^ 12) Иван Грозный: избранная рада или опричнина?

Правление Ивана Грозного имело огромное значение для русской истории, для дальнейшего укрепления Русского государства и самодержавной власти. Политика Ивана IV прошла как бы два этапа: реформы 50-х годов усилили самодержавную власть, ограниченную сословно-представительными учреждениями в центре и на местах; затем опричнина стала попыткой установить абсолютную монархию.

Детство Ивана IV прошло в период "боярского правления" - заговоров в верхах, городских восстаний, что расшатывало государственную власть. Надежды на разрешение противоречий связывались с началом самостоятельного правления Ивана IV, принявшего в 1547 г. титул царя. При царе сложилась "Избранная рада" (князь Курбский, Алексей Адашев, митрополит Макарий, духовник Ивана IV Сильвестр), с помощью которой Иван IV попытался осуществить в России идеи европейского абсолютизма, представить свою власть как выразительницу общественных интересов.

В 1549 г. Иван IV собирает первый в истории нашей страны Земской собор, собрание представителей от всех сословий, кроме помещичьих крестьян и холопов, на котором он выступил с программой реформ. Правительство начинает разработку нового Судебника, так как прежний 1497 г. уже устарел. Новый Судебник был принят в 1550 г. Боярской Думой. Судебник усиливал централизацию управления государства за счет повышения роли центральных органов - приказов и резкого ограничения власти наместников, определял порядок прохождения административных, судебных и имущественных дел в структурах государственной власти. Предоставлялось право выборным от народа: старостам, сотским участвовать в суде, вершимом боярами-наместниками и волостелями, чем был нанесен сильный удар по судебному всевластию, боярства. Ограничивались и податные привилегии крупных светских и духовных феодалов. Судебник регламентировал положение крестьян. Увеличивая плату за уход от господина в Юрьев день ("пожилое"), Судебник значительно усиливал крепостничество. В июле 1550 г. было отменено местничество (занятие военных должностей в зависимости от знатности рода)между детьми боярскими и дворянами.

Принятие Судебника положило начало ряду реформ. В 1556 г. была ликвидирована система кормлений, бояре стали получать от государства денежное жалование за свою службу, то есть она стала главным источником средств для существования. В этом же году было объявлено "Уложение о службе", уравнявшее в обязанности несения военной службы бояр и дворян. Каждому землевладельцу предписывалось выставить одного конного воина от каждых ста четвертей своей земли и пешего ратника от каждых неполных ста четвертей земли. Согласно "Уложения", вотчины в военном отношении приравнивались к поместьям.

Завершает формирование русской армии. В начале 50-х годов ХVI в. было создано стрелецкое войско, первоначально насчитывавшее три тысячи человек, а к концу ХVI в. - 20 тысяч стрельцов. Артиллерия была выделена в отдельный род войск и быстро начала расти количественно. К концу царствования Ивана Грозного русская артиллерия имела на вооружении 2 тысячи орудий. Принципом комплектования полков стрельцов стало добровольное желание любого свободного человека. Повысилась роль артиллерии.

Приказная реформа была проведена во второй половине 50-х гг. ХVI столетия. В ходе ее было завершено создание стройной системы исполнительной власти и государственного управления, состоящей из 22 приказов. Приказная реформа имела следствием увеличение численности бюрократии, охватывающей своим тотальным влиянием все сферы жизни общества.

В середине XVI в. возникает высший государственный орган - земской собор, созываемый для решения самых важных вопросов. Участие в них бояр, дворян, духовенства и купечества свидетельствовало о превращении государства в сословно-представительную монархию. Это отразилось и в развитии на местах земского самоуправления. В 1555-1556 гг. ликвидируется система кормлений. Вместо наместников появляются земские старосты, выбираемые из зажиточных посадских людей и крестьян.

В те же годы проведена церковная реформа. На церковных соборах проведена общерусская канонизация святых, которая должна символизировать объединение русского народа в единое государство. В 1551 г. Царь вышел на "Стоглавый собор" с требованием секуляризации церковных земель (отчуждения их в пользу государства). Провести его не удалось, но царь вынудил Собор принять следующие решения:

На царя отписывались земли, захваченные церковью у дворян и крестьян в малолетство царя, а также вотчины, данные боярами в монастыри на помин души;

Церкви было запрещено увеличивать свои земельные владения без разрешения царя;

Установлены единообразие в религиозных обрядах, ответственность за их нарушение, выборность архимандритов и игуменов.

Реформа ослабила независимость церкви от государства и усилила ее корпоративную организацию.

Неудачи во внешней политике начала 60-х гг. XVI в. создали у Ивана IV иллюзию тотальных боярских измен и саботажа его мероприятий. Это побуждает Грозного ввести в стране новый порядок управления государством, который был направлен на полное уничтожение любой оппозиции самодержавию.

Иван Грозный ввел опричнину, совершив 3 декабря 1564 г. своего рода государственный переворот. По новому порядку центральное управление разделялось на опричный и земский дворы. Земли страны также

делились на опричнину и земщину. На земщине оставалось прежнее управление, а опричниной полностью распоряжался царь. Бояре и дворяне, не записанные в опричнину, переселялись в земщину, получая там новые поместья. На отобранных у них землях помещались "опричные служилые люди". Опальные бояре лишались родовых вотчин. Подобные меры нанесли сильный удар по экономической и политической мощи "великих" боярских родов. Главной мерой стало создание опричного войска (1 тыс.человек) - личной охраны царя. Опричникам, которыми становились среднепоместные дворяне, придавались чрезвычайные к карательные функции: "грызть" изменников и "выметать" из государства измену (знак опричника - голова собаки и метла у седла лошади) - то есть проводить слежку и расправы по всей стране. Тайный сыск, пытки, массовые казни, уничтожение усадеб, разграбление имущества опальных бояр, карательные экспедиции против городов и уездов стали обычным делом.

Вершиной опричнины стал поход на Новгород, который почему-то был заподозрен в мятеже. По дороге были разорены Тверь, Торжок, другие города и деревни. Сам Новгород был подвергнут невиданному 40-дневному разграблению опричным войском. Подвергнуты пыткам и казнены до 10 тыс.человек.

Введение опричнины не способствовало военным успехам и в 1572 г. она была отменена. Однако некоторые элементы опричнины продолжали существовать до смерти Ивана Грозного. За период его правления, сопровождавшегося обострением борьбы в обществе, предприняты серьезные шаги к укреплению русского государства и самодержавия.

Итогом опричнины стали огромные человеческие жертвы, разрушение сословной монархии. Боярская оппозиция была уже сломлена и большей частью физически истреблена. Класс собственников был уничтожен. Установлены отношения подданства. Опричнина истощила экономику и вызвала хозяйственный кризис 70-80 гг., нарушение экономических связей, запустение деревень и городов, голод и нищету. Были нарушены организация и комплектование поместного войска. В обществе же назрело всеобщее недовольство.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

История России (Россия в сообществе мировых цивилизаций)

ДЛЯ СТУДЕНТОВ 1 КУРСА СПЕЦИАЛЬНОСТИ "ТУРИЗМ"
Шифр по ОКПО - 230800
Шифр по ОКСО -100104

Разработано кафедрой политической истории РГУ
(выписка из протокола заседания кафедры
16.12.2004, протокол 4)

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ КУРСА

Курс "История России (Россия в сообществе мировых цивилизаций)" согласно государственному образовательному стандарту является обязательным в цикле социально-экономических и гуманитарных дисциплин в высшей школе Российской Федерации. В курсе представлены некоторые общие проблемы исторического знания (методов и источников изучения истории). История России рассматривается с древнейших времен до наших дней и включает описание основных этапов становления и развития государственности в России, особенности и основные этапы экономического и социального развития России, а также общественных движений в России на разных этапах ее истории. Курс "История России" способствует осмыслению роли России в мировом цивилизационном процессе, создает организационные и интеллектуальные условия для развития исторического самосознания студентов, для развития их творческой активности. Основными задачами курса "История России" является формирование у студентов системы знаний истории отечества, осмысления закономерностей развития государственности и общества.


ПРОГРАММА КУРСА "ИСТОРИЯ РОССИИ"

Общая часть

Введение. История и историки. Место истории в обществе. Историческое сознание, его сущность, формы и функции. Традиции дореволюционной российской исторической школы. Историческая наука в советскую эпоху. Теория формационного развития. Поиск новой научной парадигмы. Характеристика основных источников. Учебные пособия и литература. Организация и методика проведения занятий.

ПРОБЛЕМЫ ЦИВИЛИЗАЦИОННОГО ПОДХОДА К ИЗУЧЕНИЮ ИСТОРИИ

Цивилизация как основная типологическая единица истории. Понятие "ментальность". Укрепленная единица исторического анализа. Типы цивилизаций (типы развития) и их признаки. Непрогрессивная форма существования человеческих сообществ (природные общества). Восточный тип цивилизаций - тип человеческого развития. Античный мир. Средневековая европейская цивилизация. Становление европейской (западной) цивилизации, ее характерные черты и противоречия. Глобальный кризис западной цивилизации в начале ХХ в. и его преодоление. Модернизация обществ восточного типа после Второй мировой войны. Критика концепции единой мировой цивилизации. Межцивилизационный диалог как условие выживания и развития человеческого сообщества.

Феномен России. Современные дискуссии о месте России в мировом историческом процессе.

ОТ РУСИ К РОССИИ (IX-XVIIВВ.)

Истоки. Восточные славяне и их соседи: взаимовлияние. Роль природно-климатических и геополитических факторов в их экономическом и социокультурном развитии. Образование древнерусского государства -Киевской Руси. Норманская теория и аргументы ее противников. Цивилизационные альтернативы развития Руси: иудаизм, ислам, христианство. Понятие христианства и значение этого факта. Диалог ценностей христианства и язычества в древнерусской культуре. Формирование основ русского менталитета. Общие тенденции и существенные особенности развития Древней Руси по сравнению с Европой. Распад древнерусского государства и раздробленность русских земель в XI - XIII вв. Татаро-монгольское нашествие. Экспансия с Запада. Проблема сохранения и выживания Руси. Развитие западных и юго-западных русских земель. Северо-Западная Русь: Новгородская и Псковская республики. Колонизация земель на Северо-Востоке. Возвышение Московского княжества. Взаимоотношение с Золотой Ордой.

Две тенденции в складывании современной западной цивилизации в XIII - XVI вв. Особенности возникновения и развития Московского государства. "Москва - третий Рим": теория и практика. Эпоха Ивана Грозного. Смута. Социальная катастрофа и кризис российской государственности: причины и последствия. Время альтернатив. Становление русского национального самосознания. Начало династии Романовых. Восстановление и укрепление российского самодержавия - сословно-представительной монархии. Государство и церковь.

ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ В РОССИИ ЦИВИЛИЗАЦИОННО НЕОДНОРОДНОГО ОБЩЕСТВА.

Эпоха Петра Великого. Предпосылки петровских реформ. Реформы и государство при Петре I. Деспотизм и европеизация в реформах Петра I. Укрепление абсолютизма. Цивилизационный раскол русского общества: "почва" и "цивилизация"; взаимовлияние двух культур. Территориальные приобретения России. Особенности устройства России как цивилизационно неоднородного общества. Отличие Российской империи от колониальных империй на Западе. Русификаторская политика центральной власти и ее значение для укрепления единого многонационального государства. Особенности русского национального самосознания.

РОССИЯ НА ПУТИ К ЕВРОПЕЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ. ПОПЫТКИ ОБРЕСТИ ЕДИНСТВО НА ЕВРОПЕЙСКОЙ ОСНОВЕ (XVIII - КОНЕЦ XIX ВВ.)

От Петра I - к просвещенному абсолютизму. Судьба петровских реформ. Либеральные проекты Екатерины II. Реформы последней четверти XVIII в. Превращение России в великую европейскую державу. Русская культура в XIII века.

Под знаком Великой французской революции. Либеральные ожидания в период правления Александра I. Негласный комитет М.М.Сперанского. Противоречивость политики самодержавия. Противостояние либеральной идеологии и имперского сознания.

Отечественная война 1812 г. и ее влияние на российское общество. Декабризм. Начало противостояния интеллигенции и государства.

Николай I. Дифференциация общественно-политических интересов. Складывание консервативно-охранительного и либерального направления в общественной жизни. Развитие русского национального самосознания. Западники и славянофилы. Особенности российского либерализма. Возникновение радикальных идей. А.И. Герцен. Проблемы политического и духовного выбора.

Эпоха Александра II. Великие реформы и их роль в модернизации России. Особенности реформирования страны при Александре III. Неприкосновенность политического самодержавного строя и активное расширение рыночных отношений в экономике. Результаты и следствия. Особенности развития капитализма. Буржуазия и рабочий класс. Эволюция дворянства, крестьянства. Феномен российской интеллигенции. Поиск "формулы" прогресса различными общественными силами страны. "Золотой век" русской культуры.

ПРОБЛЕМА ИСТОРИЧЕСКОГО ВЫБОРА В НАЧАЛЕ XX В.

Столкновение ценностей модернизации и традиционализма. Рывок страны в перед и нарастание противоречий. Их особенности в западном и почвенном укладах. Либеральное течение в рядах государственной бюрократии. С.Ю. Витте.

Истоки и начало революции 1905 - 1907 гг. От кружков - к политическим партиям. Становление многопартийности. Консевативно-охранительное направление. Либеральное направление. Неонародничество. Рабочий социализм. Г.В. Плеханов и В.И. Ленин. Анархизм. Особенности многопартийной системы. Российский парламент. Выход из революционного кризиса. Усиление раскола либеральной и революционной интеллигенции. "Серебряный век" русской культуры.

Третьеиюньская политическая система. П.А.Столыпин и реформа почвенного уклада. Незавершенность реформ почвенного уклада. Незавершенность реформ и Первая мировая война - рубеж новых революционных потрясений.

1917-Й ГОД В СУДЬБЕ РОССИИ.

Проблема цивилизационного выбора после самодержавия: современные дискуссии. Начало русской демократической революции. Возможности для парламентской демократии. Феномен большевизма. Советы как самодеятельная организация, как попытка снизу реализовать общинный демократический идеал. Неудавшийся путь гражданского согласия. Предпосылки и характер событий Октября 1917 г., их современные оценки.

Разгон учредительного собрания - следствие невозможности сочетания парламентской (западной) и советской (восточной) форм демократии. Дезинтеграция страны.

ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА: ОКТЯБРЬ 1917 -1928 ГГ.

Начальный этап гражданской войны. Белая идея и ее политическая программа. Эволюция Советской власти в монопольную власть РКП(б), установление системы жесткой однопартийной диктатуры.

Большая гражданская война. Новый виток ожесточения. Красный и белый террор. Ставка на мировую революцию. Милитаризация общества, "военный коммунизм". Формирование общественной системы восточного типа. Начало складывания номенклатурного принципа руководства, образование номенклатурной бюрократии. Превращение РКП(б) в "орден меченосцев" внутри государства. Поиск третьего пути в революции. Поражение зеленых и других повстанческих движений. Приверженность большинства населения Советам, общинно демократии главное условие победы большевиков.

Выход из политического кризиса 1920 1921 гг. Новая экономическая политика, ее сущность и противоречия. Большевистская программа по национальному вопросу. От России к СССР.

СОВЕТСКОЕ ОБЩЕСТВО (1923 - 1991 ГГ.)

Современные дискуссии о характере советского общества. Социалистическая идея и социалистическая идеология. Попытка преодолеть цивилизационную неоднородность общества. Большевики и церковь. Новая большевистская доктрина. Преобразование идеи о мессианской роли России в идею об СССР как авангарде мировой революции. Традиционные стереотипы в интернациональной одежде. Трагедия российской интеллигенции. Советская интеллигенции. Феномен РКП(б) - ВКП(б) - КПСС. Становление партократического государства. Особенности развития цивилизационно неоднородного общества в индустриальную эпоху. Номенклатурная деспотия. Корпоративность. Тотальное огосударствление всех сторон жизни. Сглаживание межцивилизационных различий, курс на создание однородного социума на интернациональной основе. Индустриализация и коллективизация. Культурная революция. Духовная жизнь общества.

Коммунизм и фашизм: общие и принципиальные различия. Мир и война. Роль СССР в разгроме фашизма. Последствия победы в Великой Отечественной войне. Социалистический лагерь. Эрозия тоталитарной системы. Реформы Н.С. Хрущева, их противоречивый характер. Брежневщина. М.С. Горбачев и попытка модернизации системы на базе марксистской социалистической идеи. События августа 1991 г. Крушение КПСС и распад СССР.

РОССИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ.

От СССР к России. Феномен Б.С. Ельцина. Образование СНГ. Поиск внешнеполитической доктрины. Экономические и политические реформы, их трудности и противоречия. Специфика перехода к рыночной экономике в условиях ее полного огосударствления. Октябрь 1993: причины и последствия. Конституция Российской Федерации. Дрейф в сторону западного парламентаризма. Особенности российской многопартийности. Современная расстановка социально-политических сил.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Можно ли извлечь уроки истории?

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА "ИСТОРИЯ РОССИИ"

Тема 1. Древняя Русь в IX - XIII вв.

  1. Образование Древнерусского государства.
  2. Политическая дезинтеграция Древнерусского государства.

Тема 2 Россия в XIV-XVI веках.

  1. Образование единого Российского государства.
  2. Реформы Ивана Грозного.

Тема 3 Россия в XVII веке

  1. Смута в России в начале XVII века.
  2. Укрепление самодержавия в России в XVII веке.

Тема 4. Россия в первой половине XVIII века

  1. Реформы Петра I.
  2. Россия при преемниках Петра I.

Тема 5. Россия во второй половине XVIII века

  1. Просветительские идеи и крепостническая политика Екатерины II.
  2. Самодержавный деспотизм Павла I.

Тема 6. Россия в первой половине XIX века

  1. Внутренняя политика самодержавия в первой половине XIX века
  2. Общественно-политическое движение в первой половине XIX века

Тема 7. Россия во второй половине XIX века

  1. Великие реформы 60-70 гг. XIX в.
  2. Внутренняя политика российского самодержавия в 80-х -начале 90-х гг. XIX в.

Тема 8. Россия в конце XiX - начале XX века.

  1. Революция 1905 - 1907 гг. в России
  2. Образование политических партий в России
  1. Российская модернизация в 1907 - феврале 1917 гг.
  2. Российское общество в условиях I мировой войны.

Тема 10. Революция и гражданская война в России (1917-1920 гг.)

  1. Революционный процесс в России от февраля к октябрю 1917 г.
  2. Гражданская война 1917-1920 гг.

Тема 11. СССР в 20-30 гг. XX века

  1. Сталинская модернизация экономики страны.
  2. Формирование тоталитарного режима в СССР.
  3. Социально-политическая эволюция советского общества.

Тема 12. СССР накануне и в годы Великой Отечественной войны (1939-1945 гг.)

  1. Внешняя политика СССР в 1939-1941 гг.
  2. Великая Отечественная война

Тема 13. Советский Союз в первые послевоенные годы

  1. Государство и общество после войны
  2. Экономика СССР в 1945-1953 гг.

Тема 14. СССР в 1953-1964 гг.

  1. Государство и власть после смерти И.В. Сталина.
  2. Реформы в экономике и социальной сфере.

Тема 15. СССР в середине 60-х - середине 80-х гг.

  1. Политический курс руководства партии и страны в середине 60-х - середине 80-х гг.
  2. Застойные явления в жизни советского общества.

Тема 16. Советский Союз в 1985 -1991 гг.

  1. Политические реформы М.С.Горбачева
  2. Гласность и десталинизация

Тема 17. Россия в 90-х гг. XX века

  1. Становление новой государственности в России.
  2. Либеральная модернизация экономики и ее результаты.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Отечественная история: Элементарный курс: Учебное пособие / Под ред. Узнародова И.М., Перехова А.Я. - М.: Гардарики, 2002.
  2. История России в вопросах и ответах: Учебное пособие / Сост. Кислицын С.А. - Ростов н/Д: Феникс, 2001.

С середины IX в. и до середины XIII в. вся внешняя политика Древнерусского государства была в первую, основную и единственную очередь ориентирована на Запад Европы, ибо именно там лежали тогдашние мировые центры политики и торговли, там была колыбель европейской (античной) цивилизации, там находились центры европейской (христианской) идеологии и культуры. Попытки установить связь с Русью в то время были характерны и для европейских государств. Восток же в период складывания и роста Киевской Руси практически не выходил на связь с государствами Восточной Европы, ибо был поглощен бурными событиями: арабским завоеванием Средней Азии и Среднего Востока и распространением ислама.

В XIII в. Русь оказалась перед сложнейшим выбором: на какую цивилизацию – европейскую или монгольскую, западную или восточную – надо теперь ориентироваться. Нашествия монголов и крестоносцев, произошедшие практически одновременно, заставили русские земли сделать определенный выбор. Невозможность одновременной борьбы на два фронта поставила перед Русью в крайне острой форме вопрос: на кого опереться в борьбе за выживание – на монгол против крестоносцев или на католическую Европу против Орды?

Несмотря на тяжесть ордынского ига, Русь сохраняла свою государственность, русскому народу не угрожала ассимиляция с завоевателями. Стоявшие на более низкой ступени общего развития монголы не могли навязать русскому народу свой язык и культуру. Агрессия же крестоносцев угрожала не только государственному, но и национальному существованию и культурному развитию русского народа. В отличие от монгол, которые не вмешивались во внутреннюю жизнь страны и дела церкви, европейские феодалы строили на завоеванных восточных землях свои замки, костелы, обращали население в католичество, подчиняли себе крестьянское и городское население

Ряд князей во главе с Александром Невским считали совершенно нереальной как военную, так и политическую борьбу с Ордой и особенно отрицательно относились к идее отказа от идеологической независимости Руси, т.е. от православия. Это был чисто прагматический подход к определению направления русской политики в отношении Орды. Он базировался на трезвом учете реальных условий, т.е. на полном отсутствии возможностей для Руси восстановить разрушенные ордынскими завоевательными войнами производительные силы, численность населения и военную мощь Руси в исторически обозримое время. Участие в политических акциях Орды рассматривалось на Руси как крайне нежелательное, но вынужденное явление, позволяющее, по крайней мере, использовать авторитет и потенциал монголов против военной и конфессиональной агрессии с Запада. Союз с монголами создавал прочный тыл для борьбы с западноевропейской агрессией.


Но значительная часть князей считала иначе. Великий князь Даниил Романович Галицкий сделал ставку на Запад, пытаясь найти там союзников в борьбе с Ордынским государством. При помощи владимирского князя и европейских рыцарей его войска смогли в 1252 и 1254 гг. отразить нападения ордынцев на Галицкую землю. Галицко-Волынское княжество достаточно долго сохраняло политическую независимость, успешно отражая ордынские набеги. За успехи в борьбе с Ордой Даниил Романович получил от папы римского титул короля Галиции и Лодомерии.

Оставшийся номинально великим князем всей Руси Ярослав II Владимиро-Суздальский (он же Ярослав III Киевский) тоже считал, что необходимо готовиться к освобождению от монголо-татарского ига в тесном союзе с Западом, и в связи с этим начал сношения с папой римским и императором Священной Римской империи германской нации. Его сын Андрей Ярославич, ставший великим князем в 1249-1252 гг., также ориентировался на Запад, на союз с Даниилом Галицким и Новгородом. Он был готов ради тесного военно-политического союза с Западом поступиться даже идеократической независимостью Руси, т.е. перейти под эгиду католической церкви.

Для Руси, расположенной между Европой и Азией, было крайне важно, в какую сторону она повернется лицом – на Восток или на Запад. Решение этого вопроса не было фатально предрешено. Учитывая реально существовавшую феодальную раздробленность, ясно, что окончательный выбор каждое княжество должно было делать самостоятельно. Но при этом фактор территории, географического положения играл существенную роль. Не надо забывать и то, что монгольское нашествие непосредственно не привело к завоеванию северо-западных территорий Руси. Итог борьбы с внешним врагом в XIII в. привел к тому, что единая Русь оказалась разделенной на самостоятельные части, в каждой из которых возобладала своя цивилизационная ориентация.

Можно выделить три основных варианта цивилизационного развития, по которому пошли русские земли:

1. Московский, который развился в неограниченную монархию и представлял континентальный тип цивилизации с сильной ориентацией на Восток.

2. Новгородский, где существовала республиканская форма общественного устройства и который развился в морской тип цивилизации, при этом тяготеющий к европейской ориентации.

3. Литовский, в котором развивался вариант ограниченной монархии по общеевропейскому типу.

Территория ядра Литовского государства относится к прибрежному типу цивилизации, сочетающем элементы и морской, и континентальной цивилизации. Но по мере присоединения русских земель Великое княжество Литовское все больше приобретало черты континентальной цивилизации, которая колебалась в выборе ориентации между Европой и Русью. После объединения с Польшей она приобрела европейскую ориентацию.

Выбор Александра Невского позволил сохранить основы идеократической государственности Северо-Восточной Руси, что позволило позднее ей стать независимым государством. Выбор Даниила Галицкого привел к тому, что Юго-Западная и Южная Русь утратили основы национальной государственности, превратившись в составную часть Польско-Литовского государства.

В 988 г. при Владимире I в качестве госу­дарственной религии было принято христианство. Перед историками всегда стояли вопросы: в чем причина хри­стианизации Руси и почему князь Владимир выбрал именно право­славие?

Князь Владимир был крупным государственным деятелем своего времени. Он уже давно осознавал, что языческий полите­изм не соответствует политическим и духовным потребностям го­сударства. В 980 г. Владимир предпринял первую религиозную реформу, суть которой состояла в попытке слияния разнородных богов всех племен Киевской Руси в единый пантеон во главе с кня­жеским богом Перуном. Однако попытка повсеместного распрост­ранения культа Перуна потерпела неудачу. Языческому богу про­тивостояли другие языческие боги, которым поклонялись славянские и неславянские племена Киевской Руси. Язычество не обеспечи­вало этнокультурного единства всех племен и земель Киевской Руси. Историческая практика показала, что это единство лучше других обеспечивают так называемые мировые религии: христианство и ислам.

Православная версия принятия христианства утверждает, что этому событию предшествовала процедура “выбора вер”. Киев­ская Русь по своему геополитическому положению находилась в тесном контакте с Хазарским Каганатом, в котором господствовал иудаизм, арабо-мусульманским миром, в котором исповедовали ис­лам, православной Византией и католическими государствами За­падной Европы. Во все эти регионы Владимир якобы послал своих послов для определения наилучшей веры. Выполнив задание Великого князя, послы вернулись и однозначно отдали предпочтение православию из-за красоты его храмов и того душевного подъема, который они в них ощутили.

Однако не эти обстоятельства сыграли главную роль в приня­тии православия. Решающим фактором обращения к религиозно-идеологическому опыту Византии явились традиционные полити­ческие, экономические, культурные связи Киевской Руси с Визан­тией. В системе византийской государственности духовная власть занимала подчиненное положение от императора. Это соответство­вало политическим устремлениям князя Владимира. Не последнюю роль сыграли и династические соображения. Принятие православия открывало дорогу для брака Владимира с сестрой византийского императора принцессой Анной - и, таким образом, еще в большей мере закрепило дружеские отношения с такой влиятельной держа­вой, как Византия. Дружба с Византией не только открывала доро­гу к расширению торгово-экономических и культурных связей, но и в какой-то мере защищала Русь от набегов многочисленных коче­вых племен, населявших Великую степь к северу от Черного моря, которых Византия постоянно использовала в борьбе со своим север­ным соседом:

Владимир, крестившись сам, крестил своих бояр, а затем и весь на род. Распространение христианства зачастую встречало сопротивление населения, почитавшего своих языческих богов. Христианство утвер­ждалось медленно. На окраинных землях Киевской Руси оно установилось много позднее, чем в Киеве и Новгороде.

Принятие христианства в православной традиции стало одним из оп­ределяющих факторов нашего дальнейшего исторического развития.

Христианство создало широкую основу для объ­единения всех народов этого общества. Исчезла граница между ру­сом и славянином, угро-финном и славянином и т. д. Всех их объединила общая духовная основа. Христианство постепенно начало вы­теснять языческие обряды и традиции и на этой основе произошла гуманизация общества. Значительным культурным переворотом бы­ло введение единой письменности. Под влиянием христиан развивались храмное строительство, книжное дело, лите­ратура, история и философия,

На основе христианизации происходит становление ново­го типа государственности в Киевской Руси, которая в значи­тельной мере приобретает византийскую форму. В целом благодаря принятию христианства Киевская Русь бы­ла включена в европейский христианский мир, а значит и стала рав­ноправным элементом европейского цивилизационного процесса. Однако принятие христианства в православном варианте имело свои негативные последствия. Православие способствовало обособлению Руси от западноевропейской цивилизации. С падением Византии Русское государство и Русская православная церковь оказались, по сути дела, в изоляции от остального христианского мира. Именно этим обстоятельством может быть отчасти объяснен отказ Западной Европы прийти на помощь Руси в ее противоборстве с иноверцами (татаро-монголами, турками и другими завоевателями).

7. Древнерусские земли в период феодальной раздробленности. Великое Княжество Литовское (первая треть 12 – конец 15 вв.)

Киевское государство начало распадаться в конце XI в. Возникло множество суверенных земель - княжеств, и их число увеличивалось. К середине XII в. образовалось 15 княжеств, к началу XIII в. их было уже около 50. Древнерусское государство исчезло. Процесс раздробления большого раннесредневекового государства был естественным. Европа также пережила полосу распада раннесредневековых государств, раздробленности, локальных войн, чтобы затем развился процесс образования национальных государств светского типа, которые существуют до сих пор. Можно сделать вывод: Древняя Русь, пройдя полосу распада, могла прийти к аналогичному. Здесь в перспективе могло возникнуть национальное государство, мог сформироваться единый народ. Однако этого не случилось. Развитие на территории Руси пошло иначе.

Переломным в истории Древней Руси, как и в Европе, стал XIII в. Но если Европа с этого времени активно продвигалась по пути внедрения прогрессивного типа развития, то перед Русью стала другая проблема. В 1237 г. в русских пределах появились монголо-татары. Они несли массовую гибель людей, разрушение городов, уничтожение того, что создавалось столетиями. Однако опасность шла не только с Востока, но и с Запада. Усиливающаяся Литва наступала на русские земли, а также - шведы, немцы и ливонские рыцари. Раздробленная Древняя Русь столкнулась с труднейшей проблемой: как самосохраниться, как выжить? Она оказалась как бы между жерновов Востока и Запада. Причем характерно: с Востока, от татар шло разорение, а Запад требовал смены веры, принятия католичества. Ярл Биргер, из знаменитого шведского рода Фолькунгов предпринял два крестовых похода против северо-западной Руси. В связи с этим русские князья для спасения населения могли пойти на поклон к татарам, соглашались на тяжелую дань и унижение, но нашествию с Запада сопротивлялись.

Монголо-татары как смерч пронеслись по русским землям, объявились в Венгрии, Польше, затем ушли в низовья Волги, совершая оттуда сокрушительные набеги на русские земли и собирая тяжелую дань. Среди русских историков была распространена точка зрения о том, что с распадом Киевского государства, а затем и потерей независимости многими княжествами, история в юго-западных и западных землях как бы замерла и жизнь переместилась на Северо-Восток, где возникали новые центры исторического развития. Это - промосковская традиция, утвердившаяся в историографии. На самом деле история в юго-западных землях не прерывалась. Она шла своим путем. Галицко-Волынское княжество оказалось в составе сначала Великого княжества Литовского, а затем Польши, Минск, Гомель, а затем Киев, другие города втягивались под власть языческой Литвы для спасения от монголо-татарского разорения, сохранения своего типа развития.

Что такое Литва того времени? В 40-е гг. XIII в. появилось и быстро увеличилось в размерах Литовское княжество. О нем мало известно. Но уже в XIV в. оно объединяло в своем названии три элемента: Литва, жмудь, русские земли - Русь. Затем слово «Русское» перешло на второе место после Литовского - Великое княжество Литовское, Русское и Жомойтское.

В период расцвета это княжество простиралось от Балтики до Черного моря, от границ Польши и Венгрии до Подмосковья (Можайск). 9/10 территории составляли древние русские земли. Не случайно противники усиливающейся в Москве центральной власти бежали в Литву. Древнерусское население Литвы называло Русью свою державу. Люди считали ее наследницей Киевской Руси. В рамках Литвы Русь развивалась в соответствии со своими традициями (вечевой идеал прослеживается до второй половины XV в.). Княжества имели автономию.

Политическое и материальное положение Руси в составе Литвы было благоприятным. Продолжали развиваться города. Крупные города получили магдебургское право. Интересно, что жители пограничных территорий, проживавшие в зоне «риска», под угрозой вторжения монголо-татар или московитов, получали дополнительные привилегии. Например, жители Белой Церкви, подвергшиеся набегу татар, были освобождены от податей на девять лет. Русские аристократы пользовались значительным влиянием при дворе Литовского Великого князя. Великое княжество Литовское сложилось как федерация отдельных земель и княжеств. Степень зависимости от центральной власти была различна, формы этой зависимости определялись обстоятельствами вхождения и в большей или меньшей степени обеспечивали местному боярству и городам значительную автономию, неприкосновенность социально-экономических и политических структур. Там утвердился западный институт вассалитета, который предполагал понятие свободы.

Таким образом, на Западе, под эгидой сначала языческой, а затем, с конца XIV в., католической Литвы продолжалось развитие древнерусских земель по европейскому пути. Но территория эта сокращалась, хотя объединительная политика Москвы встречала сопротивление на Западе, поскольку слишком явным был переход к деспотизму. В этих землях развернулось складывание украинского и белорусского этносов. В современных условиях историки Украины и Белоруссии часто представляют этот процесс как изначальный, уходящий в Киевский период. Однако это вряд ли правомерно. Складывание этих народов развернулось в XV-XVI вв. Их самосознание формировалось под влиянием реальной социально-политической ситуации в Литве, а затем в Речи Посполитой, и антикатоличесюих, антипольских настроений. Угроза полонизации и католизации населения стимулировала осознание общности людей на основе православия. К слову, официальным языком Великого княжества Литовского с XIV в. стал белорусский язык. Тогда же западные земли получили название Белая Русь. С принятием католичества и усилением влияния Польши положение украинского и белорусского народа несколько ухудшилось.

Таким образом, западные и юго-западные земли, где шло формирование украинского и белорусского этносов, гораздо дольше существовали в условиях европейской традиции. Там сложились более глубокие корни прогрессивного типа. Северо-Западная Русь оказалась в другой ситуации. Крупным центром русских славян на северо-западе являлся Новгород. Он развивался относительно независимо и демонстрировал близость к европейскому типу развития, особенно ярко в период Новгородской республики (конец XI-XV вв.). В XIV в. статус республики получил Псков, но эта республика просуществовала недолго. Новгород не подвергся татаро-монгольскому нашествию, хотя и платил дань. Если Древняя Русь демонстрировала близость к античности и погибла как и греко-латинский мир, то Новгород развивался в одном темпе с Европой того времени и являлся ее частью. фактически Новгородская республика была аналогом городам-республикам Ганзейского Союза, городам-республикам Италии: Венеции, Генуи, Флоренции. Новгород был республикой с выборными высшими должностными лицами (посадниками), с народным собранием (вече), которое обладало правами высшего органа власти, местным самоуправлением, организованным по принципу общины, и т.п. Князья не имели полной государственной власти, приглашались в Новгород лишь для исполнения определенных функций в роли наемных военачальников. Им было запрещено владеть землей на территории новгородских волостей. Но и права были большие. Князь имел представительские функции, представляя Новгород в отношениях с другими землями. Он обладал высшей судебной властью. На имя князя шла дань. Аналогично развивалась, отделившись от Новгорода, и Псковская республика. Князья недолго задерживались на новгородском столе (престоле). За 200 с небольшим лет - с 1095 до 1304 г. - на новгородском столе побывало около 40 человек, а некоторые князья даже не по одному разу. Так что смена княжеской власти происходила 58 раз.

Церковь в Новгороде также была самостоятельной и отличалась по положению от других русских земель. Во времена, когда Новгород входил в Киевскую Русь, Митрополит Киевский присылал в Новгород епископа, главу церкви. Однако, укрепившись, новгородцы и в церковных делах обособились. С 1156 г. новгородцы стали избирать духовного пастыря. Интересна процедура избрания. Вече называло трех кандидатов, наиболее авторитетных служителей церкви. Их имена записывались на пергаменте. Посадник запечатывал записи своей печатью. Затем эти записки несли на другой берег Волхова в главный Софийский собор, где шла литургия. После окончания службы слепец или ребенок брал одну из записей и написанное на ней имя оглашалось. Лишь затем избранный епископ ехал к митрополиту в Киев для посвящения. Никогда, ни до Новгородской республики, ни после, православная церковь не знала такого демократического порядка, чтобы сами верующие выбирали себе духовного пастыря. Этот порядок близок к протестантской традиции.

Любопытно, что в Новгороде процветали ереси. Еретические учения представляли собой смесь иудейства с христианством. Приверженцы ересей пропагандировали Ветхий Завет и даже ставили его выше Нового Завета. Новгородские еретики отрицали монашескую и церковную иерархию, отвергали поклонение иконам, отрицали троичность Божества и Божественность Христа. Некоторые отказывались верить в бессмертие души. Попы часто выступали против канонического византийского православия. В XIV-XV вв. Новгород являлся источником церковных ересей, которые потрясали православие. Обратите внимание: гораздо раньше, чем на Западе, в Новгороде проявлялись реформаторские тенденции по отношению к церкви и даже атеистические настроения. Многое напоминало будущую европейскую реформацию. После падения Новгорода, церковный собор 1504 г. принял решение о беспощадном искоренении ереси. Большинство еретиков были казнены жестоким образом: сожжены в клетке, другие попали в заточение.

В Новгородской и Псковской республиках активно шел процесс формирования класса собственников. В Псковской судной грамоте частная собственность законодательно была закреплена и защищена. Новгород активно обзаводился колониями, превращаясь в западного типа метрополию. С XI в. началась активная колонизация Карелии, Подвинья и обширного Северного Поморья. Снаряжались торгово-промысловые экспедиции в Печорскую и Югорскую земли. Расположенный в начале важных для Восточной Европы торговых путей, связывающих Балтийское море с Черным и Каспийским, Новгород играл посредническую роль в торговле.

Принципы новгородской демократии давали возможность участвовать в жизни республики не только знати, владельцам городских дворцов и усадеб, но и городскому плебсу. Вече - народное собрание - обладало широкими правами. Оно рассматривало важнейшие вопросы внутренней и внешней политики, приглашало князя и заключало с ним договор-ряд, избирало посадника, ведавшего управлением и судом, тысяцкого, который возглавлял ополчение. Оно избирало также имевший особое значение в Новгороде суд по торговым делам.

В условиях давления как с Запада, так и с Востока республика стремилась сохранить независимость и свой тип развития. В борьбе за независимость Новгорода особенно прославился князь Александр Невский. Он проводил гибкую политику, делая уступки Золотой Орде и организуя сопротивление наступлению католичества с Запада. Дореволюционная Россия высоко ставила подвиг А. Невского. Вот как писал о нем С. Соловьев: «Соблюдение Русской земли от беды на Востоке, знаменательные подвиги за веру и землю на Западе доставили Александру Невскому славную память на Руси». Однако в самом Новгороде отношение к Александру было неоднозначное. Там сохранялись устойчивые западнические ориентации и настроения. Поэтому Александра ценили как умелого военачальника, но осуждали уступки Золотой Орде.

Новгородская республика продержалась почти до конца XV в. В 1478 г. она пала под ударами войск великого князя Московского Ивана III. Стремление подавить новгородские вольности, симпатии к «латинству» наблюдались со стороны Москвы с середины XV в. Давление Москвы усиливало прозападные настроения в новгородском высшем обществе. В 70-е гг. XV в., то есть накануне падения, высказывались настойчивые предложения о присоединении к Литве. Негативно воспринималось все промосковское. В мае 1477 г. на вече были убиты три посадника по обвинению в предательстве интересов Новгорода. У великого князя Московского они пытались найти помощь в борьбе с противной им группировкой бояр. Летопись объясняя это, свидетельствует, что «не было от начала, как земля их стояла» такого. Однако принявшая католичество Литва не казалась большинству спасением. В результате Новгород потерпел поражение. Москва жестоко расправилась с прозападно настроенными представителями боярства, торговых людей. Республика ушла в прошлое. После 1478 г. была предпринята коренная ломка вотчинного землевладения в Новгороде, развернулась конфискация собственности у опальных бояр. Однако, чтобы не вызвать открытого возмущения, некоторое время Москва сохраняла отдельные традиции республиканского Новгорода. Сохранялись непосредственные отношения с Ганзой, прибалтийскими, скандинавскими государствами. В оформлении дипломатических актов участвовали наряду с наместниками Московского великого князя - представители старого Новгорода - бояре и купеческие старшины.

Итак, исчез последний независимый островок, имевший европейский тип развития, на территории современной России. В 1510 г. Псковская республика была ликвидирована Василием III, который предъявил псковичам ультиматум: вечевой колокол снять и подчиниться великокняжеским наместникам. Псковичи, скрепя сердце, приняли ультиматум. Триста наиболее богатых семейств по приказу Василия III были выселены из Пскова.

ЛЕКЦИЯ 2. ОТ РУСИ К РОССИИ