю.

Правление Союза Советских писателей БССР

Семья

  • Жена - Галина Стахиевна Макаренко (Салько - до 09.1935) .
  • Приёмная дочь - Олимпиада Витальевна Макаренко (дочь брата Виталия)
  • Приёмный сын - Лев Михайлович Салько .
  • Внучатая племянница А. С. Макаренко - Екатерина Васильева , советская и российская актриса, родилась в семье поэта Сергея Васильева и Олимпиады Витальевны Макаренко.

Литературное творчество

Прижизненная оценка деятельности А.С.Макаренко.

Уже при жизни А.С.Макаренко его деятельность и труды как воспитателя и педагога получили высокую оценку Л. Арагона , А. Барбюса , Д. Бернала, У. Бронфенбреннера, А. Валлона, В. Гали, А. Зегерс , Я. Корчака, С. Френе и других деятелей культуры и образования.

Огромное значение в жизни Макаренко сыграл А.М. Горький , для которого забота о российских детях, особенно оказавшихся беспризорными, была естественным и важнейшим делом на протяжении многих лет. Так, Ф.Э.Дзержинский занялся беспризорниками только после того, как М.Горький написал письмо В.И.Ульянову о необходимости срочно заняться этим вопросом. В последующие годы Горький помогает подготовить книгу о "гремевшей" в конце двадцатых годов Болшевской коммуне (Подмосковье) под рук. М.С.Погребинского (Погребинский М.С. Фабрика людей), на основе опыта которой (коммуны) был снят всемирно известный фильм "Путёвка в жизнь ". В этой коммуне так же, как у Макаренко, правонарушители перевоспитываются полезным производительным трудом, так же нет заборов и охраны . В этом смысле Макаренко для Горького был очередным примером передового опыта в воспитании. Горький всячески настаивал на издании записок Макаренко о его опыте воспитания в виде книги, как известнейший писатель помог разместить в печать в литературных альманахах сначала отдельные главы "Педагогической поэмы", а затем и выпустил всю книгу под своей редакцией.

Большое значение для Макаренко имело понимание и поддержка его опыта воспитания и перевоспитания буквально с первых лет деятельности Колонии им. М.Горького со стороны рук. НКВД Украины Всеволода Апполинариевича Балицкого . Именно благодаря последнему Макаренко после снятия с руководства Колонии им. Горького... продолжил руководить схожим учреждением (Коммуной им. Ф.Э.Дзержинского) уже в составе НКВД (А.С. Макаренко был назначен руководить Коммуной в декабре 1927 г., т.е. в течение полугода совмещал обе должности: в Коммуне и в Колонии). Достоверно известно и то, что осенью 1936 г. по прямому указанию Балицкого фамилию Макаренко вычеркнули из списка лиц, уже оговорённых в ходе допроса по делу бывшего начальника Макаренко по отд. трудовых колоний Украины Л.С.Ахматова, как троцкистов.

В то же время Макаренко при жизни постоянно подвергался критике, в том числе весьма жёсткой.

  • Во-первых, его достижениям зачастую не верили ("мальчики в сладком сиропе" - характерный отзыв о книге "Флаги на башнях", т.е. "сказка, такого не бывает").
  • Во-вторых, его подходы воспринимались чуждыми ("Система Макаренко есть система не советская" - это уже оценка чиновников, приведённая в "Педагогической поэме").
  • В-третьих, ему приписывалось постоянное рукоприкладство и т.п. Именно на основе сообщений от подобных "доброжелателей" Н.К.Крупская выступила на съезде комсомола в мае 1928 г. с жёсткой критикой системы Макаренко (выступление было напечатано в "Комсомольской правде"), что имело целый ряд печальных, а порой и трагических, последствий не только для самого Макаренко (в самом скором времени уволенном из Колонии им. Горького), но и его последователей (например, для семьи С.А. и Г.К. Калабалиных).

Поэтому не удивительно, что произведения А.С.Макаренко появились в печати не в педагогическом издательстве, а в литературном. Об отношении официальной педагогики к Макаренко говорит и то, что на его похоронах не было высоких педагогических чиновников.

Макаренковедение

Первая советская канд. диссертация по макаренковедению на тему: «Педагогический опыт А. С. Макаренко» была защищена в Москве 21 июня 1941 г. в Учёном совете института им. К Либкнехта Иваном Фёдоровичем Козловым. Впоследствии им же были предприняты усилия по изданию сначала избранных произведений Антона Семёновича Макаренко, а затем и полного собрания сочинений и подготовлена книга (Козлов И.Ф. Педагогическая система А.С.Макаренко. М.: Просвещение, 1987 г. 159 с.)

Ведущее место в зарубежном «макаренковедении» занимает основанная в 1968 году в ФРГ лаборатория по изучению наследия А. С. Макаренко, являющаяся подразделением самого крупного учреждения педагогического «остфоршунга» - исследовательского центра сравнительной педагогики Марбургского университета . Там была предпринята попытка издания трудов Макаренко на немецком и русском языках с восстановлением цензурных купюр, но в 1982, после выхода семи томов, издание было прекращено. Признание и известность как среди российских, так и зарубежных макаренковедов, получили, в частности, труды проф. Гётца Хиллига (ФРГ), иностр. члена РАО РФ и АПН Украины, президента (до 2002 г.) Международной макаренковской ассоциации (ММА). С 2002 г. ММА возглавляет к.ф.н. Кораблёва Т.Ф.

Цитаты Макаренко

«Научить человека быть счастливым - нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно».

«Если мало способностей, то требовать отличную учёбу не только бесполезно, но и преступно. Нельзя насильно заставить хорошо учиться. Это может привести к трагическим последствиям». Пояснение. При этом Макаренко всячески стремился к тому, чтобы (1) у каждого учащегося было хотя бы 2-3 «любимых» предмета в школе (кружка, секции, участия в театре, оркестре и т.д. вплоть до отряда по борьбе с самогоноварением в окрестных сёлах), по которым он(а) занимался с удовольствием. (2) добивался освоения посильных для данного человека уровней освоения каждого учебного «предмета» (они могли быть как выше (подготовка к рабфаку), так и существенно ниже «общей» программы), т. е. безделье также не поощрялось.

«Воспитание происходит всегда, даже тогда, когда вас нет дома».

«Наше педагогическое производство никогда не строилось по технологической логике, а всегда по логике моральной проповеди. Это особенно заметно в области собственного воспитания… Почему в технических вузах мы изучаем сопротивление материалов, а в педагогических не изучаем сопротивление личности, когда её начинают воспитывать?»

«Отказаться от риска - значит отказаться от творчества».

«Моя работа с беспризорными отнюдь не была специальной работой с беспризорными детьми. Во-первых, в качестве рабочей гипотезы я с первых дней своей работы с беспризорными установил, что никаких особых методов по отношению к беспризорным употреблять не нужно».

«Словесное воспитание без сопровождающей гимнастики поведения есть самое преступное вредительство»

«Вы можете быть с ними сухи до последней степени, требовательны до придирчивости, вы можете не замечать их… но если вы блещете работой, знанием, удачей, то спокойно - не оглядывайтесь: они на вашей стороне… И наоборот, как бы вы ни были ласковы, занимательны в разговоре, добры и приветливы… если ваше дело сопровождается неудачами и провалами, если на каждом шагу видно, что вы своего дела не знаете… никогда вы ничего не заслужите, кроме презрения…»

«Сорок сорокарублёвых педагогов могут привести к полному разложению не только коллектив беспризорных, но и какой угодно коллектив».

«С вершин «олимпийских» кабинетов не различают никаких деталей и частей работы. Оттуда видно только безбрежное море безликого детства, а в самом кабинете стоит модель абстрактного ребёнка, сделанная из самых лёгких материалов: идей, печатной бумаги, маниловской мечты… «Олимпийцы» презирают технику. Благодаря их владычеству давно захирела в наших педвузах педагогически техническая мысль, в особенности в деле собственного воспитания. Во всей нашей советской жизни нет более жалкого технического состояния, чем в области воспитания. И поэтому воспитательское дело есть дело кустарное, а из кустарных производств - самое отсталое» .

«Книги - это переплетённые люди».

Последователи

Одним из распространённых приёмов критиков системы А. С. Макаренко было и остаётся утверждение, что эта система хорошо работала якобы только в руках своего создателя. Это опровергается как подробным выверенным описанием системы в произведениях самого А. С. Макаренко (поневоле и преимущественно в виде художественно-научного изложения), так и успешной многолетней деятельностью целого ряда его последователей.

Среди наиболее известных последователей и продолжателей деятельности А. С. Макаренко из его воспитанников нужно назвать в первую очередь Семёна Афанасьевича Калабалина (1903-1972) и его супругу Галину Константиновну (1908-1999, в «Педагогической поэме» - Семён Карабанов и Галина Подгорная («черниговка»)) и А. Г. Явлинского (1915-1981, отца известного политического деятеля Г. А. Явлинского).

Ряд воспитанников Макаренко первоначально выбрали другую стезю в жизни, но через некоторое время обратились к воспитательной деятельности. Среди таких деятелей наиболее известен Л. В. Конисевич , более 15 лет отдавший морской службе, а затем на четверть века возглавивший на Украине интернат «Алмазный», где воспитание было основано на посильном и увлекательном уходе за цветниками, садом и огородом. В конце жизни Леонид Вацлавович успел подготовить в своей книге «Нас воспитал Макаренко» наиболее подробные (из всех имеющихся) воспоминания о жизни и труде в коммуне им. Дзержинского именно с точки зрения воспитанника.

Среди последователей, не являвшихся непосредственно воспитанниками Антона Семёновича, известны фамилии проф., д.п.н. В. В. Кумарина (1928-2002, начал с успешного внедрения системы Макаренко в детском доме Владимирской обл., затем трудился в России и на Украине, обе диссертации посвящены изучению системы Макаренко), Г. М. Кубракова (Казахстан), И. А. Зязюна (Украина), а также А.А. Католикова, А.А. Захаренко, А.С. Гуревича, В.М. Макарченкова и др.

Идеи организации коллектива А. С. Макаренко (опора на традиции, педагогический коллектив как сообщество единомышленников, организация отношений ответственной зависимости, детское самоуправление и др.) развивал советский педагог Фёдор Фёдорович Брюховецкий . Создавая на принципах гуманизма творческий коллектив детей и взрослых Ф. Ф. Брюховецкий творчески применил эти идеи в практике массовой школы и дополнил оригинальным содержанием с учётом социальных условий воспитания в послевоенные годы.

Любопытным продолжением макаренковского движения проявили себя ряд представителей комсомола, занявшихся в середине 1960-х годов работой с "трудными" подростками. Некоторые из них, к примеру, Виталий Ерёмин , вполне сознательно использовали опыт и подходы А.С.Макаренко, о чём упоминают в описании своего педагогического опыта.

Воспитанники Макаренко - орденоносцы и герои ВОВ

  • Цымбал, Василий Тимофеевич [янв. 1916 - 1.11.1943] - герой Советского Союза.
  • и другие...

События, связанные с именем А. С. Макаренко

Произведения

  • «Мажор» (1932; пьеса)
  • «ФД-1» (1932; очерк)
  • «Педагогическая поэма» (1925-1935).
  • «Педагогическая поэма» (с испр. замеч. опечаток, восст. буква «ё», появилось оглавление)
  • «Педагогическая поэма» (первое полное издание от 2003 г., науч. ред., сост. и прим. С. С. Невская, обнародовано в сети в 2010 г. по решению рук. ЦВР им. А. С. Макаренко (pdf))
  • «Книга для родителей» (1937; художественно-теоретическое сочинение)
  • «Честь» (1937-1938; повесть)
  • «Флаги на башнях» (по бумажн. изд. испр. многочисл. опечатки, восст. буква «ё», появилось оглавление и пр.)

Фильмография

  • Флаги на башнях (1958)
  • Фильмография на сайте, посвящённом жизни и творчеству А. С. Макаренко

Память

Могила А. С. Макаренко на Новодевичьем кладбище

Медаль А. С. Макаренко

Учебные заведения

  • Институт педагогики им. А. С. Макаренко (основан в 1960 г. в Гаване , р. Куба)
  • Исследовательская лаборатория «Воспитательная педагогика А. С. Макаренко» Нижегородского ГПУ
  • Лаборатория "Педагогика А.С. Макаренко"
  • Киевский профессионально-педагогический колледж им. А. С. Макаренко (г. Киев , Украина)
  • Новосибирский педагогический колледж №1 им. А. С. Макаренко
  • Республиканская школа-интернат среднего (общего) образования с гуманитарным профилем им А. С. Макаренко (Баку , Азербайджан)
  • Сумской государственный педагогический университет им. А. С. Макаренко, (г. Сумы , Украина)
  • УВК «Школа-лицей» № 3, им. А. С. Макаренко (г. Симферополь)
  • Школа им. А. С. Макаренко, (р. п. Даниловка Волгоградской область)
  • Школа № 3 им. А. С. Макаренко (г. Фролово , Волгоградская область)
  • Школа № 1 им. А. С. Макаренко (с. Базаркурган, р.Киргизия)
  • Школа № 1 им. А. С. Макаренко (г. Ханка Хорезмской области Узбекистан)
  • Арзамас , Нижегородская область)
  • Школа № 22 им. А. С. Макаренко, (г. Воткинск , респ. Удмуртия)
  • Школа № 6 им. А. С. Макаренко, (г. Талдыкорган , Казахстан)
  • Школа № 100 им. А. С. Макаренко, (г. Харьков , Украина)
  • Никитовская школа им. А. С. Макаренко (с. Никитиовка, Белгородская область)
  • Schule mit Ausgleichsklassen A.S. Makarenko (г. Магдебург , Германия)

Улицы

  • Улица Макаренко (город Белгород)
  • Улица Макаренко (Богородицк)
  • Улица Макаренко город Братск
  • Улица Макаренко (Дубна)
  • Улица Макаренко (Жирновск)
  • Улица Макаренко (Киев)
  • Проезд Макаренко (г. Королёв Московской области)
  • Улица Макаренко (в г. Находка , Приморский край)
  • Улица Макаренко (Новочеркасск)
  • Улица Макаренко (Одесса , Украина)
  • Улица Макаренко (Пермь)
  • Улица Макаренко (Северодвинск)
  • Микрорайон Макаренко (г. Старый Оскол Белгородской области)
  • Проезд Макаренко (г. Сургут Тюменской области)
  • Улица Макаренко (Тула)

Прочее

  • Сайт, посвящённый А. С. Макаренко; электронный архив произведений А. С. Макаренко
  • Педагогический музей А. С. Макаренко , Москва.
  • Медаль А. С. Макаренко (Украина) «За достижения в области просвещения и педагогической науки»

(учреждена в 1964 году)

  • Музей А. С. Макаренко в с. Подворки (Куряж) Харьковской обл.
  • Заповедник-музей А.Макаренко Министерства просвещения Украины 15018, Полтавский район, с. Ковалевка
  • Музей А. С. Макаренко в г. Белополье Сумской обл. [email protected]
  • Педагогическо-мемориальный музей А. С. Макаренко в г. Кременчуге Полтавской обл.
  • Музей А.С. Макаренко в Москве http://cvr-makarenko.mskzapad.ru/about/tour/
  • Библиотека имени Антона Семёновича Макаренко в Нижнем Новгороде
  • Центральная библиотека им. А. С. Макаренко, Новосибирск
  • Микрорайон Макаренко (город Старый Оскол)
  • Воспитательная колония для несовершеннолетних им. А. С. Макаренко (быв. Куряжская колония) Харьковская область, село Подворки Дергачёвского р-на
  • Библиотека им. А. С. Макаренко Евпатория

См. также

Примечания

  1. цит. по Кораблёва Т. Ф. Философско-этические аспекты теории коллектива А. С. Макаренко. Автореф. канд. дис. … канд. филос. наук. М., 2000 г. С. 3.
  2. Макаренко В. С. Мой брат Антон Семёнович", Марбург, 1985 г., с. 79
  3. Гётц Хиллиг . К вопросу национального самосознания А. С. Макаренко
  4. Конисевич Л. В. Нас воспитал Макаренко . Челябинск, 1994 г.