Очень часто возникают трудности при составлении плана и заданий экскурсий, связанные с особенностями местоности своего региона. Предлагаю цикл экскурсий, расчитанных на степную зону Краснодраского края. Данные экскурсии можно полноценно провести на территории любого школьного двора или ближайшем сквере.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Цикл экскурсий на уроках биологии в 6 классе
Экскурсия № 1
Тема: | |
Цель: | |
Задачи: |
Задание
- Этап – Разработка экскурсии
- Постановка цели и задач
- Этап – Проведение экскурсии
- Этап – Рефлексия
Экскурсия № 2
Задание
- Этап – Разработка экскурсии
- Постановка цели и задач
- Разработка маршрута экскурсии
- Этап – Проведение экскурсии
- Организационный момент. Инструктаж по ТБ, правила поведения в природе.
- Выдать учащимся карточки – задания.
- Проведение экскурсии – Движение по маршруту
Опять погода стужей дышит,
Зато на окнах, сквозь лучи,
Мороз опять узоры пишет
Своей серебряной парчи.
4. Поведение итогов экскурсии. Обобщение увиденного. Выводы.
- Этап – Рефлексия
- Несколько учеников зачитывают свои отчеты (все сдают на проверку)
Экскурсия № 3
Задание
Душистый колос | Птичья гречиха, спорыш | Ежа сборная | Клевер ползучий (белый) | Подорожник большой | Ромашка пахучая |
4. Оформите гербарии растений, собранных на экскурсии.
5. Подберите загадки о нескольких из собранных вами растений.
- Этап – Разработка экскурсии
- Постановка цели и задач
- Разработка маршрута экскурсии
- Этап – Проведение экскурсии
- Организационный момент. Инструктаж по ТБ, правила поведения в природе.
- Объяснить требования к выполнению отчета по проведенной экскурсии
- Проведение экскурсии – Движение по маршруту
6. Поведение итогов экскурсии. Обобщение увиденного. Выводы.
- Этап – Рефлексия
Рассматриваем приготовленные учениками гербарии. Выбираем наиболее удачные и составляем общую папку «Растения степной зоны Краснодарского края, произрастающие в школьном парке»
Учащиеся загадывают друг другу приготовленные загадки.
Экскурсия № 4
Тема: | Природное сообщество и человек |
Цель: | Познакомить учащихся со структурой природного сообщества и отразить роль человека в жизни биологических систем. |
Задачи: |
Задание
- Этап – Разработка экскурсии
- Постановка цели и задач
- Разработка маршрута экскурсии
- Этап – Проведение экскурсии
- Организационный момент. Инструктаж по ТБ, правила поведения в природе.
- Выдать учащимся карточки – задания.
- Объяснить требования к выполнению отчета по проведенной экскурсии
- Проведение экскурсии – Движение по маршруту
- Какие деревья произрастают в данном сообществе?
- Перечислить названия кустарников.
- Какие травянистые растения встречаются в данном сообществе?
- Какие споровые растения обитают в данном сообществе (мхи, лишайники, возможно грибы)?
- Какие организмы симбионты есть в данном биоценозе?
- Встречаются ли в этом сообществе редкие и охраняемые растения?
- Что растет у самой земли?
- Поведение итогов экскурсии. Обобщение увиденного. Выводы.
- Этап – Рефлексия
- Несколько учеников зачитывают свои отчеты (все сдают на проверку)
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Экскурсии на уроках биологии Учитель биологии МОУ СОШ № 3 Марина Е.В.
6 класс Экскурсия № 1 Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных Экскурсия №2 Зимние явления в жизни растений Экскурсия № 3 Мир растений малой Родины Экскурсия № 4 Природное сообщество и человек
Золотистою долиной Ты уходишь, нем и дик. Тает в небе журавлиный Удаляющийся крик. Замер, кажется в зените Грустный голос, долгий звук. Бесконечно тянет нити Торжествующий паук. А.Блок Экскурсия № 1 Тема: Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных. Цель: Показать многообразие живых организмов на примере школьного парка, осенние явления в жизни растений и животных в климатических условиях Краснодарского края Задачи: Научить проводить фенологические наблюдения, выделять сезонные изменения в природе, жизни растений, наблюдать связь растений и животных с окружающей средой; Показать многообразие растений и животных; Воспитывать бережное отношение к природе
Задание Какие растения вам встретились? Какие изменилась их жизнь с наступлением осени? Выясните, у каких растений листья опадают раньше, а у каких позже. В чем особенность листопада у различных растений? Рассмотрите, найденные во время экскурсии плоды и семена. Выделите особенности их строения и способы распространения. Какие животные вам встретились? Как изменилась их жизнь с наступлением осени?
Экскурсия № 2 Тема: Зимние явления в жизни растений Цель: Выявить изменения в жизни растений, связанные с наступлением зимы на примере растений школьного парка. Задачи: Показать на конкретных примерах взаимосвязь организма со средой; определит влияние факторов среды на рост и развитие растений; развивать умения учащихся проводить самостоятельные наблюдения в природе; проводить работу по эстетическому и экологическому воспитанию учащихся.
«Тихо падают белые снежинки, это бесшумное движение белых мыслей вдоль неподвижного. Какие собраны сюда блаженства!» М.Пришвин Задание Назовите деревья и кустарники, рассмотренные вами во время экскурсии. Опишите форму кроны березы, липы, дуба. Опишите особенности коры различных деревьев: тополя, березы, дуба. Зарисуйте побеги клена, каштана, тополя, дуба. Обратите внимание на расположение почек на стебле. Отметьте в чем их приспособленность к перезимовке. Назовите увиденные вами вечнозеленые растения. Отметьте приспособленность этих растений к зимним температурам. Подберите наиболее понравившееся вам стихотворение, загадку или пословицу о зимней природе.
Экскурсия № 3 Тема: Мир растений малой Родины Цель: Начать знакомство учащихся с растительным миром Краснодарского края на примере школьного парка Задачи: Познакомит учащихся с видовым разнообразием растений школьного парка; научить отличать некоторые виды растений, произрастающие на Кубани и характерные для данного региона; научить делать гербарии травянистых растений и листьев деревьев; воспитывать у учащихся бережное отношение к природе родного края.
Спокойно небо голубое; Одно в бездонной глубине Сияет солнце золотое Над степью в радужном огне; Горячий ветер наклоняет Траву волнистую к земле, И даль в полупрозрачной мгле, Как в млечном море, утопает; И над душистою травой, Палящим солнцем разреженный, Струится воздух благовонный Неосязаемой волной. Экскурсия № 4 Тема: Природное сообщество и человек Цель: Познакомить учащихся со структурой природного сообщества и отразить роль человека в жизни биологических систем. Задачи: Познакомить учащихся с местными растительными сообществами, их видовым разнообразием; Закрепить знания о взаимосвязи растений с условиями внешней среды; Познакомить с многообразием дикорастущих растений, их приспособленностью к обитанию в сообществе; Показать влияние деятельности человека на растения сообщества.
Задание 1. Опишите сообщество школьного парка по плану: 1) Какие деревья произрастают в данном сообществе? 2)Перечислить названия кустарников. 3) Какие травянистые растения встречаются в данном сообществе? 4) Какие споровые растения обитают в данном сообществе (мхи, лишайники, возможно грибы)? 5) Какие организмы симбионты есть в данном биоценозе? 6) Встречаются ли в этом сообществе редкие и охраняемые растения? 2. Составьте природоохранную памятку «Как вести себя во время пребывания на природе»
Предварительный просмотр:
6 класс
Экскурсия № 1
Тема: | Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных. |
Цель: | Показать многообразие живых организмов на примере школьного парка, осенние явления в жизни растений и животных в климатических условиях Краснодарского края |
Задачи: |
|
Задание
- Какие растения вам встретились? Какие изменилась их жизнь с наступлением осени?
- Выясните, у каких растений листья опадают раньше, а у каких позже. В чем особенность листопада у различных растений?
- Рассмотрите, найденные во время экскурсии плоды и семена. Выделите особенности их строения и способы распространения.
- Какие животные вам встретились? Как изменилась их жизнь с наступлением осени?
- Этап – Разработка экскурсии
- Постановка цели и задач
- Разработка маршрута экскурсии
- Этап – Проведение экскурсии
- Организационный момент. Инструктаж по ТБ, правила поведения в природе.
- Выдать учащимся карточки – задания. Объяснить требования к выполнению отчеты по проведенной экскурсии
- Проведение экскурсии – Движение по маршруту
- Учащиеся с учителем выходят в школьный парк. При помощи учителя дети делают вывод о смене времен года, описывают погодные изменения, связанные с этим временем года. Называют приметы, по которым смогли определить наступление осени.
- Осмотреть территорию школьного парка. Обратить внимание на разнообразие растительных форм: деревья, кустарники, травянистые растения. Дети при помощи учителя называют известные им виды растений. Обратить внимание на отличия хвойных и лиственных растений.
- Проанализировать протекания листопада у различных растений. Рассмотреть листья. Сравнить листья деревьев, их размер, окраску.
- Дети собирают плоды и семена. Определяют их видовую принадлежность. Вместе с учителем описать особенности их строения и распространения.
- Обратить внимание учащихся на животных, встречающихся на маршруте. Обсудить чем они заняты. Как изменилась их жизнь с наступлением осени?
- Поведение итогов экскурсии. Обобщение увиденного. Выводы.
- Этап – Рефлексия
- Несколько учеников зачитывают свои отчеты (все сдают на проверку)
- Обсуждение представленных творческих работ.
- Обратить внимание на стенд «Фенологический календарь». Сделать вывод о фенологических изменениях в жизни растений и животных, обратив особое внимание на климатические условия Краснодарского края.
Предварительный просмотр:
6 класс
Экскурсия № 2
Задание
- Назовите деревья и кустарники, рассмотренные вами во время экскурсии.
- Опишите форму кроны березы, липы, дуба.
- Опишите особенности коры различных деревьев: тополя, березы, дуба.
- Зарисуйте побеги клена, каштана, тополя, дуба. Обратите внимание на расположение почек на стебле. Отметьте в чем их приспособленность к перезимовке.
- Назовите увиденные вами вечнозеленые растения. Отметьте приспособленность этих растений к зимним температурам.
- Подберите наиболее понравившееся вам стихотворение, загадку или пословицу о зимней природе.
- Этап – Разработка экскурсии
- Постановка цели и задач
- Разработка маршрута экскурсии
- Этап – Проведение экскурсии
- Организационный момент. Инструктаж по ТБ, правила поведения в природе.
- Проведение экскурсии – Движение по маршруту
- Предложить детям посмотреть вокруг и рассказать, в чем проявляется зимняя красота в природе. По каким климатическим изменениям мы узнаем о наступление зимы? В чем особенность этого времени года в нашем регионе? Какие видимые изменения произошли в жизни растений?
Опять погода стужей дышит,
Зато на окнах, сквозь лучи,
Мороз опять узоры пишет
Своей серебряной парчи.
- Предложить детям определить, по каким признакам мы можем узнать деревья, когда с них опали все листья. Рассмотреть особенности кроны березы, липы, дуба.
У березы боковые побеги многократно ветвятся. Однолетние побеги тонкие и обычно свисают вниз, поэтому береза принимает своеобразную поникшую форму. У липы боковые побеги отходят от ствола под углом вниз, а на концах ветви приподнимаются. Такое ветвление придает кроне липы овальную форму. У дуба форма кроны округлая, раскидистая, что также зависит от расположения боковых ветвей.
- Рассмотреть кору деревьев. Отметить, что по цвету и структуре коры тоже можно «узнать» дерево.
У дуба кора темная, почти черная, но с глубокими трещинами – бороздами. У тополя кора молодых веток серо-зеленая, а на более старом стволе – серо-бурая. Кору березы каждый из нас знает с самого детства. Белая, слоящаяся с глубокими черными бороздами.
- Рассмотреть с учащимися побеги деревьев, предоставив им возможность самостоятельно называть цвет побегов, расположение почек на стебле, наличие и особенности строения почечных чешуек (дети делают записи и наброски в блокноты).
- Рассмотреть вечнозеленые растения: Ель обыкновенная, Голубая ель. В чем их отличия. Обсудит на примере данных деревьев приспособленность хвойных растений к погодным условиям зимы.
- Поведение итогов экскурсии. Обобщение увиденного. Выводы.
- Этап – Рефлексия
- Несколько учеников зачитывают свои отчеты (все сдают на проверку)
- Сравниванием свои наблюдения с «Фенологическим календарем»
- Слушаем выступления учащихся: стихи, пословицы, загадки о зимней природе. Делаем вывод об особенностях зимнего времени года в Краснодарском крае.
Предварительный просмотр:
6 класс
Экскурсия № 3
Задание
- Перечислите рассмотренные вами на экскурсии растения.
- Какие деревья растут в школьном парке? Изготовьте гербарий коллекции листьев различных деревьев.
- Определите при помощи рисунков и собственного опыта, собранные вами растения, если найденного вами растения нет на этом рисунке, воспользуйтесь справочником-определителем или помощью учителя.
Ежа сборная
Клевер ползучий (белый)
Подорожник большой
Ромашка пахучая
- Оформите гербарии растений, собранных на экскурсии.
- Подберите загадки о нескольких из собранных вами растений.
- Этап – Разработка экскурсии
- Постановка цели и задач
- Разработка маршрута экскурсии
- Этап – Проведение экскурсии
- Организационный момент. Инструктаж по ТБ, правила поведения в природе.
- Выдать учащимся карточки – задания.
- Объяснить требования к выполнению отчета по проведенной экскурсии
- Рассказать учащимся о правилах изготовления гербариев травянистых растений и листьев деревьев.
- Проведение экскурсии – Движение по маршруту
- Вступительное слово учителя посвящено климатическим особенностям стеной зоны Краснодарского края.
- Рассматриваем вместе с учащимися деревья школьного парка. Дети их называют и собирают листья для гербария.
- Предложить детям внимательно рассмотреть травянистые растения школьного парка. Помочь детям определить их видовую принадлежность и собрать материал для гербария.
- Поведение итогов экскурсии. Обобщение увиденного. Выводы.
Основную часть территории Краснодарского края занимает степная зона. Большинство растений, представленных в школьном парке, являются типичными представителями степи.
Задачи:
- Познакомить учащихся с местными растительными сообществами, их видовым разнообразием;
- Закрепить знания о взаимосвязи растений с условиями внешней среды;
- Познакомить с многообразием дикорастущих растений, их приспособленностью к обитанию в сообществе;
- Показать влияние деятельности человека на растения сообщества.
Задание
- Опишите сообщество школьного парка по плану:
- Какие деревья произрастают в данном сообществе?
- Перечислить названия кустарников.
- Какие травянистые растения встречаются в данном сообществе?
- Какие споровые растения обитают в данном сообществе (мхи, лишайники, возможно грибы)?
- Какие организмы симбионты есть в данном биоценозе?
- Встречаются ли в этом сообществе редкие и охраняемые растения?
- Составьте природоохранную памятку «Как вести себя во время пребывания на природе»
- Этап – Разработка экскурсии
- Постановка цели и задач
- Разработка маршрута экскурсии
- Этап – Проведение экскурсии
- Организационный момент. Инструктаж по ТБ, правила поведения в природе.
- Выдать учащимся карточки – задания.
- Объяснить требования к выполнению отчета по проведенной экскурсии
- Проведение экскурсии – Движение по маршруту
- Обратить внимание учащихся на изменения, произошедшие с деревьями, кустарниками, травами. Рассмотреть вместе с детьми цветущие растения, предложить назвать их.
- Предложить детям объяснить, как осуществляется рост, питание, цветение этих растений.
- Изучение сообществ происходит по плану:
- Какие деревья произрастают в данном сообществе?
- Перечислить названия кустарников.
- Какие травянистые растения встречаются в данном сообществе?
- Какие споровые растения обитают в данном сообществе (мхи, лишайники, возможно грибы)?
- Какие организмы симбионты есть в данном биоценозе?
- Встречаются ли в этом сообществе редкие и охраняемые растения?
- Совместно с учащимися разработать положения природоохранной памятки «Как вести себя во время пребывания на природе».
- Беседа предложенным учителем вопросам:
- Как бы вы назвали данное растительное сообщество и почему? (уточнить название фитоценоза, используя принцип: название экосистемы определяет господствующая растительность местности)
- Определить, к какому типу относится почка данного участка. Есть ли взаимосвязь между типами почвы и растительностью?
- Какие породы деревьев произрастают в сообществе?
- Есть ли кустарники, как они расположены относительно деревьев?
- Что растет у самой земли?
- В чем причина именно такого расположения растений в фитоценозе?
- Поведение итогов экскурсии. Обобщение увиденного. Выводы.
Мы сегодня наблюдали жизнь растений в фитоценозе. А что должен делать человек, чтобы не мешать жизни растений в растительных сообществах? К чему может привести неконтролируемая деятельность человека в фитоценозах?
- Этап – Рефлексия
- Несколько учеников зачитывают свои отчеты (все сдают на проверку)
- Выбираем самую полную природоохранную памятку «Как вести себя во время пребывания на природе» и закрепляем ее на стенде.
- Совместно с учащимися сделать вывод о влиянии человека на жизнь биоценозов.
Одной из важнейших задач образовательной школы является ознакомление с явлениями природы в целом, включая основные явления и законы живой и неживой природы. Все эти области должны в большей или меньшей мере подлежать изучению в школе, причем в конечном результате необходимо создать представление о неразрывной связи между всеми доступными исследованию областями о совокупности окружающего нас мира явлений. В этом отношении экскурсии, конечно, стоят на первом месте как могучие средство для создания полных, всесторонних предметных представлений об окружающих нас явлениях .
Преподавание биологии немыслимо без проведения экскурсий. Непосредственные наблюдения за природными явлениями под руководством учителя способствуют формированию у учащихся первых и, главное, правильных представлений о материальности мира, о взаимосвязях и развитии компонентов любого природного комплекса, о природных богатствах и их значении в народном хозяйстве .
Формирование прочных знаний, умений и навыков экологически целесообразного поведения в природе, этических норм и правил отношения к окружающей природной среде невозможно в рамках теоретического знакомства с биологическими объектами и явлениями.
Далеко не все задачи, стоящие перед школьным биологическим образованием могут быть решены на уроке. В рамках задач биологического образования выделяют специфические задачи, которые ставятся именно перед школьной экологической экскурсией. К ним относятся обучающие, развивающие и воспитательные задачи.
Экскурсия как форма организации процесса обучения несет в себе огромный образовательный потенциал. Ранее полученные понятия об отдельных организмах и явлениях в ходе экскурсии сливаются в более широкое понятие о природе. Наблюдение природных объектов в их естественных условиях позволяет учащимся их познавать, привлекая знания из других дисциплин. Это способствует формированию у школьников целостной картины мира. Знания об объектах живой природы, полученные на уроках, расширяются и углубляются во время экскурсии. При непосредственном изучении школьниками биологических объектов в природе или в музейной экспозиции важным результатом является уточнение понятий о данных объектах.
Велика роль экскурсий и в восприятии целостности природы, понимании сложных взаимодействий между ее различными элементами.
Значительной представляется нам и роль экскурсий в решении развивающих задач.
Учащиеся овладевают на уроках анализом и синтезом сложных, но схематизированных и идеализированных объектов и явлений. При этом, если не обращаться к действительности, у учащихся может создаться представление, что наблюдаемые и изучаемые ими явления происходят только в классе и только при наличии специальных приборов. Восполнить этот пробел можно, выйдя за пределы класса и школы путем организации экскурсий в природу, которые являются наиболее управляемой и информационно богатой формой изучения реальных объектов природы.
Особенностью экскурсий является возможность активного познания живых объектов, входящих в природные сообщества. Создаются условия для формирования умений ориентироваться на местности, выявлять сложные связи в природе, а также изучать сезонные изменения в природе.
Школьники учатся находить и различать биологические объекты по заданиям учителя, анализировать, сравнивать и сопоставлять явления природы, приобретают навыки натуралистической работы, навыки элементарного научного исследования. Знания, приобретенные на основе самостоятельных работ учащихся во время экскурсии (наблюдений, экспериментов), наиболее прочно удерживаются в памяти .
Работа с определителями растений и животных на экскурсиях способствует формированию умения определять виды живых организмов.
Также на экскурсиях приобретаются навыки исследовательской деятельности в природе, такие как: планирование и ведение наблюдений, составление описаний объектов живой природы (ландшафтов, растений, животных), прогнозирование результатов.
На экскурсиях могут быть собраны материалы (натуральные объекты, их описания, результаты проведенных наблюдений, рисунки и схемы), которые будут нужны в классе, для внеурочных работ и на внеклассных занятиях. При этом приобретаются навыки сбора растений, работы на учебно-опытном участке, навыки коллекционирования и гербаризации. Материалы, собранные на экскурсии (наглядные пособия, дидактический материал, результаты наблюдений) обязательно реализуются на последующих уроках.
Кроме того, на экскурсии учащиеся знакомятся с некоторыми приемами природоохранной деятельности: рациональным планированием территории с целью защиты растительных сообществ от факторов загрязнения и вытаптывания, с посадками леса (видовым составом, состоянием растений). При условии грамотной организации экскурсий во взаимосвязи с системой других форм обучения, значение экскурсий еще более расширяется. Это происходит за счет того, что знания, умения и навыки, приобретенные на экскурсии, могут найти применение на последующих уроках по данной и по другим темам.
Непосредственное соприкосновение с природой, познание ее явлений позволяет не только сформировать у учащихся конкретные знания и умения, но имеет и большое воспитательное значение.
На биологических экскурсиях, по возможности, необходимо вовлекать школьников в посильные для них практические дела по охране местных природных ресурсов. Например, озеленение пришкольной территории, сквера, уход за растениями, уборка территории .
Велика роль экскурсий и в восприятии целостности природы, ее сложных взаимодействий. Изучение вопросов экологии имеет большое значение для эстетического воспитания учащихся. На экскурсии в природу учитель обращает внимание учащихся на красоту ландшафтов, отдельных видов растений и животных, на гармонию природы. Воспитание эстетических чувств, мировоззрения, мышления, приобретение умений наблюдать в природе - все эти возможности используются при проведении экскурсий.
Важно также отметить, что экскурсии воспитывают коллектив учащихся в иной, отличной от школьной, обстановке и в процессе познавательной совместной деятельности .
Одной из самых значительных представляется нам роль экскурсий в повышении познавательного интереса учащихся к дисциплинам биологического цикла. Эмоциональное восприятие учащимися натуральных объектов, изучаемых в ходе экскурсии, всестороннее их исследование, знакомство с новыми, иногда неожиданными для школьников, свойствами объектов, стимулирует развитие познавательного интереса, способствует их привлечению к познавательной деятельности. Чрезвычайно ценно и то, что осознание познавательных интересов учащихся позволяет им оказывать предпочтение учебным задачам более сложного характера, к чему они стремятся при свободном выборе, в естественной и экспериментальной ситуациях.
Значимой является также профориентационная роль экскурсий. На экскурсиях или их фрагментах с элементами профориентации в девятых классах претворяются в жизнь такие содержательные компоненты профориентационной работы, как профессиональное просвещение, профессиональное воспитание и профессиональная адаптация.
Еще К.П. Ягодовский писал : «Главная цель всякой естественно исторической экскурсии должна заключаться не в том, чтобы показать ученикам и заставить их запомнить вид и названия нескольких десятков живых существ, и не в том, чтобы научить их отыскивать и описывать морфологические и биологические особенности отдельного животного или растительного организма, а в том, чтобы показать им и научить их видеть жизнь природы, ввести их в понимание биологических процессов. Не на отдельный организм нужно обращать внимание экскурсантов, а на явление общего характера, причем отдельные организмы являются только примерами, иллюстрирующими данные явления. Только при этом непременном условии мы можем достигнуть того, что наши ученики будут представлять себе жизнь окружающей природы в виде ряда тесно связанных явлений, а не в виде отдельных существ, отличающихся теми или иными удивительными особенностями» .В ходе проведенного анализа методической, педагогической и психологической литературы нами было выяснено место и значение экскурсий как формы организации учебно-воспитательного процесса по биологии, а именно:
В системе форм обучения биологии экскурсии занимают важное место, являясь эффективной и незаменимой формой организации учебно-воспитательного процесса. Содержание экскурсий имеет непосредственную связь с пройденным на предшествующих уроках материалом, и, в то же время, полученные в ходе экскурсии представления и знания, результаты наблюдений, а также собранный натуральный материал, могут быть использованы на многих последующих уроках, а также во внеурочной работе и на внеклассных занятиях.
Экскурсии в процессе обучения биологии решают важные образовательные, развивающие и воспитательные задачи: формирование системы биологических знаний, развитие предметных умений и навыков, умений сравнивать, обобщать, анализировать, а также воспитание бережного отношения к природе.
Экскурсия как форма обучения характеризуется определенными признаками. Она имеет свою четкую структуру, которая включает несколько этапов: подготовку, проведение и заключение. В методике разработан целый ряд требований к подготовке и проведению школьных биологических экскурсий.
РАЗРАБОТКА УРОКОВ - ЭКСКУРСИЙ ПО БИОЛОГИИ 6 класс Курлыкова Н.Н., учитель биология Экскурсия № 1 Тема: Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных. Цель: Показать многообразие живых организмов на примере школьного парка, осенние явления в жизни растений и животных в климатических условиях Муромского края Задачи: Научить проводить фенологические наблюдения, выделять сезонные изменения в природе, жизни растений, наблюдать связь растений и животных с окружающей средой; Показать многообразие растений и животных; Воспитывать бережное отношение к природе Задание 1. Какие растения вам встретились? Какие изменилась их жизнь с наступлением осени? 2. Выясните, у каких растений листья опадают раньше, а у каких позже. В чем особенность листопада у различных растений? 3. Рассмотрите, найденные во время экскурсии плоды и семена. Выделите особенности их строения и способы распространения. 4. Какие животные вам встретились? Как изменилась их жизнь с наступлением осени? I. Этап – Разработка экскурсии 1. Постановка цели и задач 2. Разработка маршрута экскурсии II. Этап – Проведение экскурсии 1. Организационный момент. Инструктаж по ТБ, правила поведения в природе. 2. Выдать учащимся карточки – задания. Объяснить требования к выполнению отчеты по проведенной экскурсии 3. Проведение экскурсии – Движение по маршруту 1) Учащиеся с учителем выходят в школьный парк. При помощи учителя дети делают вывод о смене времен года, описывают погодные изменения, связанные с этим временем года. Называют приметы, по которым смогли определить наступление осени. 2) Осмотреть территорию школьного парка. Обратить внимание на разнообразие растительных форм: деревья, кустарники, травянистые растения. Дети при помощи учителя называют известные им виды растений. Обратить внимание на отличия хвойных и лиственных растений. 3) Проанализировать протекания листопада у различных растений. Рассмотреть листья. Сравнить листья деревьев, их размер, окраску. 4) Дети собирают плоды и семена. Определяют их видовую принадлежность. Вместе с учителем описать особенности их строения и распространения. 5) Обратить внимание учащихся на животных, встречающихся на маршруте. Обсудить чем они заняты. Как изменилась их жизнь с наступлением осени? 4. Поведение итогов экскурсии. Обобщение увиденного. Выводы. III. Этап – Рефлексия 1. Несколько учеников зачитывают свои отчеты (все сдают на проверку) 2. Обсуждение представленных творческих работ. 3. Обратить внимание на стенд «Фенологический календарь». Сделать вывод о фенологических изменениях в жизни растений и животных, обратив особое внимание на климатические условия Муромского края. Экскурсия № 2 Тема: Зимние явления в жизни растений Цель: Выявить изменения в жизни растений, связанные с наступлением зимы на примере растений школьного парка. Задачи: Показать на конкретных примерах взаимосвязь организма со средой; определит влияние факторов среды на рост и развитие растений; развивать умения учащихся проводить самостоятельные наблюдения в природе; проводить работу по эстетическому и экологическому воспитанию учащихся. Задание 1. Назовите деревья и кустарники, рассмотренные вами во время экскурсии. 2. Опишите форму кроны березы, липы, дуба. 3. Опишите особенности коры различных деревьев: тополя, березы, дуба. 4. Зарисуйте побеги клена, каштана, тополя, дуба. Обратите внимание на расположение почек на стебле. Отметьте в чем их приспособленность к перезимовке. 5. Назовите увиденные вами вечнозеленые растения. Отметьте приспособленность этих растений к зимним температурам. 6. Подберите наиболее понравившееся вам стихотворение, загадку или пословицу о зимней природе. IV. Этап – Разработка экскурсии 1. Постановка цели и задач 2. Разработка маршрута экскурсии V. Этап – Проведение экскурсии 5. Организационный момент. Инструктаж по ТБ, правила поведения в природе. 6. Выдать учащимся карточки – задания. Объяснить требования к выполнению отчета по проведенной экскурсии 7. Проведение экскурсии – Движение по маршруту 1) Предложить детям посмотреть вокруг и рассказать, в чем проявляется зимняя красота в природе. По каким климатическим изменениям мы узнаем о наступление зимы? В чем особенность этого времени года в нашем регионе? Какие видимые изменения произошли в жизни растений? Опять погода стужей дышит, Зато на окнах, сквозь лучи, Мороз опять узоры пишет Своей серебряной парчи. 2) Предложить детям определить, по каким признакам мы можем узнать деревья, когда с них опали все листья. Рассмотреть особенности кроны березы, липы, дуба. У березы боковые побеги многократно ветвятся. Однолетние побеги тонкие и обычно свисают вниз, поэтому береза принимает своеобразную поникшую форму. У липы боковые побеги отходят от ствола под углом вниз, а на концах ветви приподнимаются. Такое ветвление придает кроне липы овальную форму. У дуба форма кроны округлая, раскидистая, что также зависит от расположения боковых ветвей. 3) Рассмотреть кору деревьев. Отметить, что по цвету и структуре коры тоже можно «узнать» дерево. У дуба кора темная, почти черная, но с глубокими трещинами – бороздами. У тополя кора молодых веток серо-зеленая, а на более старом стволе – серо-бурая. Кору березы каждый из нас знает с самого детства. Белая, слоящаяся с глубокими черными бороздами. 4) Рассмотреть с учащимися побеги деревьев, предоставив им возможность самостоятельно называть цвет побегов, расположение почек на стебле, наличие и особенности строения почечных чешуек (дети делают записи и наброски в блокноты). 5) Рассмотреть вечнозеленые растения: Ель обыкновенная, Голубая ель. В чем их отличия. Обсудит на примере данных деревьев приспособленность хвойных растений к погодным условиям зимы. 8. Поведение итогов экскурсии. Обобщение увиденного. Выводы. VI. Этап – Рефлексия 4. Несколько учеников зачитывают свои отчеты (все сдают на проверку) 5. Сравниванием свои наблюдения с «Фенологическим календарем» Слушаем выступления учащихся: стихи, пословицы, загадки о зимней природе. Делаем вывод об особенностях зимнего времени года в Муромском крае Экскурсия № 3 Тема: Мир растений малой Родины Цель: Начать знакомство учащихся с растительным миром Краснодарского края на примере школьного парка Задачи: Познакомит учащихся с видовым разнообразием растений школьного парка; научить отличать некоторые виды растений научить делать гербарии травянистых растений и листьев деревьев; воспитывать у учащихся бережное отношение к природе родного края. Задание 1. Перечислите рассмотренные вами на экскурсии растения. 2. Какие деревья растут в школьном парке? Изготовьте гербарий коллекции листьев различных деревьев. 3. Определите при помощи рисунков и собственного опыта, собранные вами растения, если найденного вами растения нет на этом рисунке, воспользуйтесь справочником-определителем или помощью учителя. Душистый колос Птичья гречиха, спорыш Ежа сборная Клевер ползучий (белый) Подорожник большой Ромашка пахучая 4. Оформите гербарии растений, собранных на экскурсии. 5. Подберите загадки о нескольких из собранных вами растений. VII. Этап – Разработка экскурсии 3. Постановка цели и задач 4. Разработка маршрута экскурсии VIII. Этап – Проведение экскурсии 9. Организационный момент. Инструктаж по ТБ, правила поведения в природе. 10. Выдать учащимся карточки – задания. 11. Объяснить требования к выполнению отчета по проведенной экскурсии 12. Рассказать учащимся о правилах изготовления гербариев травянистых растений и листьев деревьев. 13. Проведение экскурсии – Движение по маршруту 1) Вступительное слово учителя посвящено климатическим особенностям стеной зоны Краснодарского края. 2) Рассматриваем вместе с учащимися деревья школьного парка. Дети их называют и собирают листья для гербария. 3) Предложить детям внимательно рассмотреть травянистые растения школьного парка. Помочь детям определить их видовую принадлежность и собрать материал для гербария. 14. Поведение итогов экскурсии. Обобщение увиденного. Выводы. Основную часть территории Муромского края занимает лесная зона. Большинство растений, представленных в школьном парке, являются типичными представителями природной зоны. IX. Этап – Рефлексия 6. Рассматриваем приготовленные учениками гербарии. Выбираем наиболее удачные и составляем общую папку «Растения Муромского края, произрастающие в школьном парке» 7. Учащиеся загадывают друг другу приготовленные загадки. Экскурсия № 4 Тема: Природное сообщество и человек Цель: Познакомить учащихся со структурой природного сообщества и отразить роль человека в жизни биологических систем. Задачи: Познакомить учащихся с местными растительными сообществами, их видовым разнообразием; Закрепить знания о взаимосвязи растений с условиями внешней среды; Познакомить с многообразием дикорастущих растений, их приспособленностью к обитанию в сообществе; Показать влияние деятельности человека на растения сообщества. Задание 1. Опишите сообщество школьного парка по плану: 1) Какие деревья произрастают в данном сообществе? 2) Перечислить названия кустарников. 3) Какие травянистые растения встречаются в данном сообществе? 4) Какие споровые растения обитают в данном сообществе (мхи, лишайники, возможно грибы)? 5) Какие организмы симбионты есть в данном биоценозе? 6) Встречаются ли в этом сообществе редкие и охраняемые растения? 2. Составьте природоохранную памятку «Как вести себя во время пребывания на природе» I. Этап – Разработка экскурсии 1. Постановка цели и задач 2. Разработка маршрута экскурсии II. Этап – Проведение экскурсии 1. Организационный момент. Инструктаж по ТБ, правила поведения в природе. 2. Выдать учащимся карточки – задания. 3. Объяснить требования к выполнению отчета по проведенной экскурсии 4. Проведение экскурсии – Движение по маршруту 1) Обратить внимание учащихся на изменения, произошедшие с деревьями, кустарниками, травами. Рассмотреть вместе с детьми цветущие растения, предложить назвать их. 2) Предложить детям объяснить, как осуществляется рост, питание, цветение этих растений. 3) Изучение сообществ происходит по плану: Какие деревья произрастают в данном сообществе? Перечислить названия кустарников. Какие травянистые растения встречаются в данном сообществе? Какие споровые растения обитают в данном сообществе (мхи, лишайники, возможно грибы)? Какие организмы симбионты есть в данном биоценозе? Встречаются ли в этом сообществе редкие и охраняемые растения? 4) Совместно с учащимися разработать положения природоохранной памятки «Как вести себя во время пребывания на природе». 5) Беседа предложенным учителем вопросам: Как бы вы назвали данное растительное сообщество и почему? (уточнить название фитоценоза, используя принцип: название экосистемы определяет господствующая растительность местности) Определить, к какому типу относится почка данного участка. Есть ли взаимосвязь между типами почвы и растительностью? Какие породы деревьев произрастают в сообществе? Есть ли кустарники, как они расположены относительно деревьев? Что растет у самой земли? В чем причина именно такого расположения растений в фитоценозе? 5. Поведение итогов экскурсии. Обобщение увиденного. Выводы. Мы сегодня наблюдали жизнь растений в фитоценозе. А что должен делать человек, чтобы не мешать жизни растений в растительных сообществах? К чему может привести неконтролируемая деятельность человека в фитоценозах? III. Этап – Рефлексия a. Несколько учеников зачитывают свои отчеты (все сдают на проверку) b. Выбираем самую полную природоохранную памятку «Как вести себя во время пребывания на природе» и закрепляем ее на стенде. c. Совместно с учащимися сделать вывод о влиянии человека на жизнь биоценозов.
«Биологические экскурсии»
Введение
Преподавание биологии немыслимо без проведения экскурсий. Непосредственные наблюдения за природными явлениями под руководством учителя способствуют формированию первых представлений о материальности мира, о взаимосвязях и развитии компонентов любого природного комплекса, о природных богатствах.
Главная цель экскурсий заключается не в том, чтобы показать виды и названия нескольких десятков живых существ, не в том, чтобы научиться их отыскивать и описывать морфологические и биологические особенности отдельного животного или растительного организма, а в том, чтобы показать и научить видеть жизнь природы, видеть и понимать биологические процессы. Не на отдельный организм нужно обращать внимание, а на явления общего характера, причём отдельные организмы являются, только примерами, иллюстрирующими данное явление. Только при этом непременном условии можно достигнуть того, что мы будем представлять себе жизнь окружающей природы в виде ряда тесно связанных явлений, а не в виде отдельных существ, отличающихся теми или иными удивительными особенностями.
В своей работе я систематически провожу экскурсии. Позволяет мне это сделать очень удобное расположение и нашего посёлка и нашей школы. Берёзовый лес сразу за стенами школы, река Чулым - в 8 минутах ходьбы, река Берла ещё ближе, в центре села - пруд, в 10 минутах ходьбы - луг. Прекрасным объектом экскурсий является пришкольный участок. Так как экскурсии я провожу систематически, то у меня есть постоянные участки, которые стали базой для проведения не только осенних, но и всех сезонных экскурсий.
Систематические экскурсии дают хороший материал для воспитания эстетических чувств, материалистического мировоззрения, диалектического понимания экологических связей, единства и целостности природных комплексов.
«Экскурсионное дело в школе только тогда развернет в полноте свою воспи-тательную и образовательную силу, когда экскурсия будет не случайной и произвольной инициативой осо-бенно добросовестного и любящего свое дело препода-вателя, но неотъемлемой составной частью учебного пла-на школы»,— говорил Б. Е. Райков, определяя место экскурсии в обучении учащихся.
Для того, чтобы экскурсия прошла успешно необходимо соблюдаться следующие этапы:
1. подготовка к экскурсии
2. проведение экскурсии.
Подготовка к экскурсии.
Подготовиться к экскурсии вам помогут следующие рекомендации:
1. Помните, что экскурсия не прогулка, а обязательная часть учебных занятий.
2. Определите тему экскурсии, изучите место проведения ее, составьте план экскурсии.
3. Придерживайтесь темы экскурсии, не отвлекаясь на случайные вопросы.
4. Рассказывайте на экскурсии только о том, что можно показать.
5. Избе-гите длинных объяснений.
6. Не оставляйте экскурсан-тов только слушателями, привлекайте их к активной работе.
7. Не перегружайте экскурсантов новыми назва-ниями; они их забудут.
8. Умейте сконцентрировать вни-мание экскурсантов на нужном объекте.
9. Умейте вовре-мя прекратить экскурсию, не утомляя излишне учащихся.
10. Закрепите материал экскурсии в памяти учеников на наследующих уроках.
Каждая экскурсия органически входит в систему уроков темы, занимая определенное место в этой системе. Уроки подготавливают учащихся к экскурсии, а экскурсия расширяет и конкретизирует их знания. Нельзя забывать, что только правильно ор-ганизованные и строго продуманные экскурсии могут успешно решать учебно-воспитательные задачи.
Подготовка к экскурсии включает в себя
· Подготовка учителя к экскурсии
· Подготовка учащихся к экскурсии
Подготовка учителя к экскурсии.
За несколько дней до экскурсии учитель выбирает маршрут в том или ином ландшафте и проходит по нему, подбирая нужные объекты для изучения, места остановок для демонстрации этих объектов, для самостоятель-ных наблюдений учеников, обобщающей беседы. Эта работа учителя завершается составлением плана экскур-сии, в котором должны найти отражение следующие ос-новные разделы: задачи экскурсии по этапам, основные вопросы содержания и методы проведения экскурсии, маршрут и объекты для наблюдений, вопросы для вводной и обобщающей бесед. Учитель продумывает струк-туру экскурсии. В структуре, как внешнем проявлении логики учебного процесса, должны быть следующие обязательные части: задача или тема экскурсии, краткое введение в форме рассказа или беседы, самостоятельные работы учащихся, их отчеты, дополнительные сведения учителя, обобщающая беседа.
Подготовка учащихся к экскурсии.
Большое значение имеет подготовка учащихся к экскурсии. Они должны знать, что нужно увидеть в природе, на что обратить особое внимание, как наблю-дать. Предварительно учитель может показать схему маршрута экскурсии с целью ориентировки на местнос-ти и познакомить с требованиями к подготовке и пове-дению учащихся на экскурсии. Желатель-но каждому ученику (если в классе мало учеников) иметь блокноты, простые карандаши, лупу, метр. Школьни-ки должны подготовить для себя удобную обувь и одежду. Перед экскурсией необходимо убедить учащихся не шуметь, не бегать, не лазать без нужды по деревьям, не при-чинять вреда растениям, животным и экологической системе в целом.
Исходя из этой воспитательной позиции, учитель формирует у учащихся следующие правила поведения: отмечать, запоминать наиболее типичные растения, но не собирать их, наблюдать за бабочками, жуками, земноводными, но не ловить их. Птичьи гнезда не фото-графировать, чтобы не подвести к ним пернатого или наземного хищника, и, конечно, не брать их с собой. Учитель и учащиеся должны помнить о том, что мно-гие виды растений и животных, которые 20—30 лет тому назад были вполне обычными, сейчас стали ред-кими или исчезающими.
Проведение экскурсии.
Экскурсия начинается с определения природного ландшафта, в котором находятся учащиеся. Учитель дает краткую характеристику ланд-шафта— его основные черты. Внимание учащихся привлекают к типичным признакам данного сезона года. Тот или иной биоценоз и ландшафт в целом рассматривают в развитии, в процессе непрерывного изменения.
Не рекомендуется показывать школьникам каждое растение и встреченное животное. Достаточно обратить внимание на 10—15 видов фоновых растений и столько же характерных для данного ландшафта животных. Характеризуя биологию того или иного вида, его приспособленность к жизни в конкретных условиях среды, обратите внимание
учащихся на общую структуру всего биоценоза, на взаимные связи растений, животных, почвы. Это очень важно!
Во время экскурсии обратите внимание учащихся на своеобразие и красоту тех или иных участков при-роды в разные сезоны года, воспользуйтесь художест-венными образами из литературы и живописи. Русские писатели и художники любили природу, умели ее на-блюдать, увлекательно писали о ней и оставили пре-красные картины сезонной жизни различных ландшаф-тов. Конечно, при этом нужно соблюдать известную меру, чтобы не нарушить хода биологической экскур-сии.
Не превращайте экскурсию в урок с опросом уча-щихся по данной теме с комментариями учителя: экскур-сия должна сохранить свое содержание и специфику.
Непременная часть экскурсии — самостоятельные наблюдения каждого школьника. Учитель, составляя план экскурсии, определяет задания для самостоятель-ной работы (в виде нескольких вопросов, несложных табличек или карточек для записи конкретных наблюдений). Цель заданий— научить учащихся видеть про-исходящие в окружающей природе явления, понимать их, обращаться к самой природе для разрешения воз-никающих вопросов.
Задания должны быть доступны ученикам и пре-дусматривать сочетание репродуктивной и творческой познавательной деятельности. В задание включаются описание биотопа, в котором находится группа, опреде-ление живых объектов, их зарисовка, фотографирование. Во время самостоя-тельных наблюдений учитель контролирует работу детей. В установленное время ученики соби-раются вместе на итоговую беседу, во время которой рассказывают о наблюдениях и на-ходках, показывают собранный материал. Учитель об-ращает внимание учащихся на наиболее интересные наблюдения, объекты и обобщает сообщения учеников.
После экскурсии учащиеся обрабатывают собранный материал и составляют коллекции опавших листьев, семян, плодов, иллюстрирующих изменчивость различных признаков, приспособленность к определен-ным условиям жизни и т.п. Результаты экскурсии оформляются в форме отчета или отчетной таблицы.
Методика проведения экскурсий
ОСЕННИЕ ЯВЛЕНИЯ В ЖИЗНИ РАСТЕНИЙ
Задачи .
Образовательные : развивать у учащихся по-нятия о древесных, кустарниковых и травянистых расте-ниях, продолжительности их жизни, приспособленности растений к условиям окружающей среды: осенняя ок-раска листьев, листопад, осеннее цветение растений, рас-пространение плодов и семян, особенности внешнего строения цветковых растений разных мест обитания; отработать приемы фиксации наблюдений; формиро-вать общеучебное умение по оформлению письменного отчета об экскурсии.
Воспитательные : развивать научное мировоззрение, раскрывая при-чины наступления осенних явлений в жизни растений путем установления связей между ними и изменениями в окружающей среде (температура, влажность, долгота дня, облачность и др.); формировать у учащихся эсте-тическое восприятие природы и навыки поведения в естественных ландшафтах, ознакомить учащихся с пло-дами и семенами растений — кормом для зимующих птиц.
Оборудование : папка для герба-ризации листьев; задания, отпечатанные и наклеенные на картоне; дидактический материал с изображением деревьев и кустарников; полиэтиленовые мешочки.
Ход проведения экскурсии.
- Беседа по технике безопасности при проведении экскурсии и правилах поведения в природе.
- Постановка цели экскурсии: выяснить, как сезонные изменения по-годных условий влияют на жизнь растений осенью, и какие цветковые растения обитают в окружающей местности.
- Беседа о красоте окружающей природы(чтение 1-2 стихотворений о осени) и характерных приметах осени (летний зеленый наряд природы меняется на желтый, багряный, пурпурный; уменьшение светового дня, понижение температуры воздуха и т. д.).
- Самостоятельное выполнение заданий.
Первая карточка. В течение 15 мин обсле- дуйте отведенный участок леса. Выполните задания.
(Для работы отводятся разные участки леса. Это позволяет наиболее полно выявить видовой состав растений)
1. Выясните, какие древесные цветковые растения растут в данной местности. Соберите плоды, а также листья разной окраски, демонстрирующие постепенный переход от зеленой окраски к полному осеннему расцве-чиванию. Листья и плоды деревьев одного наименова-ния помещайте в один пакет.
2. Понаблюдайте за изменением окраски листьев у разных деревьев. Установите, где больше окрашенных листьев — в верхней части кроны или в нижней, в на-ружной или внутренней? Результаты наблюдений офор-мите в виде таблицы, пользуясь терминами «больше», «меньше», «много», «мало».
Части кроны
Название древесного растения
наружная
внутренняя
3. Понаблюдайте за листопадом. Попытайтесь потя-нуть зеленый лист; лист, начавший менять окраску; лист, полностью изменивший окраску. Сделайте записи об особенностях отделения зеленых листьев, начавших менять окраску и полностью изменивших ее.
4. Выясните, как влияют на внешний вид дерева(форма, размеры) разные условия его жизни. Найдите деревья одного вида, выросшие на открытом месте, на опушке и в лесу; сделайте схематический рисунок этих деревьев и соответствующие записи.
5. Обсуждение результатов. Дискуссия по вопросу: «Наступит ли осеннее явление в жизни березы, если она растет в теплице?». Вывод по выполненной работе.
6. Самостоятельное выполнение заданий.
Вторая карточка. В течение 10 мин обсле-дуйте отведенный участок леса. Выполните задания.
1. Выясните, какие кустарники растут в данной мести. Соберите плоды, сравните их с плодами деревьев. Почему у кустарников преобладают сочные плоды. Как распространяются плоды и семена кустарников?
2. Понаблюдайте, за изменением окраски листьев. Данные внесите в таблицу (неизвестное название спросите у учителя).
3. Определите, у кустарников или у деревьев раньше полностью расцвечиваются листья. С этой целью сравните степень расцвечивания листьев на одном участке деревьев и кустарников. Данные оформите в таблице; степень расцвечивания листьев обозначьте словами « больше», «меньше»
7. Обсуждение результатов. Вопросы для беседы: чем кустарник отличается от дерева? Какие осенние явления наблюдаются в жиз-ни кустарников? Как окрашены и как опадают листья у кустарников? Кустарники живут под кронами дере-вьев. Как это влияет на ход осенних явлений? Что об-щего в подготовке к зиме у кустарников и деревьев?
8. Совместная работа учителя и учащихся.
Вопрос «Как изменяется жизнь травянистых растений осенью».
(Выясняются отличительные особенно-стях внешнего строения травянистых растений, их мно-гообразии, продолжительности жизни, способах распро-странения семян, разных сроках цветения, о подготовке к зиме. Рассказ чередуется с самостоятельными наблю-дениями учащихся за способами распространения се-мян).
Итои экскурсии. Итоги экскурсии оформляются в виде письменного отчета. На оформление отводится 5-7 дней. Такой срок позволяет красочно и аккуратно оформить коллекцию плодов, гербарный лист и текст отчета.
ЖИЗНЬ РАСТЕНИЙ ВЕСНОЙ
Задачи .
Образовательные : развивать у учащихся по-нятия о взаимосвязях растительного организма с усло-виями окружающей среды, о наступивших изменениях в мире растений с приходом весны — цветении древес-ных и кустарниковых растений, цветении эфемеров, про-растании семян древесных растений; научить определять раннецветущие растения; развивать общеучебные уме-ния по оформлению письменного отчета об экскурсии.
Воспитательные : развивать научный взгляд на природу, показав причины раннего цветения древесных и травянистых растений и смены сезонных явлений в жизни растений; способствовать эстетическому воспитанию учащихся средствами при-роды и искусства; убедить учащихся бережно относить-ся к весенним эфемероидам, особенно страдающим от воздействия человека вблизи поселений человека; органи-зовать рейд «Подснежник»; учить не только пользовать-ся природой, но и восстанавливать ее богатства.
Ход проведения экскурсии.
1.Беседа по технике безопасности при проведении экскурсии и правилах поведения в природе.
2. Постановка цели экскурсии: познакомить учащихся с различными периодами весны, ее погодными особенностями, изменениями в растительном и животном мире, с красотой пробуждающейся природы, с вопросами ее охраны.
3. Беседа о красоте окружающей природы и характерных приметах весны
4. Самостоятельное выполнение заданий.
Первое задание . Отыскать в течение 10 минут заданное число видов (а не экземпляров) цветущих травянистых растений; определить их, не срывая. Оформить записи в блокноте в виде таблицы.
(Если дети затрудняются с названием растения, то им предлагаются карточки с изображением и названием первоцветов. Они находят интересующее их растение и правильно записывают название).
Вопросы для обсуждения после выполнения задания .
- Почему так быстро выросли и зацвели первоцветы?
- Какие органы этих растений располагают питательными веществами?
- Почему первоцветы « торопятся» цвести?
Второе задание. В течение 5 минут понаблюдайте за цветками раннецветущих растений, проследите за посещением их насекомыми и выясните, как происходит опыление.
Третье задание. Рассмотрите цветущие деревья и кустарники. Оформите записи в виде таблицы.
5. Подведение итогов. Учитель просматривает блокноты, находит красиво и правильно оформленные таблицы и демонстрирует их. Учащиеся вносят изменения в свои записи. Обсуждаются вопросы, возникшие у детей по ходу экскурсии, по выполняемым заданиям.
Об экскурсии учащиеся отчитываются письменно по плану: красота леса; значение леса в природе, народном хозяйстве, жизни человека; ботаническое название местного леса и его местонахождение; ярусное распо-ложение растений в лесу; схема, списки растений каж-дого яруса; описание условий жизни в каждом ярусе; характеристика приспособительных особенностей расте-ний каждого яруса; примеры доказательств, что лес — это взаимосвязанная и взаимообусловленная жизнь исторически сложившегося сочетания растений, живот-ных и микроорганизмов, влияющих на среду (почву, температуру, влажность); положительные и отрица-тельные примеры поведения человека в данном лесу; предложения по охране местного леса.
Учитель объявляет конкурс на лучший письменный отчет об экскурсии.