Некоторые почти все научно-педагогические работники (преподаватели) вузов, отработав норму преподавательской работы, покидают свои рабочие места. А некоторых ректоров некоторых российских вузиков ничему не научил эпик фэйл ректора дипакадемии МИД РФ В. Лаптева, который обязал весь профессорско-преподавательский состав высиживать все 36 часов в неделю в стенах вуза («Уволен ректор Дипломатической академии МИД РФ», КоммерсантЪ, 6 апреля 2011 года). И в некоторых вузах преподаватели таки обязаны пребывать все 36 часов в неделю. Администрация портала PhDRu попытается выяснить, насколько законно это требование…

Согласно статье 333 Трудового кодекса Российской Федерации, для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю. Приказ Министерства образования и науки РФ от 24 декабря 2010 г. N 2075 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников» в пункте 1 уточняет, что данное положение о 36-ти часовой рабочей неделе относится и к

работникам из числа профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений высшего профессионального образования и образовательных учреждений дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов.

При этом в Примечании к данному приказу отмечается, что:

Примечания.
1. Продолжительность рабочего времени педагогических работников включает преподавательскую (учебную) работу, воспитательную, а также другую педагогическую работу, предусмотренную квалификационными характеристиками по должностям и особенностями режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений, утвержденными в установленном порядке.

Согласно пункту 88 «Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении», утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. N 71:

Для работников высшего учебного заведения, осуществляющих педагогическую деятельность, - педагогических работников, устанавливаются сокращенная продолжительность рабочего времени – не более 36 часов в неделю и удлиненный ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 56 календарных дней.
Учебная нагрузка для педагогических работников устанавливается высшим учебным заведением самостоятельно в зависимости от их квалификации и профиля кафедры в размере до 900 часов в учебном году.

Данное типовое положение определяет максимальный предел учебной нагрузки, а конкретное количество часов учебной нагрузки для ассистентов, старших преподавателей, доцентов и профессоров определяет Коллективный договор между работниками и администрацией вуза.

Таким образом, в высших учебных заведениях определена лишь предельная продолжительность рабочего времени преподавателей - 36 часов в неделю и предельное количество учебной нагрузки (900 часов в год для вузов и 800 для заведений повышения квалификации специалистов). В пределах этого времени преподаватели должны выполнять все виды учебной нагрузки: чтение лекций, проведение семинарских и лабораторных занятий, консультаций и экзаменов. При этом у преподавателя регламентирована лишь педагогическая нагрузка, которая носит дифференцированный характер в зависимости от занимаемой должности.

Однако следует учесть, что в режим рабочего времени преподавателя вуза входит не только учебная нагрузка, но и учебно-методическая и научно-исследовательская деятельность: подготовка лекций/практических занятий; статей/учебников/монографий; участие в конференциях/семинарах, а также в научно-исследовательских проектах. Так, в пункте 7 Приказа Министерства образования и науки РФ (№ 69 от 27 марта 2006 года) «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений» указываются виды внеаудиторной работы преподавателя:

VII. Режим рабочего времени
профессорско-преподавательского состава образовательных
учреждений высшего профессионального образования
и образовательных учреждений дополнительного
профессионального образования (повышения
квалификации) специалистов
7.1. Режим рабочего времени лиц из числа профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений высшего профессионального образования и образовательных учреждений дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов в пределах 36-часовой рабочей недели определяется с учетом выполнения преподавательской работы, а также осуществления научно-исследовательской, творческо-исполнительской, опытно-конструкторской, учебно-методической, организационно-методической, воспитательной, физкультурной, спортивно-оздоровительной работы.
7.2. Режим выполнения преподавательской работы регулируется расписанием учебных занятий. Объем преподавательской работы каждого преподавателя определяется образовательным учреждением самостоятельно в зависимости от квалификации работника и профиля кафедры и не может превышать 900 часов в учебном году - в образовательных учреждениях высшего профессионального образования и 800 часов в учебном году - в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов.
7.3. Режим выполнения преподавателем обязанностей, связанных с научно-исследовательской, творческо-исполнительской, опытно-конструкторской работой, а также учебно-методической, организационно-методической, воспитательной, физкультурной, спортивно-оздоровительной деятельностью регулируется правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, планами научно-исследовательских работ, программами, графиками и т.д.
Правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, другие локальные акты могут регулировать выполнение указанной работы как непосредственно в образовательном учреждении, так и за его пределами.

Однако в вузе все вышеперечисленные мероприятия можно осуществить только при условии наличия соответствующей организационной, технической и материальной базы . Поэтому, чтобы не сидеть в вузе все 36 часов в неделю, в начале учебного года преподаватель должен включить в свой индивидуальный учебный план вневузовские мероприятия. Действительно, многие пункты бланка индивидуального плана преподавателя вуза, который утверждается заведующим кафедрой, могут предусматривать работу вне стен вузика…

Итак, что касается «полной занятости преподавателя» , то согласно статье 333 ТК РФ, «для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю» (См. также «Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений», утвержденное приказом Министерства образования и науки РФ от 27 марта 2006 г. N 69). Количество часов аудиторной (лекционно-горловой) нагрузки для преподавателей определяется коллективным трудовым договором, разработанным согласно типовому положения Минобрнауки России, и составляет 850-900 академических часов в учебный год для ассистентов и старших преподавателей и 800-850 академических часов в учебный год для доцентов. Остальную часть нагрузки составляет внеаудиторная нагрузка ― так называемая «вторая половина дня» ― учебно-воспитательная, научно-методическая и научно-исследовательская деятельность, которую в реальной жизни никто полностью не выполняет. Ибо государство притворяется, что платит ассистенту 5,5 тысячи рублей, а ассистент притворяется, что работает. Чем завершилась история в Дипломатической академии МИД РФ, когда ректор В. Лаптев обязал весь профессорско-преподавательский состав высиживать все 36 часов в неделю в стенах вуза, хорошо известно всем…

Комментирует протоиерей Михаил РЕЗИН, настоятель Знаменского собора города Ардатова Нижегородской области:

Четырнадцать лет назад я спросил ныне покойного митрополита Нижегородского Николая (Кутепова): «Владыка, почему же нас, священников, не пускают в школы?» Я был недавно рукоположен, сердце у меня горело. Он ответил: «Отец Михаил, если сейчас откроются двери школ и нас позовут преподавать, кто пойдет? Священники не готовы, преподавателей нет». Сейчас ситуация изменилась, многие учителя, в том числе и молодые, ходят в храм, причащаются, внимательно слушают проповеди (я и по своему приходу сужу). Но еще много предстоит сделать. Наверняка будут ошибки, набьем шишек, но дорогу осилит идущий.

Сами школьники, за редким исключением, вряд ли могут осознанно выбрать, какую религию изучать в рамках уроков духовно-нравственной культуры. Их выбор зависит от родителей и учителей. Вот и надо нам начинать с просвещения взрослых. Но приходов, которые могли бы организовать просветительскую работу с семьями, не так много. Работа с учителями в Церкви более развита. Пока в основном в рамках Рождественских чтений, Русского собора, курсов при Духовной академии в Троице-Сергиевой лавре, богословских конференций. Этого мало -- нужно организовывать курсы для учителей на местах, привлекать туда работников роно, обязательно проводить паломнические поездки, два-три раза в году -- всероссийские семинары. Дорого, но в данном случае деньги ничто. Важно, чтобы подготовка преподавателей не выродилась в схоластику, а зажгла их сердца. Только тогда они смогут открыть для детей удивительный мир веры.

Идеи, что вера преподавателя не имеет значения или что верующий преподаватель не должен говорить о своей вере, ложные. Как верующий может не говорить о вере? Это все равно что запретить человеку дышать. Опыт показывает, что всегда учитель преподает лучше всего то, во что сам верит, чем живет, что готов делать даже не за зарплату. У нас в ардатовской школе есть до сих пор учителя-коммунисты. Уверен, предложи им директор не платить зарплату, лишь бы они отказались преподавать, они не согласятся, скажут: не платите, а мы все равно будем рассказывать детям, как прекрасен коммунизм. Мы понимаем, что идеи коммунизма ложные, но не худо бы нам, православным, с такой же убежденностью доносить до детей истину. А для этого мы сами должны быть крепки в вере. Поэтому задача номер один сегодня -- подготовка и просвещение учителей.

Пока, увы, многое зависит от местной власти. В Нижегородской области только в нескольких школах преподаются основы православной культуры, и это директора делают на свой страх и риск. А в нашем районе еще полтора года назад это было невозможно. Мэр через начальника гороно предупредил: если хоть один поп появится в школе, директор будет уволен. Сейчас, к счастью, у нас новый мэр, с которым возможны диалог и взаимопонимание. Помните, нам в школе говорили о роли личности в истории? Сейчас это особенно актуально.

Записал Леонид ВИНОГРАДОВ

Должен ли преподаватель ОПК быть верующим?

Опыт показывает, что всегда учитель преподает лучше всего то, во что сам верит, чем живет. У нас в ардатовской школе есть до сих пор учителя-коммунисты. Уверен, предложи им директор не платить зарплату, лишь бы они отказались преподавать, они скажут: не платите, а мы все равно будем рассказывать детям, как прекрасен коммунизм. Мы понимаем, что идеи коммунизма ложные, но не худо бы нам, православным, с такой же убежденностью доносить до детей истину..." (комментирует протоиерей Михаил РЕЗИН, настоятель Знаменского собора города Ардатова Нижегородской области)

Петр! Если вы обратили внимание, то ст. 290 УК РФ»Получение взятки» включена в главу 30. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, ИНТЕРЕСОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ И СЛУЖБЫ В ОРГАНАХ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Статья 285. УК РФ «Злоупотребление должностными полномочиями» содержит примечания, которые дают ответ на Ваш вопрос о том,кто является должностными лицами:

«Примечания. 1. Должностными лицами в статьях настоящей главы признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

2. Под лицами, занимающими государственные должности Российской Федерации, в статьях настоящей главы и других статьях настоящего Кодекса понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.

3. Под лицами, занимающими государственные должности субъектов Российской Федерации, в статьях настоящей главы и других статьях настоящего Кодекса понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые конституциями или уставами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.

4. Государственные служащие и служащие органов местного самоуправления, не относящиеся к числу должностных лиц, несут уголовную ответственность по статьям настоящей главы в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями.»

На преподаваетелей возложено исполнение организационно-распорядительных функций, за нарушение которых они несут ответственность как должностные лица, то есть являются субъектом преступления - получения взятки на основании п.1 примечаний к ст. 285 УК РФ.

"О СУДЕБНОЙ ПРАКТИКЕ ПО ДЕЛАМ О ВЗЯТОЧНИЧЕСТВЕ И КОММЕРЧЕСКОМ ПОДКУПЕ".

В обоснование доводов привожу пример из судебной практики:

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВС РФ

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Журавлева В.А., объяснение осужденного, поддержавшего доводы жалобы, заключение прокурора Кравеца Ю.Н., полагавшего приговор оставить без изменения, судебная коллегия

установила:

О. - доцент Самарского аэрокосмического университета, признан виновным в получении взятки в сумме 3000 рублей от А.

Преступление им совершено 15 октября 2001 года в г. Самаре при обстоятельствах, изложенных в приговоре.

Вину в совершении преступления О. не признал.

В кассационной жалобе он указывает, что не является субъектом указанного преступления, поскольку не обладал организационно-распорядительными функциями, деньги от А. получил, как оплату за будущую репетиторскую работу, А. его оговаривают, просит приговор отменить и дело прекратить за отсутствием состава преступления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит приговор суда правильным.

Виновность О. в совершенном преступлении доказана, кроме показаний осужденного, не отрицавшего факта получения денег от студента, показаниями свидетелей А., А.А., К., трудовым договором, распоряжением, учетной карточкой, копией зачетной книжки, положением о курсовых экзаменах исследованными в судебном заседании.

С доводами жалобы о том, что О. не является субъектом преступления, за которое он осужден, согласиться нельзя.

Являясь преподавателем высшего учебного государственного заведения, О. обладал правом принимать экзамены. В случае несдачи экзамена - это порождало для студентов правовые последствия, в частности для А. отчисление из университета и наоборот выставление О. положительной оценки оставляло за А. право обучения в вузе. Таким образом, на О. было возложено исполнение организационно-распорядительных функций, за нарушение которых он несет ответственность как должностное лицо, то есть является субъектом преступления - получения взятки.

Судебная коллегия не может согласиться с доводами жалобы о том, что О. получил деньги от А. в сумме 3000 рублей в счет будущих репетиторских занятий, поскольку это противоречит обстоятельствам дела, согласно которых О. выставил А. положительную оценку без приема экзаменов и, таким образом, не было никакой необходимости проводить репетиторские занятия. Эти обстоятельства согласуются с показаниями А. о том, что деньги передавались за выставление положительной оценки без сдачи экзаменов. Полагать, что А., А.А. оговаривают осужденного нет оснований.

Суд дал правильную оценку всем исследованным доказательствам и обоснованно пришел к выводу о виновности О. в совершении преступления, предусмотренного ст. 290 ч. 1 УК РФ

Наказание О. назначено в соответствии с законом, с учетом степени общественной опасности преступления , личности виновного, смягчающего обстоятельства.

Руководствуясь ст. 339 УПК РСФСР, судебная коллегия

определила:

приговор Самарского областного суда от 22 февраля 2002 года в отношении О. оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.

При этом необходимо отличать взятку-благодарность от так называемого обычного подарка. Так, ст. 575 ГК РФ разрешается дарение государственным (муниципальным) служащим обычных подарков, стоимость которых не превышает 3000 руб. Однако следует учитывать, что данное положение ГК РФ неприменимо к уголовному закону. Статья 575 ГК РФ говорит о договоре дарения, который исключает встречную передачу вещи или права либо встречного обязательства со стороны лица, принимающего подарок. Таким образом, при наличии в совершенном лицом деянии состава получения взятки (будь то взятка-подкуп или взятка-вознаграждение) уголовная ответственность наступает независимо от размера полученного вознаграждения.

____________________________________________________________________________________

Экология жизни. Люди: Давно хотел что-нибудь написать о своём опыте работы преподавателем, но следование корпоративной этике меня останавливало...

Памятка начинающего преподавателя, или почему не стоит работать преподавателем в вузе

12 декабря 2015 года стал моим последним рабочим днём в качестве преподавателя технологического университета. Давно хотел что-нибудь написать о своём опыте работы преподавателем, но следование корпоративной этике меня останавливало. Теперь, когда у меня нет никаких обязательств перед вузом, а министерство образования и науки мне больше не платит зарплату, считаю возможным написать кое-что из того, что знаю не понаслышке.

В этой статье я постараюсь рассмотреть различные аспекты работы преподавателем в вузе: психологические, интеллектуальные, материальные и финансовые. Внимание: много негатива!

Уволился я по собственному желанию. Такое желание у меня возникло не внезапно. Начинал этого хотеть более двух лет назад по разным причинам. Более того, я уже уходил из вуза, но тогда основной причиной было одно семейное обстоятельство. После более двух лет работы программистом я вернулся назад на кафедру вычислительной техники из-за проблем с работой в кризисный 2009 год (в провинции с работой тогда действительно было плохо, а удалённой работы почти не было). В общей сложности я отдал работе в вузе около 15 лет.


Но эта статья не о том почему я ушёл из преподавания в этот раз, а о том, что ждёт молодого или начинающего преподавателя, к чему ему быть готовым, к каким трудностям и недоразумениям придётся приспосабливаться.

Психологическая совместимость

Первое, с чего следует начать: с Вашей психологической совместимости с преподавательской работой. Дело в том, что многие, по моему ощущению, из тех, кого берут на работу в вуз являются интровертами. Но преподавание очень сильно связано с интенсивным взаимодействием с людьми, что не только с трудом даётся интровертам, но вызывает у них очень сильную усталость и перевозбуждение, ведущие к неспособности реализации их талантов и глубокому чувству неудовлетворённости. Высокая преподавательская нагрузка может привести таких людей к нервному срыву, к заболеваниям сердечно-сосудистой системы, а может и к психическим нарушениям. Это всё действительно серьёзно. Но всё бы ничего, и как-нибудь потихоньку можно было бы в этой роли существовать, но в последние годы очень сильно возросло давление на преподавателей и со стороны начальства, и со стороны студенчества. Мой совет: если Вы интроверт, то бегите с этой работы куда глаза глядят, а лучше и не приближайтесь, чтобы нечаянно не засосало!

Средняя аудиторная нагрузка на ставку 900 часов. При равномерном распределении часов на весь учебный год это где-то по четыре-пять дней по две-четыре пары. Рабочая же неделя преподавателя шесть дней. Думаете остальные часы и дни Вам достались даром, и можете в них делать что хотите? Хоть отдыхать, хоть работать ещё где-то?

Это не так. Кроме непосредственно проведения занятий Вы должны готовиться к лекциям, писать конспекты, методички. Проверять курсовые проекты и работы, контрольные работы. А ещё есть такая страшная вещь как Полный Методический Комплект, коротко ПМК. Это такая папка на каждый предмет, в которой должны лежать документы, подготовленные по стандартам министерства и вуза, и эти документы будете оформлять и наполнять информацией Вы!

Эти папки будут периодически, несколько раз в год, проверяться разными комиссиями, и если будут обнаружены недостатки, а они обязательно обнаружатся, то Вы не только будете наказаны, но ещё будете их исправлять. А по прошествии небольшого количества времени Вам придётся всё переделывать, потому что изменились стандарты и шифры, или даже всё выбросить, потому что такого предмета больше нет, и начать с нуля, потому что на голову упал совершенно новый предмет, раннее не существовавший в природе. А теперь умножьте всё это на количество разных предметов, которые Вы будете вести (обычное явление, когда один преподаватель ведёт от пяти до десяти разных предметов)...

Вполне вероятно, что по финансовым соображениям Вы будете работать более чем на ставку. А значит на отдых времени будет оставаться меньше. А за работу над проектами или по профессии вообще забудьте. Выспаться бы...

Зарплата

Зарплата - узкое место работы преподавателем. Работа на то и работа, чтобы приносить доход, и этого дохода должно хватать на то, чтобы Вы могли не только себя содержать, но и свою семью, и желательно, родителей. И что-то даже должно оставаться. Но про зарплату преподавателя этого сказать никак нельзя!

Усугубляет ситуацию то, что молодые преподаватели берутся на должности ассистента, преподавателя или старшего преподавателя. Чаще всего достаётся на первые несколько лет должность ассистента, зарплата которого сравнима с минимальным размером оплаты труда, зачастую меньше минимальной пенсии, и точно недостаточна для элементарного выживания. Выход? Сидеть на шее у родителей или работать больше, например, на две ставки. Но даже когда Вы защитите диссертацию и Вам дадут должность доцента, Вы всё-равно будете получать зарплату на грани выживания. Но и это произойдёт лишь через много лет. Так стоит ли шкурка выделки? Я уж не говорю о том, чтобы дорасти до профессора.

Совместительство и подработки

Размер зарплаты преподавателя таков, что работать только на ставку он не может, иначе не выживет. Обычно преподаватели работают совместителями в том же самом вузе или ещё в одном или более (!). Основные проблемы с совместительством следующие. Внутреннее совместительство может быть в объёме полставки плюс 300 часов максимум. Внешнее совместительство не более 300 часов. Это немного. Но физически взять работы больше не представляется возможным!

Что касается работы на производстве, то брать на частичную занятость никто не хочет. А если бы и согласились, то Вы всё-равно не сможете предложить работодателю приемлемый график работы, ведь Вы зависите от расписания, которое составляете не Вы.

Как вариант можно было бы преподавать на полставки, а в остальное время работать в реальном секторе, но сегодня это нереалистичный вариант. Во-первых, вузы не берут на работу на полставки. Связано это с критериями эффективности работы вуза. Во-вторых, объём методической и бумажной работы в вузе останется примерно таким же огромным как и на ставку.

Наконец, подработки. Имеются ввиду репетиторство, помощь в написании выпускных и курсовых работ. Да, некоторым удаётся так немного подрабатывать. Но опять же всё упирается в наличие для этого времени, а также клиентов. Замечено, что пока Вы сам студент, Вам такие подработки регулярно попадаются, а как только Вы становитесь преподавателем, все куда-то постепенно исчезают. Хотя преподаватель вроде бы должен выполнить работу качественней...

Карьера

Карьерная лестница преподавателя вуза выглядит примерно так. Вы заканчиваете университет или очную аспирантуру или магистратуру, и Вам предлагают остаться на родной кафедре или факультете, или знакомые предлагают устроить Вас в их вуз. Вам обещают поддержку в написании диссертации, её защите, а после повышение в должности. Но сначала Вас берут на должность ассистента. По сути ассистент это помощник доцента или профессора, по факту - такой же преподаватель как и все, только получает самую маленькую зарплату в вузе, даже часто меньше, чем инженер кафедры.

Поработали несколько лет ассистентом, затем Вас поднимают до преподавателя или старшего преподавателя. И Вы достигаете первого потолка до тех пор, пока не напишите и защитите диссертацию. Но писать диссертацию, параллельно работая, очень трудно, и не всем это удаётся вообще. Поэтому, если Вы в течение двух-трёх лет в этом направлении ничего существенного не сделали, то серьёзно задумайтесь об уходе с преподавательской работы, потому что так будет и дальше.

UPD: Если в конце девяностых - начале двухтысячных защититься было несложно, то в последние года два защищать диссертацию стало существенно сложней. Похоже, что ситуация будет продолжать меняться именно в эту сторону.

После защиты диссертации, а это само по себе мероприятие непростое и затяжное во времени, Вы можете претендовать на должность доцента. Зарплата ставки преподавателя и доцента отличается примерно на восемь тысяч. То есть многолетний научный труд оценивается всего несколькими дополнительными тысячами.

Дальнейший карьерный рост становится ещё труднее. Вы можете написать докторскую диссертацию, и после её защиты стать профессором, получив ещё несколько тысяч к зарплате доцента… Между началом работы преподавателем и получением должности профессора может пройти от 15-ти лет, и то если вы особо удачливый...

Вот в общем-то и всё. Какую бы должность Вы не занимали, суть работы будет примерно одна и та же: аудиторная, методическая и научно-исследовательская работа.

Научная работа

Первое что хочу сказать: не знаю ни одного преподавателя, который бы написал диссертацию, работая преподавателем одновременно. Или по другому: знаю несколько преподавателей, которые не учились в очной аспирантуре, а сразу после окончания университета пошли работать преподавателем, и ни один из них не смог написать и защитить диссертацию! И это всё не бездарности какие, просто физически это невозможно. И это понятно из всего выше сказанного. Ведь для того, чтобы создавать что-то новое, мозг и тело должны быть отдохнувшими, но работа преподавателем это не предполагает.

Второе, в вузах практически отсутствуют условия для серьёзной научно-исследовательской работы. Зачастую нет оборудования, приборов, помещений, элементной и сырьевой базы. Всё что Вы будете делать, будет делаться за Ваш счёт и в Ваше личное время.

Финансирование

Если Вы когда либо слышали, что министерство и университеты финансируют научные разработки, то забудьте пока об этом, это не про Вас. Да, есть система грантов, премий, наград и призов. Но это всё постфактумом, то есть после того, как Вы изрядно финансово и материально вложились в свою разработку. И только после того, как Вы сделали что-то стоящее, Вы можете претендовать на хотя бы частичное покрытие расходов. А расходы легко могут превысить Вашу зарплату преподавателя за год. И не факт, что такая компенсация произойдёт. В любом случае, это финансирование покрывает только расходы на оборудование, но ни в коей мере не идёт Вам на зарплату!

Часть решения проблемы с финансированием - выход на спонсоров и меценатов. Обычно на такое соглашаются компании, заинтересованные в выпускниках Вашего вуза. Но такие компании зачастую найти непросто. В общем, тут я бы на Вашем месте не обольщался.

Стоит ли вкладывать личные средства в университетские разработки? Да, если Вы пишите диссертацию и собираетесь после её защиты продолжить работать в этом вузе. В противном случае - нет. Потому что никто Вас за Вашу самоотверженность никак не отблагодарит. Ни премией, ни даже грамотой.

Разница в возрасте со студентами

Одна из первых серьёзных психологических трудностей молодого преподавателя это небольшая разница в возрасте со своими студентами. А в случае со студентами-заочниками или сначала отслужившими в армии -эта разница ещё и отрицательная.

С одной стороны, со своей, Вы такой весь из себя умный и крутой, почти начальник. А с другой, со стороны студентов, Вы их сверстник, по какому-то недоразумению оказавшийся преподавателем. Такова наша культура, что преподаватель вуза воспринимается сквозь призму возрастного авторитета, а не профессионального. Например, большинство учителей много старше своих учеников, как правило годятся в родители. А тут… А тут Вы получаете неуправляемую аудиторию, часть из которой обращается к Вам на ты, и вообще, ведёт развязно как в своём дворе.

Здесь трудно что-то посоветовать, кроме как смириться с этим. И ждать пока Вы подрастёте...

Пройдёт некоторое количество времени, и Вы столкнётесь с другой возрастной проблемой: это когда Вы для Ваших студентов будете годиться в их родители, как у нас говорят. А вот должного почтения, как к родителям, Вы не будете получать. Что сказать, смиритесь, но себя продолжайте уважать. Не ведитесь на хамство.

Высокое и светлое

Другая серьёзная проблема молодого преподавателя заключается в том, что он по молодости лет и свойственной возрасту наивности полагает, что работа преподавателя заключается в том, чтобы нести людям знания. Увы, большая часть аудитории пришла в университет не за знаниями, а банально за отсидкой от армии, или просто по инерции, продлевая детство.

Тут нужно понять и не забывать, что Вы не авторитет для студентов, и мораль читать бесполезно. Они родителей-то не больно слушают, а Вы вообще никто.

Компетентность

Когда Вы были студентом, то иногда замечали, что некоторые Ваши преподаватели были некомпетентны в предмете, который преподавали. Но Вы-то конечно же лучше их. Вы очень увлечены своей специальностью, делали свои проекты, писали статьи и даже подрабатывали на реальном производстве! Вы обязательно достигнете успеха и будете популярны среди массы студентов!

Забудьте об этом! Ваша компетентность будет оценена только очень небольшим количеством заинтересованных в знаниях студентов. Для всех остальных Вы точно такой же. И всё, что им надо от Вас, это без проблем получить зачёт и сдать экзамен. Более того, ещё и посмеются над Вами: что Вы делаете тут со своей квалификацией!

Лекции

Вы помните себя на лекциях, когда Вы ещё были студентом? Бывало ли такое, что Вы на них засыпали, разговаривали с соседом по несчастью, не могли высидеть полтора часа, опаздывали на них или вообще забивали? Вот теперь Вы лектор, у которого студенты спят на лекциях, разговаривают одновременно с Вами и также громко, и если Вы один, то их много… И точно также как и Вы когда-то, не могут сосредоточиться на Вашем монологе, опаздывают или вообще не приходят. Ну как? Нравится? Сомневаюсь! Ну да, Вы и Ваш ректор, декан и другие начальники знают, что надо делать: нужно сделать лекцию интересной для студентов. И вот Вы вычитывает горы литературы, приобретённой за личные средства, новейшие статьи по запланированной теме, готовите слайды, пишите конспект. Как следствие у Вас красные глаза, болит голова, Вы спали только три часа. С утра пораньше пришли на прекрасную лекцию, радостно провозглашаете тему, начинаете здорово рассказывать, но что это? Ничего не изменилось! Всё также Вас почти никто не слушает, одновременно с Вами разговаривают в полный голос, спят и поворачиваются к Вам спиной.

В чём же дело? Ведь лекция такая интересная, Вы так старались, а Вашей аудитории просто наплевать! Всё достаточно просто, нужно только разобраться в том, что такое лекция. Лекция это способ донести информацию до слушателей. Изобретена лекция была в древнем мире, когда книги как источник информации были чрезвычайно дороги, и не вся полезная и новая информация в них записывалась. И тогда ничего не оставалось заинтересованным людям прийти на лекцию, внимательно её послушать, задать лектору вопросы, ведь другого шанса получить информацию нет. Но в современном мире информация стала легко доступной. Это и классические печатные книги, электронные книги, архивы научных статей. Практически на все вопросы можно получить ответ из Интернет. На сегодня для лекций осталась одна ниша: донесение новейшей, ещё не опубликованной информации из первых уст.

Таким образом всё становится на свои места: Вы не являетесь первоисточником информации; плюс заинтересованных лиц в аудитории, как Вы уже знаете, не так много, иногда вообще нет. Вот и превращается лекция в абсурдный монолог на фоне студенческой болтовни.

Так как лекции являются неотъемлемой частью учебного плана, а студенты должны на них ходить, то, к сожалению, Вы не можете их не читать, или разрешить студентам их не посещать. Рано или поздно к Вам на лекцию придут с проверкой из деканата или ректората, и горе Вам, если Вас не обнаружат в аудитории, или студентов по мнению проверяющих окажется мало. Здесь очень трудно что-то посоветовать. Очередной диссонанс: наличие требований и невозможность их реализовать.

Можно пойти по пути выбора из двух зол меньшего: разрешите, кому не интересно и безразлично, не ходить на Ваши лекции, неофициально, на их страх и риск. Пообещайте не наказывать за пропуски лекций, но в журнал продолжайте заносить в том числе и в журнал старосты группы, обязательно (!).

Это Ваша защита на случай нечистоплотных элементов, попытающихся Вас обвинить в том, что Вы плохо их научили. (Самый верный способ защитится от таких атак, это контролировать посещаемость. И если студент пропускал занятия, то он теряет право утверждать, что Вы плохо работаете.) Те, кто трясутся за свою посещаемость, скорее всего продолжат ходить, ну может через раз. Но часть незаинтересованной аудитории всё-таки отсеется. Далее, отрегулируйте качество подготовки к лекции в зависимости от аудитории. Если аудитория слабая, то зачастую достаточно информации из Википедии.

Разбавьте лекцию большим количеством изображений, говорите меньше и медленней. Не пытайтесь перекричать говорунов. Обычно самые заинтересованные в лекции сидят на первых двух рядах, вот для них и говорите, и на них смотрите, а на остальных не обращайте никакого внимания. Тут есть один подмеченный психологический момент: заинтересованные студенты садятся на те места, куда смотрит лектор, а остальные аккумулируются подальше. Например, если лектор всегда смотрит на правую половину аудитории, то рано или поздно слушатели будут садится именно туда. Ещё хороший метод борьбы с болтовнёй - на время многозначительно умолкать, пока аудитория не притихнет. Правда это не надолго, но напоминать о себе, ради уважения к самому себе, нужно.

Ну и последнее: будьте терпеливы, не позволяйте себе срываться и кричать в раздражении на неслушающую Вас аудиторию, настройтесь благостно и относитесь к происходящему с юмором.

Взятки

Несмотря на успехи в борьбе со взятками, явление это по видимому остаётся. Могу судить только косвенно. Сам этим не занимался. Что надо знать: вероятность быть взятым с поличным есть. Это на Вашей совести. Но если Вы взятки не берёте из принципа, то тоже не расслабляйтесь! Вас могут подставить "за всё хорошее". Следите за обстановкой в аудитории, особенно в сессионное время. Держите портфель закрытым. Не оставляйте студентов одних в аудитории. Не сажайте студентов за свой стол. Зачётку берите в руки только в открытом виде. Соблюдайте все формальности.

Шестёрки и блатные

Удивительно, но практика показывает, что в каждой группе найдутся блатные. Это такие студенты, родители которых хорошо знакомы с начальством или с авторитетными коллегами-преподавателями. Учатся они, как правило, также посредственно, а то и хуже, чем все остальные. Но за них "просят". Причём часто просят отличную оценку, что само по себе не может не вызывать неприятие. Более того, это может быть для Вас унизительно. Представьте себе: студент весь семестр к Вам не ходил на занятия или ходил, но мотал Вам нервы, а пришла сессия, начальник Вас вызывает и говорит, что такому-то надо поставить. Потом этом двоечник приходит к тебе с зачёткой, и ты ему послушно расписываешься просто так. Как же это отвратительно! Как выход можно отказать, но думаю о дальнейшей работе в вузе можно будет забыть...

Теперь о шестёрках, то есть доносчиках. Это не обязательно блатные. Но из числа тех, кто считает необходимым или возможным докладывать Вашему начальству о том, что "лишнего" Вы сказали, опаздываете ли на занятия, грубите ли студентам, компетентны ли в предмете и так далее. Тут я посоветую вести себя в присутствии студентов и коллег сдержано, действительно не говорить "лишнего", по возможности быть вежливыми. Но не лебезить или пытаться понравиться!

Опоздания

Сами по себе незначительные опоздания безобидны. Вот даже высокие особы иногда позволяют себе это. Всё потому, что иногда действительно можно прийти попозже, ничего не потеряв. Но в случае с занятиями уже не всё так просто. Ещё раз повторю: проблема не в опоздании как таковом, а в том, что они дезорганизуют.

Если Вы разрешите студентам опаздывать, то постепенно количество опаздывающих превзойдёт все мыслимые пределы. А однажды Вы можете оказаться в аудитории один!

Отдельная проблема - опоздания на лекцию. Это очень сильно мешает читать оную. Как Вы знаете, есть такая штука как поток сознания, так вот лектор во время чтения лекции входит в поток, а опоздавшие его вырывают из него. Если опоздавших много, это просто начинает раздражать, и лекция может сорваться.

В принципе, можно вообще запретить опаздывать на свои занятия, особенно на лекции. Но вспомните себя: прождали трамвай полчаса, перенервничали, а Вас ещё и не пустили… В общем, немного бесчеловечно. Я применял правило 20 минут, о котором я узнал от одного из своих преподавателей в университете. Заключается оно в следующем: если студент опоздал более чем на 20 минут, он не допускается на лекцию, если меньше, то ожидает наступления 20 минут от начала лекции и может зайти в аудиторию. Есть тут конечно побочный эффект: некоторые студенты начинают приходить к этим самым 20 минутам каждый раз.

Ну, и сами-то не опаздывайте по возможности. Во-первых, пример плохой; во-вторых, подлая студенческая натура использует этот факт против Вас.

Планка качества

Есть такой психологический феномен, как планка качества. Этот некий уровень качества у каждого свой, работая ниже которого, Вы получаете накапливающуюся неудовлетворённость, в последствии ведущую к серьёзным психологическим проблемам, таким как выгорание, апатия, потеря интереса к работе и профессии, неспособность к развитию.

Реальность такова, что для работы в вузе не требуется ни высокая квалификация, ни высокая же планка качества. Студенты ничего не знают и не умеют. Большинство ничего и не хотят. Даже простейшие вещи, давно известные Вам, для них будут на грани великого открытия.

Виной снижения качества также будут: недостаток времени и усталость.

Но я советую по возможности не снижать существенно качество своей работы, постоянно держите себя в тонусе, изучайте что-то новое и современное, делайте свои проекты. А на студентов не ориентируйтесь.

Последствия и проблемы

Последствия могут быть самыми тяжёлыми, если не прислушаться к советам бывалых и своему разуму и сердцу. Это и глубокая неудовлетворённость, финансовые проблемы, семейные неурядицы и неустроенность, боль за бездарно прожитые годы, потеря квалификации, снижение самооценки, серьёзные проблемы с нервами и психикой, и со здоровьем в целом. Всё это ради чего?

Отдушина

Чтобы не сойти с ума, нам в трудных обстоятельствах нужна какая-то отдушина. К сожалению, довольно распространён вариант с употреблением преподавателями алкоголя. Не стоит здесь говорить о пагубности такого увлечения.

Лично у меня увлечением на многие годы стало олимпиадное программирование. Я не только сам им занялся (в 33 года-то!), но и смог привлечь к нему некоторое количество студентов. Благодаря подготовке к участию в олимпиадах я ощутимо повысил свой профессиональный уровень (Кормен и Скиена способствуют), завёл друзей из числа студентов, многие из которых уже выпустились и работают по профессии.

А благодаря поездкам на олимпиады я впервые побывал во многих городах России и не только. Правда в последние годы университет стал отказывать в финансировании командировок, и мы вынуждены были сократить программу поездок до минимума, при этом часть поездок оплачивали из своего кармана. Ещё в последние три года я занимался со студентами робототехникой, нам удалось даже достичь в этой области некоторого успеха, несмотря на то что мы не имели специальной подготовки. Но это увлечение оказалось чрезвычайно затратным, и от него пришлось отказаться. В любом случае было очень весело, это была настоящая отдушина. Пожалуй, это единственное приятное воспоминание от работы в вузе.

Но хочу предупредить Вас о следующем. Во-первых, не питайте иллюзий, что Ваше увлечение разделят с Вами многие. Нет, хорошо, если найдётся хотя бы несколько человек! Во-вторых, за Вашу деятельность со студентами Вам не оплатят и аудиторную и методическую нагрузку не снизят. Единственное на что можно попытаться рассчитывать, это, в случае успеха и интереса со стороны начальства, получить от них некоторую степень лояльности и снисхождения к Вашим немощам… Не забывайте также про невосполнимый и дорогой ресурс: про Ваше время.

Подведём итог

Теперь, когда Вы, уважаемые читатели и бывшие коллеги, дочитали эту пространную статью, иллюзий о работе преподавателем не должно остаться, а мифы - развенчаны. Здесь я только их перечислю.

  • у преподавателей много свободного времени;
  • преподавание сродни приятной прогулке в приятной компании;
  • преподаватели делают что хотят, и что считают нужным;
  • преподаватели - это элита общества;
  • преподаватели занимаются новейшими разработками и наукой;
  • преподаватели много отдыхают;
  • преподавать не трудно;
  • преподаватели неплохо зарабатывают;
  • преподавание можно совмещать с работой на производстве (над проектами).

Заключение

Преподавание это всего лишь работа. Если Вы молоды, но Вас удалось заманить в вуз преподавать, то я Вам советую прислушаться к своему сердцу: то ли это о чём Вы мечтали? Не иллюзорны ли Ваши цели? Подходит ли Вам эта работа? Не занимаетесь ли Вы самообманом? Может Вам больше нравится работать в реальном секторе экономики? Писать программы, разрабатывать станки, продавать автомобили? Если да, то смело уходите, даже бегите из вуза. Это не то, что Вам нужно. Ваша стезя иная. И ни в коем случае не испытывайте чувство вины! Это всего лишь работа!

И напоследок: если всё, что я написал здесь не про Вас и Ваш вуз, то я искренне рад за Вас и Ваш вуз! Полагаю, что несколько таких по России наберётся. опубликовано

Присоединяйтесь к нам в

На нашу просьбу откликнулись не только бывшие школьные педагоги: похоже, любой опыт преподавательской работы оставляет след, о котором хочется рассказать.

Спасибо всем, кто отозвался и вступил с нами в диалог. Публикуем пять характерных историй бывших учителей, преподавателей вузов и даже педагога дополнительного образования.

Наталья

2 года работала преподавателем в вузе - ассистент кафедры международного права. Сейчас - администратор в отеле.

Работать преподавателем я никогда не хотела. Мне казалось, что учитель или преподаватель - это самое плохое, что может случиться с человеком, ибо находить общий язык и пытаться «вдолбить» мало-мальски полезную информацию только начинающим формироваться детям - дело неблагодарное. Я не заканчивала пединститут, моё образование ограничилось 4 годами юридического института одного из сибирских университетов. И сразу после окончания и поступления в магистратуру меня позвали работать на выпускную кафедру ассистентом.

Моя работа должна была быть ограничена ведением семинаров. Фактически же я часто подменяла преподавателей с лекциями и грешила тем, что вместо своих семинаров читала лекции, так как мне казалось, что другой преподаватель что-то им недодал. Плюс к этому я писала статьи, руководила курсовыми работами, коих было от 28 до 40 в семестр.

Так как я была полна энтузиазма и абсолютно уверена, что научу студентов, как жить нужно, я тщательно подходила к проверке всех работ, исправляла орфографию и пунктуацию, проверяла все факты и указывала на грубые недочёты, разжёвывала, как нужно писать. Оказалось, что «бывалые» преподаватели только прогоняют курсовые на «Антиплагиате» и, если оригинальность выше 60%, читают выводы по каждой статье, этим и ограничиваются.

Мне было 22-23 года, поэтому частенько у нас на кафедре, состоящей на 90% из профессоров и кандидатов наук бальзаковского возраста, случались диспуты на тему патриотизма, отношения к государству, жизненных ценностей, мечты и стремлений.

Я преподавала дипломатию, теорию международных отношений, международное право и ещё много смежных с ними предметов, а до преподавания 4 года изучала международные отношения. Положение нынешней России мне мало импонировало (хотя тётеньки с кафедры пытались меня всячески убедить в моей неправоте, сыпля фактами из новостей «Первого канала»), поэтому мне хотелось донести до студентов основную мысль: анализируйте и сравнивайте, не нужно слепо любить своё государство, даже если вы учитесь на дипломатов. Эту мою идею кафедра не одобряла и много раз пыталась научить меня родину любить.

Иногда я думала, что возненавижу студентов, однако работа с ними была лучшей частью преподавания.

Очень интересно наблюдать, как разнятся потоки, чем отличаются студенты разных возрастов. Я старалась разнообразить учебный процесс и психологическими тестами, пыталась выяснить, какие взаимоотношения в группе, и предлагала руководству что-то поправить, кого-то куда-то перевести (ни одно моё предложение не рассмотрели всерьёз).

Мне нравилось писать статьи и публиковать, руководить научными работами студентов, помогать им, мне нравилось рассказывать им то, что знаю я, нравилось, когда мне задавали вопросы, на которые я не знаю ответа. В этот момент у меня от неопытности дрожали коленки, но я либо предполагала, либо искала ответ после занятий и потом сообщала. То, что мне задавали вопросы, ответы на которые я не знала - это здорово, значит, студенты соображают, значит, они заинтересованы.

Мне нравилось проводить экзамены и тесты, я давала списывать, но при условии, что они действительно поймут и запомнят хоть что-то, я завышала оценки, потому что оценки ничего не значат для будущей жизни человека, но почему-то студенты очень переживали за реакцию родителей на 3 и иногда 4, в прямом смысле слова падали на колени и умоляли не ставить плохих отметок, иначе дома им несдобровать.

Мне не нравилось, что коллектив очень болезненно относится к внешнему виду преподавателя: студентам было всё равно, даже если бы я пришла в пижаме.

Старое же поколение преподавателей настаивало на необходимом строгом внешнем виде для соблюдения профессиональной субординации.

Моя зарплата была 11 тысяч в месяц с учетом северного коэффициента, а это было немало. При этом в неделю я вела в среднем 5-6 занятий. Примерно раз в полгода делали надбавку за руководство победителями олимпиад, за опубликованные статьи. Зарплатой я была довольна и здесь могу только поддержать слова Медведева о заработке преподавателей: молодой и энергичный найдёт, как заработать. Можно было преподавать курс на английском языке, и это была бы хорошая прибавка, можно было взять часы в других институтах, время позволяло.

Перестала работать, так как зарплату обещали сократить, и в этот же период времени я собиралась переезжать в другой город. Плюс к этому я всё-таки понимала, что у меня «профнепригодность». У меня были свои твёрдые политические взгляды, которые я старалась не афишировать, но студенты постоянно выпытывали. Всё сводилось к тому, что они пытались угодить преподавателю и выражали скорее мою точку зрения, нежели личную, за что я их ругала. Но в головах студентов напрочь засело представление об институте как о месте, где нужно понравился преподавателю, зазубрить на «5» и забыть.

Эта работа научила меня терпению. Научила воспринимать всех людей непредвзято. И дала понять, что нельзя научить чему-либо человека, который совсем этого не хочет.

Однако не все так уж не хотят учиться, многим просто не нравится нудный процесс. По возможности я старалась вплетать в учебный процесс современные фильмы, сериалы, персонажей книг, устраивала занятия в неклассической форме, например, в виде заседания суда или совета безопасности ООН, в виде пресс-конференции, вплетала игры по типу «Крокодила» или «Кто я?», когда нужно было объяснить термин без помощи слов и т.д.. Иногда это привлекало тех студентов, которые, казалось, уже не включатся в учебный процесс.

Я бы с радостью вернулась в профессию, если бы можно было приходить на работу в рваных джинсах и если бы зарплата ассистента была 20 тысяч, тогда это было бы волшебно.

Что касается советов, я бы пожелала преподавателям: заставляйте студентов и учеников мыслить, сделайте всё, чтобы развить у них логическое мышление, чтобы они всё прогоняли через призму скепсиса. Не зацикливайтесь только на предмете, не бойтесь выходить за его рамки.

Совет студентам: не бойтесь не учить то, что вам не нравится, и уходить оттуда, где вам учиться не хочется. Многие студенты попусту тратят время, когда явно видно, что эта специальность им не нужна.

Алексей

10 лет преподавал в вузе на кафедре экономической теории. Сейчас - руководитель проектов.

После защиты моей диссертации, посвящённой предпринимательству, ко мне подошла профессор, член совета, и сказала такую фразу: «Не бросайте преподавать, это дар, вы должны его реализовать». Неожиданная реплика запала мне в душу. Так я стал рядовым преподавателем провинциального вуза, прошёл путь от ассистента до доцента. Это были насыщенные 10 лет, наполненные трудом и творчеством, встречами с удивительными людьми, общением с коллегами и студентами.

Работал я на кафедре экономической теории, читал лекции для студентов первых курсов, в том числе и неэкономических специальностей. Нагрузка «горловая» - работа тяжёлая, но и закалку даёт мощную. После поточных лекций страха большой аудитории нет, да и в целом это хорошая выучка лектора.

Система устроена так, что преподавателя не щадят - действует принцип конвейера и говорящей головы. Однако и тут бывают проблески. Например, когда устанешь, настроения нет, ведёшь занятие на автопилоте, и вдруг неожиданный вопрос тебя заводит - и ты уже в полёте! Такие дни остаются в памяти.

Меня сильно раздражала система оценивания - это трудоёмкие процедуры и бессмысленные. Часто представлял себя школьной учительницей с кипой тетрадок. Балльная система - одна из мнимостей университетской жизни (по деле всё сводится к традиционным двойкам/тройкам/пятёркам), как и контрольные тестирования - я застал первые шаги в этом направлении. При отсутствии достаточного количества компьютеров эти дни превращались в адский марафон нажимания на кнопки.

Вообще допотопная материально-техническая база и обшарпанные классы не скрашивают будни преподавателя. В основном всё держится на влюблённости в предмет, влюблённости в группу, с которой работаешь.

Я человек темпераментный, на первых порах испытывал сильные эмоциональные нагрузки, когда всё пропускаешь через сердце, но постепенно удалось найти верный тон во взаимодействии с ребятами. Для меня личное общение, включённость в жизнь моих студентов всегда были очень важны - я много занимался научными и социальными проектами, подготовкой докладов, выступлений, материалов для студенческих конференций, конкурсов, грантов. Постоянно таскал из дома ребятам книги, журналы - научная библиотека в вузе бедная и неудобная. Читали вслух, обсуждали.

Первый звонок, что пора уходить, прозвучал, когда я понял, что в аудитории сидит только 10% мотивированных, интересных студентов-личностей.

А раньше это было 30-40%, взаимодействие с ними давало результат и вытягивало группу в целом, да и сам ты развивался. Я решил, что с двумя-тремя студентами смогу работать самостоятельно и вне стен университета - толку будет больше! Площадка для этого уже существовала, вместе с коллегами мы организовали методологическую мастерскую в областной библиотеке. Так я «спрятался» от студентов сначала в докторантуре, а потом уволился вовсе.

Решение было тяжёлым: получалось, что в родном университете я провёл полжизни - студентом, аспирантом, потом преподавателем. Но интенсивность труда выросла в два раза при прежней зарплате. Времени на науку и проекты не оставалось, платили гроши. Поток бессмысленных бумаг нарастал. Мы превращались в настоящих рабов.

Перспектива профессионального роста исчезла, любые методические новшества и другие инициативы воспринимались безразлично. Все механизмы управления и принятия решений непрозрачны. Ключевые посты заняло поколение людей, через должности решающих только свои личные проблемы. Административные службы преподавателей презирали. Любой поход в бухгалтерию, отдел кадров, методический отдел вызывал у меня внутренние содрогания, поскольку столько непрофессионализма, хамства, неприкрытой агрессии и неуважения я мало где встречал. Например, чтобы выбить крохи на оплату проезда на конференцию, надо было пройти настоящую мясорубку унижения. Кстати, такое отношение стало главенствующим и в среде студентов: преподаватели - обслуживающий персонал.

Самым больным стало расставание с родной кафедрой - для меня это было гнездо. Удивительные люди окружали и сформировали меня - профессора В.А. Петрищев, Л.А. Карасева, Е.А. Спасская, В.А. Кунтыш, Н.В. Костюкович. Перечисляю фамилии, поскольку от них я получил знания, секреты мастерства, несгибаемый нравственный стержень.

Работа в университете - это фундамент моего успеха сегодня. Это, конечно, и формальное наследство - звание, запись в трудовой, связи. Но главное - это навыки творчества, исследовательской работы, общения в команде.

Уйти из преподавательской профессии невозможно, это внутри тебя - происходит профессиональная деформация.

Единственная сфера, где мне приходится себя сдерживать, - это семья. С первых дней моя жена предупредила меня: «Выключи преподавателя!»

Что должно измениться в системе, чтобы я захотел туда вернуться? Наверное, преподаватель должен быть поставлен во главу угла.

Алёна

Работала 4 года старшим преподавателем в вузе, 4 года педагогом дополнительного образования. Сейчас - методист в учреждении допобразования.

Кратко о своем отношении к труду Учителя. В профессию должны приходить по призванию, увлечённые люди. Это, безусловно, творческая работа. В то же время очень ответственная. Я сама с детства хотела быть учителем, но свою карьеру я начала с университета, в школе никогда не работала, хотя по образованию учитель технологии. Как ни странно, в школу хочу и постоянно рассматривала такой вариант. Однако не требуются у нас учителя технологии в школе.

4 года я работала в вузе в должности старшего преподавателя («старший» звучит устрашающе, хотя самый низкий чин среди преподавательского сообщества). Поначалу всё нравилось: условия работы, зарплата, нагрузка, коллеги. На кафедре ценили, студенты уважали. Но в последний год моей работы мне дали нагрузку 0,25 ставки, это для старшего преподавателя 2 500 рублей в месяц (на дворе был 2011 год). И догрузили общественными работами в роли секретаря ГЭК и ГАК. Ввиду такой занятости становилось сложно найти подработку. Вот я и плюнула на всю эту научную работу.

После этого мне посчастливилось работать в сфере дополнительного образования детей. И снова 4 года. Я успела побыть и педагогом, и методистом, и занимала руководящую должность. Поэтому мне на собственной шкуре пришлось испытать не только все трудности работы педагога, но и сложность административной работы вперемежку с постоянными жалобами подчинённых, этакой обратной связью.

Трудность работы педагога дополнительного образования в том, что в обществе сложился определённый стереотип в отношении кружков. И не только у детей, но и у самих педагогов.

И мне во сто раз сложнее было перестроиться мыслить по-другому. Потому что это в институте к преподу студенты идут за знаниями, за дипломом или не идут на скучные лекции, потому что такие они студенты. Это в школу дети придут обязательно, потому что в школу ходить обязательно по закону. А в кружок, если ребёнок не пришёл, значит, ему неинтересно (мне кажется, какой другой педагог об этом когда-то задумывался). И ты из юбки выпрыгиваешь, чтобы, блин, заинтересовать их.

А у каждого ребёнка своя мотивация к посещению кружка. И у каждого своё расписание в школе и в других кружках. А требуют группы по 15 человек, хотя в кабинет больше 5 не вмещается. А потом ещё чиновник или кандидат наук из местного института повышения квалификации какую-нибудь блажь придумает и иди выполняй, потому что потом отчёт нужно делать и фотографию приложить. Это реально!

В прошлом году мы праздновали День сердца! (А вы разве нет?) Нас обязали праздновать День сердца и мы, вместо того, чтобы развивать в детях инженерную смекалку, прыгали с ними на скакалках. Самое позорное, что дети сами понимают, где есть профанация. А мы, учителя, продолжаем им головы дурить...

Сложнее педагогом допобразования еще и потому, что нет стандартов, нет программ, каждый должен сам себе программу писать и планировать работу. У некоторых для этого не хватает опыта и образования. В то время как зарплата у них ниже, чем у школьных учителей (по крайней мере, в нашем городе).

Не скажу, что отчётами завалили. Вся отчётность педагога - заполнять журнал. Сложнее всего обеспечить присутствие детей на занятиях, ведь за 0 человек в группе грозятся урезать зарплату, а это всегда напрягает.

Все эти обстоятельства вскрываются и во время ежегодных проверок со стороны городского Управления образования. И тут начинается разнос. Попадает всем, от мала до велика. Могут в лицо молодому педагогу сказать, что он никто, ничем не занимается и должен быть уволен. Каково, а?

«Вы организовали городской конкурс технического творчества, а у вас 14 участников, это не конкурс, а междусобойчик. Где участники от школ?» - спрашивают меня во время очередной проверки. «Хорошо, мы организуем конкурс детского рисунка и у нас будет сотня участников», - отвечаю я. «Что вы такое говорите! Вы же ЦЕНТР технического творчества! Кстати, что это от вас в конкурсах всероссийского уровня нет участников?» - продолжает свою работу проверяющий. «Потому что конкурсы всероссийского уровня с дистанционным участием - это конкурсы рисунков, а чтобы участвовать «техникам», нужно выезжать за пределы республики, далеко. Предлагали. Родители отказываются», - снова с оправданием я. Вердикт: «Значит, так предлагаете!»

Это непонимание со стороны административных работников, их завышенные требования. Иногда они сами не могут понять, что требуют. А приводит это только к росту негативного отношения к работе, к увольнениям талантливых и по-настоящему незаменимых коллег. Основным мотивом моего увольнения была в этом случае вовсе не зарплата, а существующая нестабильность, непонимание, постоянное «довешивание» обязанностей и, самое главное, - это отношение чиновников к твоей работе.

В неоправданной критике развития не будет. Иногда после одного доброго слова горы свернёшь. Жаль, что эти слова мне приходилось слышать только от своих учеников и их родителей.

Дарья

Работала 4 года в школе учителем английского языка. Сейчас - мастер по маникюру.

В школе я работала учителем английского языка. Предмет не самый лёгкий, поэтому проблем было немало. Классы были разные, начиная со вторых и заканчивая девятыми. Первое время было очень тяжело, но помогали коллеги-«англичане». Благодаря им я не уволилась через год.

Легче работать было с младшими классами, с дисциплиной проблемы редко возникали, а вот со старшей школой сложнее, так как в силу возраста (на тот момент мне было 22 года) мне иногда трудно было вести себя серьёзно с ними, хотелось пошутить, посмеяться. Но границы никогда не переходили.

У меня со школой не сложились отношения из-за начальства. Пока я совмещала работу с учёбой (я на вечернем училась), меня особо не трогали и давали ту нагрузку, какую я просила. Когда я закончила учиться, мнение особо не учитывалось. «Ты же молодая! Работай!».

Да, зарплата была немаленькая, но я не считаю, что школа - это то место, где надо строить карьеру, я хотела получать удовольствие от работы, а когда тебя загружают, удовольствия уже не испытываешь!

Я попросила дать мне меньше часов, а мне отказали, да ещё и классное руководство дали. Я поняла, что это совсем не моё, так как начала срываться на детях, постоянно плакала и просыпалась с мыслью: «Почему я?»

Не помогли и уговоры коллег, которым было очень тяжело и обидно меня отпускать. Правда, я хотела доработать до конца первой четверти, но мне не дали, поэтому ушла в октябре, чему несказанно рада. Всё, что ни делается, всё к лучшему.

Не знаю, чему меня научила эта работа, честно! Одно я поняла: если хочется что-то изменить, то не надо бояться, и надо ценить и любить себя. Когда я уходила из школы, директриса сказала: «Вы можете работать и больше часов, вам просто себя жалко!». И я с ней полностью согласна, сейчас я работаю и по 12 часов в день, разница в том, что сейчас я получаю удовольствие от работы, я стала спать лучше и, как бы странно это не звучало, времени на себя стало больше!

Хотела бы я при каких-то условиях вернуться в школу? На данный момент - нет! Ни на каких условиях! Ещё остался осадок после первого опыта. Но вообще, в будущем, когда будут дети, возможно, я бы пошла работать в школу. Условия: 18 часов в неделю (ставка учителя), никакого классного руководства и поменьше бы всяких бумажек. Не совсем понимаю, почему учитель должен писать программу на учебный год, когда этим должны заниматься методисты.

Я вообще считаю, что в школе должны работать люди, которые любят своё дело, которым нравится работать с детьми, родителями, а не из-за зарплаты набирать побольше часов и создавать видимость, что они работают.

Я ушла в тот момент, когда поняла, что становлюсь похожей на своего классного руководителя.

У нас был не самый спокойный класс, и к нашему выпуску она стала неврастеничной, вечно кричала, срывалась по пустякам и постоянно тряслись у неё руки. Я такой совсем не хотела быть!

Для советов я молода и неопытна, но одно могу сказать, что не всегда дети во всём виноваты, с ними всегда можно найти общий язык. Я с ними любила работать, хотя были и отвратительные детишки, которых хотелось придушить, если честно! Вся проблема в начальстве и вышестоящих инстанциях: первые не помогают и не поддерживают, вторые не знают, чего хотят.

Оксана

Работала учителем математики в школе 20 лет назад, сейчас - главный администратор отдела продаж крупного завода.

Я работала учителем математики в средних классах сразу после окончания КГУ им. Т.Г. Шевченко. Это была обычная школа на окраине Киева в обычные 90-е годы прошлого века. Вспоминаю эту школу как светлое и хорошее место, несмотря на трудности того времени.

Мне нравилась эта работа, но я чувствовала, что мне не хватает именно педагогического образования и практики. Некоторое время я даже думала, каким образом могла бы заполнить эти пробелы, но потом пришла к выводу, что подобный формат работы мне не подходит. Прежде всего тем, что я была бы хорошим предметником, но не культ-массовым организатором всяких линеек, политинформаций... Я бы с удовольствием готовила «олимпиадников», недели математики, но меня напрягало всё то, что относилось к идеологической и воспитательной части процесса, навевало тоску и вводило в ступор. Сейчас я оглядываюсь назад и понимаю, что решение было правильным: 90-е годы нельзя даже сравнивать по силе давления с тем, что происходит сейчас.

Кроме того, в школу я пришла уже после того, как пять лет работала репетитором. Я привыкла к тому, что меня ждут: с одной стороны стоит папа с деньгами, с другой - мама с чашечкой кофе, и ребёнок, если не рад, то хотя бы понимает, зачем он учит и что будет сдавать.

Представьте мой шок после этого, когда я услышала от ребят в классе: «А зачем мне эта ваша математика?» «Не нужна? - подумала я. - Да не вопрос. Тоже мне, проблема. Я всегда найду тех, кому нужна».

А преподаватель всё же должен быть уверен, что его предмет нужен и в том объёме, который он даёт согласно программе, и обоснованно требовать определённого уровня знаний.

Сейчас я бы уже смогла ответить ученикам, я понимаю, что, по большому счёту, программа как таковая - не суть вопроса. Главное - навыки, которые получают люди в процессе обучения. А эти навыки можно получать на разных наборах формул, тем, задач.

Иногда думаю, что я должна была побывать в той школе ради одного отпетого хулигана, совершенно запущенного в математическом смысле.

Я приносила ему логические задачи, задачи с применением практики, задачи на внимание. Первоначально я это делала только для того, чтобы он просто сидел тихо: он ничего не понимал, так как не учился до этого, и от скуки шумел. Решение этих задач его увлекло, повысило его самооценку, и в результате это уже он следил, чтобы в классе не отвлекали. Если бы мы общались дольше, я уверена, он бы освоил школьный курс (если бы на это была его добрая воля, конечно - учиться летом) и смог бы претендовать на технический вуз.

Неожиданно сложный вопрос - чему меня научила эта работа. Наверное, прежде всего тому, что всему нужно учиться. Наивно рассчитывать, что, если ты сам был в школе, учился предмету, то можешь зайти в класс и сразу стать учителем. Что за обычными вещами, которые кажутся простыми, стоит большой труд и опыт поколений. Что неразумно вклиниваться в новую область, не опираясь на опыт людей до тебя.