Парадигма; Москва; 2009

ISBN 978-5-4214-0003-5


Аннотация

В пособии рассматриваются теоретические основы логопедии, основные формы нарушений речи и речемыслительной деятельности, направления и технологии коррекционно-логопедического воздействия. Содержательно материал пособия полностью соответствует традиционной логопедии, а форма изложения новаторская: текст минимализирован, а материал представлен в виде таблиц и схем. Такая визуализация материала обеспечивает усвоение его при самостоятельной работе студентов и оптимизирует учебный процесс.

По каждому разделу книги приводятся контрольные вопросы (задания) для самопроверки и список литературы. В пособии дан глоссарий.

Пособие адресовано студентам (бакалаврам, магистрам), изучающим курс логопедии, оно может быть использовано слушателями на курсах повышения квалификации и переподготовке педагогов-практиков.


Введение 4

Теоретические основы логопедии 7

Дислалия 49

Ринолалия 65

Дизартрия 81

Заикание 112

Алалия 132

Афазия 173

Дисграфия 183

Дислексия 194


Р.И. Лалаева Л.Г. Парамонова С.Н. Шаховская

Логопедия в таблицах и схемах

Введение

Логопедия в настоящее время интенсивно развивается, идёт непрерывный поиск, нако- пление новых фактов, что связано с успехами медицины, психологии, психолингвистики, физиологии и специальных методик, позволяющих расширять направления научных иссле- дований, анализировать и обобщать практический опыт. В данном пособии выдержаны пре- емственные и междисциплинарные связи логопедии с другими науками и связи разных раз- делов логопедии.

В последние годы в связи с переходом от знаниеориентированного к личностно ори- ентированному образованию наметилась тенденция становления такого принципа отбора и структурирования материала как фундаментальность содержания. Фундаментальные зна- ния не могут быть усвоены автоматически, их нельзя впитывать от наставников, препода- вателей, книг, они вырабатываются самостоятельно как результат внутренней творческой активности, как продукт самообразования, самоорганизации мышления. Учёт этого прин- ципа и направленность на модернизацию содержания и форм образования вызывают необ- ходимость развития теоретико-методологических и технологических подходов в логопедии. Повышение уровня подготовки логопедических кадров возможно только на основе прогрес- сивных методик и технологий.

Предлагаемое учебное пособие для вузовской подготовки по специальности логопе- дия, точнее для изучающих учебный курс логопедии, открывает серию нового поколения пособий по логопедии и другим разделам коррекционной педагогики и специальной психо- логии. Аналогичное единичное издание было предпринято в 1997 г.: «Специальная / кор- рекционная / педагогика с историей / специальность «логопедия», учебное пособие для самостоятельной работы студентов педагогических высших учебных заведений». Автор- ский коллектив: Е.В. Оганесян, Н.М. Назарова, С.Н. Шаховская, Л.Б. Халилова. Это един- ственная работа среди учебных и научно-методических изданий по логопедии, где материал визуализирован схемами и таблицами. Настоящее пособие продолжает эту дидактическую линию, представляя материал в виде схем. В вузовской работе, в коррекционной педагогике и специальной психологии такая подача материала практически не предпринималась, хотя в работе с детьми с отклонениями в развитии давно и широко используется знаково-симво- лическая деятельность разного вида.

В основу содержания и оформления пособия положен системно-структурный подход, являющийся необходимым условием обучения и формирования профессиональной компе- тенции специалистов. Пособие отвечает требованиям интенсификации образования, так как студенты освобождаются от перегрузки учебной информацией и получают возможность для творческого саморазвития. Работая с пособием, они научатся решать конкретные задачи практической деятельности: наблюдать, анализировать, диагностировать, обучать, коррек- тировать, развивать и воспитывать.

В пособии реализован научный метод общелогического, аналитического сравнения, противопоставления, аналогии, обобщения. Схематизация как вариант знаково-символиче- ской системы использована как методический приём усвоения знаний, формирования уме- ний и навыков. Авторы исходили из концепции философского понимания знака как средства


ориентирования в проблемах логопедии. Студенты учатся схематизировать материал, чтобы использовать знаково-символические средства в своей будущей профессиональной деятель- ности. Систематизация и схематизация материала - условие его эффективного усвоения.

Принцип системности обеспечивает усвоение междисциплинарных понятий во вза- имозависимости в рамках единой системы. Пособие ориентировано на принцип инфор- мативности, его содержание и форма делают возможным внедрение современных инфор- мационных технологий в качестве обучающих и контролирующих программ при условии текстового и графического материала и электронных носителей. Работа с пособием реали- зует технологическую функцию образования, решение познавательных, исследовательских и методических задач.

В современных образовательных моделях педагог выступает не как ретранслятор опре- деленной суммы информации, а как менеджер, организатор обучения. Учебная информация используется не как цель обучения, а как средство освоения деятельности познания, форми- рования самовоспитания, самообразования, тем самым повышается эффективность органи- зации и управления процессом обучения.

Учебно-познавательная деятельность реализуется единством образовательных, воспи- тательных и развивающих задач. Динамика деятельности обучаемых становится особым объектом анализа и управления. Когда педагогическое воздействие понято и принято сту- дентами, учебная деятельность осознается ими как их собственная. Мониторинг фрагмен- тарного использования такой организации учебного материала при вузовской подготовке логопедов ведётся авторами в течение ряда лет и выявляет его бесспорную эффективность. В пособии в схематизированном виде представлен материал, полностью согласован-

ный с фундаментальным учебником «Логопедия» под редакцией Л.С. Волковой и С.Н. Шаховской. Учебник выдержал пять изданий с 1989 по 2007 год. Пособие в полной мере отвечает учебному плану отделений логопедии вузов, программе учебного курса, Государ- ственному стандарту подготовки кадров по данной специальности. По всем разделам тради- ционной логопедии в обобщенном виде представлены основные концепции, но они допол- нены оригинальной нетрадиционной организацией обучения.

Методическое усовершенствование и дидактическое реконструирование учебного материала, его модернизация - не отказ от традиционных стереотипов, а качественно новый подход к организации профессионального образования по логопедии. В текстовом и схема- тизированном материале представлены не только все основные концепции логопедии, но и дискуссионные проблемы, варианты частных методик, предлагаемых разными авторами. Текстовая информация при этом минимализирована. Схемы - вспомогательные материалы, дополняющие курс и учебник. Хотя пособие рассчитано на студентов, в том числе и при заочной форме обучения, оно может с успехом использоваться и преподавателями при нали- чии мультимедийного оборудования: вербальные средства передачи информации дополня- ются и заменяются новыми информационными средствами.

В содержательную и схематизированную часть пособия вплетается методический аппарат: ссылки на литературу, словарь терминов, вопросы, задания / выберите нужный ответ, приведите свои примеры, сопоставьте и т. д. Это обеспечивает методическую помощь студентам и преподавателям при самообразовании и подготовке к занятиям. Работа с посо- бием активизирует внимание, восприятие, развитие мышления и памяти, осмысление тео- ретических положений, методических концепций, анализ фактов и явлений.

Авторы пособия: доктор педагогических наук, профессор Р.И. Лалаева, кандидаты педагогических наук, профессора Л.Г. Парамонова и С.Н. Шаховская совместно отбирали и взаимно рецензировали материал, они несут коллективную ответственность за качество пособия и выражают благодарность коллегам, чьи материалы были использованы. Любые


критические замечания и пожелания будут рассматриваться авторами как дружеские, и они непременно будут учтены в дальнейшей работе.


Найдите правильный ответ

Просодика - это:

ритм ударение

правильное звукопроизношение

При нарушениях строения артикуляционного аппарата ребёнок направляется к:

неврологу ортодонту психотерапевту


Кинестетические ощущения - это: болезненные ощущения речедвигательные ощущения ощущения мышечной слабости

Подберите синоним к слову коррекция:

обучение и воспитание исправление компенсация

Уровни общего недоразвития речи определены:

Л.С. Выготским Р.Е. Левиной А.Р. Лурия

Педагогическая систематизация нарушений речи предложена:

А.Р. Лурия

А.Н. Леонтьевым Р.Е. Левиной

Видом речевой деятельности НЕ является:

письмо память говорение

Комплексный подход при коррекции речи включает:

логопедические занятия использование игр и наглядности логопедическую ритмику

Литература

1. Беккер К.П., Совак М. Логопедия. - М., 1981.

2. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии. - М.: Астрель, 2005.

3. Глухов В.П. Основы психолингвистики. - М.: Астрель, 2005.

4. Горелов И.Н., Седов К.Ф. Основы психолингвистики. - М., 2001.

5. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. - М., 1982.

6. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М., 2000.

7. Основы логопедии / Под ред. Т.В. Волосовец. - М., 2000.

8. Правдина О.В. Логопедия. - М., 1973.

9. Психолингвистика и современная логопедия / Под ред. Л.Б. Халиловой. - М., 1997.

10. Хватцев М.Е. Логопедия. - М., 1959.

11. Хрестоматия по логопедии / Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. Ч. I, II. - М., 1997.


Звукопроизношение тесно связано с голосом, поэтому расстройства голоса нарушают правильность речи. Нарушения голоса могут сказываться на общем развитии детей и под- ростков, их нервно-психическом состоянии, формировании речи. Значимость голоса для процесса общения трудно переоценить. Характер и степень отрицательного влияния нару- шений голоса на личность в целом и отдельные ее проявления зависят от характера и глу- бины расстройства.

Причины расстройств голоса разнообразны, характер нарушений варьируется от незначительных его изменений до полной потери голоса (афония). Расстройства голоса ана- лизируются в медицинском, психологическом и логопедическом аспектах.

Воспитание голоса - это работа, которая обеспечивает возможность наилучшего использования голоса при минимальной утомляемости голосовых складок. Даже хороший от природы голос следует развивать не только для пения, но и для речи. Крайне важны про- филактические мероприятия для предупреждения расстройств голоса, которые включают собственно профилактику, воспитание здорового голоса и постоянную его тренировку.

Непосредственная работа над голосом является работой над всеми его качествами - силой, высотой, длительностью и тембром и их изменчивостью в речевом процессе. В ряде случаев работа над голосом предваряется и сопровождается медицинскими мероприятиями.

Комплексное воздействие с использованием разнообразных специальных методик обеспечивает нормализацию или значительное улучшение голоса.










ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ

1. Охарактеризуйте организацию логопедической помощи при нарушениях голоса.

3. Как можно охарактеризовать лиц с психогенными нарушениями голоса?

4. Раскройте виды психотерапии, которые применяются при коррекции нарушений голоса.

5. Перечислите условия проведения дыхательной гимнастики с детьми.

6. Дайте сопоставительный анализ ринолалии и ринофонии.

Литература



1. Алмазова Е.С . Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей. - М.,

5. Дмитриев Л.В. Основы вокальной методики. - М., 1968.

6. Ермолаев В.Г. Некоторые вопросы фониатрии. - М., 1963.

7. Лаврова Е.В. Фонопедическая терапия при парезах и параличах гортани. - М., 1977.

8. Максимов И. Фониатрия. - М., 1987.

11. Таптапова С.Л. Коррекционно-педагогическая работа при нарушениях голоса. -



Дислалия

Дислалия - нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.

Дислалию принято относить к одному из наименее сложных и сравнительно легко устранимых нарушений речи. Однако в последние десятилетия и в отношении этой формы речевой патологии произошли существенные изменения, которые выражаются в следую- щем:

Резко возросла её распространённость (с 8–17 % в 50-е годы ХХ века до 52,5 % в 90-е годы).

Дислалия всё реже и реже встречается в виде самостоятельного речевого расстрой- ства, а наблюдается преимущественно на фоне общего недоразвития речи у детей (ОНР), при котором помимо звукопроизношения страдают также лексика и грамматический строй речи.

Преобладающими стали полиморфные формы нарушения звукопроизношения, про- являющиеся в дефектном произношении сразу многих звуков, что нередко представляет фонематическое недоразвитие (ФФН).

Дислалия в большинстве случаев проявляется не в «чистом виде», а в сочетании с так называемой «стёртой дизартрией», для которой характерно частичное нарушение иннерва- ции артикуляторного аппарата.

Патологические формы нарушения звукопроизношения теперь часто наблюдаются уже в период возрастных своеобразий детской речи, т. е. в возрасте до пяти лет.

Широкая распространённость дислалии и усложнение её симптоматики приводят к тому, что на её фоне в дальнейшем развиваются три наиболее часто встречающиеся вида дисграфии: на почве нарушения фонемного распознавания (по прежней терминологии аку- стическая), артикуляторно-акустическая и на почве несформированности фонематического анализа слов.

Ввиду всего вышесказанного возникает необходимость достаточно глубоко разби- раться в каждом конкретном случае этого сравнительно «простого» речевого расстройства. Особенно важно овладеть умением как можно раньше отграничивать дислалию от возраст- ных своеобразий детской речи, чтобы не рассчитывать на то, что звукопроизношение у ребенка в этом случае может нормализоваться «с возрастом». Важно не сосредоточиваться на состоянии у ребёнка одного только звукопроизношения, а постараться своевременно заметить и вполне возможное отставание в его лексико-грамматическом развитии. Всю кор- рекционную работу по преодолению дислалии необходимо строить таким образом, чтобы она одновременно являлась и профилактикой трёх вышеназванных видов дисграфии.









ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ

1. По каким двум основным принципам классифицируется дислалия?

2. Назовите классификации дислалии, разработанные разными авторами.

3. Всегда ли анатомические дефекты строения артикуляторного аппарата приводят к появлению механической дислалии? Почему?

4. Почему при механической дислалии необходима работа над развитием артикулятор- ной моторики?


5. Приведите пример возможных вариантов нарушения звукопроизношения в случае комбинирования сенсорной функциональной дислалии и стёртой дизартрии.

6. По какому признаку можно провести дифференциальную диагностику между сен- сорной функциональной дислалией и возрастными особенностями звукопроизношения, если в обоих случаях имеют место звуковые замены?

7. Можно ли уже в 3–4-летнем возрасте «предсказать», что звуковые замены у неко- торых детей не исчезнут без логопедической помощи? Если да, то на основании чего это можно сделать?

8. Назовите игры для развития подвижности артикуляционного аппарата.

9. Раскройте основные принципы коррекции фонетико-фонематического недоразви-

10. Охарактеризуйте основные нарушения строения артикуляционного аппарата и про-

анализируйте, как это сказывается на характере звукопроизношения.

11. Проверьте состояние звукопроизношения у 1–2 детей и наметьте план коррекцион- ной работы.

Литература

1. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М.: АПН РСФСР, 1961.

2. Гриншпун Б.М. Дислалия. Логопедия под ред. Л.С. Волковой и С.Н. Шахов ской. М.: ВЛАДОС, 1998 и др. издания.

3. Каше Г.А. Недостатки произношения звуков у учащихся массовой школы. Недо- статки речи у учащихся начальных классов массовой школы / Под ред. Р.Е. Левиной. - М., Просвещение, 1965.

4. Мартынова Р.И. О психолого-педагогических особенностях детей-дислаликов и дизартриков. Очерки по патологии речи и голоса / Под ред. С.С. Ляпидевского, вып. 3. - М., Просвещение, 1967.

5. Мелехова Л.В. Дифференциация дислалий. Очерки по патологии речи и голоса / Под ред. С.С. Ляпидевского. Вып. 3. - М.: Просвещение, 1967.

6. Никашина Н.А. Логопедическая помощь учащимся с речевым недоразвитием. Недо- статки речи у учащихся начальных классов массовой школы / Под ред. Р.Е. Левиной. - М.: Просвещение, 1965.

7. Парамонова Л.Г. Нарушение звукопроизношения у детей. Очерки по патологии речи и голоса / Под ред. С.С. Ляпидевского. Вып. 3. - СПб.: Союз, 2005.

8. Предупреждение нарушений чтения и письма у детей с недостатками произношения. Там же.

9. Спирова Л.Ф. Недостатки произношения, сопровождающиеся нарушениями письма. Недостатки речи учащихся начальных классов массовой школы / Под ред. Р.Е. Левиной. - М.: Просвещение, 1965.

10. Токарева О.А. Функциональные дислалии. Расстройства речи у детей и подростков / Под ред. С.С. Ляпидевского. - М.: Медицина, 1969.

11. Филичёва Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фоне- тико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада). - М., 2008.

12. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. - М., 1997.

13. Хватцев М.Е. Логопедия. - М.: Учпедгиз, 1959.

14. Хрестоматия по логопедии / Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. Ч. I. - М., 1997.

15. Шембель А.Г. Механическая дислалия. Расстройства речи у детей и подростков / Под ред. С.С. Ляпидевского. - М.: Медицина, 1969.


Ринолалия

Термин «ринолалия» происходит от греческих корней RINOS - нос, LALIA - речь и в переводе означает - речь с носовым оттенком, назализованная речь.

По симптоматике и механизмам ринолалия отличается от других нарушений произно- сительной стороны речи (дислалии, дизартрии и др.).

Дислалия проявляется только в нарушениях звукопроизношения. При ринолалии име- ются не только дефекты звукопроизношения, но и нарушения тембра голоса. При дислалии сохранна иннервация речевого аппарата. При ринолалии в большинстве случаев иннервация речевого аппарата сохранна, нарушается строение или функционирование периферического отдела речевого аппарата. Однако в ряде случаев ринолалия возникает вследствие недоста- точности иннервации речевого аппарата.

При дизартрии, в отличие от дислалии и ринолалии, страдают все компоненты про- износительной стороны речи (звукопроизношение, звукослоговая структура слов, просо- дические компоненты речи). Дизартрия во всех её проявлениях обусловлена нарушением иннервации речевого аппарата. В то же время, как уже отмечалось, лишь отдельные виды ринолалии обусловлены недостаточностью иннервации речевого аппарата.

При ринолалии нарушается взаимодействие носовой и ротовой полости в процессе порождения речи.

При нормальном функционировании речевого аппарата соотношение резонирования ротовой и носовой полости неодинаково при произношении ротовых и носовых звуков.

При произношении ротовых звуков нёбная занавеска поднимается вверх. Одновременно с этим на задней стенке глотки образуется утолщение, валик Пассавана.

Вследствие этого образуется нёбно-глоточное смыкание (нёбно-глоточный затвор), который препятствует прохождению воздушной струи в носовую полость. Плотность смыкания нёб- ной занавески и мышц задней стенки глотки различна при произношении звуков. Воздушная струя может проходить через носовую полость. Этому способствует и образование смычки в ротовой полости при произношении носовых звуков. Так, при произношении звука М обра- зуется смычка губ, а при произношении звука Н - смычка кончика языка с шейкой верхних резцов. Носовые звуки являются смычно-проходными.

Нарушение взаимодействия ротовой и носовой полости приводит к изменению тембра голоса, назализации (от лат. NASUS - нос). Нарушение тембра голоса при ринолалии про- является в гиперназализации (повышенной назализации при произношении ротовых звуков) и в гипоназализации (пониженной назализации носовых звуков).

В зависимости от характера нарушения тембра голоса (гиперназализации или гипона- зализации), а также от характера нарушения соотношения ротовой и носовой полости раз- личают открытую, закрытую и смешанную ринолалию.

Открытая ринолалия. При открытой ринолалии отмечается назализация при произ- ношении ротовых звуков. Повышенная назализация обусловлена тем, что по тем или иным причинам воздушная струя при произношении звуков проходит через носовую полость.

В зависимости от этиологии различают функциональную и органическую открытую ринолалию.

Функциональная открытая ринолалия. Функциональная органическая ринолалия связана с недостаточностью функционирования мышц мягкого нёба и задней стенки глотки. Функциональная открытая ринолалия может наблюдаться у детей с вялой артикуля- цией. Одной из причин этой формы открытой ринолалии является удаление аденоидных


разращений. Реже функциональная открытая ринолалия возникает вследствие постдифте- рийного пареза, по причине длительного ограничения подвижности мягкого нёба.

Органическая открытая ринолалия. Открытая органическая ринолалия подраз- деляется на врождённую и приобретённую. Наиболее распространённой формой открытой органической ринолалии является врождённая органическая открытая ринолалия.

Врождённая открытая органическая ринолалия вследствие расщелины губы и нёба. Эта форма ринолалии представляет собой сложную проблему и в настоящее время изучается в различных аспектах: анатомо-физиологическом, медицинском, логопедическом, психологическом, лингвистическом и др. (М.Д. Дубов, А.Г. Ипполитова, И.И. Ермакова, Г.В. Чиркина, Л.И. Вансовская, Т.В. Волосовец, З.А. Репина и др.).

В возникновении расщелин выделяют генетические и внешние факторы, а также их сочетания. Наиболее частыми причинами возникновения расщелин являются биологиче- ские факторы (паротит, краснуха, токсоплазмоз, грипп), химические факторы (воздействие ядохимикатов, кислот и др.), воздействие радиации, эндокринные заболевания матери, пси- хические травмы и др. Отмечается также влияние профессиональных вредностей, алко- голя и курения. Наиболее критическим периодом для возникновения расщелин является 7– 8 неделя эмбриогенеза.

В настоящее время принята следующая классификация врождённых расщелин (по Г.В. Чиркиной и др.).

Врождённые расщелины верхней губы:

Скрытая расщелина;

Неполная расщелина;

Полная расщелина.

Врождённые расщелины нёба:

Расщелина мягкого нёба: скрытая (субмукозная), неполная, полная;

Расщелины мягкого и твёрдого нёба: скрытая, неполная, полная;

Полная расщелина альвеолярного отростка, твёрдого и мягкого нёба: односторонняя; двусторонняя;

Полная расщелина альвеолярного отростка и переднего отдела твёрдого нёба: одно- сторонняя, двусторонняя.

Расщелины верхней губы и нёба часто сочетаются с различными деформациями зубо- челюстной системы.

У детей с врождёнными расщелинами отмечаются расстройства сосания, глотания, дыхания, которые приводят к частым соматическим заболеваниям этих детей. Неврологи- ческий и психический статус детей с расщелиной твёрдого и мягкого нёба характеризуется неоднородностью.

Речевая симптоматика этой формы ринолалии характеризуется сложностью и разно- образием.

Наиболее постоянным и выраженным симптомом врождённой открытой ринолалии является назализация оральных звуков. Кроме этого, часто отмечается специфический тембр произношения задненёбных согласных вследствие подключения глоточного резонатора.

Как результат формирования компенсаторных, приспособительных механизмов при врождённой расщелине нёба формируется изменённый уклад органов артикуляции при про- изношении: высокий подъём корня языка, сдвиг языка в заднюю часть ротовой полости, чрезмерное участие корня языка в артикуляции, недостаточное участие губ при произнесе- нии лабиализованных гласных, а также губно-губных и губно-зубных согласных, напряже- ние лицевой мускулатуры.

Нарушения звукопроизношения при этой форме ринолалии носят полиморфный характер, затрагивают все группы гласных и согласных звуков.


Нарушения звукопроизношения и тембра голоса затрудняют речевое общение ребёнка, вызывают вторичное недоразвитие фонематического восприятия, лексики и грамматиче- ского строя речи. В более лёгких случаях у детей с ринолалией выявляется фонетико-фоне- матическое недоразвитие, в более тяжелых случаях - общее недоразвитие речи. Вследствие нарушений формирования устной речи у детей с ринолалией часто возникают специфиче- ские нарушения письменной речи, дислексия и дисграфия.

Коррекция врождённой открытой ринолалии вследствие расщелин твёрдого и мягкого нёба носит комплексный характер. Осуществляется медико-психолого-педагогическое воз- действие.

Медицинское воздействие включает ортодонтическое, хирургическое лечение, физиотерапию, медикаментозное лечение, массаж и др.

Сроки хирургического лечения зависят от характера и формы расщелины, от состояния здоровья ребенка. Операция по сшиванию верх ней губы (хейлопластика) осуществляется в период от 10 дней после рождения до 1 года. Операции по сшиванию твёрдого и мягкого нёба (уранопластика) проводятся в возрасте до 5 лет. Однако устранение остаточных дефектов осуществляется в период от 7 до 14 лет.

Психологическое воздействие предполагает психокоррекцию познавательной дея- тельности и эмоционально-волевой сферы.

Логопедическое воздействие проводится по следующим направлениям:

Активизация деятельности артикуляционного аппарата;

Формирование правильной артикуляции звуков;

Автоматизация звуков в процессе речевого общения;

Дифференциация звуков;

Нормализация просодической стороны речи.

А.Г. Ипполитова разработала систему логопедической работы, включающую два этапа: дооперационный и послеоперационный.

В дооперационный период проводится работа по:

Развитию и дифференциации ротового и носового дыхания;

Развитию подвижности губ, языка;

Постановке звуков;

Автоматизации звуков;

Дифференциации звуков.

В послеоперационный период продолжается работа по всем направлениям доопераци- онного периода, а также по развитию фонематического восприятия, фонематического ана- лиза и синтеза. При этом большое внимание уделяется активизации мягкого нёба.

Активизация мягкого нёба проводится по следующим направлениям:

Использование безусловно-рефлекторных движений (глотание, зевание, кашельи др.);

Пассивная гимнастика мягкого нёба;

Активная гимнастика мягкого нёба.

Последовательность работы над звуками определяется по-разному различными авто- рами (А.Г. Ипполитова, И.И. Ермакова, Л.И. Вансовская и др.).

В послеоперационный период проводится длительная и целенаправленная работа по устранению назализации, формированию просодических компонентов речи.

При ОНР у детей с ринолалией большое внимание уделяется развитию лексики и грам- матического строя речи. В дошкольном возрасте необходима профилактика, а в школьном возрасте - коррекция нарушений письменной речи.


Приобретённая открытая органическая ринолалия. Причинами приобретённой открытой органической ринолалии являются: перфорации твёрдого и мягкого нёба, рубцо- вые изменения, а также парезы и параличи мягкого нёба.

Закрытая ринолалия. Закрытая ринолалия характеризуется пониженным физиоло- гическим носовым резонансом при произношении носовых звуков.

При произношении носовых звуков проход в носовую полость закрыт, носовой резо- нанс отсутствует. Носовые звуки произносятся как ротовые (М как Б, Н как Д) или как звуки с промежуточной артикуляцией. При этом меняется тембр гласных звуков, которые приобре- тают неестественный оттенок.

В зависимости от причин закрытая ринолалия подразделяется на функциональную и органическую.

Функциональная закрытая ринолалия. Функциональная закрытая ринолалия воз- никает при невротических расстройствах у детей. При произношении назальных звуков мяг- кое нёбо сильно поднимается и закрывает проход в носовую полость.

Органическая закрытая ринолалия. Закрытая органическая ринолалия вызывается органическими изменениями в носоглотке и носовой полости.

М. Зееман различает два вида закрытой ринолалии: переднюю и заднюю.

Причинами передней закрытой ринолалии являются: хроническая гипертрофия сли- зистой носа, полипы в носовой полости, искривления перегородки носа, опухоли носовой полости.

Задняя закрытая ринолалия отмечается при носоглоточных аденоидах, реже полипах, фибромах в области носоглотки и других опухолях.

Устранение закрытой ринолалии также носит комплексный, медико-психолого-педа- гогический характер.

Проводится хирургическое, медикаментозное, физиотерапевтическое лечение с целью устранения причин непроходимости носовой полости.

Логопедическая работа включает развитие дыхания, дифференциацию ротового и носового дыхания, развитие слуховой дифференциации назального и неназального тембра голоса, постановку и автоматизацию носовых звуков, дифференциацию носовых и ротовых звуков (М-Б, Н-Д).

Смешанная ринолалия. Смешанная ринолалия характеризуется пониженным носо- вым резонансом при произношении носовых звуков и наличием назализации при произно- шении ротовых звуков.

Причинами смешанной ринолалии является сочетание органической непроходимости носовой полости и недостаточности нёбно-глоточного затвора органического или функцио- нального характера. Чаще всего наблюдается сочетание укороченного мягкого нёба, субму- козной щели и аденоидных разрастаний.










НАЙДИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

1. Расщелины губы и нёба являются результатом действия патологических фак- торов:

в результате родовой травмы

в первые три месяца внутриутробного развития во второй половине внутриутробного развития

2. Гиперназальность - это:

нарушение резонанса с чрезмерным использованием носовой полости как резонатора

нарушение резонанса с недостаточным использованием носовой полости как резона-

нарушение резонанса вследствие неправильного ротового дыхания

Поражениями ЦНС?

когда имеется повреждение блуждающего нерва при ранении когда имеется повреждение ядра блуждающего нерва

когда наблюдается органическое повреждение твердого и мягкого нёба

когда не отмечается никаких органических изменений в структуре речевого аппарата

Литература

1. Вансовская Л.И. Устранение нарушений речи при врождённых расщелинах нёба. - СПб., 2000.

2. Гуцан А.Э. Врождённые расщелины верхней губы и нёба. - Кишинев, 1980.

3. Ермакова И.И. Коррекция речи при ринолалии у детей и подростков. - М., 1984.

4. Ермакова И.И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков. - М., 1996.

5. Ипполитова А.Г. Открытая ринолалия. - М., 1983.

6. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой и С.Н. Шаховской. - М., 2002.

7. Соболева Е.А. Ринолалия. - М., 2006.

8. Хватцев М.Е. Логопедия. - М., 1959.

9. Чиркина Г.В. Дети с нарушениями артикуляционного аппарата. - М., 1969.



Пособия содержат занимательные игровые задания для детей 5 - 7 лет, способствующие формированию правильного звукопроизношения, обогащению словарного запаса, развитию логического мышления и графических навыков. Иллюстрации к пособию сделаны художником А.В.Савельевым. Адресовано педагогам детских дошкольных учреждений, логопедам, родителям.


В доступной форме представлены конспекты для занятий с детьми 3-4 лет. Занятия могут проводиться как для развития речи детей с ограниченными речевыми возможностями, так и для детей без речевых проблем. Уровень развития речи может быть самый разный. Форма занятий как индивидуальная, так и подгрупповая.
Конспекты в доступной форме описывают занятия, что поможет родителям самостоятельно провести их в домашних условиях. А также могут быть полезны специалистам (воспитателям, гувернерам, логопедам, дефектологам).


Упражнения, приведенные в книге, помогут детям на фоне игровых движений скорректировать дефекты речи, и наоборот, основываясь на ритмике стихов развить координацию движений, моторику пальцев, эмоциональность, мышление. основу книги составляют стихи, написанные автором за многие годы занятий с детьми. книга расчитана на логопедов, воспитателей, родителей.


В книге излагаются современные представления об общем недоразвитии речи у дошкольников: освещаются вопросы этиологии и патогенеза этой речевой аномалии, выделяются ее варианты.
В сравнительном плане рассматривается процесс усвоения ребенком родного (русского) языка в норме и патологии. С учетом этих данных разработана система поэтапного коррекционного обучения.
Пособие предназначено для логопедов, может быть использовано дефектологами, а также воспитателями логопедических детских садов.


Разработки занятий с детьми дошкольного возраста. Книга будет полезна логопедам, воспитателям, родителям.


В настоящее время никто не сомневается, что логопедическую работу с детьми надо начинать как можно раньше. Выявление отклонений в речевом развитии, их правильная квалификация и преодоление в раннем возрасте наиболее результативны, когда языковое развитие ребенка еще не завершено. Система логопедического воздействия, предлагаемая авторами этой книги, опирается на поэтапность усвоения детьми родного (русского) языка при правильном формировании речевой функции. В пособии излагаются новые достижения науки и практического опыта как в области педагогической науки - логопедии, так и в области смежных дисциплин: психофизиологии речи, медицины. В книгу также включены практические материалы, которые, при соблюдении предложенной авторами последовательности в коррекционном обучении, могут быть творчески использованы специалистами - логопедами, дефектологами и воспитателями логопедических садов.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Предварительный просмотр:

Технические средства обучения в логопедической работе с заикающимися

Аппарат Деражне

Эффект заглушения, отключение слухового контроля заикающего в момент речи

Аппараты «Эхо», АИР

Воспроизведение записанной на магнитофон речи заикающегося с отсрочкой в долю секунды создает эффект эха

Аппарат Раздольского

Звукоусиление речи заикающегося через громкоговорители или воздушные телефоны

Компьютерная программа «Видимая речь

Различные модули для тренировки силы голоса, плавности речи, длительности речевого выдоха и др.

Методики логопедических занятий с заикающимися

1 Н.А. Власова, Е.Ф. Рау Дети дошкольного возраста Система речевых упражнений, усложняющихся в зависимости от степени самостоятельности речи заикающегося

2 Н.А. Чевелева Дети дошкольного и младшего школьного возраста Система коррекционной работы в процессе ручной деятельности при переходе от ситуативной речи к контекстной

3 С.А. Миронова Дети дошкольного возраста Система последовательное усложняющихся речевых упражнений в процессе прохождения различных разделов программы

4 Селиверстов В.И. Дети дошкольного и младшего школьного возраста, находящи-еся в медицинских учреждениях Модернизация и одновременное использование различных приемов логопедической работы с заикающимися

5 Г.А. Волкова Дети дошкольного возраста Система игр в комплексной работе с заикающимися, воздействие на микросоциальную среду

6 И.Г. Выгодская,

Е.Л. Пеллингер, Л.П. Успенская Дети дошкольного возраста Система игр и игровых приемов для проведения расслабляющих упражнений в соответствии с этапами логопедического воздействия

7 А.В. Ястребова Дети младшего школьного (1-4 кл) Развитие речевой активности и основных взаимодействующих компонентов речи в процессе работы над ее темпом и плавностью при тесной взаимосвязи речевого материала с содержанием программы по русскому языку

8 Методика ГНИИ уха, горла, носа под рук. проф. С.С. Ляпидевского Подростки и взрослые заикающиеся Методика устранения заикания в условиях медицинского стационара, включающая специальный вводный и заключительный инструктаж, максимальное ограничение речи (до 14 дней), активную перестройку речевых навыков, выпускную конференцию.

9 В.М. Шкловский Подростки и взрослые заикающиеся Комплексная система лечения заикания, заключающаяся в перестройке патологических речевых навыков и нарушений отношений личности, медикаментозном лечении, рациональной психотерапии, диспансеризации и санаторно-курортном лечении.

10 И.Ю. Абелева, Л.П. Голубева, А.Я. Евгенова, Н.Ф. Синицына, М.В. Смирнова Подростки и взрослые заикающиеся Последовательное усложнение речевых заданий при интенсивном использовании дыхательных, голосовых, артикуляционных упражнений и суггестивных форм психотерапии (императивное внушение в бодрствующем состоянии, аутотренинг, самовнушение, гипноз)

11 Н.М. Асатиани, В.Г. Казаков, Л.И. Белякова и др. Взрослые заикающиеся Преодоление заикания осуществляется с учетом нозологической разнородности больных, медикаментозное, психотерапевтическое, логопедическое и логоритмическое воздействие

Эффективность преодоления заикания

№ Условие Данные об эффективности логопедической работы

1 Учет этиологии заикания

Заикание, возникающее в результате инфекции, психической травмы, подражания устраняется более успешно, чем заикание другой этиологии (Н.А. Волкова)

2 Учет возрастного фактора

У детей дошкольного возраста устранение заикания наиболее эффективно (Н.А. Власова)

3 Учет сроков логопедической работы

Коррекционная работа более эффективна в преддошкольном и дошкольном возрасте при условии комплексного воздействия на речь детей (В.Г.Казаков)

4 Полнота использования лечебно-педагогических мероприятий Медикаментозное лечение, физиотерапия, психотерапия и др. направленное и активное лечение влияют на успешность логопедических занятий; имеет значение адекватность и дифференцированность выбранной методики

5 Учет природы заикания При органической основе заикания результат значительно хуже, чем при функциональной.

6 Учет симптоматики заикания Результаты логопедической работы лучше в случаях легкой степени заикания (нулевая степень болезненной фиксации), хуже – при тяжелой степени заикания (выраженная степень болезненной фиксации)

7 Учет длительности комплексной работы Эффективности способствует длительная (не менее 1 года) диспансеризация заикающихся

8 Значение личности педагога

9 Учет микросоциального окружения Связь логопеда с семьей, врачом, с другими педагогами повышает эффективность логопедического воздействия

10 Учет отношения заикающегося к занятиям Эффективность логопедических занятий выше в случае серьезного, упорного настойчивого стремления заикающегося исправить свою речь

11 Необходимость воспитания и перевоспитания речи и личности заикающегося в коллективе Отмечается, что именно в коллективе создаются условия для естественного развития и перевоспитания коммуникативной функции речи

12 Учет вида деятельности

13 Учет недостатков звукопроизношения, элементов ОНР Наличие нарушений звукопроизношения и недоразвития речи у дошкольников снижает эффективность логопедической работы при заикании

14 Учет полноты обследования заикающегося

15 Использование ТСО Использование ТСО в соответствии с возрастом и желанием заикающихся способствует повышению эффективности логопедического воздействия

16 Учет типа специализированного учреждения В стационаре, в специальных дошкольных учреждениях эффективность устранения заикания выше, чем в амбулаторных условиях

Статистические данные эффективности логопедической коррекции у заикающихся различного возраста

(Использованы данные Е.Ф. Рау, Г.А. Волковой, В.И. Селиверстова, М.Е. Хватцева, В.А. Ковшикова

Алалия

Классификация алалии

Данные о распространенности алалии

(СНОСКА: Логопедия /Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: ВЛАДОС, 1999.)

Алалия как системное недоразвитие речи

Концепции объяснения механизма алалии

Сравнительная характеристика произношения у детей с алалией и с дизартрией

Произношение звуков у детей с алалией Произношение звуков у детей с дизартрией

1. Общая характеристика произношения звуков

Достаточная сохранность моторной деятельности артикуляционного аппарата

Преимущественно фонематические нарушения, проявляющиеся на знаковом уровне деятельности артикуляторного механизма

Многие звуки, подверженные нарушениям (искажения, замены, пропуски), имеют одновременно правильное произношение

Разнотипные нарушения звукопроизношения

В нарушении звукопроизношения доминируют замены звуков Выраженное нарушение артикуляционного механизма

Преимущественно характерны фонетические нарушения

Изолированные звуки, подверженные нарушениям, не имеют одновременно и правильного произношения

Однотипные нарушения произношения звука (только его искажение, замена или пропуск)

В нарушении произношения доминируют искажения звуков

2. Искажения звуков

Искажение небольшого количества звуков

Искажение преимущественно сложных по артикуляции звуков

Для некоторых искажающихся звуков свойственно существование и правильной артикуляции Искажение большого количества звуков

Искажение и сложных, и простых по артикуляции звуков

Для всех искажающихся звуков свойственно постоянное искажение

3. Замены звуков

Замены артикуляторно сложных звуков

Постоянные замены звука

Разнообразные замены звука

Взаимозамены звуков сравнительно часты Замены преимущественно артикуляторно сложных звуков

Постоянные замены звука

Однообразные замены звука

Взаимозамены звуков сравнительно редки

4. Пропуски звуков

Непостоянные пропуски

Пропуски как артикуляторно сложных, так и простых звуков Постоянные пропуски

Пропуски преимущественно артикуляторно сложных звуков

Система коррекционного воздействия при моторной алалии

Этапы коррекционной работы при моторной алалии

Система коррекционного воздействия при сенсорной алалии

Афазия

Формы афазии

Восстановительное обучение при акустико-гностической афазии

Восстановительное обучение при семантической афазии

Восстановительное обучение при акустико-мнестической афазии

Восстановительное обучение при афферентной моторной афазии

Восстановительное обучение при эфферентной моторной афазии

Восстановительное обучение при динамической афазии

Нарушения письменной речи

Классификация нарушений письменной речи

Ступени формирования навыка чтения

Условия успешного овладения навыком чтения

Группы ошибок при дислексии

№ Ошибки при чтении

1 Замены и смешения звуков при чтении, чаще всего фонетически близких звуков (звонких – глухих, аффрикат и звуков, входящих в их состав), замены графически сходных букв (Х-Ж, П-Н, З- В и др.)

2 Побуквенное чтение – нарушение слияния звуков в слоги и слова, буквы называются поочередно

3 Искажение звуко-слоговой структуры слова, которые проявляются в пропусках согласных при стечении, согласных и гласных при отсутствии стечения, добавлении, перестановках звуков, пропусках, перестановках слогов и др.

4 Нарушения понимания прочитанного, проявляющиеся на уровне отдельного слова, предложения и текста при сохранности техники чтения

5 Аграмматизм при чтении, проявляющийся на аналитико-синтетической и синтетической

и синтетической ступени овладения навыком чтения

Операции процесса письма

(по материалам А.Р. Лурия)

Логопедическое воздействие при нарушениях чтения и письма

Система работы по дифференциации звуков при дислексии и дисграфии

(по материалам И.Н. Садовниковой)

РАЗДЕЛ 3. Особенности логопедической работы при нарушениях интеллектуальной деятельности, сенсорных и двигательных нарушениях

Особенности логопедической работы при нарушении слуха

Классификации тугоухости

№ Классификация Степень Средняя потеря слуха в дБ Условия разборчивого восприятия речи

1 Классификация тугоухости, разработанная Л.В. Нейманом І Не превышает 50 дБ

Речь разговорной громкости – на расстоянии не менее 1 м, шепот – у ушной раковины и далее

ІІ От 50 до 70 дБ

Речь разговорной громкости – на расстоянии 0,5-1 м, шепот – не воспринимается

ІІІ Более 70 дБ Речь разговорной громкости – у ушной раковины и до 0,5 м, шепот – не воспринимается

2 Международная классификация тугоухости І 26-40 дБ

ІІ 41-55 дБ

ІІІ 56-70 дБ

IV 71-90 дБ

Глухота >91 дБ

Минимальные нарушения слуховой функции у детей с недоразвитием речи

(по данным Е.Л. Черкасовой)

Формы нарушения звукопроизношения при снижении слуха

№ Механизм нарушения Проявления

1 Недостаточность сенсорного отдела речевого аппарата замена звуков

искаженное произношение звуков, связанное с невозможностью их четкой слуховой дифференциации или с полной невозможностью восприятия на слух из-за парциального выпадения звуковых частот

звуковые замены отражаются на письме в виде буквенных замен

2 Недостаточность моторного отдела речевого аппарата искаженое звучание звуков (межзубное или боковое С, увулярное Р и др.)

3 Сенсорная и моторная недостаточность речевого аппарата замена звуков из-за невозможности их слуховой дифференциации от сходных фонем

искажения звуков при отклонении в строении и функционировании артикуляторного аппарата

Нарушения лексического и грамматического строя речи при снижении слуха

№ Вид нарушения Проявления

1 Лексические нарушения ограниченность словарного запаса

неточность употребления слов, расширение их значений; полные замены лексического значения слов, основанные на их семантической общности; смешение аффиксов при сохранении корневой части слов при их фонетическом сходстве

грубые искажения звуко-слоговой структуры слов

2 Грамматические нарушения нарушение согласования слов в предложении

неправильное употребление падежных окончаний

пропуск предлогов в предложении, добавление лишних предлогов, замены

замены глагольных форм

затруднения в понимании и употреблении сложных логико-грамматических конструкций

Нарушения письменной речи у детей с нарушением слуха

№ Типичные и специфические ошибки слабослышащих на письме

12 Замены оппозиционных звуков, ударных и безударных гласных

Пропуски и перестановки звуков и частей слов

Слитное написание слов с предлогами

Нарушение флексивного согласования

Отсутствие маркировки границ предложений

Замены графически близких символов

Замены гласных, в основном низкои среднечастотных (О-У, А-У)

Смешение ротовых и носовых согласных (Н-Д, М-Б и др.)

Множественные замены букв, соответствующих группам дизъюнктных и оппозиционных звуков (С-Ш, З-Ж, Б-Д и др.)

Пропуски звуков и слогов в начале и конце слов, дописывание лишних элементов слов

Озвончение глухих и оглушение звонких звуков в сильных позициях

Отсутствие мягкости на письме в необходимых случаях

Комплексное воздействие при недоразвитии речи и нарушениях слуховой функции

(СНОСКА: Черкасова Е.Л. Нарушения речи при минимальных расстройствах слуховой функции. М.: АРКТИ, 2003)

Этапы

/блоки Содержание и реализация

Медицинский блок (врач, медсестра) Психолого-педагогический блок (логопед) Лингвистический блок (логопед)

1. Подготовительный

Лечебное воздействие: консервативный, хирургический методы лечения заболеваний ЛОР-органов Определение слуховых возможностей восприятия речи.

Развитие мотивации общения.

Активизация внимания и памяти слуховой модальности Развитие понимания устной речи: умения вслушиваться в обращенную речь, выделять названия предметов, действий, признаков, обобщенных значений

2. Дофонемный Проведение лечебных процедур (по индивидуальным показаниям).

Проведение профилактических мероприятий: санация, массаж, закаливание ЛОР-органов, общеукрепляющие комплексы и др. Условия, максимально облегчающие слуховое восприятие.

Развитие неречевого слуха: дифференциация неречевых звуков по характеру звучания, акустическим свойствам, определение количества звуков и звучащих предметов, направления звучания.

Развитие слухо-двигательных координаций.

Формирование слухового и слухо-двигательного контроля. Уточнение и расширение словарного запаса.

Практическое овладение некоторыми способами словообразования без привлечения внимания к фонематическим различиям.

Практическое усвоение синтаксического конструирования.

3. Фонемный Проведение профилактических мероприятий Постепенное усложнение условий слухового восприятия.

Развитие внимания и памяти слуховой модальности.

Развитие слухового, кинестетического и языкового контроля, слухо-моторного самоконтроля Развитие фонематического слуха: дифференциация акустических признаков речевых звуков, направленности звучания речевых стимулов, интонационных средств языка.

Коррекция звукопроизношения, интонационно-ритмического контура слов.

Овладение фонематическими процессами.

Расширение лексических и грамматических значений слов на основе фонематичкских различий

4. Интегративный Проведение профилактических мероприятий Слуховое восприятие в сложных условиях.

Развитие внимания и памяти слуховой модальности.

Формирование самоконтроля речи. Развитие связной речи, адекватное использование звукового, лексико-грамматического и интонационного оформления собственного высказывания в различных коммуникативных ситуациях.

Специфика логопедической работы с детьми со снижением слуха

Особенности логопедической работы при нарушениях зрения

Уровни сформированности речи у детей с нарушениями зрения

Специфика логопедической работы с детьми с нарушениями зрения

Особенности логопедической работы при интеллектуальной недостаточности у детей

Распространенность нарушений письменной речи у учащихся вспомогательной школы

(СНОСКА: Логопедия /Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: ВЛАДОС, 1999)

Специфика логопедической работы с детьми с нарушением интеллекта

Особенности логопедической работы при детском церебральном параличе

Частота нарушений речи при детском церебральном параличе

Нарушения речи у детей с детским церебральным параличом

Специфические трудности в усвоении лексической системы языка у детей с церебральным параличом

№ Вид нарушения Проявления

1 Лексические нарушения

(Н.Н. Малофеев, 1985) замедленный темп расширения словарного запаса

преобладание в лексиконе существительных, глаголов и предлогов (90% всего лексического запаса)

многократное повторение одних и тех же слов в связной речи

недостаточная степень владения глаголами, незнание их точного значения

2 Лексико-семантические и грамматические нарушения (Л.Б. Халилова, 1984, 1991) незнание значений слов

замена значений слов, совпадающих по звучанию

смешение семантикиисходного слова с лексическим значением других слов, находящихся с ним в отношениях синонимической зависисмости

вычленение в слове лишь конкретного значения, непонимание переносного смысла

затруднения в установлении функциональной общности между значениями многозначного слова

крайне ограниченные семантические представления, недостаточность языковых абстракций и обобщений

Особенности понимания речи учащимися с детским церебральным параличом

(по материалам Е.М. Мастюковой)

Нарушения понимания речи Проявления

1 вариант Трудности в различении фраз с правильным и неправильным синтаксическим согласованием слов, в понимании сложных грамматических конструкций, содержащих последовательные подчинения, относительные или дистантные конструкции; узость понимания значений отдельных слов, понимания сложных форм контекстной речи, скрытого смысла рассказов

2 вариант Трудности в переводе последовательно поступающей информации в целостно обозреваемую симультанную систему, нарушения понимания обратных конструкций, содержания рассказов, условий задач и другого программного материала

3 вариант Трудности понимания обращенной речи связаны с ограниченностью словарного запаса, неточностью понимания значений отдельных слов, недостаточным объемом знаний и представлений об окружающем, бедностью практического опыта; затруднения в понимании глаголов движения (особенно префиксальных)

Специфика логопедической работы с детьми с ДЦП (развитие лексики)

Особенности логопедической работы при ЗПР

Нарушения речи у детей с задержкой психического развития

Классификация детей с ЗПР с учетом их речевых нарушений

(по материалам Е. В. Мальцевой)

Группа Характеристика группы

Первая группа Дети с изолированным дефектом, проявляющемся в неправильном произношении одной группы звуков. Нарушения связаны с аномалией строения артикуляционного аппарата, недоразвитием речевой моторики

Вторая группа Дети с фонетико-фонематическими нарушениями. Дефекты звукопроизношения охватывают 2-3 фонетические группы и проявляются в основном в заменах фонетически близких звуков. Наблюдаются нарушения слуховой дифференциации звуков и фонематического анализа

Третья группа Дети с системным недоразвитием всех сторон речи (ОНР). Кроме фонетико-фонематических нарушений наблюдаются существенные нарушения в развитии лексико-грамматической стороны речи: ограниченность и недифференцированность словарного запаса, примитивная синтаксическая структура предложений, аграмматизм.

Нарушение звукопроизношения у детей с ЗПР

(По данным Е.В. Мальцевой)

Основные направления логопедической работы с детьми с ЗПР

Развитие мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения

Развитие зрительного восприятия, анализа, зрительной памяти

Коррекция нарушений моторного развития, особенно нарушений ручной и артикуляционной моторики

Коррекция нарушений звукопроизношения, искажений звуковой структуры слова

Развитие лексики (обогащение словаря, уточнение значений слова, формирование лексической системности, структуры значения слова, закрепление связей между словами

Формирование морфологической и синтаксической системы языка

Развитие фонематического анализа, синтеза, представлений

Формирование анализа структуры предложений

Развитие коммуникативной, познавательной и регулирующей функции речи

РАЗДЕЛ 4. Обучение и воспитание детей с ФФНР и ОНР

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи

Недостатки звукопроизношения у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Замена звуков, более простыми по артикуляции (например, С и Ш заменяются звуком Ф

Наличие диффузной артикуляции звуков, заменяющей целую группу звуков

Нестабильное использование звуков в различных формах речи

Искаженное произношение одного или нескольких звуков

Коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи

Общее недоразвитие речи

Клинические виды общего недоразвития речи

Логопедическое воздействие при общем недоразвитии речи

Система учреждений, оказывающих логопедическую помощь