Цель: обобщение теоретического и практического материала по формированию монологической речи у дошкольников. Повышение профессиональной компетентности, активизация знаний и умений педагогов в области развития речи; отработка методов и приемов, способствующих речевому развитию детей.

Материалы: бумага, карандаши, USB-носители информации, проектор, компьютерная презентация, тексты для пересказа.

План:

  1. I. Дискуссионная часть.

II . Теоретическая часть .

1.Организация и методика обучения связной речи, начиная с младшего возраста.

2. Обучение рассказыванию в разных возрастных группах.

Рассказывание по картине;

Рассказывание об игрушке;

Рассказывание из опыта;

Творческое рассказывание.

3. Обучение пересказу в разных возрастных группах.

4. Инновационные методы формирования монологической речи.

III . Практическая.

IV . Выставка игр и пособий по развитию монологической речи у дошкольников. Информационные ресурсы.

1. Т.А. Ткаченко. Большая книга заданий и упражнений по развитию речи детей.

2. Т.А. Ткаченко. Обучение детей творческому рассказыванию по картинам. М. 2006.

3. Т.А. Ткаченко Схемы для составления дошкольниками сравнительных и описательных рассказов.

4. Т.А. ТКАЧЕНКО КАРТИНЫ С ПРОБЛЕМНЫМ СЮЖЕТОМ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ И РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ. ВЫПУСК № 2 МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ И ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ЛОГОПЕДОВ, ВОСПИТАТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ Москва Издательство ГНОМ и Д 2003

5. ТКАЧЕНКО Т.А. КАРТИНЫ С ПРОБЛЕМНЫМ СЮЖЕТОМ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ И РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ. Выпуск № 3. Методическое пособие и демонстрационный материал для логопедов, воспитателей и родителей. - М.: «Издательство «ГНОМ и Д», 2006.

6. Т.А. Большева «Учимся по сказке».

Дискуссионная часть.

Экспресс-опрос для определения компетентности воспитателей .

· Разговор двоих или нескольких на тему связанную с какой-либо ситуацией. (диалог)

· Речь одного собеседника, обращенная к слушателям (монолог)

· Рассказ сюжет, которого развертывается во времени (рассказ повествование)

· Как называется текст, в котором идет перечисление признаков, свойств, качеств, действий? (описание)

· С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей монологической речи? (средняя группа)

· Какой прием применяет педагог для снятия пауз и напряженности у ребенка при пересказе? (прием отраженной речи - педагог повторяет сказанную ребенком фразу и незначительно дополняет ее)

· Ведущий прием в средней группе используемый при составлении рассказа по картине (образец воспитателя)

· Ведущий прием для активизации речи и мышления (вопросы педагога)

· Какие формы работы используют при обучении детей связной речи? (пересказ, описание игрушек и сюжетных картин, рассказывание из опыта, творческое рассказывание)

· Назовите структуру повествования (завязка, кульминации, развязка).

Теоретическая часть.

Организация и методика обучения связной речи, начиная с младшего возраста.

ФГОС ДО определяет «Речевое развитие» как приоритетное направление.

Методами обучения монологу являются пересказ и сочинение. Дети пересказывают монологические тексты, рассказывают о реальных и воображаемых событиях и предметах, сочиняют.

Овладеть методами обучения монологической речи означает для воспитателя:

1) научиться слушать детей.

2) научиться помогать им, пересказывать, рассказывать, сочинять.

Для ребёнка образцом должна быть РЕЧЬ ВОСПИТАТЕЛЯ . Поэтому наша с вами речь должна быть красивой, богатой, содержательной, образной! Задайте себе вопрос: может ли ВАША речь быть образцом для ребёнка?

Прежде чем обучать детей связной речи, необходимо, чтобы в активной речи ребёнка присутствовали разнообразные слова: существительные, прилагательные, глаголы, наречия, фразеологические обороты, сравнения, метафоры и т. д.

Например слово снег

Однокоренные слова снежинка, снежный, снегоход, снеговик,

Антонимы дождь

Синонимы лёд

Ассоциации зима, холод, мороз, санки, лыжи, коньки, горка

Продолжаем работать с этим словом.

Снег какой? (подобрать как можно больше прилагательных) Белый, холодный, мокрый, блестящий, сверкающий, красивый, грязный, талый…

Что со снегом можно делать? (глаголы) Копать, лепить, подбрасывать, ловить (снежинки), растопить, строить (горку, постройки).

С чем можно сравнить снег? (сравнения) С пухом, одеялом, покрывалом и т.д. Почему? Объяснить названные варианты.

Давайте вспомним виды занятий по развитию речи, не интегрированные, а в чистом виде, традиционные:

– пересказ;

– рассказ по сюжетной картине или по картине известного художника;

– рассказ по серии сюжетных картинок;

– описательный рассказ предмета или животного;

– творческий рассказ.

Работа над монологом в каждой возрастной группе отличается сложностью содержания картины, размером текста для пересказа, определяется «Программой воспитания в детском саду». Нужно помнить о речевой активности на занятии (оптимально речь воспитателя относится к речи детей 2:3), чтобы ее добиться используются хоровые ответы и повторы. На занятии по развитию речи каждый ребенок должен ответить не один раз. Необходима предварительная работа, ежедневные беседы, работа с родителями и т.д. Есть методы, способствующие активизации речи. Какие? (Хоровые ответы. Просьба повторить ответ. Сейчас когда речь у многих плохо развита, именно такие методы нужно использовать. Расскажите, что было сначала? Что будет если, уронить стакан на пол? Наглядные методы активизации речи - картины, иллюстрации, схемы, пиктограммы, мнемотаблицы).

Есть вопросы прямые, начинающие со слов «кто», «что», «кому», «когда» и др., помогающие ребенку пополнять словарь. И есть вопросы логические, начинающие со слов «затем», «почему», «для чего», «как ты думаешь», помогающие установить причинно-следственные связи.

Поощрите ребенка за полные, близкие к тексту ответы на вопросы, выразительные интонации в передачи повествования и реплик героев.

Предлагаю вам рассмотреть примерную структуру НОД по обучению рассказыванию с учётом возрастной группой.

Во всех возрастных группах основным приёмом обучения монологу является опора на словесный образец. Дополнительные приёмы – опора на реальные предметы, опора на картинки, работа с интонацией.

Воспитатели формируют знания о структуре текста (начало, середина, конец) и о способах связи между предложениями:

1). Цепная связь при помощи местоимений (Прибежал зайчик, он любит морковку и живет в лесу). (мнемодорожки).

2). Лексический повтор.

3). Замена синонимом.

По способу передачи информации различают типы высказываний:

Описание, строится по плану: название объекта, его признаки, свойства, качества, действия. (схемы описательных рассказов).

Повествование - это рассказ сюжет, которого развертывается во времени характеризуется использованием зачинов: «Однажды», «как-то раз».

Рассуждение, отличается установлением причинно-следственных связей.

Рассказывание по картине. В младшей группе дети перечисляют объекты, называют их свойства и действия. На данном этапе главным является учить детей рассматривать картину, замечать в ней самое главное и постепенно переводить их от этого простого перечисления предметов к связным высказываниям (учить отвечать на вопросы педагога). Первые картины – это картины, изображающие отдельные объекты, а так же несложные сюжеты, близкие личному опыту детей. Занятия можно начинать с вводной беседы, цель которой – выяснить представления и знания детей об изображении. Основной прием: вопросы воспитателя. Они должны быть четкими, лаконичными. Например картина «Мы катаемся на санках». Какие вопросы помогут понять содержание?

Если ребенок затрудняется надо помочь ему пояснениями, уточнениями. Добиваться, чтобы дети правильно соотносили слова с предметами, их качествами, действиями. После беседы воспитатель сам рассказывает о нарисованном на картине. Можно загадать загадку.

Используются разнообразные игровые приемы.

С горки сами вниз летят,
А на горку не хотят,
Надо в горку за веревку
Каждый раз тянуть назад.

Схема рассказа. Воспитатель говорит: «Повторяйте за мной» - наступила … выпало много… дети одели… взяли с собой… и стали… увидели птички и сказали… щенок… А кто сам может повторить? Если никто не хочет, повторяете рассказ еще раз сами. Поощрения обязательны, чтобы фиксировать ситуацию успеха. Следить за дисциплиной бывает тяжело, поэтому присутствие помощника воспитателя обязательно. Она контролирует гиперактивных детей, помогает заинтерисовывать деятельностью.

В средней группе – учат составлять описательные рассказы по предметным и сюжетным картинкам. Рассказывание проводится по вопросам и образцу рассказа воспитателя. В конце года, если дети научились рассказывать по образцу, задания можно усложнять, подводить детей к самостоятельному рассказыванию.

В старшей и подготовительной к школе группах – самостоятельно составляется рассказ по картине. Предъявляются более высокие требования: точная передача сюжета, использование разнообразных языковых средств. Воспитатель руководит деятельностью детей, анализирует рассказы. Широко используются серии сюжетных картин. Составление коллективного рассказа. Один ребенок придумывает, что происходило с персонажами раньше, второй описывает события, изображенные на картине, третий – последующие действия.

Рассказывание об игрушках. Младший дошкольный возраст – занятие проходит в живой эмоциональной форме. Большое значение имеет правильный подбор игрушек. Предпочтительнее игрушки разные по внешнему виду, это обеспечивает активизацию словаря детей и развитие связной речи на основе использования приема сравнения. Описание игрушки начинается с продуманных вопросов. Рассказ воспитателя является образцом. Используются игры: «Узнай по описанию», «Угадай, кто это», «Что пропало». Малышам необходимы поощрения за правильный ответ (ленточки, картинки, флажки). Описание игрушек - котенок, жеребенок и мышонок. Используйте прием совместного рассказывания: это - котенок, он какого цвета, рыжий, пушистый, у него…

В средней группе дети подходят к самостоятельному составлению небольших описательных рассказов об игрушках. Усиливается опора на активизацию словаря: задает больше вопросов о внешнем виде, качестве игрушки, действий с ней. Детей подводят к сравнению и описанию предметов игрушек по схеме:

Название предмета,

Его признаки, качества, действия с ним,

Отношение ребенка к предмету.

На данном возрастном этапе широко используется рассказ-образец воспитателя. Используют дидактические игры с игрушками.

В старшей группе занятия по развитию связной речи с использованием игрушек разнообразны: составление описательных рассказов, сюжетных рассказов по одной игрушке или по набору игрушек. На занятиях по сюжетному рассказыванию воспитатель может ввести инсценировку. Особое внимание уделяется анализу рассказов. Первым оценку дает воспитатель, затем дети. Универсальный прием – слова «Молодец! Умница! У тебя отлично получается!». Это способствует появлению уверенности в своих силах, формирует самооценку.

В подготовительной группе можно составлять коллективные рассказы по набору игрушек. Сначала дети договариваются между собой, какие игрушки они выберут, намечают общую линию сюжета, а затем идет импровизация.

Рассказы из опыта. Рассказывание из личного опыта вводится в средней группе. На первых порах воспитатель организует его после знакомства с картиной, игрушкой. В дальнейшем предлагаются конкретные, близкие темы. Наиболее целесообразно коллективное рассказывание. Воспитатель знакомит с темой рассказа, намечает основную сюжетную линию.

В старшем дошкольном возрасте тематика рассказов усложняется. Широко вводится тема природы, предлагаются следующие виды рассказов:

  • Сюжетный рассказ на основе непосредственного восприятия или труда в природе;
  • Сюжетные и описательные рассказы на основе бесед, чтения книг;
  • Описательный рассказ на основе сравнения различных времен года;
  • Описательный рассказ о каком-нибудь времени года;
  • Описательный рассказ об отдельном явлении природы.

Существуют различные варианты творческого рассказывания:

  1. Придумывание продолжения и завершения рассказа. Воспитатель сообщает начало рассказа, а основные события придумывают дети.
  2. Придумывание рассказа или сказки по плану воспитателя. Требуется уже большая самостоятельность, т.к. план помечает лишь последовательность рассказывания, а развитие содержания детям предстоит осуществлять самостоятельно.
  3. Придумывание рассказа по теме предложенной воспитателем (без плана). Ребенок выступает автором, сам выбирает содержание.

4). Придумывание рассказа или сказки на самостоятельно выбранную тему. Это самый сложный вид рассказывания.

Свободное сочинение или инициативная речь служит показателем речевого развития ребёнка. Этому не учат специально, но способность к свободному сочинению подготавливается всей системой развития речи ребёнка в детском саду и в домашних условиях.

Обучение пересказыванию. Текстами для пересказывания могут быть:

1)сообщения бытового характера, которые воспитатель передаёт детям, а они пересказывают (из личного опыта).

2)произведения художественной литературы, которые дети пересказывают на специальных занятиях по обучению монологической речи.

Помощь детям в пересказывании художественных произведений осуществляется словесными приёмами, главным образом всевозможными вопросами.

Различают следующие типы вопросов, помогающих пересказу монологического текста:

1) вопрос, направляющий совместное пересказывание (вопрос к последнему слову фразы),

2) подсказывающий вопрос,

3) наводящий вопрос,

4) прямой вопрос,

5) цепь прямых вопросов (план),

6) вопросы поисковые,

7) вопросы – указания.

Пересказыванию предшествует чтение данного текста.

На занятиях с детьми третьего года жизни воспитатель пользуется вопросами, направляющими совместное пересказывание (вопрос к последнему слову фразы, произнесённой воспитателем, подсказывающий вопрос). Стихотворение В. А. Жуковского «Котик и козлик» воспитатель предлагает пересказать его.

Воспитатель. Там котик усатый по садику бродит... Кто бродит по садику?

Котик усатый по садику бродит?

Ребенок. Котик усатый по садику бродит.

Воспитатель. А козлик рогатый за котиком ходит... Кто ходит за котиком?

Козлик рогатый за котиком ходит?

Ребенок. Козлик рогатый за котиком ходит.

Обучение пересказыванию начинается с воспроизведения хорошо знакомых детям сказок, построенных на повторе («Колобок», «Репка», «Теремок»). Воспитатель помогает запомнить последовательность появления героев, их действий при помощи наглядных схем или настольного театра. В случае затруднения воспитатель включается в процесс пересказывания, напоминает текс, а рассказчик повторяет за ним одно-два слова или целое предложение. Постепенно дети переходят к пересказыванию по вопросам. Вопросы должны быть направлены на установление последовательности событий, называние действующих лиц, напоминание текста песенок.

Детям четвертого года жизни воспитатель помогает прямыми вопросами, облегчая пересказ наводящими, а иногда и подсказывающими вопросами. Если пересказывается текст, нужно, чтобы дети уже знали отдельные, наиболее часто употребляемые, легко запоминающиеся строчки. Тогда на вопросы воспитателя они могут отвечать цитатами из текста. Прямые вопросы воспитателя должны помогать им как можно полнее использовать словарь текста. Если дети забыли, воспитатель подсказывает.

Например, пересказывается сказка Л. Н. Толстого «Три медведя».
Воспитатель.
Где были медведи, когда Маша забрела в их домик?
Ребенок.
Медведей не было дома, они ушли гулять по лесу.

Воспитатель. Сколько комнат было в медвежьем домике и какие?

Ребенок. В домике было две комнаты: одна - столовая, другая - спальня. (Если ребенок недосказал последнюю часть предложения, воспитатель задаст подсказывающий вопрос.)

Воспитатель. В какую комнату вошла девочка сначала и что она там увидела?

В средней группе решаются более сложные задачи: детей учат рассказывать короткие сказки и рассказы не только хорошо знакомые, но и впервые прочитанные на занятии, выразительно передавать разговор действующих лиц, слушать пересказы других детей и замечать в них несоответствие тексту. После чтения проводится краткая беседа о прочитанном. Вопросы направлены на выявление понимания детьми содержания произведений. Если ребенок затрудняется в пересказывании, задаются дополнительные вопросы, им напоминаются фразы из текста, слова. Постепенно требования к пересказу возрастают – воспитатель добивается точности и полноты воспроизведения содержания. Выразительной передачи диалогов. Если ребенок пересказывает текс своими словами, педагог следит за тем, чтобы точно пересказывалась мысль автора. Важным методическим приемом является оценка детского пересказа. Его проводит воспитатель. Оценивая пересказ, необходимо кратко проанализировать его, отметив хорошие стороны и недостатки, обязательно поощрить старание ребенка, вселить в него уверенность в своих силах. Воспитатель помогает пересказывать тоже прямыми вопросами, но предлагает одновременно серию вопросов, развивающих тему, т.е. составляет простой план пересказа. Сначала план может состоять всего из 2 – 3 вопросов. В дальнейшем должен усложняться.
В старшей группе произведения для пересказа довольно больших размеров. Первый раз педагог читает текст целиком, чтобы они восприняли суть произведения. Пересказывать его можно и по частям: воспитатель прочитывает небольшую законченную часть произведения, затем ставит серию вопросов, исчерпывающих ее содержание, и дети пересказывают данный отрывок. При этом воспитатель следит за тем, чтобы они правильно произносили слова и составляли предложения, а также выразительно передавали разговор действующих лиц.

Например: сказку К. Д. Ушинского «Умей обождать» можно разделить для пересказа на такие части:

I. Жили-были себе брат и сестра - петушок да курочка. Побежал петушок в сад и стал клевать зеленехонькую смородину, а курочка и говорит ему: «Не ешь, Петя! Обожди, пока смородина поспеет». Петушок не послушался, клевал да клевал и наклевался так, что насилу домой добрел. «Ох,- кричит петушок,- беда моя! Больно, сестрица, больно!» Напоила курочка петушка мятой, приложила горчичник - и прошло. Какие вопросы можно задать по содержанию отрывка?

Вопросы:
1. Какую ягоду стал клевать петушок в саду? Чего он не дождался? (Не дождался, пока ягода созреет.)

2. О чем курочка предупреждала братца? (Что надо подождать, пока смородина поспеет.)

3. Что заболело у петушка от зеленой смородины?

4. Как вылечила курочка петушка?

II. Выздоровел петушок и пошел в поле; бегал, прыгал, разогрелся, вспотел и побежал к ручью пить холодную воду, а курочка ему кричит: «Не пей, Петя, обожди, пока остынешь». Не послушался петушок, напился холодной воды - и тут же стала бить его лихорадка. Побежала курочка за доктором, прописал доктор Пете горького лекарства, и долго пролежал петушок в постели.
Воспитатель должен объяснить выражение «стала бить лихорадка» - «его знобило, потому что поднялась температура».

Вопросы:
1. Почему разогрелся и вспотел петушок, зачем он побежал к ручью? Чего он не дождался?

2. О чем курочка его предупреждала? (Что нельзя пить холодную воду, разогревшись.)
3. Кто лечил петушка от простуды? Долго ли он проболел?
III. Выздоровел петушок к зиме и видит, что речка ледком покрылась; захотелось петушку на коньках покататься, а курочка и говорит ему: «Ох, обожди, Петя! Дай реке совсем замерзнуть, теперь еще лед очень тонок, утонешь». Не послушался петушок сестры: покатился по льду, лед проломился, и петушок - бултых в воду! Только петушка и видели.

Вопросы:

1. Какой был лед на речке? Чего не дождался петушок?
2. О чем курочка предупреждала братца? (Что нельзя по тонкому льду кататься на коньках.)

3. Почему погиб петушок?

Детей пятого года жизни начинают постепенно приучать к вопросам поисковым, т.е. вопросам, помогающим рассуждать. Обычно эти вопросы включают вопросительные слова: почему? Зачем? Для чего? как? Каким образом? Вопреки чему?

Пересказывая содержание сказки «Умей обождать», дети смогут ответить на вопросы, подчеркивающие назидательный характер произведения:

1.Как относилась курочка к брату?

2.Правильные ли советы давала курочка?

3. Почему петушок не хотел обождать, пока смородина созреет?... пока не остынет, чтоб холодную воду пить без вреда? ... пока лед на речке не окрепнет, чтобы безопасно было кататься по нему?

4.Жалко вам петушка?

5.Нравится ли вам умная курочка?

Детям шестого и седьмого года жизни воспитатель может помочь пересказывать художественные произведения, формулируя вопросы как указания, что за чем надо говорить, в каком порядке описывать предметы или излагать события.

Например, к пересказу сказки «Заяц-хваста» (в обработке А. Толстого) можно дать такие указания:

1. Сначала скажи, где жил заяц и почему ему зимой было плохо. Затем расскажи, как встретился он с другими зайцами на гумне и как стал хвастать.
2. Расскажи, как тетка ворона узнала про хвасту и зачем пошла его разыскивать. Что сделала ворона, когда заяц рассказал ей, как он хвастал?
3. Теперь расскажи, как попала ворона в зубы собакам и как заяц выручил ее из беды.

При обучении пересказу воспитатель должен помнить и о том, чтобы дети, передавая диалогическую речь, учились изменять интонации в соответствии с переживаниями действующих лиц. После пересказа этой сказки сам собой напрашивается такой поисковый вопрос: «Почему ворона сказала, что заяц не хваста, а храбрец?» Нужно, чтобы сначала дети ответили на этот вопрос кто как может. Потом воспитатель подытоживает все сказанное: «В трудную минуту заяц поступил очень храбро. Он на себя отвлек собак, сам подверг себя опасности, чтобы спасти другого - тетку ворону. Ему, наверное, было страшно, но он не струсил. Значит, заяц оказался храбрецом». Кто-либо из детей повторяет этот вывод.

В подготовительной группе – занятие по пересказу текстов состоит из следующих частей:

  1. Вводная беседа, которая настраивает на восприятие произведения (вопросы, рассматривание художественных иллюстраций)
  2. Чтение литературного произведения. Перед первичным чтением не следует делать установку на запоминание текста. Очень важно выразительно прочитать текст.
  3. Беседы по содержанию и форме прочитанного произведения. Вопросы тщательно продуманы. Данная часть занятия не должна быть длинной, достаточно 4-5 вопросов.
  4. Повторное чтение литературного текста с установкой на запоминание и пересказ.
  5. Пересказ произведения детьми. Строят грамматически правильно предложения, связно и последовательно передавать содержание. Если небольшой текст, то ребенок пересказывает его целиком. Более длинный рассказ – цепочкой. Если затрудняются – задаются вопросы. Дети привлекаются к оценке рассказов товарищей.

Наглядное моделирование - инновационный метод развития речи.

Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, затем переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам. Мнемотаблица - это средство, которое помогает детям выделить в предметах или их отношениях те существенные признаки, которые должны войти в содержание рассказа. Она учит фиксировать полученный результат в доступной детям схематичной форме. Еще один наглядный метод развития монологической речи - коллажи. Применение коллажей побуждает детей называть признаки объектов, рассказать о них, запоминать тексты, стихотворения, закрепить грамматические формы родного языка. При использовании пиктограмм, схем, таблиц, коллажей у детей повышается интерес, внимание, речевая активность. Они привыкают к самоконтролю.

Практическая часть.

Задание 1. Подготовьте вопросы к последнему слову фразы (т. е. подготовьтесь к совместному пересказу потешек в младшей группе): «Баю-баю-баиньки», «Кисонька-мурысонька», «Петушок» (потешки).

Задание 2. Подготовьте подсказывающие вопросы (т. е. подготовьтесь к отраженному пересказыванию сказки детьми младшей группы): К.Чуковского «Цыпленок».
Задание 3. Подготовьте прямые и наводящие вопросы для обучения пересказу рассказа детей средней группы: «Поезд» Я. Тайца. (О чем говорится в рассказе? Как он начинается? О каком времени года говорится в рассказе? Почему вы думаете, что это было зимой? Как у детей получился поезд? Кто был машинистом? Кто - контролером? Кто - паровозом? А вы играли в такой поезд? какая словарная работа.

Задание 4. Подготовьте серии прямых вопросов к рассказу для детей старшей группы, разделив тексты произведений на смысловые отрывки Л. Толстой «Пожарные собаки». Почему собаки занимаются спасением людей? Почему Боб вынес не только девочку, но и куклу? Правильно поступили люди, когда начали смеяться? Как вы относитесь к такой собаке? Какие чувства вызывает рассказ? Кого в рассказе можно назвать смелым?

Задание 5. Подготовьте вопросы-указания к сказке «У страха глаза велики» для обучения пересказу детей шестого года жизни (Почему это произведение называется сказкой? Как вы поняли его название? О чем рассказывается в сказке? Вспомните, как названы в сказке бабушка, внучка, курочка и мышка? Какие у них были ведра? Какие звери им почудились? Что вам понравилось?) коллажи.

Задание 6. Подготовьте поисковые вопросы для обучения рассуждениям детей подготовительной группы, при пересказе М.Пришвина «Золотой луг». (что я вам прочитала? Почему вы думаете, что это рассказ? Почему луг назвали золотым? Почему вечером луг становился зеленым? О чем в нем говорится? Как автор назвал луг? С чем Пришвин сравнивает одуванчик?

Экспресс-опрос итоговый :

1. Что понимаете под термином «монологическая речь». Перечислите типы высказываний. (описание, повествование, рассуждение).

2. Виды занятий по обучению рассказыванию.

3. В чем состоит трудность усвоения монологической речи для ребенка?
4. Когда начинаются специальные занятия по развитию монологической речи? Каким типам монологической речи обучают детей?

5. Каковы основные приемы обучения детей монологической речи?

6. Как организуется обучение детей монологической речи в свободном речевом общении?

7. Как организовать помощь родителям в развитии у детей навыка монологической речи?

8. Что значит, для воспитателя овладеть методом обучения пересказыванию? (научиться формулировать вопросы по содержанию, применять методы активизации речи, уметь понимать смысл произведения, выделять главное в тексте, владеть навыками связной речи).

9. Почему обучение пересказу способствует развитию монологической формы речи детей?

10. Как воспитатель осуществляет помощь детям при пересказе художественных произведений?

  1. Использовать в практике работы современные эффективные технологии речевого развития дошкольников.
  2. Использовать создание проблемных ситуаций в НОД и в свободное время, побуждающих к активизации речевой деятельности детей.
  3. Для развития речевой активности детей использовать экскурсии, игры, формы элементарной поисковой деятельности и т.п.
  4. Отражать в календарных планах индивидуальную работу по развитию связной речи детей.
  5. Создавать условия для развития речи, развивать и поощрять все формы речевой активности детей в ходе НОД и повседневной жизни.
  6. Проводить специальные упражнения и игры по формированию связной монологической речи.
  7. Демонстрировать детям правильный речевой темп, образец произнесения разговорной речи, отрывков из литературных произведений, сказок стихотворных форм, пословиц, загадок, скороговорок, чистоговорок и т.д.
  8. Стимулировать обращение ребёнка к взрослому, сверстнику с вопросами, сообщениями, побуждениями.
  9. Систематически знакомить с художественными произведениями, обучать детей рассказыванию. Особое внимание уделять развитию творческого рассказывания.
  10. Способствовать развитию речи в игре и отражению литературных образов в сюжетно-ролевых играх детей.
  11. Организовывать игры-драматизации по литературным произведениям.
  12. Вести систематическую работу с родителями по организации эффективного общения с ребенком, удовлетворению его любознательности.
  13. Побуждать родителей создавать условия для общения с другими детьми, для развития мелкой моторики рук, для организации совместных игр взрослого и ребенка, для чтения художественной литературы, разучивания стихов.
  14. В работе с родителями использовать индивидуальный подход, учитывая личностные особенности каждой семьи.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей №45»

Семинар-практикум по развитию речи

«Развитие речевой деятельности дошкольников в организации педагогического процесса»

Подготовила

педагог-психолог

Иванова С. В.

Оренбург 2017

Цель семинара:
создание информационного пространства для обмена педагогическим опытом и повышения профессиональной компетентности, мастерства педагогов ДОУ по развитию речи детей.

Задачи:
1. Развитие речевой деятельности в различных видах деятельности.
2. Побуждать педагогов ДОУ к мыслительной и практической деятельности по овладению технологий проектирования и моделирования педагогического процесса по реализации комплексных задач речевого развития дошкольников, обеспечив усвоение обобщенных представлений о построении педагогического процесса обучения детей родному языку.
3. Углубить представления о содержании речевого развития на основе современной парадигмы развивающего личностно ориентированного образования.

Совершенствование работы педагогов по речевому развитию дошкольников;

В игровой форме систематизировать теоретические знания педагогов по формированию связной речи у дошкольников, развивать кругозор;

Развивать у педагогов умения применять современные педагогические технологии, игровые методы и приёмы для формирования речи дошкольников;

Повысить интерес педагогов к проблеме формирования речи дошкольников.

ХОД СЕМИНАРА

Педагог-психолог: Формирование правильного произношения – сложный процесс. Ребёнку предстоит научиться управлять своими органами речи, воспринимать обращённую к нему речь, осуществлять контроль за своей речью.

Чтобы ребёнок научился произносить сложные звуки, его губы и язык должны быть гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда переходить от одного движения к другому. Всему этому способствует артикуляционная гимнастика.

Благодаря регулярным занятиям такой гимнастикой и упражнениям по развитию речевого слуха дети с правильным, но вялым звукопроизношением («каша во рту») постепенно избавляются от этого дефекта; дети со сложными нарушениями звукопроизношения быстрее преодолевают речевые дефекты (когда с ними начнёт заниматься логопед , их мышцы уже будут подготовлены).

· Следует заниматься ежедневно 7-10 минут.

· Сначала упражнения выполняются медленно перед зеркалом, так как ребёнку необходимо зрительный контроль. Постепенно темп увеличивается.

· Периодически ребёнку задают наводящие вопросы, например, «Где находится язычок?»

· Если во время занятий язык ребёнка дрожит, слишком напряжён, отклоняется в сторону, не может удержаться в нужном положении даже в течение короткого врем

Конкурс «Развитие артикуляции и мелкой моторики рук»

Разминка. Педагог-психолог предлагает всем участникам выполнить артикуляционную гимнастику с помощью стихотворной сказки «У бабушки с дедушкой» (с демонстрацией картинок).

Толстые внуки приехали в гости.

С ними – худые, лишь кожа да кости.

Бабушка с дедушкой всем улыбнулись,

Поцеловать они их потянулись.

Утром проснулись – в улыбочку губы.

Чистим мы верхние, нижние зубы.

Блюдца поставим – положат блины нам.

Блинчик жуём с вареньем малиновым.

Дуем на блинчик – не в щёки, не мимо.

Чашки поставим, чтоб чаю налили.

Вкусный был завтрак, никто не обижен.

Скажем «спасибо» и губы оближем.

Дедушка сделал для внуков качели

Все мы на них покачаться успели.

Вечером скачем на лошади ловко.

Звонко стучат по дороге подковки.

Вот замедляет лошадка шажочки,

И на опушке мы видим грибочки.

· Знание органов артикуляции. Педагог-психолог поочерёдно задаёт вопросы командам.

· - Какой главный артикуляционный орган у человека? (Язык.)

· - Какие части языка вы можете назвать? (Кончик, спинка, корень, боковые края.)

· - Какие артикуляционные органы участвуют в образовании звуков? (Язык, губы, зубы, нижняя челюсть, твёрдое нёбо, голосовые связки, носовая полость.)

У детей с двигательными нарушениями речевого аппарата страдает и мелкая моторика рук, что также является одной из причин более позднего становления речи. Для развития мелкой моторики рук воспитателю необходимо заниматься с детьми пальчиковой гимнастикой.

Выполнение упражнений и ритмичных движений пальцами приводит к возбуждению речевых центров головного мозга и усилению согласованной деятельности речевых зон, что в итоге стимулирует развитие речи. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, учат вслушиваться в речь и понимать её смысл, запоминать определённое положение рук и последовательность движений, развивают воображение. Упражнения пальчиковой гимнастики придают кистям рук и пальцам силу, подвижность и гибкость. Что в дальнейшем облегчит ребёнку овладение навыками письма.

· Следует заниматься ежедневно 5-10 минут.

· Сначала упражнения выполняются медленно.

· Упражнения отрабатываются вначале одной рукой, затем – другой, и наконец двумя руками одновременно.

· Знание упражнений пальчиковой гимнастики. Командам предлагается показать по одному упражнению пальчиковой гимнастики (желательно с речевым сопровождением).

Формированию правильного звукопроизношения способствует хорошо развитый фонема тический (речевой) слух. Начиная с четырёх лет, детей знакомят с терминами «слово», «звук», с тем, что слова состоят из звуков, которые произносятся в определённой последовательности, что слова звучат по-разному и одинаково. Обращают внимание на длительность звучание слова. Формируют умения различать на слух твёрдые и мягкие согласные, определять первый звук в слове, называть слова с заданным звуком, выделять звук в слове. Знакомят с делением слов на слоги.

Конкурс «Развитие фонематического слуха и восприятия»

· «Придумай рифму к слову».

На мольберте выставлены перевёрнутые обратной стороной предметные картинки. Представитель каждой команды выходит к мольберту, поочерёдно переворачивает картинки и называет предметы. Члены его команды подбирают рифмы к этим словам. (Кошка – окошко, улитка – калитка, корзина – картина и т. п.)

· «Определите место звука в слове».

Педагог-психолог предлагает выполнить задание: «Если в слове, которое произнесу, звук [Л] будет стоять вначале, поднимите руки вверх; если в середине – поставьте руки на пояс; если в конце – положите руки на колени». (Лампа, кулак, стол, колба, осёл, дятел, волосы, полка, лыжи, лопата, палатка, футбол, лошадь, молоко.)

. «Глухомань»

Один участник из команды стоит в наушниках и слушает музыку, а другой говорит ему слова, предложенные педагогом-психологом, в итоге вычисляется, за какое время каждая команда угадала 10 слов.

Полезными упражнениями для развития речевого слуха и дикции служат скороговорки.

· Ребёнку читают скороговорку и показывают иллюстрацию к ней.

· Объясняют значение сложных слов.

· Предлагают проговорить скороговорку, прохлопывая ритм ладонями.

· Предлагают проговорить скороговорку три раза подряд в быстром темпе.

· Предлагают взять в руки мяч и, ритмично подбрасывая его двумя руками, проговорить скороговорку.

Одним из направлений развития связной речи у детей является работа с пословицами , которую необходимо начинать как можно раньше. Следует объяснять детям смысл пословиц, учить применять их в жизненных ситуациях.

Чёткое произношение звуков наряду с богатым словарным запасом и грамматически правильной, хорошо развитой связной речью является одним из основных показателей готовности ребёнка к школьному обучению.

Конкурс «Формирования правильного звукопроизношения и дикции»

· Психолог предлагает выбрать командам карточки со скороговорками. Первую скороговорку нужно произнести быстро, вторую – тоже быстро и с определённой интонацией.

Карточка №1.

Гризли продавал гриву льва за гриву.

Компьютерному пирату в Интернете не рады. (Сердито.)

Карточка №2.

Вера и Люда кормили двугорбого верблюда .

Саша шустро сушит сушки (Удивлённо.)

Конкурс «Развитие связной устной речи. Работа с пословицами»

Психолог предлагает командам выбрать карточки с заданиями.

Карточка №1.

Продолжите пословицы .

С волками жить – (по-волчьи выть).

С миру по нитке – (голому рубаха).

Всяк сверчок – (знай свой шесток)

- «Переведите пословицы на русский язык .

Сын леопарда – тоже леопард. (Африка)

(Яблоко от яблоньки недалеко падает.)

Верблюда под мостом не спрячешь. (Афганистан)

(Шила в мешке не утаишь).

Бойся тихой реки. А не шумной. (Греция)

(В тихом омуте черти водятся.)

Карточка №2.

Продолжите пословицы.

Двое пашут – (а семеро руками машут.)

Кончил дело – (гуляй смело.)

Гром не грянет – (мужик не перекрестится.)

- «Переведите» пословицы на русский язык.

Молчаливый рот – золотой рот. (Германия)

(Слово – серебро, а молчание – золото.)

Тот не заблудится, кто спрашивает. (Финляндия)

(Язык до Киева доведёт.)

Ошпаренный петух от дождя убегает.(Франция)

(Обжёгшись на молоке, дует на воду.)

- Назовите пословицы про труд.

Педагог-психолог объявляет об окончании семинара-практикума. Жюри подводит итоги всех конкурсов и объявляет команду победителя.


Тема «Развитие речи дошкольников: проблемы, пути решения»

Ответственный:

ст. воспитатель Ослина Е.А.

Февраль 2014г.
Цель: Повышение компетентности и успешности педагогов в обучении развития речи у детей дошкольного возраста.
Предварительная работа

  • Семинар - практикум: «Использование разнообразных форм и методов в работе с детьми по развитию речи».


  • Проведение тематического контроля: «Речевое развитие детей » в старших группах.

  • Консультация: «Организация работы по развитию речи с детьми раннего возраста» воспитатель: Ослина Е.В.

  • Конкурс «Речевой уголок в группе».

  • Взаимопосещение педагогов образовательного процесса по развитию речи.

Повестка педсовета:

I. «Развитие речи детей дошкольного возраста». Ст. воспитатель Ослина Е.А.

Из опыта работы:

II. «Моделирование, как средство развития связной речи дошкольников» воспитатель: Ослина Ев. Вас.

Семухина Т.А.
Ход педсовета


  1. «Развитие речи детей дошкольного возраста».
Ст. воспитатель Ослина Е.А.
В последнее время все чаще поднимается вопрос о применении инновационных технологий в ДОУ, так как внедрение инноваций в работу детского сада, так как использование новых информационных технологий помогают нам реализовать личностно - ориентированный подход к детям, обеспечивая индивидуализацию и дифференциацию педагогического процесса с учетом их способностей и уровня развития. Сегодня в центре внимания - ребенок, его личность, неповторимый внутренний мир. Поэтому мы ставим перед собой цель – выбрать методы и формы организации воспитательно-образовательного процесса, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности. Задача педагогов состоит в том, чтобы создать условия для практического овладения разговорной речью для каждого ребенка, выбрать такие методы и приемы обучения, которые позволили бы каждому воспитаннику проявить свою речевую активность, свое словотворчество. Деятельность педагогического коллектива нашего детского сада направлена на формирование у дошкольников коммуникативных навыков , культуры общения, умения кратко и доступно формулировать мысли, добывать информацию из разных источников, создание языковой среды, способствующей возникновению естественных потребностей в общении.

Нет необходимости говорить о значении речи как одной из самых важных психических функций в жизни человека. Все мы знаем, какое значение имеет период дошкольного детства для развития речи детей. Именно в дошкольном возрасте язык становится главным средством установления контактов с окружающими, а внеречевые формы (жесты, мимика) начинают играть вспомогательную роль.

Основные задачи развития речи - воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, обучение связной речи решаются на протяжении всего дошкольного возраста . Формирование связной речи – одна из главных задач речевого воспитания дошкольника. Развитие связной речи ребенка происходит в тесной взаимосвязи с освоением звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя языка.

Известно, что речь – необходимый компонент общения, в процессе которого она и формируется .

Связная речь – построение связных высказываний разных типов – рассуждения, повествования; умение структурно выстраивать текст, развивать сюжет по серии картин, соединять части высказывания разными способами связей грамматически правильно и точно.

Развитие связной речи: решение этой задачи сопряжено с развитием двух форм речи - диалогической и монологической. При развитии диалогической речи особое внимание уделяется формированию у детей умения строить диалог (спрашивать, отвечать, объяснять и др.), пользуясь при этом разнообразными языковыми средствами в соответствии с ситуацией. Для этого используются беседы на самые разнообразные темы, касающиеся жизни ребенка в семье, в детском саду и т.д.

Именно в диалоге развивается умение выслушать собеседника, задать вопрос, ответить в зависимости от контекста. Все эти умения необходимы и для развития монологической речи детей.

Центральным моментом развития такой речи является обучение детей умению строить развернутое высказывание. Это предполагает формирование у них элементарных знаний о структуре текста (начало, середина, конец), представлений о связи между предложениями и структурными звеньями высказывания. Последнее составляет важное условие достижения связности речевого высказывания.

Овладение монологической речью имеет приоритетное значение для полноценной подготовки ребёнка к школе и, как отмечают многие учёные и педагоги, возможно только в условиях целенаправленного обучения.

Речь развивается в разных видах деятельности: на занятиях по ознакомлению с художественной литературой, с явлениями окружающей действительности, обучению грамоте, на всех остальных занятиях, а также вне их – в игровой и художественной деятельности, в повседневной жизни.


  • Итоги тематического контроля: «Речевое развитие детей » в старших группах.

II. «Моделирование, как средство развития связной речи дошкольников» воспитатель: Ослина Ев. Вас.

III. «Роль детской книги в речевом развитии детей» воспитатель: Петрова С.И.

IV. «Развитие связной речи в различных видах детской деятельности» учитель – логопед: Плесовских.В.В.

Практическая часть:

V. «Методы и приёмы» при рассматривании картин. Ослина Е.А.

Основной формой работы по развитию речи детей являются образовательный процесс, где обобщаются и систематизируются знания по теме, где у ребенка развивается умение рассуждать и делать самостоятельные выводы. В образовательном процессе по пересказу литературных произведений, обучению рассказыванию об игрушке и по картине, в комплексе решаются все речевые задачи. Однако основной является задача обучения рассказыванию. Реализуя данную задачу уже со 2 младшей группы, воспитателям рекомендую, использовать различные игровые методы и приемы, дидактические упражнения в работе с детьми.

Например: При рассматривании картины можно использовать игровые приемы, которые помогают выделять объект, внимательно рассматривать его:
«ОКОШКИ»

Пособие . Картина, закрытая белым листом с вырезанными окошками разных геометрических форм. Картины, схожие по сюжету.


1 вариант. Одно окошко (любой формы).
2 вариант. Число окошек по количеству объектов.
Ход игры

    Кого (что) мы видим в окошках?

  • Какая картина спряталась?
«ВОЛШЕБНАЯ ТРУБА»

Пособие. Картина, бумага, свернутая в трубу.


Ход игры:
Предложить рассмотреть картину через трубу и назвать как можно больше увиденных объектов.
Предложить найти объект по описанию взрослого и ребенка.

«КТО БОЛЬШЕ НАЗОВЕТ?»


Цели. Учить выделять объект на «зашумленном» фоне.


Пособие. Картина, реальные изображения объектов картины.
Ход игры

  • Назови, кого ты видишь на картине.

  • По ходу называния объектов задаются уточняющие вопросы на уточнение цвета, пространственного расположения, принадлежности и т.п.)
«ПОЧЕМУ?»

  • Цель: развивать логическое мышление, устанавливать связи между объектами, строить предложения несложной конструкции.

  • «ЧТО НУЖНО?»

  • Цель: Развивать инициативность речи, активизировать и расширять словарный запас.
В средней группе уже используем символы, знаки для составления графического плана как своеобразной зрительной опоры, отражающей последовательность рассказа. Успех, поощряем стремление и любую попытку ребенка выразить свою мысль, тактично и доброжелательно исправляем допущенные неточности.

В работе по развитию речи младших дошкольников воспитатели активно используют методы и приемы развивающего характера: интегративный метод, информационно-коммуникативный метод, проблемные ситуации, поисково-деятельностный метод, творческие задания.

В процессе работы по речевому развитию младших дошкольников эффективно использование принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей. Во время занятия используем разнообразные виды детской деятельности, которые можно интегрировать между собой, например, драматизацию сказки с конструированием из строительного материала, произношение скороговорки и рисование того, о чем в ней говорится.


(У осы не усы, не усищи, а усики).

Интегрированное обучение способствует формированию у детей целостной картины мира, дает возможность реализовать творческие способности, развивает коммуникативные навыки и умение свободно делиться впечатлениями.

При использовании ИКТ на занятиях по развитию речи даже младших дошкольников, значительно возрастает их интерес, повышается уровень познавательных возможностей. Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов. Помощником для развития речи дошкольников служат сайты сети «Интернет»: «Все для детского сада», сайт «Первое сентября», http://bukvar.edu.ruи др. Здесь можно найти иллюстрированный словарь для развития речи детей и сюжетные альбомы, которые в основном предназначены для увеличения словарного запаса детей; дидактические игры и упражнения, конспекты занятий, разнообразный иллюстративный материал, как статический, так и динамический (анимации, видеоматериалы).

В целях реализации задач по формированию компонентов устной речи педагогам необходимо активно использовать метод проекта с применением технологии сказкотерапии в развитии речи и коммуникативных навыков воспитанников. В ходе проекта, в целях развития устной речи дошкольников на занятиях по пересказу сказок, детям предложить рассматривание коллажа к сказке, затем работа с промежуточной (облегченной) мнемотаблицей по составлению пересказа, а далее- с мнемотаблицей с усложнениями. В результате использования данной технологии дети не испытывают затруднения при пересказе произведений. Сказкотерапевтический эффект на занятии достигается сочетанием трех составляющих образа сказки, сказочной атмосферы: музыкальный образ сказки, образ сказочного пространства (светотехнические эффекты), собственно рассказывание сказки и демонстрация персонажей сказки в настольном театре. Последнему помогает организация в группах мини-музеев «В гостях у сказки». Реализация данного проекта способствует не только развитию устной речи воспитанников, но и положительному коммуникативному опыту взаимодействия со сверстниками.

Семинар-практикум по развитию речи «Развитие речевой деятельности дошкольников в организации педагогического процесса»


Цель семинара:
создание информационного пространства для обмена педагогическим опытом и повышения профессиональной компетентности, мастерства педагогов ДОУ по развитию речи детей.

Задачи:
1. Развитие речевой деятельности в различных видах деятельности.
2. Побуждать педагогов ДОУ к мыслительной и практической деятельности по овладению технологий проектирования и моделирования педагогического процесса по реализации комплексных задач речевого развития дошкольников, обеспечив усвоение обобщенных представлений о построении педагогического процесса обучения детей родному языку.
3. Углубить представления о содержании речевого развития на основе современной парадигмы развивающего личностно ориентированного образования.

ХОД СЕМИНАРА.

Педагоги сидят на стульях в кругу, по очереди представляются и называют личное качество, начинающееся на первую букву своего имени, например, «Я – Лена и я – легкая».

К. Д.Ушинский - основоположник научной педагогики:
«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету»

Что такое МНЕМОТЕХНИКА?
Мнемотехника– это «техника запоминания». Слова эти происходят от греческого «mnemonikon» – искусство запоминания.
Современный энциклопедический словарь дает следующие определения мнемотехники.
МНЕМОНИКА – искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций. Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга, позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации. Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. Особое место в работе с детьми занимает дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем – моделей, что заметно облегчает детям овладение связной речью; кроме того, наличие зрительного плана – схемы делает рассказы (сказки) четкими, связными и последовательными. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы. Так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса- рыжая, мышка- серая, елочка- зеленая Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение) ; таким образом, весь текст зарисовывается схематично, Глядя на эти схемы – рисунки ребенок легко воспроизводит текстовую информацию.

1 задание составить мнемотаблицу для разучивания стихотворения:
1 Есть на новом платье у меня кармашки.
На кармашках этих вышиты ромашки
Ромашки, ромашки, будто луговые
Ромашки, ромашки словно как живые.
2. В огороде много гряд. Тут и репа и салат
Тут и свёкла и горох, а картофель разве плох?
Наш зеленый огород нас покормит круглый год
3.
Мы купили кошке,
К празднику – сапожки.
Причесали ей усы,
Сшили новые трусы.
Только как их надевать,
Хвостик некуда девать.
Ира просит: «Ёжик, ёж,
Ты мне платьице сошьешь?
Ёж ответил из-под елки:
- Ниток нет, одни иголки!
На базаре ёжик накупил сапожек.
Сапожки на ножки себе,
Поменьше немножко – жене,
С пряжками сыну,
С застежками дочке.
Вывод: Мнемотаблицы- схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей.
Подчеркну, что мнемотаблицами не ограничивается вся работа по развитию связной речи у детей. Это – прежде всего как начальная, «пусковая», наиболее значимая и эффективная работа, так как использование мнемотаблиц позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.
2. Задание: Игра: «Похожие слова».
Задание: подобрать существительные к прилагательному по ассоциации.

Есть сладкое слово – конфета,
Есть быстрое слово – ракета,
Есть слово с окошком - вагон.
Есть кислое слово – лимон!

А теперь не зевайте, слово к слову подбирайте!
Быстрые слова – (ракета, самолет, тигр, орел).
Сладкие слова – (конфеты, торт, пирожное, сахар).
Веселые слова – (праздник, клоун, подарок, музыка).

Задание: назвать предметы, которые одновременно обладают двумя признаками.
Яркий и желтый – (свет, лимон, солнце, черешня, лампа).
Сладкий и легкий – (вата, вишня, жизнь, запах, победа).
Одной из таких технологий являются игры на развитие фантазии и словесного творчества. К вашему вниманию, я хочу предложить Вам поиграть в игры и почувствовать себя детьми.

Игра «Волшебная палочка»
Вот вам волшебная палочка, она может увеличивать или уменьшать, все что вы захотите.
Итак, первая команда будет рассказывать о том, чтобы они хотели увеличить, а другая уменьшить.
Вот что ответили дети: Хочу уменьшить зиму, увеличить лето;
Хочу увеличить конфету до размера холодильника и т. д.
Игра «Шкатулка со сказками»
В коробке лежат картинки сказочных персонажей. Участники достают из коробки картинки, поочереди придумывают, используя сказочных героев свою сказку.
Первый участник сказал 2-3 предложения, следующий достает картинку и продолжает сказку.
Игра «Придумай необычное существо»
Нарисовать и рассказать о выдуманном персонаже
Игра «Нелепицы»
Раздать черно-белые картинки и цветные карандаши. Задание найти и закрасить нелепицы. Кто быстрее и больше их назовет.
Ответы к тесту
Картинка к тесту «Нелепицы».
Примечание. Обе части инструкции выполняются последовательно. Сначала ребенок просто называет все нелепицы и указывает их на картинке, а затем объясняет, как на самом деле должно быть.
Время экспозиции картинки и выполнения задания ограничено тремя минутами. За это время ребенок должен заметить как можно больше нелепых ситуаций и объяснить, что не так, почему не так и как на самом деле должно быть.
Еще одно направление по развитию речи – устное народное творчество. В детском фольклоре необходимо различать произведения взрослых для детей, произведения взрослых, ставшие со временем детскими, и детское творчество в собственном смысле этого слова.
Детский фольклор русского народа необычайно богат и разнообразен. Он представлен героическим эпосом, сказками, многочисленными произведениями малых жанров.
Задание: показать по одной пальчиковой гимнастике.
Предлагается показать по одному упражнению из пальчиковой гимнастики (желательно с речевым сопровождением) .
Задание: Ведущий предлагает представителям команд выбрать карточки со скороговорками. Рассказать о методике рассказывания скороговорки. Первую скороговорку нужно быстро произнести, а вторую - быстро произнести с определённой интонацией.


В образовательном процессе по пересказу литературных произведений, обучению рассказыванию об игрушке и по картине, в комплексе решаются все речевые задачи. Однако основной является задача обучения рассказыванию. Реализуя данную задачу уже со 2 младшей группы, воспитателям рекомендую, использовать различные игровые методы и приемы, дидактические упражнения в работе с детьми. Например: При рассматривании картины можно использовать игровые приемы, которые помогают выделять объект, внимательно рассматривать его: «ОКОШКИ»
Пособие. Картина, закрытая белым листом с вырезанными окошками разных геометрических форм. Картины, схожие по сюжету.
1 вариант. Одно окошко (любой формы).
2 вариант. Число окошек по количеству объектов.
Ход игры.
- Кого (что) мы видим в окошках? Какая картина спряталась?
«ВОЛШЕБНАЯ ТРУБА»
Пособие. Картина, бумага, свернутая в трубу.
Ход игры: Предложить рассмотреть картину через трубу и назвать как можно больше увиденных объектов. Предложить найти объект по описанию взрослого и ребенка.
«КТО БОЛЬШЕ НАЗОВЕТ?» Цели. Учить выделять объект на «зашумленном» фоне.
Пособие. Картина, реальные изображения объектов картины. Назови, кого ты видишь на картине.
Ход игры По ходу называния объектов задаются уточняющие вопросы на уточнение цвета,
пространственного расположения, принадлежности и т.п.) «ПОЧЕМУ?»
Цель: развивать логическое мышление, устанавливать связи между объектами,
строить предложения несложной конструкции. «ЧТО НУЖНО?»
Цель: Развивать инициативность речи, активизировать и расширять словарный запас. В средней группе уже используем символы, знаки для составления графического плана как своеобразной зрительной опоры, отражающей последовательность рассказа.

Во время занятия используем разнообразные виды детской деятельности, которые можно интегрировать между собой, например, драматизацию сказки с конструированием из строительного материала, произношение скороговорки и рисование того, о чем в ней говорится. (У осы не усы, не усищи, а усики). Интегрированное обучение способствует формированию у детей целостной картины мира, дает возможность реализовать творческие способности, развивает коммуникативные навыки и умение свободно делиться впечатлениями. При использовании ИКТ на занятиях по развитию речи даже младших дошкольников, значительно возрастает их интерес, повышается уровень познавательных возможностей. Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов. Помощником для развития речи дошкольников служат сайты сети «Интернет»: «Все для детского сада», сайт «Первое сентября», http://bukvar.edu.ruи др. Здесь можно найти иллюстрированный словарь для развития речи детей и сюжетные альбомы, которые в основном предназначены для увеличения словарного запаса детей; дидактические игры и упражнения, конспекты занятий, разнообразный иллюстративный материал, как статический, так и динамический (анимации, видеоматериалы). В целях реализации задач по формированию компонентов устной речи педагогам необходимо активно использовать метод проекта с применением технологии сказкотерапии в развитии речи и коммуникативных навыков воспитанников.
Воспитатели приводят примеры разных форм работы для речевого развития дошкольников: литератрно-музыкальные праздники, фольклорные ярмарки, игры-драматизации, разные виды театров, агитбригада, социальные акции, речевые газеты, книги самоделки, проблемные ситуации, посиделки, логоуголок, интерактивные речевые стенды, календарь событий и др.
Конструкторы ЛЕГО широко используются в дошкольных образовательных учреждениях. Они представляют собой разнообразные тематически серии, сконструированные на основе базовых строительных элементов – разноцветных кирпичиков лего. Развивая речетворчество дошкольников воспитатель может предложить детям придумать сказку о том, как одна постройка превратилась в другую, по ходу рассказывания осуществляя данное превращение
Используется ЛЕГО-элементы и в дидактических играх и упражнениях. Педагог может разработать различные пособия и использовать их для проведения упражнений с целью развития речи и психических процессов у детей, развития интереса к мешочек», в которой у детей развиваются тактильное восприятия обучению, формирования коммуникативной функции. Например, игру «Чудесный формы и речь, можно проводить с ЛЕГО.
Применение дидактических упражнений с использованием ЛЕГО-элементов достаточно эффективно при проведении занятий по подготовке к обучению грамоте, коррекции звукопроизношения, ознакомлению с окружающим миром и т. д.
В процессе конструктивно-игровой деятельности педагог, опираясь на непроизвольное внимание детей, активизирует их познавательную деятельность, совершенствует сенсорно-тактильную и двигательную сферу, формирует и корригирует поведение, развивает коммуникативную функцию и интерес к обучению. В процессе конструктивно-игровой деятельности с ЛЕГО педагог может использовать разнообразные формы: задания дает педагог, выполняют дети; задания формулируются ребенком и выполняются детьми и педагогом; задания дают дети друг другу; задания дает педагог, выполняют родители с ребенком.
Поздеева С.И. отмечает, что «при организации любой образовательной ситуации, любого занятия в дошкольном образовательном учреждении педагогу важно:
- во-первых, продумывать организацию разных способов взросло-детской и детской совместности,
- во-вторых, видеть ресурсы разных этапов занятия для развития коммуникативной компетентности детей»
Таким образом, различные формы работы ресурсы в плане развития речи дошкольников, формирования коммуникативной компетентности детей, если: - дети совместно решают интересную и значимую для них учебно-игровую задачу, выступая помощникам по отношению к кому-то,
- обогащают, уточняют и активизируют свой лексический запас, выполняя речевые и практические задания,
- педагог выступает не жёстким руководителем, а организатором совместной образовательной деятельности, который не афиширует своё коммуникативное превосходство, а сопровождает и помогает ребёнку стать активным коммуникатором.

Семинар-практикум по развитию речи дошкольников
Вступительное слово старшего воспитателя.

В настоящее время изучению проблемы речевого творчества дошкольников посвящается большое количество научно-исследовательских работ психологов и педагогов. Исследователи отмечают, что развитие в дошкольном периоде творческих способностей, постоянное совершенствование речевых навыков, овладение литературным языком являются необходимыми компонентами образованности и интеллигентности в дальнейшем, поэтому формирование связности речи, развитие умения содержательно и логично строить высказывание являются одной из главных задач речевого воспитания дошкольников. Это обусловлено прежде всего ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная функция языка и речи. Только специальное речевое воспитание подводит ребенка к овладению связной речью, которая представляет собой развернутое высказывание, состоящее из многих или нескольких предложений, разделенных по функционально-смысловому типу на описание, повествование, рассуждение. Для развития связной речи ребенка необходимо применять различные сказки, занятия, а также как подвижные, так и дидактические игры.

Дети черпают из игр множество познаний: представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, о предметном мире, игры позволяют ребенку увидеть добро и зло.

Игры в полной мере используются для развития у детей воображения, мышления, связной речи и воспитания добрых чувств.

Игра - является для ребенка особым видом деятельности, следовательно, игры могут влиять на развитие связной речи

Вопросы развития речи ребенка -дошкольника всегда волновали и волнуют не только родителей, но и воспитателей. Наблюдения показывают, что у многих детей не развита именно связная речь. Разговорная речь, наоборот, развивается очень стремительно. Уже в младшей группе дети начинают активно общаться между собой, учатся новым для них словам, пополняя активный и пассивный словарь. Иногда можно слышать от родителей: «только пошел в садик, сразу заговорил, знает стихи, что -то рассказывает по картинке. Задача воспитателя - не упустить такую возможность обогащения речи детей. Как можно раньше использовать наглядно-дидактический материал, яркие картинки для речевых игр «Что нарисовано?», Что делают дети, люди и т.д.

Формы работы с детьми

1. использование образов -перевертышей литературных произведений в речевом развитии детей.

Эта форма работы используется воспитателем вне занятий и направлена на отработку методов и приемов, например: В младшей группе в игру «Лохматый пес» вводится персонаж «кот» «Воробушки и фотоаппарат» и т.д.

В театрализованной деятельности происходит замена персонажей. В сказке «Колобок» вместо лисы- петушок, который спел веселую песенку колобку, в сказке «Теремок» Маша вместо медведя, которая принесла всем пирожков и т.д.

в средней группе идет пересказ сказки с внедрением новых персонажей, сочинение одной сказки из двух, изменение концовки сказки или рассказа.

в старшей группе изменение персонажа на противоположного, изменение событий или места действия, сочинение сказки по схемам, сочинение сказки по цепочке.

Игра является средством развития диалогической речи. Можно использовать такие игры «Так бывает или нет?», «Небылицы», «Интервью», «Отгадай, кто я?»

Составление текстов сказочного содержания методами ТРИЗ. Составление текста с помощью метода «Каталога», записи самими детьми схемы сказки с помощью знаков, понятных им. Запись лучше производить на полоске бумаги простым карандашом. Действие к действию указывается стрелкой.

Мнемотаблицы, схемы являются очень действенной формой обучения детей рассказыванию. Сегодня своими находками поделятся с нами воспитатели Коноваленко Е.Н. и Ободенко О.В.

После каждого выступления идет обсуждение материала, дополнения.

2. Круглый стол «Знаем ли мы теорию по развитию связной речи у дошкольников?». (игровые тесты)

Игровой тест на определение знаний,

умений и навыков воспитателей
Красные карточки


  1. Назовите формы речи (диалогическая и монологическая)

  2. 2. Какие разновидности предложений используются в диалоге? (повествовательные, вопросительные)

  3. Какие умения развиваются в диалоге? (выслушать собеседника, задать вопрос, ответить в зависимости от контекста)

  4. Назовите способ соединения фраз (учетная связь, параллельная, лучевая)

  5. Назовите типы высказываний (описание, повествование, рассуждение)

  6. Какие формы работы используют при обучении детей связной речи?

Синие карточки

1. Как называется текст, который начинается с общего тезиса, определяющего и называющего предмет или объект? (описание)

2. Как называется текст, в котором идет перечисление признаков, свойств, качеств, ? (описание)

3. Какой вид текста завершается итоговой фразой, дающей оценку предмету или отношение к нему? (описание)

4. Какой тест отличается статичностью мягкой структурой, позволяющими варьировать, представлять местами его компоненты? (описание)

5. Для каких текстов используется лучевая связь? (описание)

6. Как называется текст, в котором развитие сюжета разворачивается во времени? (повествование)

7. Основным назначением какого текста является передача развития действия или состояния предмета, которое включает в себя следующие друг за другом события, сценки, картины? (повествование)

8. Назовите структуру повествования (завязка, кульминация, развязка)

9. Назовите основные типы повествовательных текстов . (рассказы из опыта, сказочные истории, рассказывание по картине или серии сюжетных картин и т.д.)

10. Назовите структуру рассуждения (тезис, доказательство, вывод)
Зеленые карточки

Все задания связаны со знанием педагогами программы своей возрастной группы. Из перечисленных в карточке задач, они должны выбрать только ту, которую должна решать их группа.

1. Научить детей воспринимать текст, читаемый воспитателем.

2. Уметь связно, последовательно, выразительно передавать содержание рассказа или сказки без помощи вопросов воспитателя.

3. Научить рассказывать короткие сказки и рассказы не только хорошо знакомые, но и впервые прочитанные на занятии.

4. Научить детей придумывать продолжение к прочитанному рассказу или сказке.

1. Научить детей передавать диалогическую речь, меняя интонации в соответствии с переживаниями действующих лиц.

2. Научить детей выразительно передавать разговор действующих лиц.

3. Учить детей сочинять рассказ по аналогии.

4. Подвести детей к воспроизведению текста.

1. Учить детей рассматривать картину, замечать в ней самое главное.

2. Учить детей видеть не только то, что изображено на картине, но и воображать предшествующие и последующие события.

3. Учить детей самостоятельно составлять рассказы по картинкам

1. Развивать связную речь на основе использования приема сравнения.

2. Учить составлять небольшие описательные рассказы по игрушкам.

3. Составление сюжетных рассказов по серии игрушек.

4. Учить составлять коллективные рассказы по набору игрушек.

1. В какой группе вводится коллективное рассказывание?

2. В какой группе наиболее целесообразно коллективное рассказывание из опыта?

3. Учить детей коллективному составлению писем (специальных текстов).

4. Учить составлять сюжетные и описательные рассказы на основе бесед, чтения книг, рассматривания картин.

1. Учить придумывать рассказ или сказку по плану воспитателя.

2. Подвести детей к составлению описательных рассказов по игрушке.

3. Учить детей составлять описательные рассказы по предметам.
3. Домашнее задание «Презентация авторских дидактических игр по развитию речи». В презентации указывается возрастная группа, название игры, методика изготовления, цель, ход игры.
4. Выработка рекомендаций.