Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Переход от игровой деятельности к учебной существенно влияет на мотивы и поведение ребенка. Качество учебной деятельности будет зависеть от того, насколько были сформированы следующие предпосылки в дошкольном периоде:

    хорошее физическое развитие ребенка;

    развитый физический слух;

    развитая мелкая моторика пальцев рук, общая моторика;

    нормальное функционирование ЦНС;

    владение знаниями и представлениями об окружающем мире (пространство, время, счетные операции);

    произвольное внимание, опосредованное запоминание, умение слушать учителя;

    познавательная активность, желание учиться, интерес к знаниям, любознательность;

    коммуникативная деятельность, готовность к совместной с другими детьми работе, сотрудничеству, взаимопомощи.

На базе этих предпосылок в младшем школьном возрасте начинают формироваться новые, необходимые для обучения качества. Готовность к школьному обучению формируется задолго до поступления в школу и не завершается в первом классе, так как включает не только качественную характеристику запаса знаний и представлений, но и уровень развития обобщающей деятельности мышления.

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти. Существенную роль играет психологическая готовность к обучению, т.е. осознание им общественной значимости его новой деятельности.

Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения. Перечислим их.

    Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.

    Полная сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка.

    Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи: умение выделять начальный гласный звук из состава слова; анализ гласных из трех звуков типа ауи; анализ обратного слога гласный - согласный типа ап; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове и т.д. Дети должны знать и правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово», «предложение», звуки гласный, согласный, звонкий, глухой, твердый, мягкий. Оцениваются умение работать со схемой слова, разрезной азбукой, навыки послогового чтения.

    Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, умение образовывать слова в нужной форме, выделять звуковые и смысловые различия между словами: меховая, меховой; образовывать прилагательные от существительных.

    Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением; правильно строить простые предложения, видеть связь слов в предложениях, распространять предложения второстепенными и однородными членами; работать с деформированным предложением, самостоятельно находить ошибки и устранять их; составлять предложения по опорным словам и картинкам. Владеть пересказом рассказа, сохраняя смысл и содержание. Составлять самостоятельно рассказ-описание.

Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведет к серьезным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы.

Формирование грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, - одна из важных задач в общей системе работы по обучению ребенка в дошкольных учреждениях и семье. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, невнятная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер. К 6-7 годам дети с речевой патологией начинают осознавать дефекты своей речи, болезненно переживают их, становятся молчаливыми, застенчивыми, раздражительными.

Для воспитания полноценной речи нужно устранить все, что мешает свободному общению ребенка с коллективом. Ведь в семье малыша понимают с полуслова и он не испытывает особых затруднений, если его речь несовершенна. Однако постепенно круг связей ребенка с окружающим миром расширяется; и очень важно, чтобы его речь хорошо понимали и сверстники и взрослые. Еще острее встает вопрос о значении фонетически правильной речи при поступлении в школу, когда ребенку нужно отвечать и задавать вопросы в присутствии всего класса, читать вслух (недостатки речи обнаруживаются очень скоро). Особенно необходимым становится правильное произношение звуков и слов при овладении грамотой. Младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят, поэтому среди неуспевающих школьников младших классов (в первую очередь по родному языку и чтению) отмечается большой процент детей с фонетическими дефектами. Это одна из причин возникновения дисграфии (нарушения письма) и дислексии (нарушения чтения).

Школьники, у которых отклонения в речевом развитии касаются только дефектов произношения одного или нескольких звуков, как правило, учатся хорошо. Такие дефекты речи обычно не сказываются отрицательно на усвоении школьной программы. Дети правильно соотносят звуки и буквы, не допускают в письменных работах ошибок, связанных с недостатками звукопроизношения. Среди этих учащихся неуспевающих практически нет.

Школьники с несформированной звуковой стороной речи (произношение, фонематические процессы), как правило, заменяют и смешивают фонемы, сходные по звучанию или артикуляции (шипящих - свистящих; звонких - глухих; твердых - мягких, р - л). Они испытывают трудности в восприятии на слух близких звуков, не учитывают смыслоразличительного значения этих звуков в словах (бочка - почка). Такой уровень недоразвития звуковой стороны речи препятствует овладению навыками анализа и синтеза звукового состава слова и служит причиной появления вторичного дефекта (дислексии и дисграфии как специфических нарушений при чтении и письме).

У школьников наряду с нарушениями произношения звуков может наблюдаться недоразвитие фонематических процессов и лексико-грамматических средств языка (общее недоразвитие речи). Они испытывают большие трудности при чтении и письме, ведущие к стойкой неуспеваемости по родному языку и другим предметам.

У таких детей произношение звуков чаще бывает смазанным, невнятным, у них наблюдается ярко выраженная недостаточность фонематических процессов, их словарь ограничен, грамматическое оформление устных высказываний изобилует специфическими ошибками; самостоятельное высказывание в пределах обиходно бытовой тематики характеризуется фрагментарностью, бедностью, смысловой незаконченностью. Отклонения в развитии устной речи создают серьезные препятствия при обучении грамотному письму и правильному чтению. Письменные работы этих детей полны разнообразных специфических, орфографических и синтаксических ошибок.

Основная задача родителей - вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи своего ребенка, чтобы начать логопедическую работу с ним до школы, предотвратить трудности общения в коллективе и неуспеваемость в общеобразовательной школе. Чем раньше будет начата коррекция, тем лучше ее результат.

Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка. Чем богаче и правильнее речь ребенка, шире его возможности в познании действительности, активнее происходит его психическое развитие.

Родители должны знать, что процессы письма и чтения – это сложные психофизиологические процессы, в осуществлении которых участвуют различные отделы коры головного мозга. Для овладения письмом и чтением необходима достаточная сформированность целого ряда психических функций, таких как память, внимание, мышление. Письменная речь с самого начала усваивается сознательно и только в процессе специального обучения, что сопряжено с большими трудностями.

Наряду с физиологической и психологической очень важна речевая готовность, так как она является важнейшим показателем интеллектуальной готовности к школе. Для успешной учебы ребенок должен располагать целым рядом необходимых предпосылок, сформированных у него ещё в дошкольном возрасте.

Предпосылки успешного овладения письмом и чтением

1. Звуковой анализ слов.

Для полноценного овладения чтением и письмом необходимо ещё научиться звуковому анализу и синтезу слов. В школе для этой цели специально отведён добукварный период. Однако период этот очень короткий. Поэтому если ребёнок придёт в школу не готовым к сложному процессу звукового анализа и синтеза слов, то он неизбежно встретится с большими трудностями.

Дошкольник к первому классу должен безошибочно определять первый звук в слове, последний звук в слове, место определенного звука в слове (начало, середина, конец), последовательность звуков в слове (Какой первый звук, второй звук, третий звук в слове “мак”?), количество звуков в слове (Сколько всего звуков в слове «дом»?).

2. Звукопроизношение.

Одним из важных звеньев становления речи у ребенка является овладение им правильным звукопроизношением.

В три года ребёнок должен правильно произносить простые по своей артикуляции звуки речи (с, с’, з, з’, ц). К четырём – пяти годам ребёнок должен правильно произносить более сложные звуки (ш, ж, ч, щ); к пяти годам – л, л’; к шести – р, р’.

Первоклассник должен правильно произносить все звуки родного языка в словах, во фразовой речи. Он не должен пропускать звуки, искажать их, заменять другими.

При проверке звукопроизношения особое внимание нужно обратить на полное отсутствие некоторых звуков в речи ребёнка (ыба - рыба), постоянную замену одних звуков другими (лыба - рыба), взаимные замены мягких и твёрдых согласных звуков (сюмка – сумка, кон – конь, полка - полька), звонких и глухих согласных (зупы – зубы, субы - зубы). Во всех этих случаях с началом школьного обучения на письме появятся пропуски или замены букв, у ребёнка возникнут большие трудности при изучении правил написания мягкого знака в начале, середине слова (строить, уголь, угольки), сомнительных согласных в конце и в середине слов (гриб, грибки)...

Не забывайте, что звуки речи нуждаются в длительной автоматизации, закреплении произношения звука в слоге, слове, предложении, стихах, самостоятельной речи ребенка, поэтому, не игнорируйте рекомендации логопеда по автоматизации звуков в домашних условиях.

3. Словарный запас.

Из всего богатейшего словарного состава нашего языка каждый человек в течение жизни может усвоить лишь какую-то часть слов. Эти слова и составляют его словарный запас. Чем он больше, тем богаче, выразительнее и образнее будет его собственная речь и тем он лучше будет понимать речь окружающих его людей. Развитие словарного запаса у детей находится в тесной связи от ближайшего речевого окружения, так как речь усваивается по подражанию.

К школьному возрасту в словаре ребёнка должно насчитываться до 1500 – 2000 слов. Ребенок должен активно использовать в своей речи обобщающие слова (мебель, транспорт и т. д.), синонимы (лошадь, конь, скакун…), антонимы (грустный – веселый), слова, относящиеся к различным частям речи (существительные, прилагательные, глаголы, наречия, местоимения).

4. Грамматический строй.

Важная роль в обогащении словарного запаса отводится овладению ребенком грамматическим строем речи, который он усваивает в период от 2 до 8 лет. Важно своевременно помочь ребенку в овладении грамматической системой языка, иначе в школе ему будет не на что опереться из своего прежнего практического речевого опыта.

К 7 годам ребенок должен уметь понимать грамматические конструкции, а также правильно образовывать слова, строить предложения.

В период овладения грамматическими системами языка в речи ребёнка обычно имеются «возрастные» аграмматизмы (ошибки), например: окны, стулы, лобы, а не окна, стулья, лбы. До определённого возраста такие ошибки являются вполне оправданными (до 4 лет), так ребёнок познает эти формы. Однако сохранение их в речи ребёнка в 7 лет должно вызывать тревогу.

5. Связная речь.

Весь процесс школьного обучения построен так, что он совершенно немыслим без свободного владения связной речью. Это и устные ответы на уроках, письменные изложения, сочинения и многое другое.

Под связной речью принято понимать развёрнутые (состоящие из нескольких предложений) высказывания, которые позволяют чётко, последовательно излагать свои мысли так, чтобы они были понятны окружающими людьми.

Дети 4-5 лет уже способны о многом самостоятельно рассказывать: о том, как они провели лето, чем занимались в детском саду, что видели в музее, в парке или в зоопарке. Они способны связно пересказать содержание сказок, рассказов, различных историй. Но не у всех детей этого возраста дела со связной речью обстоят благополучно.

Если попросить ребенка рассказать о том, что он видит на картинке, то результаты могут оказаться для родителей самыми неожиданными. Одни дети составят большой и достаточно связный рассказ, используя в нём даже такие события, которые на иллюстрации не изображены. Другие с трудом составят несколько правильных или с ошибками построенных предложений, могут ограничиться только одним предложением. Но, а третьи дети смогут только просто перечислить изображённые на картинке предметы и явления, не связывая их между собой (зима, снег, сугробы, горки, санки, дети).

6. Речевая коммуникация.

К 7 годам ребенок должен быть достаточно активен в общении, уметь слушать и понимать речь, строить общение с учетом ситуации, входить в контакт с детьми и взрослыми, ясно и последовательно выражать свою мысль, пользоваться формами речевого этикета.

7. Мелкая моторика.

Чисто техническая сторона процесса письма невозможна без достаточно развитой тонкой ручной моторики. Слабость, неловкость неразвитость кисти руки, невозможность осуществления тонких дифференцированных движений не позволяют ученику выработать хороший подчерк, выдержать длительное напряжение мышц руки в процессе письма, успевать за темпом работы класса. Состояние тонкой ручной моторики оказывает большое влияние и на развитие у ребенка речевой функции в целом.

Делая выводы о необходимости речевой подготовки детей к школе, хочется подчеркнуть, что чем богаче и правильнее речь ребенка, тем шире его возможности, тем полноценнее взаимоотношения с детьми и взрослыми. И на оборот, неясная, плохо развитая речь ребенка весьма затрудняет его взаимоотношения со сверстниками, нередко откладывает отпечаток на характер ребенка, препятствует успешному обучению в школе.

Советы учителя-логопеда

Подготовила Полякова А.С.

Школа – один из самых важных этапов в жизни каждого человека. Школьное обучение предъявляет к ребёнку целый ряд новых для него требований. В основе обучения лежит познавательный процесс. Известно, что вершина познавательных процессов — мышление и речь. Таким образом, мышление и речь тесно связаны. Благодаря речи, мы можем сделать вывод о развитии мышления у человека а, развивая наши умственные способности, мы развиваем речь. Поэтому наряду с физиологической и психологической очень важна речевая готовность , так как она является важнейшим показателем интеллектуальной готовности к школе. При помощи речи ребенку предстоит усвоить всю систему знаний. Чем лучше у ребёнка будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее он овладеет чтением и письмом, т.к., письменная речь всегда формируется на основе устной. Кроме того, речь – основа процесса общения, поэтому правильная, хорошо развитая речь предопределяет успешность коммуникативной деятельности ребёнка. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы. И наоборот, неразвитая речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер.

Речевая готовность к школе — ряд необходимых для успешного обучения в школе предпосылок, сформированных у ребёнка ещё в дошкольном возрасте. Поэтому педагогам, работающим в системе дошкольного образования, необходимо владеть определённым инструментарием для диагностики речевой готовности детей к школе. При этом важно отметить, что речевое развитие необходимо оценить с точки зрения влияния уровня развития той или иной стороны речи ребёнка на успешность его школьного обучения. Так, например, нарушение произношения отдельных звуков у детей, как правило, не мешает усвоению русского языка, в то время как нарушение фонематического восприятия ведёт за собой огромные трудности в овладении чтением и письмом. Таким образом, при подборе диагностического материала для определения речевой готовности дошкольников к обучению в школе необходимо сделать акцент на исследовании фонематического восприятия, языкового анализа и синтеза, звуко-слоговой структуры, лексико-грамматического строя речи. Важным является и умение ребёнка слушать, запоминать и пересказывать тексты, самостоятельно составлять рассказы. Поэтому уровень развития связной речи ребёнка также необходимо оценить. Мы изучили диагностические материалы многих авторов и остановили свой выбор на «Тестовой методике диагностики устной речи младших школьников» Фотековой Т. А. Взяв за основу данную методику, мы выделили ряд, значимых для нас направлений диагностики, полностью адаптировали для дошкольников весь речевой материал, его объём и уровень сложности. Были также пересмотрены критерии оценки правильности выполнения заданий. Для определения речевой готовности к школе мы предлагаем использовать следующие направления диагностики:

  • Исследование состояния фонематического восприятия.
  • Исследование языкового анализа и синтеза.
  • Исследование фонематического анализа.
  • Исследование фонематического синтеза.
  • Исследование сформированности звуко-слоговой структуры слова.
  • Исследование словаря и навыков словообразования.
  • Исследование грамматического строя речи.
  • Исследование связной речи.

По каждому из этих направлений предполагается выполнение детьми одного или нескольких тестовых заданий. Каждое задание имеет инструкцию, комментарии и критерии оценки по трём уровням. Предлагаемый материал предназначен для учителей-логопедов и воспитателей детских садов. Кроме того, данная методика доступна и для родителей будущих школьников, так как не требует дополнительного наглядного материала и имеет простые критерии оценивания.

I. Исследование состояния фонематического восприятия

а) повторение слоговых цепочек из двух — трёх слогов с оппозиционными звуками.

Инструкция: слушай внимательно и повторяй за мной как можно точнее.

(предъявление — воспроизведение предъявление — воспроизведение)

ба — па — па — ба

са — ша- ша — са

ша — жа — ша — жа — ша — жа

ца — са — ца — са — ца — са

ра — ла — ра — ла — ра — ла

Вначале предъявляется первый член пары (ба — па), а затем второй (па — ба). Оценивается воспроизведение пары в целом (ба — па — па — ба). Слоги предъявляются до первого воспроизведения: точного повторения добиваться не следует, т.к. задачей обследования является определение актуального уровня развития речи.

Оценка: высокий уровень — правильное воспроизведение в темпе предъявления;

средний уровень — первый член воспроизводится правильно, второй уподобляется первому (ба — па — ба — па);

низкий уровень — неточное воспроизведение обоих членов пары с перестановкой слогов, их заменой и пропусками.

б) воспроизведение и различение слов-паронимов.

(ложки — рожки, удочка — уточка)

Инструкция (даётся поэтапно):

— внимательно послушай и повтори за мной слова: ложки — рожки;

— что означают эти слова?

— какими звуками отличаются?

Оценка: высокий уровень — правильное воспроизведение пары слов, понимание различия лексического значения, понимание различия звукового состава;

средний уровень — правильное воспроизведение пары слов, трудности определения лексического значения или звукового состава слов;

низкий уровень — неточное воспроизведение пары слов, трудности определения лексического значения или звукового состава.

II. Исследование языкового анализа и синтеза

а) определение количества и последовательности слов в предложении.

Инструкция: внимательно послушай предложение.

Девочка читает книгу.

Сколько слов в предложении?

Назови 1, 2, 3… слово.

Аналогично разбираются предложения: На клумбе расцвели цветы.

Под деревом вырос большой гриб.

средний уровень — правильный ответ со второй попытки или после стимулирующей помощи взрослого («Неверно, подумай ещё»).

низкий уровень — неверный ответ с третьей попытки, неэффективное использование помощи взрослого.

III. Исследование фонематического анализа

а) выделение звука на фоне слова.

Инструкция: внимательно послушай слова, когда услышишь слово со звуком С, подними руку (хлопни в ладоши).

Шум, зонтик, цветник, капуста самолёт, зубы, цапля, посуда, магазин, квас, закат, сом, щётка, зайка, собака листок, птица, капуста.

б) выделение первого звука в слове.

Инструкция: внимательно послушай слова и назови первый звук в каждом слове.

в) выделение последнего звука в слове.

Инструкция: внимательно послушай слова и назови последний звук в каждом слове. Улыбка, ковёр, магазин, щенок, трубы, стакан, куст.

г) определение места звука в слове (начало — середина — конец).

Инструкция: внимательно послушай слово и определи, на каком месте в нём стоит звук…

Р — ракета, барабан, забор. К — капуста, макароны, мальчик. О — обруч, дорога, кино.

д) определение количества звуков в слове (до 5 звуков).

Инструкция: послушай слово и сосчитай, сколько в нём звуков.

Шар, рука, бант, крот, банан, кошка.

е) определение общего звука в словах.

Инструкция:сейчас я назову тебе несколько слов, внимательно послушай слова и определи, какой звук встречается в каждом из них.

Миска, коса, лиса.

Мыши, камыш, кушетка.

ж) придумывание слов с заданным звуком.

Инструкция: назови мне слова, в которых есть звук… Л, М, Д, Ш.

Оценка: высокий уровень — правильный ответ с первой попытки;

IV. Исследование фонематического синтеза

Инструкция: сейчас я буду произносить слово по звукам, внимательно послушай звуки, соедини их, назови слово, которое получилось.

Д-о-м, п-а-р-к, к-о-ш-к-а.

Оценка: высокий уровень — правильный ответ с первой попытки;

средний уровень — правильный ответ со второй попытки;

низкий уровень — правильный ответ с третьей попытки, неэффективное использование помощи.

V. Исследование сформированности звуко — слоговой структуры слова

а) Произнесение слов сложной слоговой структуры .

Инструкция: внимательно послушай и повтори за мной слова.

Земляника, пластилин, велосипедист, водопровод, сковорода, универмаг, регулировщик, милиционер, температура.

б) Произнесение предложений со словами сложной слоговой структуры.

Инструкция: внимательно послушай и повтори за мной предложения.

Костя слепил из пластилина снеговика.

Регулировщик стоит на перекрёстке.

Водопроводчик отремонтировал водопроводный кран.

(слова и предложения предъявляются до первого воспроизведения).

Оценка: высокий уровень — правильное воспроизведение в темпе предъявления,

средний уровень — замедленное послоговое воспроизведение,

низкий уровень — искажение звуко-слоговой структуры слова (замены, пропуски и перестановки звуков и слогов внутри слова).

VI. Исследование словаря и навыков словообразования

а) названия детёнышей животных.

Инструкция: детёныши у лисы — лисята, а у …

Кошки — …, волка — …, овцы — …, коровы — …, льва — …, собаки — …, курицы — …,

свиньи — …, лошади — …

б) подбор антонимов.

Инструкция: бывают предметы большие, а бывают наоборот — маленькие. Я назову слово, а ты скажешь наоборот.

Светлый — …, высокий — …, старый — …, смелый — …, трудный — …, грустный — …,

близкий — …, лёгкий — …, тихий — ….

в) образование существительных в уменьшительной форме.

Инструкция: большой мяч, а маленький — это мячик. Назови ласково предметы, которые я буду перечислять.

Стул — …, стол — …, дом — …, снег — …, дерево — …, окно — …, ухо — …, платье — …, трава — ….

г) образование прилагательных от существительных.

Относительных.

Инструкция: кораблик из бумаги — он бумажный.

Матрёшка из дерева -…, ручка из пластмассы — …, шуба из меха — …, горка изо льда — …, салат из капусты — …, суп из овощей — …, лист берёзы — …, шишка сосны — …, варенье из малины — …, варенье из земляники — ….

Качественных.

Инструкция: лису за хитрость называют хитрой, а …

Волка за жадность — …, зайца за трусость — …, медведя за силу — …, льва за смелость — ….

Инструкция: если днём жара, то день жаркий, а если …

Мороз — …, солнце — …, снег — …, дождь — …, ветер — …, холод -….

Притяжательных.

Инструкция: у кошки лапа кошачья, а у …

тигра — …, лисы — …, зайца — …, белки — …, собаки — …, медведя — …, волка — …,

клюв птицы — …, перо орла — …, ружьё охотника — ….

Оценка: для всех заданий осуществляется по общим критериям:

высокий уровень — правильный ответ;

VII. Исследование грамматического строя речи.

а) повторение предложений.

Инструкция: послушай предложение и постарайся повторить его как можно точнее.

(предложение читается до первого воспроизведения 1-2 раза)

Курица снесла яйцо.

Белые чайки кружились над морем.

Во дворе гуляет много детей.

Соня купила в магазине разноцветные карандаши.

Оценка: высокий уровень — правильное и точное воспроизведение;

средний уровень — пропуск отдельных слов без искажения смысла и структуры предложения;

низкий уровень — пропуск частей предложения, искажение смысла и структуры предложения.

б) составление предложений из слов в начальной форме.

Инструкция: я назову тебе несколько слов, а ты постарайся составить из них предложение.

Мальчик, открывать, дверь.

Лечить, доктор, больной.

Внучка, груша, бабушка, давать.

Витя, косить, трава, кролики, для.

Оценка: высокий уровень — предложение составлено правильно;

средний уровень — нарушен порядок слов;

низкий уровень — наблюдаются пропуски, перестановки или замены слов, смысловые неточности, аграмматизмы.

в) добавление предлогов в предложение.

Инструкция: я сейчас назову предложение, в котором не хватает одного слова, догадайся: что это за слово, вставь его в предложение.

Таня ходила … магазин.

Почки распустились … деревьях.

Лодка плывёт … озеру.

Вещи вынули … шкафа.

Мяч закатился … диван.

В связи с трудностью этого задания, используются два вида помощи: 1-й — стимулирующая («неверно, подумай ещё!»); 2- ой — в виде вопроса к пропущенному предлогу («Таня ходила куда?»).

средний уровень — правильный ответ после стимулирующей помощи;

низкий уровень — правильный ответ после помощи второго вида.

г) образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах.

Инструкция: один — дом, а если их много, то это — дома. Один — стол, а много — это ….

Инструкция: один дом, а много чего? — Домов. Один стол, а много чего? — ….

Кресло — …, платье — …, цветок — …, ухо — ….

Оценка: высокий уровень — правильный ответ;

средний уровень — самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи;

низкий уровень – форма образована неправильно.

VIII. Исследование связной речи

а) составление рассказа по серии сюжетных картинок «Бобик» (Каше) или по другой серии из 4-5 картинок.

Инструкция: посмотри на эти картинки, постарайся определить: что было сначала, а что – потом. Разложи картинки по порядку и составь рассказ.

Оценка: высокий уровень — самостоятельно разложены картинки и составлен рассказ, рассказ соответствует ситуации, имеет все смысловые звенья, расположенные в правильной последовательности, рассказ оформлен грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств;

средний уровень — картинки разложены со стимулирующей помощью, рассказ составлен самостоятельно, допускаются незначительные искажения ситуации, неправильное воспроизведение причинно — следственных связей, рассказ составлен без аграмматизмов, но наблюдается стереотипность оформления, неточности словоупотребления;

низкий уровень — раскладывание картинок и составление рассказа по наводящим вопросам, наблюдается выпадение смысловых звеньев, существенное искажение смысла, аграмматизмы, стереотипность оформления, неадекватное использование лексических средств.

б) пересказ прослушанного текста.

Инструкция: я прочитаю тебе небольшой рассказ, слушай внимательно, запоминай и приготовься его пересказывать.

(рассказ предъявляется не более двух раз)

Горошины.

В одном стручке сидели горошины. Прошла неделя. Стручок раскрылся. Горошины весело покатились на ладонь мальчику. Мальчик зарядил горохом ружьё и выстрелил. Три горошины залетели на крышу. Там их склевали голуби. Одна горошина закатилась в канаву и дала росток. Скоро он зазеленел и стал кудрявым кустиком гороха.

(по И. Н. Садовниковой)

Кроме данного текста, могут быть предложены небольшие по объёму рассказы, имеющие скрытый смысл:

Горькое лекарство .

Заболела мать Тани. Доктор прописал больной горькое лекарство. Видит девочка, что мать пьёт лекарство с трудом, и говорит: «Милая мамочка! Дай я выпью лекарство за тебя!»

(по К. Ушинскому)

Голодный человек.

Один человек был очень голоден. Он пошёл в булочную, купил булку, съел, но не наелся. Тогда он купил ещё одну булку, съел, но ему всё ещё хотелось есть.

Он хотел купить третью булку, но денег у него хватило только на маленькую баранку. Человек съел баранку и наелся. Тогда он ударил себя по голове и сказал: «Какой же я глупый! Что ж я напрасно съел столько булок? Мне бы надо сначала съесть одну баранку!»

(по Л. Толстому)

Оценка: высокий уровень — самостоятельный пересказ после первого предъявления,воспроизведены все основные смысловые звенья, пересказ составлен без нарушения лексических и грамматических норм;

средний уровень — пересказ после минимальной помощи (1 — 2 вопроса) или после повторного прочтения, смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями, аграмматизмов нет, но наблюдается стереотипность оформления высказывания, отдельные близкие словесные замены;

низкий уровень — пересказ по вопросам, имеются значительные сокращения, или искажение смысла, или включение посторонней информации, отмечаются повторы, аграмматизмы, неадекватные словесные замены.

Для удобства анализа полученных результатов обследования педагогам ДОУ предлагается заносить полученные данные в общую таблицу, которая, по сути, является профилем речевой готовности детей к школе.

Подробный анализ результатов диагностики позволяет выявить проблемы отдельных детей, а также общие педагогические пробелы в подготовке дошкольников. Таким образом, у педагогов появляется возможность организовать целенаправленную адресную помощь воспитанникам по формированию речевой готовности к школе. Поэтому мы предлагаем проводить данную диагностику в феврале, чтобы использовать оставшееся до конца учебного года время для решения выявленных проблем. Речевой материал, предложенный для тестирования, поможет педагогам и родителям будущих первоклассников подобрать аналогичные задания для игр и упражнений, индивидуальных и подгрупповых занятий. Таким образом, тестовые задания можно легко превратить в тренинговые.

учитель-логопед МБДОУ «ЦРР — детский сад № 41».

г. Саров, Нижегородская область, Россия

Слайд 1 Речевая готовность к школе

Слайд 2 Когда говорят о "готовности к школе", то имеют в виду не отдельные умения и знания, а их определенный набор, в котором присутствуют все основные компоненты.

Наша речь - процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. Ведь именно, при помощи речи устной и письменной ребенку предстоит усвоить всю систему знаний. Чем лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее ученик овладеет чтением и письмом. Сегодня мы поговорим о том, как должны быть развиты компоненты речевой системы к моменту поступления ребёнка в первый класс.

Слайд 3 Родителям в первую очередь следует обратить внимание на:
. Правильное произношение всех звуков
. Умение различать звуки речи на слух
. Владение навыками звукового анализа и синтеза
. Словарный запас
. Сформированность грамматического строя речи
. Связную речь
. Речевую коммуникацию
. Мелкую моторику рук и психические процессы (память, внимание, мышление, восприятие)

Слайд 4 Звукопроизношение и фонематический слух:
В норме вся звуковая сторона речи должна быть усвоена ребёнком полностью к 5 - 6 годам. К этому возрасту ребёнок должен уметь различать звуки на слух и в произношении. Приходя в школу, он должен отчётливо произносить звуки в различных словах, во фразовой речи, не должен их пропускать, искажать, заменять другими.

Слайд 5 Владение навыками звукового анализа и синтеза:
. умение выделять звук на фоне слова;
. слышать и выделять первый и последний звук в слове;
. определять позицию звука в слове (начало, середина, конец);
. определять количество и последовательность звуков в слове, место звука в слове по отношению к другим;
. называть слова с заданным звуком;
. уметь составлять слова из звуков;
. дети должны знать и правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово», «предложение».
Без специального обучения ребёнок этими навыками овладеть не может. Обучение звуковому анализу и синтезу проходит на логопедических занятиях и занятиях по обучению грамоте. Формирование фонематического анализа проходит в 3 этапа: 1 с опорой на вспомогательные средства (картинки, схемы, фишки), 2 - в речевом плане (дети называют слово, определяют количество и последовательность звуков без опоры), 3 - в умственном плане (дети определяют место звуков, их количество, последовательность, не называя слова).

Слайд 6 Слоговая структура слова
Ребенку 6 -7 лет доступны слова сложной слоговой структуры (аквариум, библиотекарь, баскетболист, экскаватор). Он произносит их в быстром темпе, не переставляет, не выкидывает, не добавляет звуки и слоги.

Слайд 7 Словарный запас
К 7 годам у ребёнка должен быть достаточно большой словарный запас (около 2000 слов)
В своей речи он должен активно использовать все части речи (существительные, прилагательные, глаголы, наречия, антонимы, синонимы, числительные), понимать переносное значение слов, подбирать обобщающие понятия для группы предметов, знать многозначные слова.

Слайды 8 - 14 Картинки с изображением обобщающих понятий, синонимов, антонимов, многозначных слов.

Слайд 15 Сформированность грамматического строя речи:
Ребенок должен уметь пользоваться разными способами словообразования и словоизменения (правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, образовывать слова в нужной форме, образовывать прилагательные от существительных, изменять существительные по числам, падежам, глаголы по видам, понимать и употреблять предлоги, согласовывать числительные и прилагательные с существительными).

Слайд 16 Связная речь
К 7 годам ребёнок должен уметь
. пересказывать небольшие по объёму рассказы и сказки
. составлять рассказ по картинке
. составлять рассказ по серии картин
. отвечать на вопросы по тексту
При пересказе (рассказе) обращается внимание
- на понимание ребёнком текста (он должен правильно формулировать основную мысль),
- на структурирование текста (он должен уметь последовательно и точно строить пересказ),
- на лексику (полнота и точность использования слов),
- на грамматику (он должен правильно строить предложения, уметь использовать сложные предложения).

Слайд 17 Речевая коммуникация
- Ребёнок должен быть достаточно активен в общении,
- уметь слушать и понимать речь,
- строить общение с учетом ситуации,
- легко входить в контакт с детьми и взрослыми,
- ясно и последовательно выражать свои мысли,
- пользоваться формами речевого этикета.

Слайд 18 Мелкая моторика рук
Хорошо развитая мелкая моторика способствует развитию речи (пальчиковая гимнастика, игры с прищепками, ниткография, использование шариков су-джок и иппликатора Кузнецова, обведение и штриховка предметов, шнуровка, нанизывание бусинок, аппликации, лепка, плетение, вырезание ножницами и т.д.).

Слайд 19 Психические процессы
Все психические процессы тесно взаимосвязаны. Недоразвитие хотя бы одного психического процесса приводит к нарушению умственного развития ребёнка в целом.

Слайды 20 - 21
Картинки для развития памяти, восприятия, мышления, внимания.

Слайд 22 Уважаемые родители!
Если ваш ребенок имеет трудности в речевом развитии и нуждается в специальной помощи, не стоит надеяться на то, что он «вырастет, и сам научиться говорить». Необходимо обратиться к логопеду

Слайд 23 Спасибо за внимание!

Подготовила учитель – логопед 2013 г. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Горушинская НОШ – детский сад: Котова Н.Ф.

Консультация для родителей

«Что такое ОНР?»

Очень часто многие родители замечают у своих детей только нарушение звукопроизношения и не видят необходимости переводить своего ребенка в специализированную логопедическую группу. Зачастую, это только верхушка айсберга, и коррекция речевого дефекта невозможна в полном объеме в условиях общеобразовательной группы детского сада.

В нашем детском саду работают две логопедические группы, одна из них для детей с логопедическим заключением ОНР. Подробнее остановлюсь на этом речевом нарушении.

Что такое общее недоразвитие речи (ОНР)?

В настоящее время дошкольники с недостатками речевого развития составляют едва ли не самую многочисленную группу детей с нарушениями развития. Из них больше половины детей имеют логопедическое заключение ОНР - общее недоразвитие речи.

Под термином (ОНР) понимаются различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне при нормальном слухе и интеллекте. Для речи таких детей характерны следующие признаки:

Более позднее начало речи (первые слова появляются в 3-4, а иногда и в 5 лет);

Экспрессивная речь отстает от импрессивной (ребенок понимает обращенную к нему речь, но сам не может озвучить свои мысли);

Дети неправильно согласуют различные части речи между собой, не используют в речи предлоги, затрудняются в словообразовании;

У детей с ОНР нарушено произношение нескольких или всех групп звуков;

Речь детей с общим недоразвитием речи малопонятна.

Выделяют четыре уровня ОНР

1 уровень - у детей полностью отсутствует речь, их словарный запас состоит из «лепетных» слов, звукоподражаний, мимики и жестов;

2 уровень - к «лепетным» выражениям добавляется искаженные, однако достаточно понятные общеупотребительные слова. При этом у детей заметно нарушена слоговая структура, а произносительные возможности отстают от возрастной нормы;

3 уровень - уже появляется развернутая речь, ребенок может произносить целые фразы, однако присутствуют нарушения фонетико-фонематического и лексико-грамматического характера. Свободное общение с окружающими затруднено, дети могут вступать в контакт только в присутствии близких людей, которые вносят пояснения в их речь;

4 уровень - наблюдается отсутствие нарушений звукопроизношения, но при этом дети имеют не внятную дикцию, часто путают местами слога и звуки. Не первый взгляд эти недостатки кажутся несущественными, но в итоге затрудняют у ребенка процесс обучения чтению и письму.

Причины общего недоразвития речи.

Среди причин общего недоразвития речи выделяют разнообразные факторы как биологического, так и социального характера. К биологическим факторам относят: инфекции или интоксикации матери во время беременности, несовместимость крови матери и плода по резус- фактору или групповой принадлежности, поражение плода во время беременности (вызванное инфекцией, интоксикацией, кислородным голоданием), послеродовые заболевания ЦНС и травмы мозга в первые годы жизни ребёнка.

Вместе с тем ОНР может быть обусловлено неблагоприятными условиями воспитания и обучения, может быть связано с недостаточным общением со взрослыми в периоды активного развития речи. Во многих случаях ОНР является следствием комплексного воздействия различных факторов, например, наследственной предрасположенности, органической недостаточности ЦНС (иногда легко выраженной), неблагоприятного социального окружения.

Коррекция речи у детей с ОНР.

Общее недоразвитие речи относится к тяжелым нарушениям речи. И исправить это нарушение самостоятельно невозможно. Для таких детей создаются специальные логопедические группы, в которые дети зачисляются на два года. Коррекционная работа проводится комплексно. В зависимости от периода обучения, учитель-логопед ежедневно проводит групповые или подгрупповые занятия по формированию лексико-грамматического строя, формированию звукопроизношения и подготовке к обучению грамоте, а также по развитию связной речи. Три раза в неделю с каждым ребенком проводятся индивидуальные занятия по коррекции звукопроизношения.

В вечернее время воспитатели проводят коррекционную работу по заданию логопеда, с целью закрепления новых знаний, умений, навыков.

При необходимости, наблюдение осуществляет врач-невропатолог, так как у некоторых детей для активизации речевых зон головного мозга и улучшения кровоснабжения применяется медикаментозное лечение.

Один раз в неделю учитель-логопед задает домашнее задание для повторения пройденного материала.

Такая структура коррекционной работы позволяет максимально исправить речевое нарушение и сформировать полноценную гармоничную личность.