ОТЧЕТ по полевой практике

Курс: «Научные основы преподавания курса «Окружающий мир»

Время прохождения практики: 07.03.2016 - 03.04.2016 г

Выполнила:

Москва 2016

ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................3

Глава 1. ФИЗИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РАЙОНА ПРАКТИКИ.............................................................................................................4

Глава 2. РЕЗУЛЬТАТЫ, ПОЛУЧЕННЫЕ НА ПОЛЕВОЙ ПРАКТИКЕ ПО ЗАДАНИЯМ ИЗ РАЗДЕЛА «ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ» ..............................................6

2.1. Дневник метеорических наблюдений и анализ полученных данных........6

2.2. Водоемы исследуемой местности, их использование и состояние............7

2.3. Геоморфологические наблюдения и характерные типы почв для данной местности................................................................................................................8

2.4. Растения и животные природных сообществ своего края (лес, луг, болото, водоем) весной..........................................................................................9

2.5. Хозяйственное использование территории...................................................9

2.6. Комплексная охрана окружающей природной среды. ................................9

2.7. Ориентирование на местности.....................................................................10

Глава 3. РЕЗУЛЬТАТЫ, ПОЛУЧЕННЫЕ НА ПОЛЕВОЙ ПРАКТИКЕ ПО ЗАДАНИЯМ ИЗ РАЗДЕЛА «БОТАНИКА» ......................................................12

3.1. Весенние явления в жизни растений. ..........................................................12

Глава 4. РЕЗУЛЬТАТЫ, ПОЛУЧЕННЫЕ НА ПОЛЕВОЙ ПРАКТИКЕ ПО ЗАДАНИЯМ ИЗ РАЗДЕЛА «ЗООЛОГИЯ» .......................................................14

ВЫВОДЫ..............................................................................................................16

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ....................................................................................17

ВВЕДЕНИЕ

Полевая практика проходила в окрестностях района Братеево ЮАО города Москвы , носила индивидуальный, самостоятельный характер.

Время проведения практики : 07.03.2016 - 03.04.2016 г

Задачи, преследуемые во время полевой практики :

1. Закрепление на практике знаний, полученных в результате теоретического освоения курса;

2. Применение на практике основных методик, изученных в процессе теоретического освоения курса;

3. Выработка и усовершенствование навыков по систематизации полученных данных и их анализу.

Глава 1. ФИЗИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РАЙОНА ПРАКТИКИ

Район Братеево находится в составе Южного административного округа города Москвы. Расположен на правом берегу Москвы-реки. Район Братеево занимает площадь в 7,63 км2 на которой проживает 94,8 тыс. человек. В районе Братеево насчитывается 9 улиц. Дата образования района Братеево 5 июля 1995 года.

Район граничит на севере с районом Марьино (через Москву-реку), на востоке - с районом Капотня также через Москву-реку, на юге - с сельским поселением Развилковское Ленинского района Московской области, на западе - с районом Москворечье-Сабурово, на юго-западе - с районами Зябликово и Орехово-Борисово Южное, а также с районом Орехово-Борисово Северное в единственной точке. Граница района Братеево проходит по оси русла реки Городни, далее по восточным границам Борисовского пруда и владения № 29 по улице Борисовские Пруды, оси русла реки Москвы, по городской черте Москвы (внешней границе полосы отвода Московской кольцевой автомобильной дороги, включая все транспортные развязки улиц и дорог) до Бесединского путепровода, далее на северо-запад по оси проезда на Братеевский мост до реки Городни.

Района прохождения практики имеет классический равнинный рельеф.

Климат Москвы и района прохождения практики - умеренно-континентальный. В январе средняя температура около 8 градусов ниже нуля, в июле - +18ºC. Амплитуда температур не велика. Для территории характерна избыточная влажность (от 630 до 730 мм в год). Среднегодовое количество осадком – 150-170 мм.

Вегетационный период от 120 до 150 дней. Положительные среднесуточные температуры держатся более 200 дней в году. Безморозный период насчитывает 125-146 дней.

Гидрология Москвы имеет довольно разветвленную структуру. Основной водной артерией Москвы является Москва-река. Она входит в границы города в районе Тушина и вытекает из столицы в районе Капотни. Главные притоки реки в черте Москвы: Сходня, Химка, Сетунь, Раменка, Яуза с притоками Ичкой, Чермянкой, Лихоборкой, Чурой, Котловкой и Городней. Из рек, заключенных в подземные конструкции, в реку Москву впадают Неглинная, Таракановка, Пресня, Филька, Нищенка, а также притоки реки Яузы: Каменка, Копытовка, Рыбинка, Хапиловка, Синичка, Чурилиха и др.

Основными почвами Москвы являются дерново-подзолистые, занимающие 55,9 % территории. Затем идут болотно-подзолистые (19.2 %), серые лесные (8.2 %). Болотные почвы, в основном низинные и переходные, занимают 5 % территории, пойменные - 4,5 %, черноземные - 0,9 %.

Положение города в подзоне хвойно-широколиственных лесов во многом определило типы естественной растительности. С юга к городу подступали дубравы и липняки, на, северо-запада преобладали елово-широколиственные леса и дубравы, на востоке и северо-востоке - сосняки, на севере - ельники и елово-широколиственные леса.

В Москве встречается более 160 видов птиц, 34 вида млекопитающих, около 15 видов рыб (в реке Москве) и несколько видов земноводных.

К числу антропогенных факторов, которые влияют на окружающую среду города можно отнести токсическое загрязнение предприятиями и транспортом воды, воздуха и почвы; деградацию ландшафтов.

Глава 2. РЕЗУЛЬТАТЫ, ПОЛУЧЕННЫЕ НА ПОЛЕВОЙ ПРАКТИКЕ ПО ЗАДАНИЯМ ИЗ РАЗДЕЛА «ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ»

2.1. Дневник метеорических наблюдений и анализ полученных данных

Наблюдения за температурой воздуха (t, ºС) осуществлялась с помощью термометра в 07:00, 13:00 и 19:00.

Все данные, получение в результате наблюдения представлены в табл.1 «Презентации к полевой практике».

Результаты, полученные в процессе наблюдения за фактической погодой, проанализированы и отображены в виде таблиц и диаграмм:

1. Среднесуточная температура воздуха представлена в табл. 2 «Презентации к полевой практике». График среднесуточных температур, а также график температур по времени наблюдения (утро, день, вечер) представлены в диаграмме 1 «Презентации к полевой практике».

2. Среднесуточная температура утром составила -3°C, днем 0°C, вечером -1°C. Средняя температура за весь период наблюдения составила -1°C.

3. Минимальная температура в 07:00 утра наблюдалась 21.03.2016 и составила -12°C. Минимальная температура днем в 13:00 наблюдалась 19.0302016 и 20.03.2016 и составила -5°C. Минимальная температура в вечерние часы наблюдалась 21.03.2016 и составила -7°C. Минимальная среднесуточная температура наблюдалась 21.03.2016 и составила -7°C. Максимальная температура в 07:00 утра наблюдалась 01.04.2016 и 03.04.2016 и составила +5°C. Максимальная температура днем в 13:00 наблюдалась 01.04.2016 и составила +9°C. Максимальная температура в вечерние часы наблюдалась 01.04.2016 и 03.04.2016 и составила +7°C. Максимальная среднесуточная температура наблюдалась 01.04.2016 и составила +7°C. Таким образом, среднесуточная амплитуда колебания температур составила -1°C.

4. За 28 дней наблюдений было 4 дня с ветром преимущественно южного направления, 1 день с северо–западным направлением ветра, 3 дня с северными ветрами, 3 дня с западными ветрами, 4 дня с восточными ветрами, 5 дней с юго-восточным направлением ветра и 8 дней с юго-западными ветрами. Таким образов преобладающими направлениями ветров за период наблюдения были юго-западное и юго-восточное направления. Роза ветров представлена на диаграмме 2 «Презентации к полевой практике» .

5. Дней с переменной облачностью наблюдалось всего 10. Дней с ясной погодой – 5, со сплошной облачностью – 13. Диаграмма 3 – «Облачность в период с 07.03.2016 по 03.04.2016 для района Братеево города Москвы представлена в «Презентации к полевой практике».

6. За весь период наблюдений было 3 дождливых дня и 2 дня с осадками в виде снега.

В целом параметры климата, наблюдаемые мною в период полевой практики, соответствуют общему климатическому профилю региона за исключением осадков, которых было необычно мало для данной местности.

2.2. Водоемы исследуемой местности, их использование и состояние.

Граница района Братеево проходит по оси русла реки Городни и оси русла реки Москвы.

Река Городня - правый приток Москвы-реки, протекает по территории города Москвы. Длина реки всего около 16 км. Притоки: Язвенка, Шмелевка, Чертановка. В нижнем течении река загрязнена стоками. Начало Городни находится на пересечении улицы Рокотова и Соловьиного проезда, затем река течет по Битцевскому лесопарку, на севере пересекает район Южного Чертанова. Далее Городня уходит под землю и по коллектору течет к станции Покровская. В районе Царицино на реке находятся запруды, образующие Борисовские и Царицинские пруды. Затем Городня проходит через районы Братеево и Зябликово и у Бесединского моста впадает в Москву- реку.

Река Городня на карте.

В период экскурсии происходил активный подъем воды. Родники, колодцы и пр. не наблюдалось. Долина реки симметрична, с низкими берегами справа и слева. О наличии террас судить трудно из-за высокого уровня воды, но вероятно они имеются с небольшими суглинисто-песчаными пляжами.

Москва́-река́ - средняя река в Центральной России, в Московской области, Москве и, на небольшом протяжении, в Смоленской области, левый приток Оки (бассейн Волги). Длина по старому руслу 502 км, площадь бассейна 17 600 км². Река начинается на склоне Смоленско-Московской возвышенности и впадает в Оку на территории Коломны. Общее падение от истока до устья составляет 155,5 м. В районе исследования Москва-река круто меняет своё направление с восточного на южное, а невысокий береговой вал далеко отступает от линии воды.


Река Москва на карте района Братеево.

В период экскурсии был подъем воды из-за таяния снега и льда и открытии шлюзов.

2.3. Геоморфологические наблюдения и характерные типы почв для данной местности.

Москва, а соответственно район исследования находится в центральной части Восточно-Европейской равнины, в междуречье Оки и Волги, на средней высоте 180 м над уровнем моря. На юго-западе граничит с Калужской областью.

Город стоит на реке Москве, возвышаясь над нею на 30-35 метров. Рельеф столицы Российской Федерации не однороден, он представлен невысокими холмами и низменными песчано-глиняно-известняковыми участками, на которых заметны небольшие моренные поднятия.

Город окружен лесопарковым поясом, причем там ещё отчасти сохранилась естественная растительность. Здесь преобладают сосновые леса, произрастающие на песчаных дерново-подзолистых почвах, встречаются также торфяные болота.

Особенности московского рельефа во много обусловлены активной человеческой деятельностью: на протяжении многих веков местное население вносило изменения в окружающую природу, о чём свидетельствует наличие так называемого культурного слоя, состоящего из переработанного грунта и остатков старых фундаментов и мостовых, и достигающего в центральных районах города 10-20 метров.

2.4. Растения и животные природных сообществ своего края (лес, луг, болото, водоем) весной

Март - апрель – это время, когда природа только просыпается. Еще часты ночные и дневные заморозки.

Из природных сообществ на территории района можно выделить леса, болота, водные сообщества (реки, пруды), культурные растения.

Лес – малая часть территории района. Большая часть – широко- и мелколиственные леса, они отличаются буйной весенней деятельностью. Начинают набухать почки, у березы и осины появляются сережки. В это время начинается активное сокодвижение, чем пользуются любители березового сока. Самая пора для его сбора.

Травянистая растительность еще спит. Из-за этого мало можно рассказать в этот период о флоре, а также о водоемах. Лишь в некоторых местах удалось увидеть появление первоцветов, такие как мать-и-мачеха.

А вот животный мир проявляет себя активно. Особенно это характерно для птиц. Поскольку уже заметны первые насекомые, птицы активно поют. На прогалинах видны скворцы, грачи, на ветках можно увидеть дроздов. Начинают появляться соловьи.

В водоемах просыпается жизнь. Появляются насекомые, первые земноводные. Ближе в середине апреля здесь можно будет увидеть икру лягушек.

2.5. Хозяйственное использование территории

Не используется.

2.6. Комплексная охрана окружающей природной среды.

В целях снижения негативного воздействия антропогенных факторов городской среды на условия труда и отдыха населения, сохранения природных сообществ со свойственной им флорой и фауной Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы разработан проект целевой программы «Сохранение и развитие особо охраняемых природных территорий города Москвы» природной территории регионального значения Фаунистический заказник «Братеевская пойма».

Экологические проблемы района исследования.

На жилые кварталы Братеево воздействуют крупнейшие загрязнители окружающей среды в масштабах всего города, хотя они и расположены достаточно далеко от района: Московский нефтеперерабатывающий завод (Копотня), Люблинский литейно-механический завод, завод полиметаллов, МИФИ (оснащённый ядерным реактором), ЗИЛ, АЗЛК (Автомобильный Завод Ленинского Комсомола), ТЭЦ – 22 (единственная из московских ТЭЦ, сохранившая уголь в топливном балансе), действующая за пределами МКАД, Московский газоперерабатывающий завод и Московский коксогазовый завод.

2.7. Ориентирование на местности

Для выполнения заданий полевой практики оказались необходимы навыки ориентирования на местности.

Основными инструментами для этого стала карта из атласа города Москвы масштабом 1 см-2 км. Для ориентирования использовался компас. В качестве участка для топографической съемки был выбран участок реки Городни, располагающийся в 400 метрах южнее и 200 метрах западнее крайнего дома на Наташинском проезде. Съемка производилась на левом повороте реки на правом ее берегу. Расстояния измерялись примерно, с помощью шагов с последующим переводов этих данных в метры (путем вычисления средней длины шага).

Для того, чтобы произвести токосъёму местности потребовалось:

1. Планшет;

2. Карандаш, ластик, линейка;

3. Листы бумаги А4;

4. Компас;

5. Транспортир.

Масштаб был выбран 1:100 000 (1 см-100 м). Получившаяся схема и условные обозначения приводятся в презентации к отчету (рис.1).

С помощью компаса были определены стороны света и азимут до основных объектов съемки. Шагами было измерено расстояние до каждого объекта. С помощью линейки, транспортира и карандаша измерения были переведены на схему.

Определение сторон света по компасу – важный, но не единственный метод ориентирования. Сориентироваться возможно и другими способами:

  1. По звездам. В нашем полушарии основным ориентиром является Полярная звезда. Для ориентирования необходимо найти созвездие Большой Медведицы. Расстояние между двумя крайними звездами отложить пять раз по прямой в сторону созвездия Малой Медведицы (малый ковш). Отложенный отрезок совпадет с последней звездой в хвосте Малой Медведицы. Это и будет Полярная звезда, от которой мысленно провести отвесную линию к Земле. Это и будет направление на север.
  2. Сориентироваться можно и иначе. Так мох и лишайник растет преимущественно на северной стороне поверхности деревьев, пней, камней и других предметах. В жаркую погоду у таких деревьев, как ель и сосна, количество смолы выделяется больше с южной стороны. Грибы появляются на северной стороне деревьев, а южной их почти не бывает. Муравьи как правило строят свои муравейники к югу от ближайших девревьев, пенькой и кустов. Южная сторона муравейника более пологая, чем северная. Весной перелетные птицы летят на север, а осенью на юг. Летом почва возле больших камней более увлажнена с северной стороны, чем с южной. Весной и во время зимних оттепелей снег тает сильнее с южной стороны склонов и камней.

Во время практики были попробованы все указанные способы. Все они оказались достаточно эффективными.

Глава 3. РЕЗУЛЬТАТЫ, ПОЛУЧЕННЫЕ НА ПОЛЕВОЙ ПРАКТИКЕ ПО ЗАДАНИЯМ ИЗ РАЗДЕЛА «БОТАНИКА»

3.1. Весенние явления в жизни растений.

Наблюдения велись ранней весной в окрестностях района Братеево города Москвы. Он представляет собой равнинную, чуть всхолмленную местность. Ландшафт достаточно сильно изменен, есть дороги, свалки. В этот период начинается сокодвижение у деревьев, набухание почек у растений. Ветроопыляемые деревья и кустарники цветут. Цветут и первые цветы. К первоцветам Москвы можно отнести хохлатку, мать-и-мачеху, ветреницу дубравную, гусиный лук.

Здесь следует разобраться с основными понятиями: Все раннецветущие растения в народе называют первоцветами. Между тем первоцвет – это род из семейства Первоцветные порядка Вересковые. Чаще всего его можно встретить в садах. В лесу довольно редок.

Иногда группу ранних цветов называют подснежниками, что тоже не верно. Подснежник – это конкретный вид семейства Амариллисовые.

Экологическую же группу многолетних растений, которые обладают очень коротким вегетационным периодом (ранней весной или поздней осенью) называют эфемероидами. К ним можно отнести как садовые тюльпаны и примулы, так и дикие растения с ранним периодом цветения и последующим отмиранием.

Аналогичную группу однолетних растений называют эфемерами. Для Москвы не характерны. Чаще обитают в пустынях.


Первоцвет весенний.

Подснежник белоснежный.

Хохлатка плотная.

Мать-и-мачеха.

Все растения, которые отображены на рисунках мне удалось пронаблюдать в природе в разной стадии вегетации. Основными местами их обитания являются перелески, лиственные леса, долины ручьев.

Глава 4. РЕЗУЛЬТАТЫ, ПОЛУЧЕННЫЕ НА ПОЛЕВОЙ ПРАКТИКЕ ПО ЗАДАНИЯМ ИЗ РАЗДЕЛА «ЗООЛОГИЯ»

К моменту начала практики снег начал таять и многие следы читались с трудом. Тем ни менее нам удалось найти следы птиц, а также белок (см. рис.).

Следы птиц


Следы птиц

Следы белки

Проще оказалось со следами деятельности отдельных птиц и млекопитающих. Так без проблем удалось обнаружить «кузницу» дятла (см. рис.).

Кузница дятла.

Активная деятельность насекомых еще не началась, муравейники не проснулись, пчелы, осы, комары и прочие насекомые не летали.

Активной жизнью живут птицы, слышно пение пеночек, синичек, есть воробьи, галки, вороны, сороки, появились скворцы. К числу перелетных птиц можно отнести –скворцов, жаворонков, коростеля, озерных чаек, обыкновенную кукушку, черного стрижа, деревенскую ласточку, ласточку береговушку, камышовую овсянку, пеночек.

ВЫВОДЫ

В ходе полевой практики мы изучили и исследовали район Братеево ЮАО города Москвы. В ходе практики был проведен ряд исследований в области землеведения, зоологии и ботаники. Маршруты проходили в районе Братеево. Были встречены различные ландшафты: от низинных болот до широколиственных пролесков. Для каждой местности были характерны свои особенности. На протяжении практики было зафиксирована антропогенное влияние различной степени интенсивности.

Все таблицы, диаграммы и т.д. представлены в презентации к отчету по полевой практике.

В целом практика проходила очень интересно и увлекательно, вынесла для себя много полезной информации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Богданов Н.А.. Экологическое зонирование. Научно-методические приемы. Астраханская область. – М.: Едиториал УРСС, 2005. – 176 с.

2. Естествознание. Полевая практика: учебно-методическое пособие /Авт.-сост.: М.В.Нехлюдова, Г.Б.Родионова, М.С.Смирнова, Т.М.Смирнова, В.Н.Зубович. Под общ, ред. М.В.Нехлюдовой, М.С.Смирновой. – М.: МГПУ, 2013. – 124 с.

3. Валягина-Малютина Е.Т.. Деревья и кустарники средней полосы европейской части России. – М.: КМК, 2012. – 464 с.

4. Ильичев В.Д. Популярный атлас-определитель. Птицы. – М.: Дрофа, 2010. – 320 с.

5. Москва и Московская область. Топографическая карта (атлас). – 1:200000. – М.: 439 ЦЭВКФ, 2001.

6. Митителло Ксения. Птицы. Водоплавающие и околоводные. – М.: Эксмо, 2012. – 256 с.

7. Учебно-полевая практика по ботанике. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. – 256 с.

8. Чурилова Е.А., Колосова Н.Н.. Картография с основами топографии. Практикум. – М.: Дрофа, 2010. – 128 с.

9. Филоненко-Алексеева А.Л. Полевая практика по природоведению: экскурсии в природу / А.Л. Филоненко-Алексеева, А.С.Нехлюдова, В.И. Севастьянов. – М.: Владос, 2000. – 384 с.

10. Шанцер И.А.. Растения средней полосы Европейской России. Полевой атлас. – М.: КМК, 2009. – 480 с.


Полевая практика

Учебная практика по Природоведению и краеведению – Полевая практика. Основное назначение Полевой практики: улучшение качества профессиональной подготовки учителей начальных классов по природоведческим дисциплинам (землеведение, краеведение, ботаника, зоология), экология и охрана природы.

Полевая практика проводится в соответствии с учебным планом на втором курсе в VI семестре. Сроки проведения практики определяются учебным планом колледжа. Продолжительность практики одна учебная неделя – 36 часов. Режим работа с 8 30 до 13 30 часов. Учебная практика по Природоведению и краеведению – Полевая практика состоит из двух самостоятельных разделов:

1. Практикум по природоведению и краеведению – 30 часов;

2. Работа на пришкольном участке – 6 часов.

Работа на пришкольном участке является составной частью образовательного процесса, проводится на базе огородного и садового участка МДОУ № 34, 36 для освоения раздела «Сельскохозяйственные работы». Разделение практикума на 2 самостоятельных вида обусловлено необходимостью совершенствования у студентов практических умений работы на пришкольном участке, приобретения навыков подготовки почвы к посеву, высаживанию и ухаживанию за растениям, проведения наблюдений в естественных условиях за растениями и животными.

Для прохождения практики учебная группа делится на две подгруппы. Выход на практику поводится в соответствии с графиком работ (работа может проводиться в две смены).

Цели и задачи краеведческой и полевой практики

Основной целью Полевой практики является, улучшение качества профессиональной подготовки учителей начальных классов по природоведческим дисциплинам (землеведение, краеведение, ботаника зоология), экология, охрана природы и рациональное использование ее богатств, сельскохозяйственные работы.

В процессе практики решаются следующие задачи:

Углубление и расширение знаний студентов, полученных в процессе изучения теоретических курсов, творческое применение этих знаний на практике;



Выработка практических умений проведения наблюдений в природе сбора и обработки полевого материала;

Подготовка студентов к организации и проведению экскурсий в природу;

Формирование навыков проведения внеклассной краеведческой работы, руководства натуралистической работой учащихся: воспитание у студен­тов бережного отношения к природе родного края, его экологии:

Ознакомление с приемами и методами природоохранительной деятельности и основами сельскохозяйственных работ.

В ходе Полевого практикума студенты выполняют следующие виды деятельности :

Наблюдают за сезонными изменениями в неживой и живой природе в своей местности, выявляют взаимосвязи, существующие в природе между ее ком­понентами;

Принимают участие в экскурсиях (или работают в лабораториях), документально оформляют результаты наблюдений и экспериментов;

Проводят индивидуальную самостоятельную деятельность по заданиям преподавателей.

В ходе практикума работы на пришкольном участке студенты выполняют следующие виды деятельности :

Знакомство с садово-огородными инструментами, подготовка к работе необ­ходимого инвентаря;

Работу в теплицах или на других объектах в зависимости от местных условий;

Облагораживание почвы удаление камней, внесение удобрений, опилок;

Разметку и планировку участка; подготовку к посадке цветочной рассады;

Формирование клумб, грядок, садовых дорожек, прополка сорняка, удаление старых кустов;

Подготовку почвы под посадку рассады, высаживание рассады;

Уход за растениями, полив, подкормка, рыхление почвы и прочие сельско­хозяйственные работы.

В процессе практики студенты овладевают следующими умениями :

Проводить наблюдения в природе за явлениями неживой природы, растени­ями животными и заносить результаты наблюдений в Полевой дневник;

Делать простейшие выводы и обобщения;

Производить измерительные работы на местности, ориентироваться в точке стояния и движения по солнцу, полярной звезде, местным предметам, с по­мощью компаса;

Проводить на местности высотные съемки способом ватерпасовки, барометрического нивелирования; определять крутизну склона эклиметром, описывать на местности рельеф обнажение горных пород, водоемы; по проведен­ным наблюдениям – погоду за день, месяц сезон;

Устанавливать фенологические сроки наступления времен года;

Закладывать почвенный разрез и производить его описание;

Работать с определителями растений и животных;

Проводить биоморфологические описания растений и животных с целью составления их характеристики;

Изготавливать простейшие наглядные пособия;

Выделять природно-территориальные комплексы по характеру растительности;

Бережно и внимательно относиться к объектам природы, определять объекты неживой и живой природы, нуждающиеся в охране не нарушая их при наблюдении;

Проводить природоохранные мероприятия (заготовка кормов, подкормка и привлечение птиц, охрана муравейников);

Вести Полевой дневник и составлять отчеты по экскурсиям: соблюдать правила технической безопасности на экскурсиях в природу;

Работая на пришкольном участке, подготовить почву к посеву; высаживанию и ухаживанию за растениями.

Базами практики являются: территория парка культуры, городской пруд или другие водоемы (по усмотрению руководителя подгруппы практикантов), лесной массив, Краеведческий музей, национальный парк Зюраткуль, зоеа детского оздоровительного лагеря «Уралец» исторические памятники города. Экскурсии проводятся, как в черте города, так и с выездом за его пределы.

Организация и руководство Полевой практикой возлагается на одного из преподавателей или методистов предмета «Природоведение» или «Окружающий мир». Для проведения занятий с учебными группами, приглашаются преподаватели предметов «Естествознание», «Биология», «История», «География». В своей работе организатор практики руководствуется «Положением» по учебной работе. Руководитель подгруппы практикантов оценивает выполненные студентами задания. В зависимости от полноты выполнения всех заданий студенту выставляется итоговая оценка за Практикум по природоведению и краеведению и за – работу на пришкольном участке ставится – зачет. Критерии оценивания приводятся в Положении по данному виду практики.

Дата Содержание практики (Виды работ) Задачи практики Методические рекомендации к проведению Домашнее задание

Учебная практика по естествознанию, гр 130 з/о

Учебно-методическое пособие
для студентов педагогического факультета специальности
050708 «Педагогика и методика начального образования»

Старый Оскол

Учебно-методическое пособие поможет в подготовке отчёта по учебной практике по естествознанию и расширит знания студентов, полученные
в ходе изучения теоретических основ и лабораторных занятий по землеведению
и биологии с основами экологии

Издание предназначено для студентов, обучающихся по специальности 050708.65 «Педагогика и методика начального образования», и учителей начальных классов.

О г л а в л е н и е

Введение...............................................................4
1. Краеведение......................................................6
1.1. Определение полуденной линии.................6
1.2. Ориентирование в пространстве..................7
1.3. Движение по азимуту....................................8
1.4. Глазомерная съемка местности...................10
1.5. Рельеф местности и горные породы...........12
1.6. Изучение почвы............................................17
1.7. Метеорологические наблюдения................20
1.8. Изучение гидрологических объектов суши 22

2. Биология с основами экологии 27
2.1. Изучение лугового сообщества 27
2.2. Изучение лесного сообщества 29
2.3. Определение цветковых растений 31
2.4. Изучение приспособленности растений к среде обитания 34
2.5. Определение насекомых 35
2.6. Сообщество пресного водоема 37
2.7. Фенологические наблюдения в природе 38
2.8. Исследование влияния транспортных дорог на состояние растительного покрова 42
2.9. Исследование влияния транспортных дорог на фауну 44

Словарь основных терминов и понятий 47

Список используемой литературы 49

Приложения 51

Введение

Учебно-методическое пособие «Экологическая практика (землеведение, биология с основами экологии)» содержит систематизированный материал, отражающий специфику вузовской подготовки будущих учителей начальных классов. Пособие поможет подготовить студентов факультета
к будущей практической работе - преподаванию предметов естественнонаучного цикла образовательного компонента «Окружающий мир» в начальной школе.

Главная цель пособия - способствовать совершенствованию профессионально-педагогической подготовки студентов, что предполагает их включение в активный познавательный процесс, в овладение наиболее эффективными методами и приемами учебной и научно-исследовательской деятельности в процессе изучения той части предмета естествознания, которая связана с землеведением, основами ботаники, зоологии и экологии. Оно содержит подробное содержание каждого дня, методические рекомендации к проведению полевого практикума, краткие теоретические сведения, ход работы, задания по темам программы, схемы, таблицы, карточки, рисунки для определения некоторых растений и насекомых, список используемой литературы.

Особое внимание обращено на вопросы экологии растений, животных и их охраны - это поможет будущему учителю в воспитании у учащихся экологической культуры, убеждения в необходимости рационального использования растений, животных, их охраны, подготовит студентов
к формированию у младших школьников бережного отношения к растениям и животным.

Студенты во время прохождения практики получают наглядные представления о многих природных процессах и их взаимосвязях, учатся фиксировать факты, анализировать природные явления, опираясь на самостоятельные наблюдения в природе, обобщать виденное и делать правильные выводы.

Экскурсии в природу не могут быть заменены другой формой обучения, ведь они всегда методически индивидуальны и практически неповторимы.

Экскурсиям предшествует инструктаж, в ходе которого преподаватель знакомит студентов с правилами поведения, кратким содержанием деятельности, о работе с инструментами и необходимым оборудованием,
с планом обработки собранного материала. Необходимым условием успешного выполнения заданий является ведение зарисовок, записей в полевом дневнике, фиксирование измерительных данных. Перед работой на местности необходимо изучить соответствующую литературу.

Краеведение

Ориентирование в пространстве

Цель: научить приемам ориентирования в пространстве по местным признакам и компасу.
Оборудование : компас, мерная лента или 15-метровая рулетка, часы наручные механические, дальномер школьный, планшет.

Методические рекомендации
Ориентирование в пространстве - это определение на местности своего местоположения или точки стояния относительно сторон горизонта, окружающих объектов местности, а также направлений и расстояний движения.

Ориентирование в пространстве включает:
1) соотнесение реальной местности с планом и картой;
2) определение на местности сторон горизонта и своего положения по отношению к объектам местности: населенному пункту, реке, железной дороге и т. д.;
3) определение расстояния на местности и их графическое выражение на бумаге.
4) выбор необходимого направления движения.

Ход работы
Задание 1 . Определение направления сторон горизонта по компасу.
Самым точным способом общего ориентирования на местности является ориентирование по компасу. Для того чтобы определить направление сторон горизонта по компасу необходимо сделать следующее:
1. Удалить на расстояние 1-2 м от компаса все металлические предметы;

2.Установить компас в горизонтальной плоскости на ладони или планшете;

3.Вращая компас в горизонтальной плоскости, добиться совмещения северного конца магнитной стрелки компаса с буквой С. В этом положении компас сориентирован и теперь по нему можно определять стороны горизонта.

Задание 2 . Ориентирование по солнцу с помощью часов.
С помощью наручных механических часов вы можете определить направление линии север - юг в данный момент времени. Для этого необходимо сделать следующее:

1. положить часы в горизонтальной плоскости и направить часовую стрелку на солнце;

2. мысленно построить угол между маленькой часовой стрелкой
и цифрой 11 на циферблате часов. Биссектриса этого угла и будет местным меридианом.

Движение по азимуту

Цель: научить приемам ориентирования в пространстве и определения направления движения по азимуту.
Оборудование : компас, мерная лента или 10-15-метровая рулетка, часы наручные механические, дальномер школьный, планшет.

Методические рекомендации
Пользуясь компасом, можно определить стороны горизонта, направление движения по азимуту. Азимут - это угол между направлением на север и направлением на заданный предмет, который отсчитывается по часовой стрелке.
Например, зная, что азимут из точки А в точку Б составляет 45º (А = 45º), вы, сориентировав компас, определяете азимут и идете в нужном направлении.
При движении он или задается, или его определяется. Для определения азимута движения из одного пункта (точки стояния) в другой необходима карта.

Для ориентирования на местности важно уметь определять не только направление, но и расстояние. Измеряют расстояние с помощью различных методов: счета шагов и времени движения, визуальных, инструментальных. Визуальная (на глаз) оценка расстояний - это наблюдение объектов местности и их видимость в зависимости от удаленности от наблюдателя (см. табл. 1). Такой метод позволяет определять расстояние приблизительно, для этого необходима постоянная тренировка.

Таблица 1

Глазомерное определение расстояний

Расстояние Наблюдаемые объекты
10 км Трубы больших заводов
5 км Общие очертания домов (без дверей и окон)
4 км Очертания окон и дверей едва различимы
2 км Высокие одинокие деревья; человек - едва различимая точка
1 500 м Крупные машины на дороге, человек различается еще в виде точки
1 200 м Отдельные деревья средней величины
1 000 м Телеграфные столбы; в постройках различимы отдельные бревна
700 м Фигура человека без деталей одежды уже вырисовывается
400 м Движения рук человека заметны, различаются цвет одежды, переплеты на рамах окон
200 м Очертания головы
150 м Кисти рук, линия глаз, подробности одежды
70 м Глаза в виде точек

Ход работы

Задание 1 . Определение азимута 90º, 145º, 225º с помощью компаса.
Пройдите в этих направлениях небольшое расстояние. Чтобы
не сбиться с выбранного направления движения, запишите заметные объекты местности, это будут ориентиры направления, по которому вы должны двигаться.

Задание 2 . Определение расстояния до выбранных объектов местности.
Для точного определения расстояний в профессиональной деятельности применяют рулетки, мерные ленты, теодолиты, радиопеленгаторы
и другие инструменты. В обычной жизни применяют неинструментальные методы.
1. Выберите объект на открытой местности и визуально определите расстояние до него, пользуясь таблицей 1.
2. Чтобы более точно определить расстояние на глаз можно использовать прием, который основан на простом математическом расчете. Возьмем линейку в руку, направим ее на отдаленный предмет, высота которого вам известна, допустим 10 м. Перемещая линейку в пальцах рук, добьемся такого положения, когда отрезок линейки, предположим 10 см, полностью закроет этот предмет. Определите расстояние от глаза до линейки. Оно равно примерно 70 см. Теперь вам известны три величины, но
не известно расстояние до предмета. Составим формулу, в которой длина линейки относится к высоте предмета Х так же, как длина вытянутой руки к расстоянию до предмета. Решим пропорцию:
10 м: Х = 10 см: 70 см,
10 м: Х = 0,1 м: 0,7 м,
Х = 70 м.

Этим методом удобно пользоваться, определяя расстояние до недоступных предметов, расположенных, например, на другом берегу реки.

Задание 3 . Измерение расстояния шагами.
Необходимо знать длину своего шага. Отложите на ровном участке местности отрезок длиной 50 м. Пройдите это расстояние несколько раз
и определите среднее арифметическое количество шагов.
Например, 71 + 74 + 72 = 217 шагов. Общее количество шагов разделите на 3 (217: 3 = 72). Среднее количество шагов составляет 72. Разделите 50 м на 72 шага и вы получите среднюю длину вашего шага - примерно 55 см.

Измерить расстояние до любого доступного предмета можно в шагах. Например, если вы сделали 690 шагов, т. е. 55 см × 690 = 37 м.
Запишите в дневнике и сравните результаты по определению расстояний разными способами. Определите степень точности каждого метода.

Изучение почвы

Цель: ознакомить с составом и строением почв местности.
Оборудование: лопата, рулетка, блокнот, карандаши.

Методические рекомендации
Изучение почв в естественном состоянии необходимо для формирования представлений об их составе, строении, почвенных различиях.
Изменения почвенного покрова в пределах небольшого района зависят в первую очередь от характера рельефа и растительности. Изучаются почвы наиболее типичных элементов рельефа и сформировавшиеся под различными типами растительности. Изучение почв начинают с почвенного разреза.

Почвенный разрез - это прямоугольная яма шириной 70-80 см, длиной 1,5-2,0 м и глубиной не менее 150 см. Яму роют с отвесными стенками до глубины около 0,8-1,0 м, потом делают ступеньку-уступ около 40 см, углубляют еще на 50-60 см и сооружают следующую ступеньку.
Дерн и верхнюю часть почвенной массы срезают и складывают на расстоянии 2-3 м от будущей ямы. Глубинные горизонты выбрасывают в противоположную сторону. Стенки на глубине ямы должны быть чисты от выброшенной земли. По ним делают описание почвы и с них берут послойные образцы.
Закладывают почвенные ямы, ориентируясь на рельеф и растительность. При плоском рельефе яму копают в его центральной части. На склоне выбирают его верхнюю, среднюю и нижнюю части; в речной долине - на пойме, террасах и водоразделе. При смене растительных сообществ разрез закладывают по каждой растительной группировке.

Описание почвенного разреза. Свежий разрез рассматривают, выделяют генетические горизонты и намечают их границы. Каждый горизонт описывают в таком порядке: индекс, цвет, мощность, влажность, структура, механический состав, сложение, включения, новообразования.

Генетические горизонты обозначают индексами: А0 - лесная подстилка или степной войлок; А1 - перегнойно-аккумулятивный, или
гумусовый горизонт; А2 - подзолистый горизонт, или горизонт вымывания; В - горизонт вмывания, или иллювиальный; С - материнская горная порода.

Мощностью горизонта называют среднюю его толщину (в см). В верхней бровке зачищенной стенки прикрепляют сантиметровую ленту с таким расчетом, чтобы нулевое деление точно совпадало с поверхностью почвы. В записях отмечают верхнюю и нижнюю границы, а также общую мощность горизонта. Например, А1 = (5 – 25) : 20 см.

Цвет , или окраску, горизонтов определяют визуально. Важнейшими составными частями почвы, от которых зависит ее цвет, являются: органическое вещество (гумус), кварц, окись железа, полевой шпат, закись железа. Гумус обусловливает появление темных оттенков черного или серого цвета, окись железа - появление красного, ржавого и желтого тонов. Кварц и полевой шпат, гидроокись алюминия, если они не загрязнены железом, являются носителями белой окраски.

Влажность почвы определяют, сжимая в руке небольшой образец. Почвы по степени влажности подразделяют: на сырые - при сжатии вытекает вода; влажные - вода из почвы не сочится, на руке остается мокрый след; свежие - холодит руку, почва мажется; сухие - не мажется, на ощупь кажется теплой.

Механический состав почвы - соотношение песка и глины. Выделяют четыре разновидности почв: глинистые, суглинистые, песчаные, супесчаные. Определить состав почвы можно следующим образом - щепотку почвы растирают пальцами на ладони. Супесчаные почвы растираются легко, обнаруживается незначительное количество мягкого пылевато-глинистого материала. Песчаные почвы полностью лишены глинистых частиц. Глинистые почвы растираются с трудом, появляется значительное количество пылевато-глинистых частиц. Определяют механический состав и методом раскатывания увлажненной почвы. Небольшое количество почвенного материала смачивают водой до густой вязкой массы. Ее скатывают в шарик диаметром 1-2 см. Шарик раскатывают в шнур, который затем сгибают в кольцо. Если почва глинистая, шнур при сгибании в кольцо не ломается и не растрескивается. Шнур из суглинистой почвы при сгибании в кольцо разламывается. Из супесчаной почвы можно получить только непрочный, легко рассыпающийся шарик, шнур из него скатать нельзя. От механического состава почвы зависят ее водопроницаемость (способность длительно удерживать влагу), сопротивление почвы обрабатывающим средствам, роста корней растений.
Структура - способность распадаться на отдельные комочки различной величины и формы. Ее определяют по характеру отдельных
комочков, на которые распадается почва при легком разминании в руках. Для различных горизонтов почв характерна определенная структура почвы: зернистая структура - для гумусового горизонта черноземов, ореховатая - для горизонта В подзолистых и серых лесных почв, пластичная - для горизонта А2 этих же почв, столбчатая - для горизонта вмывания солонцов.
Сложение - плотность и пористость почвы. Различают: почвы очень плотные - почва не поддается лопате; плотные - почва с трудом поддается лопате; рыхлые - лопата легко входит в почву, она рассыпается на отдельные комочки при выбрасывании; рассыпчатые - почва обладает сыпучестью.

Включениями называют предметы, чисто механически вовлеченные
в основную массу почвы и, как правило, не связанные с почвообразованием. К включениям относят: раковины, кости животных, валуны, гальку.

Новообразования представляют собой хорошо оформленные скопления различных веществ, возникшие или накопившиеся в процессе почвообразования. Они могут быть химического или биологического происхождения. В почвенной яме их можно определить по окраске, форме, уплотненности пород. Новообразования химического происхождения встречаются: в форме трубок, в виде бурых зерен или плотно сцементированного песка охристого цвета - соединения гидроксидов железа; пятна и мелкие дробевидные сгущения (конкреции) черного и бурого цвета - соединения марганца; белого цвета плесень, желваки - соединения углекислой извести; соединения кремневой кислоты в виде мелкой присыпки белесоватого цвета; закисные соединения железа в форме пленки или пятен грязно-зеленоватого или голубоватого цвета; белые корочки разной толщины - хлориды, сульфаты. Карбонаты «вскипают» под действием 10%-го раствора соляной кислоты. Новообразования биологического происхождения образуются от деятельности роющих животных и корней растений. Обнаруживаются в почвах в виде буроватых подтеков или небольших темных корочек.

На основе морфологического описания почвы дается ее название с пояснением, на какой материнской породе образовалась почва и каков ее механический состав. Например, дерново-подзолистая суглинистая почва, сформировавшаяся на моренном суглинке. При описании почвенного разреза указывают дату и адрес района практики; характеризуют рельеф: овраг, склон холма или ровное место; описывают растительность, ее густоту, высоту, состояние (рост, цвет, плодоношение). Если почвенный разрез вскрыл грунтовую воду, то измеряют глубину ее залегания.

После окончания работ почвенную яму зарывают, вниз сбрасывают почвенную массу из более глубоких горизонтов, потом почвенную массу верхних горизонтов, яму закладывают дерном.

Ход работы
Задание . Изучение почвенного разреза данного участка местности.
1.Выкопайте почвенную яму. Зачистите одну из ее стенок так, чтобы были видны границы между почвенными горизонтами.

2.Измерьте толщу почвы каждого горизонта.

3. Зарисуйте почвенный разрез, указав на рисунке мощность и состав каждого горизонта, его физическое состояние (гумус, примеси песка, глины, цвет, влажность, включения и т. д.).

4. Возьмите образцы почвы из каждого горизонта для последующего их изучения в лаборатории.

5. При описании разреза, укажите элемент рельефа данного участка, тип растительности, хозяйственное использование местности (пашня, луг и т. д.).

6. Укажите адрес почвенной ямы и нанесите ее на карту или картосхему.

Изучение лесного сообщества

Цель: познакомиться со структурой сообщества смешанного леса,
с его растительным и животным миром.
Оборудование: лопатки, ботанические папки, сачки, морилки, ручные лупы, рулетка, бечевка, определители.

Методические рекомендации
В лесу растения находятся в тесной взаимосвязи друг с другом и со средой обитания, т. е. образуют растительное сообщество. Сложная взаимосвязь между растениями проявляется в их расположении по ярусам. Виды, входящие в состав лесного сообщества, различаются отношением
к окружающей среде, жизненными формами, ритмом развития, и поэтому на одной и той же территории занимают разные экологические ниши.
В верхнем ярусе леса - деревья, олиственные кроны которых находятся в наиболее благоприятных условиях освещения. Под пологом деревьев первого яруса - низкорослые и теневыносливые древесные породы, образующие второй ярус или подлесок. Втретьем ярусе - низкорослые кустарники, кустарнички и высокие травянистые растения, образующие травянисто-кустарничковый ярус. В самом низу располагаются низкорослые травы и ярус мхов и лишайников. На лесной почве всегда есть остатки растений, сухие ветки, опавшие листья, которые образуют лесную подстилку, богато заселенную микроорганизмами, грибами, они содействуют минерализации опада.

Четко выраженная ярусность говорит о разнообразии древесных
пород. Чем разнообразнее почвенный покров, тем больше животных находят там приют. На видовой состав животных оказывают влияние различные факторы: наличие сухостоя, хвороста и многое другое. Наиболее заселенными местами оказываются опушки, края лесных полян.

Для того чтобы обнаружить мелких беспозвоночных животных нужно рассмотреть кору деревьев и кустарников. Если тряхнуть крону кустарника или дерева на подставленный зонт, то можно собрать менее заметных животных. Часто животные прячутся под деревом или корой пня. Летающих насекомых ловят сачком. Просеивание через сито опавшей листвы, хвои, мха позволит обнаружить мелких наземных беспозвоночных: пауков, клещей, многоножек и т. п.

Позвоночных животных наблюдать трудно, но можно отыскать и рассмотреть следы их жизнедеятельности. На высокоствольной ели можно увидеть гнезда лесного голубя-вяхиря, ястреба-перепелятника, дупло белки. Еловые шишки - пища для белок, дятлов, клестов, лесных мышевидных грызунов. У каждого животного особые следы. На небольших елочках можно обнаружить гнезда зяблика, дрозда славки, лесной завирушки. Пищуха вьет гнезда за отставшей корой дерева. В трухлявых деревьях делают дупла хохлатая синица, малый пестрый дятел, гаичка. В хворосте гнездятся зарянка, крапивник, горихвостка. Под старыми пнями с пустотами и отставшей корой делают норы бурозубки и мышевидные грызуны. На хорошо освещенных полянах, на пнях можно встретить ящериц
и змей, земноводных - бурых лягушек.

Ход работы

Задание 1. Изучение растительности леса.
1. Отметьте рулеткой и бечевкой границы площадки (10×10 м), на которой будут проводиться исследования.
2. Рассмотрите на данном участке ярусное расположение растений и опишите, какие их виды составляют эти ярусы.
3. Опишите лесообразующую породу дерева на площадке, ее систематическое положение.
4. Определите морфологические особенности органов растения:
1) толщину его ствола, примерную высоту растения;
2) характер листьев, форму листовой пластинки, жилкование, тип ветвления;
3) приспособленность к условиям жизни в лесу. Заполните таблицу по форме (см. табл. 6):

Таблица 6

5. Соберите несколько экземпляров растений, относящихся к разным систематическим группам, для их гербаризации и последующего изучения.

Задание 2. Изучение фауны леса.
1. На выделенной площадке просейте лесную подстилку и изучите обитающих в ней беспозвоночных. Выберите 2-3 насекомых одного вида и изучите их размеры, способ передвижения, сделайте вывод о среде обитания насекомого.
2. Рассмотрите все растения второго яруса и найдите следы жизнедеятельности позвоночных животных.
3. На основе проведенных наблюдений сделайте перечень видов животных, встречающихся в сообществе. Как эти виды размещены в пределах местообитания. Составьте 2-3 пищевые цепи, объединенные в единую пищевую сеть.
4. Соберите несколько экземпляров наиболее распространенных в дан-ном природном сообществе беспозвоночных животных для их последующего изучения.

Определение насекомых

Цель: изучить признаки основных отрядов насекомых, сформировать умение классифицировать насекомых до отрядов или вида.
Оборудование: насекомые для определения, относящиеся к разным отрядам: стрекозы, кузнечики или кобылки, медоносные пчелы, домашние или навозные мухи, слепни, лесные зеленые клопы, жуки-плавунцы, бабочки-белянки, жуки-навозники; пинцеты, лупы, препаровальные иглы.

Таблица 9
Характеристика основных отрядов насекомых

Отряд Тип развития Строение крыльев Ротовой аппарат Представители
Прямо-крылые Неполный метаморфоз Две пары: передние - кожистые надкрылья, задние - крылья более мягкие с радиально расходящимися продольными прожилками Грызущий Саранча, кузнечики, сверчки, медведки
Жестко-крылые (жуки) Полный мета- морфоз Две пары: жесткие надкрылья, задние перепончатые крылья Грызущий Майский жук, колорадский жук, божья коровка, жуки-могильщики
Чешуекрылые Полный мета- морфоз Две пары: больших, почти одинаковых крыльев, покрытых разноцветными хитиновыми чешуйками Сосущий Капустная белянка, тутовый шелкопряд, комнатная моль
Перепончатые Полный метаморфоз Две пары: задние крылья больше, чем передние, обе пары прозрачные, с редкими продольными и поперечными жилками Грызущий, грызущели- жущий (лакающий) Пчелы, осы, шмели, муравьи, наездники, пилильщики
Двукрылые Полный мета- морфоз Передняя пара крыльев - перепончатые, сужены у основания, задняя пара редуцирована и превращена в жужжальца Лижущий, сосущий, колющесосущий Мухи, комары, москиты, мошки, слепни, оводы

Грызущий ротовой аппарат характерен для личинок почти всех отрядов, некоторых жуков, кузнечиков и тараканов. Лижущий - у пчел, шмелей, сосущий - у бабочки, колюще-сосущий - укомара. Конечности насекомых в связи с различным образом жизни видоизменяются
в бегательные, роющие, плавательные, прыгательные и др.

Для определения насекомых используйте рисунок 7 .

Рис. 7. Представители насекомых: 1 - кузнечик; 2 - саранча; 3 - муха;
4 - бабочка; 5 - стрекоза; 6 - саранча; 7 - овод; 8 - тля; 9 - слепень;
10 - цикада; 11 - муха; 12 - поденка; 13 - шмель; 14 - березовый пилильщик; 15 - шершень; 16 - навозник; 17 - термит; 18 - наездник; 19 - бражник;
20 - клоп-солдатик; 21 - траурница; 22 - таракан

Ход работы
1. Установите, к какому отряду относится изучаемое насекомое, используя определительные карточки (приложение 2).
2.По результатам работы заполните таблицу 10.

Таблица 10
Характеристика важнейших отрядов насекомых

Сообщество пресного водоема

Цель: знакомство с видовым составом и морфобиологическими особенностями водных и околоводных растений и животных, характером распределения их в водоеме, особенностями среды обитания.
Оборудование: сачки, ботанические папки, лопатки, морилки, лупы.

Методические рекомендации
Растения водоемов в отличие от наземных имеют ярко выраженные приспособления к жизни в воде. При этом следует отметить, что растения связаны не только с водой, но и с почвой и атмосферой.
В зависимости от того, к какой среде и в какой мере растения приспособлены, они располагаются дальше от берега или ближе к нему, на большей или меньшей глубине. Растения в водоеме распределяются по зонам.

Наиболее интересна первая (прибрежная) зона глубиной до 1 м, которую можно назвать земноводной. Иногда она пересыхает, поэтому растения приспособлены к жизни в условиях непостоянного затопления. Часто встречающимися растениями первой зоны являются: ситник, осока, частуха, рдест, стрелолист, водяная сосенка, гречиха земноводная и др. Здесь же наблюдается наибольшее разнообразие животных, где обитают многочисленные водные беспозвоночные: губки, черви, кишечнополостные, членистоногие, моллюски. Из позвоночных можно встретить земноводных: гребенчатого и обыкновенного тритона, прудовую и озерную лягушек. Иногда неподалеку от воды или в самой воде встречаются ужи, которые охотятся на земноводных. Из птиц можно встретить чаек - озерную и сизую, а также крачек. По следам жизнедеятельности (кормовой столик - это кочка, выступающая над водой, на которой остаются недоеденные стебли водных растений) нетрудно определить пребывание водяной крысы (ондатры).

Ход работы
Задание 1. Изучение растительности водоема.
1. Рассмотрите расположение растений в водоеме и определите видовое разнообразие растений первой зоны водоема.
2. Выкопайте с помощью лопатки растение с корнем, преобладающее в первой зоне. Определите его систематическое положение.
3. Определите морфологические особенности вегетативных органов растения:
1) развитие корневой системы, к какому типу она относится;
2) высоту растения, характер расположения стебля;
3) тип листа, форму листовой пластинки, жилкование, листорасположение, длина и ширина листьев;
4) какие приспособления позволяют растению жить в условиях непостоянного затопления.

4. Соберите 3-4 экземпляра наиболее распространенных в данном сообществе видов растений для их последующего изучения и определения.

Задание 2. Изучение животного мира пресного водоема.
1. На небольшой глубине рядом с водными растениями взмахните сачком по воде и рассмотрите добычу. Изучите личиночные стадии пойманных насекомых.
2. Понаблюдайте за передвижениями насекомых в воде. Определите, какие их виды наиболее часто встречаются около водоемов. Возьмите нескольких насекомых одного вида и изучите их размеры, способ передвижения и сделайте вывод о среде обитания насекомого.
3. Рассмотрите другие виды животных, встречающиеся в сообществе. Каким образом они размешены в пределах местообитания.

Список используемой литературы

1. Голубкина, Н. А. Лабораторный практикум по экологии / Н. А. Голубкина, М. А. Шаминаю. - М. : ФОРУМ: ИНФРА-М, 2004. - 56 с.

2. География Саратовской области / под ред. С. Г. Воскресенского. - Саратов: Регион. Приволж. изд-во «Детская книга», 1997. - 224 с.

3. Долгачева, В. С. Ботаника / В. С. Долгачева. - М. : Изд. центр «Академия», 2006. - 416 с.

4. Естествознание: энциклопедический словарь / сост. В. Д. Шолле. - М. : Большая Российская энциклопедия, 2002. - 543 с.

5. Еленевский, А.Г. Ботаника. Систематика высших или наземных растений: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / А. Г. Еленевский. - М. : Изд. центр «Академия», 2006. - 463 с.

6. Еленевский, А. Г. Определитесь сосудистых растений Саратовской обл. (Правобережье Волги) / А. Г. Еленевский, В. И. Радыгина, Ю. И. Буланый. - М. : Изд-во МПГУ, 2007.- 80 с.

7. Еленевский, А. Г. Растения Саратовского Правобережья (конспект флоры) / А. Г. Еленевский. - Саратов: Изд-во Сарат. пед. ин-та., 2000.- 72 с.

8. Заяц, Р. Г. Биология для абитуриентов / Р. Г. Заяц [и др.]. - Мн. : Юнипресс, 2002. - 736 с.

9. Коробкин, В. И. Экология в вопросах и ответах: учеб. пособие / В. И. Коробкин. - Ростов н/Д, 2002. - 384 с.

10. Литвинова, Л. С. Нравственно-экологическое воспитание школьников /
Л. С. Литвинова, О. Е. Жиренко. - М. : 5 за знания, 2007.- 208 с.

11. Нехлюдов, А. С. Полевая практика по природоведению / А. С. Нехлюдов, В. И. Севастьянов, А. Л. Филоненко-Алексеева [и др.]. - М. : Просвещение, 1986. - 224 с.

12. Никонова, М. А. Землеведение и краеведение / М. А. Никонова, П. А. Данилов. - М. : Издат. центр «Академия», 2000. - 240 с.

13. Новиков, В. С. Школьный атлас-определитель высших растений: книга для учителя / В. С. Новиков. - М. : Просвещение, 1985. - 238 с.

14. Опыт экологической работы со школьниками: занятия, экологические игры, викторины, экскурсии / авт.-сост. В. А. Суворова. - Волгоград: Учитель, 2009. - 189 с.

15. Плавильщиков, Н. Н. Определитель насекомых / Н. Н. Плавильщиков. - М., 1994.

16. Попова, Е. В. Ботаника: лабораторные занятия: учеб.-методич. пособие для студ. пед. фак-тов спец. 013200 «Педагогика и методика начального образования» / Е. В. Попова.- Балашов: Николаев, 2008. - 60 с.

17. Попова, Е. В. Зоология: лабораторные занятия: учеб.-методич. пособие для студ. пед. фак-тов спец. 013200 «Педагогика и методика начального образования» / Е. В. Попова.- Балашов: Николаев, 2008. - 48 с.

18. Потапов, И. В. Зоология с основами экологии животных / И. В. Потапов. - М. : Академия, 2005. - 374 с.

19. Практикум по естествознанию и основам экологии / Р. А. Петросова, В. П. Голов, М. А. Никонова, П. М. Скворцова. - М. : Изд. центр «Академия», 2000. - 128 с.

20. Практикум по физиологии растений для студентов биологического факультета / сост. С. А. Степанов. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2002. - 64 с.

21. Ратобыльский, Н. С. Практические задания по землеведению и краеведению / Н. С. Ратобыльский. - Мн. : Вышэйшая школа, 1978. - 128 с.

22. Степанян, Е. Н. Лабораторные занятия по зоологии с основами экологии животных / Е. Н. Степанян. - М. : Изд. центр «Академия», 2001. - 324 с.

23. Хромов, С. П. Метеорология и климатология / С. П. Хромов, М. А. Петросянц. - М. : Изд-во МГУ, 2001. - 528 с.

Приложения

Приложение 1
Определительные карточки некоторых семейств цветковых растений

Семейство Бобовые (Мотыльковые)
В семействе насчитывается около 12 000 видов растений. Цветки бобовых растений имеют чашечку из 5 сросшихся чашелистиков, венчик из 5 раздельных и неодинаковых лепестков (паруса, лодочки, весел), 10 тычинок (9 сросшихся и 1 отдельно) и 1 пестик. Плод - боб. Листья сложные, на корнях клубеньки.

1 Листья тройчатые................................................................................................. 2

0 Листья с одной или несколькими парами листочков …................................... 3

2 Цветки собраны в головчатые соцветия............................................................ 4

0 Цветки собраны в соцветие кисть....................................................................... 5

3 Листья с одной парой листочков, усиками на конце листа...............................6

0 Листья с несколькими парами листочков, с усиками на конце листа..............7

4 Стебель ползучий, укореняющийся. Соцветия - головки белые, позднее, при созревании, буреющие

Клевер ползучий

0 Стебель восходящий. Прикорневые листья на длинных черешках покрыты волосками. Верхние два листа прилегают к соцветию. Соцветия - головки красные, при высыхании буреющие

Клевер луговой

5 Цветки желтые

Донник лекарственный

0 Цветки белые

Донник белый

6 Венчик розовый, при засушивании с фиолетовым оттенком, парус снаружи зеленоватый. Цветы на цветоносах длиннее листьев. Листья с одной парой листочков

Чина лесная

0 Цветки розовые, при засушивании буреющие. Прилистники узкие, значительно меньше листочков

Чина клубненосная

7 Цветки белые

Горох посевной

0 Цветки слабо-фиолетовые

Горох полевой

Семейство Злаковые (Мятликовые)

Семейство насчитывает около 4 500 видов растений. У злаковых цветки чешуйчатые, неяркие. Тычинок 3 (редко 2). Пестик один. Стебель - соломина
с узлами. Листья с параллельным жилкованием. Корневая система мочковатая. Соцветие - сложный колос, метелка или султан.
1 Соцветие сложный колос или цилиндрической формы султан........................2
0 Соцветие метелка..................................................................................................7
2 Соцветие сложный колос - колос составлен из небольших колосков............3
0 Соцветие султан....................................................................................................6
3 Колос редкий, хорошо виден стержень колоса, не закрытый колосками.......4
0 Колос плотный. Стержень колоса прикрыт колосками.....................................5
4 Каждый колосок на стержне расположен над нижележащим колоском и имеет небольшую ость. Листовые пластинки снизу блестящие

Плевел лънов

ДНЕВНИК

Учебной полевой практики по основам

Природоведения и краеведения

студента (ки)___________________________________

факультет, отделение____________________________

кафедра, цикловая комиссия_______________________

квалификация___________________________________

специальность___________________________________

Рецензенты:

Янко Е.В. - кандидат педагогических наук, заместитель директора по производственной работе ОП « Стахановский педагогический колледж Луганского государственного университета имени Тараса Шевченко»

Горобец Н.Н. - кандидат педагогических наук, заместитель директора по воспитательной работе ОП « Стахановский педагогический колледж Луганского государственного университета имени Тараса Шевченко»

Дневник учебной полевой практики по основам природоведения и краеведения для студентов специальности « Дошкольное образование», квалификационного уровня « Младший специалист»: Т.С. Лихачева,

Т.Н. Алдонова – Стаханов: ОП « Стахановский педагогический колледж Луганского государственного университета имени Тараса Шевченко»

Дневник содержит разного уровня задания и некоторые положения, которые могут быть использованы студентом в период прохождения практики. Дневник рекомендован для профессиональной направленности студентов специальности « Дошкольное образование».

ВСТУПЛЕНИЕ

Современные проблемы взаимоотношений человека и окружающей среды могут быть решены только при условии формирования экологического мировозрения всех людей, повышения их экологического образования и культуры. Именно природа является первейшим материалом, на основе которого начинает формироваться многогранная личность.

Необходимым компонентом профессиональной подготовки будущих воспитателей дошкольных учебных заведений в педагогическом колледже является естествознание, которое помогает узнать и понять окружающий мир, выработать жизненные ориентиры, сформировать актуальное видение места человека в природе, активизировать потребности в самообразовании и самоусовершенствовании, а также способствует профессиональному росту будущих специалистов, формированию их мировозрения, экологического мышления, целостного отношения к окружающей природе.

Учебная (полевая) практика по природоведению и краеведению в подготовке будущих воспитателей дошкольных учебных заведений – это одна из составляющих частей системы их образования.

Учитывая небольшую продолжительность практики, студентам для выполнения рекомендуются простейшие задания, которые в целом под силу им для самостоятельного выполнения.

Согласно с учебным планом и учитывая специфику сезонной организации практики содержание предложенных в дневнике заданий связаны с систематическими биофенологическими сезонными наблюдениями. Целью данных наблюдений является регистрация сроков сезонных явлений, характерных для природного окружения как целостного живого организма. Текстовые вопросы дневника различной сложности, что дает возможность определить уровень знаний студентов и способность к самостоятельному выполнению ряда заданий.

Материалы дневника могут быть базовыми для использования в организации учебно-воспитательной работы в детском учебном заведении.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРАКТИКИ

Целью учебной полевой практики является

Выявление одной из важнейших закономерностей развития природно-сезонной ритмики, знакомство студентов с сезонными природными процессами и явлениями, а также с методикой их изучения;

Углубление теоретических знаний по основам природоведения и краеведения, ботаники и зоологии;

Формирование профессиональных умений будущих воспитателей по вопросам ознакомления дошкольников с природой;

Задачи практики

1. Подготовить специалистов дошкольных учреждений к осуществлению экологического воспитания детей, формирование понимания ими причинно-следственных связей в природе.

2. Познакомиться с основными биогеоценозами (экосистемами) своей местности (парк, луг, степь, водоем).

3. Расширить знания о растительном и животном мире своей местности.

4. Формировать эстетическое восприятие природы у будущих воспитателей дошкольных учреждений.

В результате полевой практики студенты должны научиться

1. Проводить фенологические наблюдения за объектами и явлениями живой и неживой природы (растениями, животными, птицами, насекомыми).

2. Фиксировать и оформлять результаты фенологических наблюдений.

3. Знать представителей растительного и животного мира своей местности.

4. Выбирать на местности район для организации фенологических наблюдений и фенологические объекты в его пределах.

5. Соблюдать правила техники безопасности во время полевых работ.

Месяц Содержание практики Задания студентам
Сентябрь Вступительный инструктаж. Общая характеристика флоры и фауны родного края. Особенности сезонных изменений в природе Выполните задание№1.
Сентябрь Ранняя осень. Осенние явления в жизни растений и животных. Наблюдение за погодой. Использование народных примет для определения состояния погоды. Выполните задание№2.
Октябрь Экскурсия в парк. Распределение садово-парковых композиций по характеру проектирования и размещения растений, сооружений, площадок. Выполните задание №3
Октябрь Наблюдение за птицами. Определение птиц по внешнему виду, голосу. Выполните задание №3
Ноябрь Знакомство с происхождением названия последнего месяца осени. Определение эстетического вида осенней растительности. Выполните задание №3
Ноябрь Наблюдения за изменениями в состоянии живой и неживой природы, листопадом. Выполните задание №3.
Декабрь Знакомство с происхождением названий зимних месяцев. Зимние явления в жизни растений и животных. Выполните задание №4.
Декабрь Наблюдение за явлениями живой и неживой природы зимой. Выполните задание №4.
Февраль Уроки любования зимней природой. Наблюдение за зимующими птицами Выполните задание №4
Февраль Наблюдение за погодой. Неблагоприятные метеорологические явления Выполните задание №4.
Март Знакомство с происхождением названия первого месяца весны. Наблюдения за приметами весенней природы. Выполните задание №5.
Март Весенние явления в жизни растений и животных. Наблюдения за мать и мачехой, пролесками. Определение особенностей строения растений. Выполните задание №5
Апрель Опре6деление продолжительности дня. Прогнозирование погоды по местным признакам. Выполнение задание №5
Апрель Работа на участке педагогического колледжа. Уход за дерево-кустарниковой растительностью, прополка бурьяна. Выполните задание №5
Май Уроки любования весенней природой. Экскурсия на луг, в степь. Растительность степи. Выполните задание №5
Май Биоценоз водоема. Животный мир Выполните задание №5
Июнь Летние явления в жизни растений и животных. Разнообразие цветов, форм, звуков, которые предлагает летняя природа. Выполните задание №6
Июнь Оформление отчетной документации о прохождении учебной полевой практики. Проведение отчетной конференции

КАЛЕНДАРНЫЙ ГРАФИК ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ

Учебно-полевая практика по предмету

«Теоретические основы и технологии начального образования по естествознанию»

Для студентов факультета подготовки учителей начальных

классов)

Составитель: Осолодкова Е.В.

Челябинск 2012 г.

Учебно-полевая практика по предмету «Теоретические основы и технологии начального образования по естествознанию»: Учебно-методическое пособие для студентов педагогических университетов факультетов подготовки учителей начальных классов. – Челябинск; Издательство «Цицеро», 2012. – 76 с.

В учебно-методическом пособии изложены технологии проведения занятий с растениями непосредственно в природных условиях по шести темам; описана техника, способы сбора и наблюдений над растениями. Приведены формы описания растений и растительных сообществ. Приводятся методические рекомендации к проведению экскурсий, фенологических наблюдений.

Рецензенты:

В.И.Павлова, доктор биологических наук, профессор;

А.И.Семкина, кандидат биологических наук, доцент

ISBN 978-5-91283-206-2

© Издательство Челябинского государственного педагогического университета, 2011


Введение

Полевая практика по естествознанию в вузах и других учебных заведениях имеет целью улучшить качество профессиональной подготовки учителей начальных классов по естествознанию. Она направлена на то, чтобы углубить и расширить знания, полученные в процессе изучения теоретических курсов, приобщению студентов к общественно - полезному труду. Она способствует формированию экологического мировоззрения и эстетическому воспитанию учащихся. В процессе полевой практики особое внимание уделяется вопросам охраны природы. Их значение особенно возрастает в ХХІ веке, когда исключительную важность приобретает деятельность по спасению природы от разрушительного воздействия человека. В период проведения полевой практики по естествознанию у студентов вырабатываются умения и навыки проведения наблюдений и экскурсий с младшими школьниками в природу.

Практика по естествознанию способствует развитию у студентов наблюдательности, умения ориентироваться в природе, способствует повышению интереса к ботанике и обеспечивает более эффективное ее усвоение.

Основные формы работы на полевой практике:

а) экскурсии с преподавателем;

б) обработка собранного материала;

в) самостоятельные наблюдения по выбранной теме.

Полевая практика является одним из наиболее важных видов учебной работы студентов. Экскурсии в природу не могут быть заменены никакой другой формой обучения: они всегда методически индивидуальны и практически почти неповторимы. Успех любой экскурсии зависит от подготовки к ней. Подготовить экскурсию – это значит определить тему, разработать маршрут, запастись необходимым оборудованием. Порядок проведения экскурсий может быть выбран преподавателем произвольно: в зависимости от расписания практики, местных природных условий он может меняться. Хорошие результаты дает предварительное ознакомление по книгам (определителям растений) с основными видами растений, которые могут оказаться на выбранном маршруте. Основное внимание уделяется правилам поведения в природе. Главное из них - не причинять вреда природе. На экскурсии нельзя ничего срывать, ломать, нельзя шуметь, пугать зверей и птиц. При работе в природе студенты должны руководствоваться непреложным принципом: максимальное сохранение целостности флоры и растительности. Особенно внимательными следует быть к редким и исчезающим видам растений.

Экскурсии обычно предшествует инструктаж, проводимый преподавателем, в ходе которого студенты знакомятся с правилами поведения, кратким содержанием темы, необходимым оборудованием, а также с планами обработки материала экскурсии, для того чтобы быть готовым к проведению самостоятельных наблюдений. На экскурсии преподаватель раскрывает основное содержание темы; его рассказ и демонстрация растительных объектов сочетаются с выполнением студентами конкретных заданий, которые дают им возможность самостоятельно и правильно ответить на контрольные вопросы преподавателя. К объяснению отдельных вопросов темы могут быть привлечены студенты, заранее подготовившие материал с помощью преподавателя. Такой прием способствует развитию компетенций у будущих учителей.

На экскурсиях студенты знакомятся с разнообразием видового состава в районе практики (флорой) и закономерностями сложения растительных сообществ, с биологией и экологией отдельных видов, осваивают методику биоморфологического описания и определения растений.

Программа по полевой практике содержит в основном материал по летним экскурсиям, но только в сочетании с сезонными экскурсиями – осенью, зимой, весной – можно изучить основные природные комплексы, особенности их растительного и животного мира.



Необходимым условием успешной работы является ведение записей и зарисовок в полевом дневнике. Проводить записи необходимо на месте работы, во время экскурсии и самостоятельных наблюдений. Для этого нужна записная книжка с гнездом для простого карандаша, которым делаются все записи и зарисовки. Затем все записи из полевой книжки переносятся в специальную тетрадь - чистовой дневник, где полевые наблюдения дополняются данными из литературных источников.

Обработка собранного на экскурсиях материала включает записи и зарисовки, а также фотографирование объектов во время наблюдения на экскурсии.

Индивидуальное самостоятельное задание студенты выполняют на протяжении всех дней практики (наблюдения в природе, сбор материала и его обработка, работа с литературой и т.д.).

Для выполнения самостоятельного задания требуется работа с литературой, изготовление рисунков, ведение записей. При выполнении самостоятельной работы студент может использовать литературу по описанию природы района полевой практики, выпускаемую местными издательствами.

Полевая практика по ботанике рассчитана на четыре учебных дня для студентов дневного отделения и на один день для студентов заочного отделения.


Программа полевой практики по
биологии растений:

  1. Введение

Правила ведения отчетной документации (дневник, флористическая тетрадь и т.д.). Сбор и лабораторная обработка растений. Методика сбора и сушки растений, методика биоморфологического описания, фенологических наблюдений над растениями. Понятие о жизненных формах и экологических группах. Практическое значение различных групп растений.